Рабочая программа кружка Экология растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа курса «Юный эколог» рассчитана на 70 часов (два часа в неделю) повторение и углубление материала по курсу биология « Растения» под редакцией В.В. Пасечника для учащихся классов

В последние десятилетия остро ставится вопрос об охране окружающей среды и многообразии животных, растений и других живых организмов, влиянии различных факторов. В основу программы положен экологический принцип, помогающий углубить школьные знания о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, заложить основы для грамотного понимания законов природы. Данная программа носит интегрированный характер, объединяет курсы биологии, географии и экологию растений.

Актуальность программы обусловлена ростом интереса ребят к активному познанию мира растений, направление творческой и интеллектуальной энергии.

На общественно-полезные занятия, способствующие формированию социальной активности школьников, позволяет расширить и углубить теоретические знания и применить их в практической исследовательской области.

Цель программы - создание условий для обеспечения экологического образования, удовлетворение интереса к миру растений, приобрести навыки пользования определителем растений.

Задачи.

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение и изучение основных знаний о строении и жизнедеятельности разных групп растений

  • Расширение знаний об экологических факторах.

  • Ознакомление с разными группами растений.

  • Формирование системы умений и навыков взаимодействия с растениями как природными объектами.

Воспитательные :

  • Создание условий для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе.

  • Продолжить формирование познавательного интереса, коммуникативных качеств.

  • Формирование стремления и готовности к самоотдаче.

  • Способствовать формированию взглядов о единстве органического мира.

  • Воспитание активной гражданской позиции

Развивающие:

  • Создание условий для привития интереса к исследовательской работе.

  • Создание условий для развития творческого потенциала учащихся.

  • Активизация процессов самопознания и самовыражения.

  • Способствовать развитию умений обосновывать свою точку зрения, аргументировать свои наблюдения.

  • Создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Роль растений в природе 4 часа.

Многообразие растений, их роль в природе. Ареалы-области обитания растений. Растения космополиты, эндемики. Высшие растения и низшие растения.

Практические работы:

1.Рассмотрение гербарного материала, выявление признаков высших растений.

2.Приготовление препарата зеленого налета коры деревьев-рассматривание клеток водорослей.

2.Организм и среда 4 часа.

Понятие факторов среды, их влияние на растительные организмы. Группы факторов:

абиотические, биотические и антропогенные. Приспособительные формы растений.

Классификация по способу питания: автотрофы, паразиты, смешанный способ питания.

Приспособления растений к среде обитания (видоизменения корней стеблей, листьев)

3.Взаимодейстиве организмов 3 часа.

Взаимодействие организмов-симбиоз, паразитизм ,растения- хищники.

Просмотр фильмов о растениях-хищниках: росянка, венерина Мухоловка, непентес.

Практическая работа: «Рассматривание и описание влажного препарата растения семейства бобовых, в симбиозе с клубеньковыми бактериями»

4.Многообразие растительного мира 20 час.

1.Растительный мир суши. Растения смешанного леса. Взаимовлияние растений. Конкуренция. Ярусность. Листовая мозаика.

2.Голосеменные растения-хвойный лес (сосновый бор, еловый лес - отличия в признаках). Лиственница- гордость русских лесов. Фитонциды.

3. Отдел водоросли. Хлорелла на службе человека. Морские огороды.

4.Лишайники-растения пионеры. Индикаторы чистого воздуха.

5.Отдел мхи. Сфагнум- белый мох. Образование торфа.

6.Отдел папоротники. Потомки вымерших деревьев.

7.Развитие растительного мира в различные геологические эпохи(палеозойскую и мезозойскую эры, ледниковую эпоху).

8.Отдел покрытосеменные. Общность и различие цветковых растений. Отличия культурных растений от дикорастущих. Центры происхождения культурных растений.

9.Растительность тундры( карликовые деревья: ива, береза; вереск, лишайники, мхи.)

10. Растительность степей (ирисы, келерия-пастбищная трава, степная осока,

лютик, ковыль.)

11.Растительность саванн (преобладание злаков).

12.Растительность пустынь (верблюжья колючка, перекати поле, саксаул).

13.Растительность тропических лесов (эпифиты: орхидные, вечнозеленый растения, кустарники).

14.Растительность высокогорья (ореховые, дубовые, буковые, хвойные леса).

15. Растения водоемов (камыш, стрелолист, кувшинки, кубышки, водокрас, рогоз, ряска)

16.Растительность болот (мхи, клюква, росянка).

17.Растительность луга (одуванчик, нивяник, пижма, погремок, тысячелистник и т д.)

18..Роль семени в жизни растений. Животные - распространители плодов и семян

(запасание плодов и семян).

19.Практическая работа «Изменение численности популяций растений»

20. Практическая работа «Изучение приспособлений растений разных мест обитания»

5.Способы распространения семян в 6 часов.

1. Роль семени в жизни растений. Опыление растений животными. Приспособления к распространению.

Эндозоохория-процесс поедания семян животными и выбрасывание их с пометом.

Эпизоохория-прикрепление семян к животным.

2 Влияние ветра на распространение растений (плоды и семена с крыловидными выростами, летучками из волосков).

3.Влияние воды на распространение семян (растения речных долин, морских побережий).

4.Влияние почвы на распространение семян (растения засоленных почв, известковых почв).

5. Саморазбрасывание семян(с. Бобовые, бешеный огурец, недотрога)

6. Распространение и сохранение семян человеком. (культурные и декоративные растения)

6. Растительный организм и среда 8 часов.

1.Роль корня в жизни растения. Живые якоря. Вода и растения.

Минеральное питание.

2. Видоизменения корней: корнеплоды, воздушные корни, корни-подпорки, корни-прицепки, ходульные корни.

3.Роль листьев в жизни растений. Устьица листа. Пряжа жизни. Влияние света на рост и развитие растений. Листопад.

4. Роль света в жизни растений. Фотосинтез.

5.Роль стебля в жизни растений. Годичные кольца. Видоизменения стебля. Секрет гигантских трав. Дерево-роща. Лианы.

6.Вегетативное размножение и продолжительность жизни растений.

7.Роль красоты в жизни цветка. Роль запаха у цветка. Биологическая взаимосвязь растений и насекомых-опылителей.

8.Значение соцветий для растения. Самый большой цветок на свете (раффлезия).

7.Взаимодействие организмов 3 часа.

1.Изучение растений -- симбионтов (изучение влажных препаратов, гербарных материалов ).

2.Антибиотические организмы (Хищники, паразиты )

3.Растения - продуценты органических веществ. Составление схем ярусов в лесу.

8. Признаки семейств отдела покрытосеменных 7 часов.

1.Семейство крестоцветных( капустных). Практическая работа. Работа с определителем растений.

2. Семейство розоцветных. Практическая работа. Работа с определителем растений.

3.Семейство пасленовых. Практическая работа. Работа с определителем растений.

4. Семейство бобовых(мотыльковых). Практическая работа. Работа с определителем растений.

5.Семейство сложноцветных (астровые). Практическая работа. Работа с определителем растений.

6.Семейство лилейных. Практическая работа. Работа с определителем растений.

7. Семейство злаковых (мятликовые) Практическая работа. Работа с определителем растений.

9. Разнообразие культурных растений 7 часов

1.Отличие культурного растения от дикорастущего. Родина картофеля. Распространение картофеля в России.

2.Капустный календарь. Современные сорта капусты.

3.Яблоня- гордость наших садов. Копилка витаминов.

4 Слава пшеницы. Рожь-растение семейства злаковых.

5.Лен и хлопчатник. Просмотр фильма о сборе хлопчатника

6.Краса Земли русской -ягода земляника.

7. Чайный куст. Просмотр фильма о культурных растениях, сборе чая.

10. Многообразие царств живой природы 3 часа.

1. Царство Бактерии. Живые удобрения.

2 Микология- наука о грибах. .Как гриб лечит людей (пеницилл Практическая работа «Рассматривание под микроскопом мукора и пеницилла»

3. Царство Грибы. «Ведьмины круги»

10.Редкие растения и их охрана 4 часа

1.Изучение закона об охране растений. Заповедники и заказники Российской Федерации. Заказники Владимирской области.

Просмотр фильма о принципах заповедников. .

2. Подготовка и проведение бесед «Эти удивительные растения».

3.Истреблённые виды растений. Просмотр фильма. Красная книга РФ. Растения области. Презентации.

4. Правила составление гербариев.

Экскурсия в сосновый лес, на луг. Составление отчетов. Презентаций.





Календарно-тематическое планирование



№ п/п

№ п/п в теме

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1.Роль растений в природе

4



1

1

Многообразие растений, их роль в природе. Ареалы-области обитания растений.

1



2

2

Растения космополиты, эндемики. Высшие растения и низшие растения.

1



3

3

Рассмотрение гербарного материала, выявление признаков высших растений. Практическая работа

1



4

4

Приготовление препарата зеленого налета коры деревьев-рассматривание клеток водорослей. Практическая работа.

1



2.Организм и среда

4



5

1

Понятие факторов среды, их влияние на растительные организмы. Группы факторов:

абиотические, биотические и антропогенные.

1



6

2

Приспособительные формы растений.

1



7

3

Классификация по способу питания: автотрофы, паразиты, смешанный способ питания

1



8

4

Приспособления растений к среде обитания (видоизменения корней стеблей, листьев)

1



3.Взаимодейстиве организмов

3



9

1

Взаимодействие организмов-симбиоз, паразитизм,растения- хищники

1



10

2

Просмотр фильмов о растениях-хищниках: росянка, венерина Мухоловка, непентес.

1



11

3

Практическая работа: «Рассматривание и описание влажного препарата растения семейства бобовых, в симбиозе с клубеньковыми бактериями

1



12

4.Многообразие растительного мира

20



13

1

Растительный мир суши. Растения смешанного леса. Взаимовлияние растений. Конкуренция. Ярусность. Листовая мозаика

1



14

2

Голосеменные растения-хвойный лес (сосновый бор, еловый лес - отличия в признаках). Лиственница- гордость русских лесов. Фитонциды

1



15

3

Отдел водоросли. Хлорелла на службе человека. Морские огороды

1



16

4

.Лишайники-растения пионеры. Индикаторы чистого воздуха

1



17

5

Отдел мхи. Сфагнум- белый мох. Образование торфа.

1



18

6

Отдел папоротники. Потомки вымерших деревьев.

1



19

7

Развитие растительного мира в различные геологические эпохи(палеозойскую и мезозойскую эры, ледниковую эпоху).

1



20

8

Отдел покрытосеменные. Общность и различие цветковых растений. Отличия культурных растений от дикорастущих. Центры происхождения культурных растений.

1



21

9

Растительность тундры( карликовые деревья: ива, береза; вереск, лишайники, мхи.)

1



22

10

. Растительность степей (ирисы, келерия-пастбищная трава, степная осока,лютик, ковыль.)

1



23

11

Растительность саванн (преобладание злаков).

1



24

12

Растительность пустынь (верблюжья колючка, перекати поле, саксаул).

1



25

13

Растительность тропических лесов (эпифиты: орхидные, вечнозеленый растения, кустарники).

1



26

14

Растительность высокогорья (ореховые, дубовые, буковые, хвойные леса).

1



27

15

Растения водоемов (камыш, стрелолист, кувшинки, кубышки, водокрас, рогоз, ряска)

1



28

16

Растительность болот (мхи, клюква, росянка).

1



29

17

Растительность луга (одуванчик, нивяник, пижма, погремок, тысячелистник и т д.)

1



30

18

Роль семени в жизни растений. Животные-распространители плодов и семян(запасание плодов и семян).

1



31

19

Практическая работа «Изменение численности популяций растений»

1



32

20

Практическая работа «Изучение приспособлений растений разных мест обитания»

1





5.Способы распространения семян

6



33


Роль семени в жизни растений. Опыление растений животными. Приспособления к распространению.

Эндозоохория-процесс поедания семян животными и выбрасывание их с пометом.

Эпизоохория-прикрепление семян к животным.

1



34


Влияние ветра на распространение растений (плоды и семена с крыловидными выростами, летучками из волосков).

1



35


Влияние воды на распространение семян (растения речных долин, морских побережий)

1



36


Влияние почвы на распространение семян (растения засоленных почв, известковых почв)

1



37


Саморазбрасывание семян

(с. Бобовые, бешеный огурец,недоторога)

1



38


Распространение и сохранение семян человеком. (культурные и декоративные растения)

1





6. Растительный организм и среда

8



39

1

Роль корня в жизни растения. Живые якоря. Вода и растения.

Минеральное питание

1



40

2

Видоизменения корней: корнеплоды, воздушные корни, корни-подпорки, корни-прицепки, ходульные корни

1



41

3

Роль листьев в жизни растений. Устьица листа. Пряжа жизни. Влияние света на рост и развитие растений. Листопад.

1



42

4

Роль света в жизни растений. Фотосинтез

1



43

5

Роль стебля в жизни растений. Годичные кольца. Видоизменения стебля. Секрет гигантских трав. Дерево-роща. Лианы.

1



44

6

Вегетативное размножение и продолжительность жизни растений

1



45

7

Роль красоты в жизни цветка. Роль запаха у цветка. Биологическая взаимосвязь растений и насекомых-опылителей.

1



46

8

.Значение соцветий для растения. Самый большой цветок на свете (раффлезии)

1





7.Взаимодействие организмов

3



47

1

Изучение растений-- симбионтов (изучение влажных препаратов, гербарных материалов

1



48

2

Антибиотические организмы (Хищники, паразиты )

1



49

3

Растения-продуценты органических веществ. Составление схем ярусов в лесу

1





8. Признаки семейств отдела покрытосеменных

7



50

1

.Семейство крестоцветных( капустных). Практическая работа. Работа с определителем растений.

1



51

2

Семейство розоцветных. Практическая работа. Работа с определителем растений.

1



52

3

Семейство пасленовых. Практическая работа. Работа с определителем растений

1



53

4

Семейство бобовых(мотыльковых). Практическая работа. Работа с определителем растений.

1



54

5

Семейство сложноцветных (астровые). Практическая работа. Работа с определителем растений

1



55

6

Семейство лилейных. Практическая работа. Работа с определителем растений.

1



56

7

Семейство злаковых(мятликовые) Практическая работа. Работа с определителем растений.

1





9. Разнообразие культурных растений

7



57

1

Отличие культурного растения от дикорастущего. Родина картофеля. Распространение картофеля в России

1



58

2

Капустный календарь. Современные сорта капусты

1



59

3

.Яблоня- гордость наших садов. Копилка витаминов

1



60

4

Слава пшеницы. Рожь-растение семейства злаковых.

1



61

5

Лен и хлопчатник. Просмотр фильма о сборе хлопчатника

1



62

6

Краса Земли русской -ягода земляника

1



63

7

Чайный куст. Просмотр фильма о культурных растениях, сборе чая.






10. Многообразие царств живой природы

3



64


Царство Бактерии. Живые удобрения

1



65


Микология- наука о грибах. Как гриб лечит людей (пеницилл Практическая работа «Рассматривание под микроскопом мукора и пеницилла

1



66


Царство Грибы. «Ведьмины круги

1





10.Редкие растения и их охрана

4



67

1

Изучение закона об охране растений. Заповедники и заказники Российской Федерации. Заказники Владимирской области. Просмотр фильма о принципах заповедников.

1



68

2

Подготовка и проведение бесед «Эти удивительные растения»

Презентации.

1



69

3

Истреблённые виды растений. Просмотр фильма. Красная книга РФ.Растения области. Презентации.

1



70

4

Правила составление гербариев.

Экскурсия в сосновый лес, на луг. Составление отчетов. Презентаций.

1



Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны :

  • Знать и давать характеристику растений, имеющие разные среды жизни.

  • Систематизировать изучаемые группы растений. Особенности их адаптации.

  • Знать редких и охраняемых видов растений области и РФ.

  • Влияние растений на окружающую среду и друг на друга.

Должны уметь:

  • Определять видовую принадлежность растений (в природе, коллекциях, рисунках)

  • Работать с дополнительной литературой, гербарными материалами, определителями растений, наблюдать за изменениями растений под влиянием факторов среды.

  • Уметь вести дневники наблюдений

  • Уметь использовать лабораторное оборудование.

  • Умение пользоваться инвентарём при работе на пришкольном участке при проведении опытов с разными растениями.

  • Уметь составлять цепи и сети питания (трофические связи )

  • Уметь делать выводы о роли животных и растений в биосфере как глобальной экосистемы. ( Космическая роль зеленых растений)



Используемая литература

1С.В..Алексеев Практикум по экологии. М. 2006

2.Н.С.Воронин,А.Г.Еленевский Ботаника, Морфология и анатомия растений. М. «Просвещение»2010.

3.П.Рейнв,Р.Эверт,С.Айкхорн Современная ботаника. М. Изд Мир.

4.Н.В. Верзилин Занимательно о растениях. М. Просвещение 2008

5.Захлебный. А. Н. и др. Охрана природы в школьном курсе биологии. - М.:Просвещение,1986.

6.Т.А.Козлова Определитель растений луга. М.-«Дрофа» 2012.

7. Т.А.Козлова Определитель растений леса. М.-«Дрофа» 2012.

8.Миркин Б.М. Экология России - М.:АО МДС 2008.

9 Орлова В.Ф.Природа России: Жизнь растений. М.: Изд-во АСТ 1990.

10.Растения и животные. Руководство для натуралиста.- М.: Мир,2000.

11.В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М. Дрофа 2012





© 2010-2022