- Преподавателю
- Биология
- Самоанализ внеурочного занятия по биологии: Плесневые грибы и дрожжи
Самоанализ внеурочного занятия по биологии: Плесневые грибы и дрожжи
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева И.М. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ внеурочного занятия
Тема занятия: Плесневые грибы и дрожжи.
Цель занятия:
Образовательные:
1. Создать условия для систематизации и углубления представлений обучающихся о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
2.Развивающие: развивать умения распознавать по внешним признакам плесневые грибы, работать с различными источниками информации: схемой, рисунками, видеоинформацией, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.
3.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Задачи:
Образовательные
Расширить знания о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
Развивающие
Развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные
Формировать здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью и окружающей природной среде.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
особенности строения плесневых грибов и дрожжей в сравнительной характеристике;
условия жизнедеятельности грибов;
влияние плесени на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рисунки, тексты, опыты;
давать сравнительную характеристику;
работать над созданием проектов.
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, элементы технологии проблемного диалога, опережающее обучение, личностно-ориентированная.
Если говорить с позиций формирования универсальных учебных действий на занятии формировались:
Личностные учебные действия:
-формирование основ здорового образа жизни.
- продуктивное сотрудничество, там где была работа в группах.
Метапредметные:
- Овладение основами организации исследовательской деятельности, умение выдвигать проблему, гипотезу.
- Наметить план реализации проекта.
- Делать выводы и заключения.
- Структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Работать с разными источниками информации.
- Формирование общезнаниевого кругозора на межпредметном уровне.
Предметные:
- Выделять существенные признаки царства грибов.
- Понимать смысл биологических терминов.
- Соблюдать меры профилактики заболеваний.
- Понимать практическую значимость материала по биологии в формировании познавательного кругозора.
- Овладение методам биологической науки: описание биологических объектов и процессов.
На занятии применялись различные формы и методы учебной деятельности:
эмоциональное вступительное слово, изложение фактов связанных с внутренним строением плесневых грибов и дрожжей, мультимедийная презентация, детские проекты, анализ изображений и таблиц, рефлексия
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и обучаемого: сотрудничество, наглядность, доступность.
Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
На занятии формировались следующие компетентности: исследовательская, информационная, коммуникативная.
Занятие состоит из 7 этапов логически связанных между собой:
1.Этап мотивации. Эмоциональное вступление, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2.Актуализация знаний. Цель урока согласовывалась в обсуждении с учениками. Задание «Сравните два факта» носила репродуктивный характер. Все это способствовало созданию атмосферы заинтересованного изучения нового материала.
3.Этап открытия новых знаний. Одной из ососбенностей системно-деятельностного подхода в обучении биологии является формирование у обучающихся умения работать самостоятельно с помощью справочного материала; анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемый материал. Освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали поиск информации из разных источников (учебник, рисунки, наглядный материал), применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности.
Интересной и познавательной для ребят оказалась практическая работа по изучению внешнего строения и процессами жизнедеятельности грибов. Организованная работа в группах развила навыки сотрудничества и совместного поиска решения поставленных задач. Посильность, доступность, открытость, актуальность рассматриваемых вопросов формировали на занятии положительную мотивацию к учению. Организовывалась обратная связь учитель-ученик.
4.На этапе самостоятельного применения знаний использовалась работа с кластером, что способствовало закреплению изученного материала.
5. На этапе рефлексии использовала систему самоконтроля и взаимоконтроля, обучающиеся анализируют результаты занятия и определяют субъективное значение результатов деятельности.
6. Домашнее задание. На дом были предложены задания дифференцированного характера, что способствует развитию творческих навыков и учету личностных особенностей учащихся.
7. Заключение. В заключении был подведен итог занятия, озвучены оценки и отметки обучающихся.
Этапы занятия были логично связаны друг с другом. Использованная структура занятия, методы и приемы способствовали достижению целей и задач занятия, соответствовали современным дидактическим требованиям. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию занятия.
Здоровьесберегающий аспект занятия состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении занятия, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу. По моему мнению цели были достигнуты. Предполагаю, что результатом занятия будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении.