Мой проект по профориентации

В связи с реализацией стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, когда возрастают потребности регионов в определенных специалистах, профессиональная ориентация школьников как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает огромное значение. Цель проекта профориентационной деятельности ГБОУ школы-интернат №23 г.Белгорода - формирование у обучающихся личностных и общественно-зн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю душу,

то счастье само отыщет вас»

К.Д. Ушинский

В связи с реализацией стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, когда возрастают потребности регионов в определенных специалистах, профессиональная ориентация школьников как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает огромное значение.

Профориентация - это деятельность, направленная на помощь индивиду в выборе профессии, через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Пять основных принципов, определяющих актуальный подход к профориентации:

1. Уникальность индивидуальной карьеры. Отсутствие единых для всех людей целей карьеры. Профессиональный путь любого человека уникален и современная трудовая жизнь в целом неспособна к постановке нормативных задач развития. Ключевые, поворотные для человека события жизни должны рассматриваться как уникальные.

2. Каждая карьера имеет свои стадии профессионального развития. Профессиональный путь представляет собой систему микрорешений через которые индивид на разных этапах своей жизни формирует свое будущее. Постоянная необходимость переобучения и получения дополнительного образования подрывает представление об универсальной стадиальности профессионального развития.

3. Карьеру можно конструировать. Профессиональное развитие является итогом изучения и нового толкования индивидом своей жизни; обогащения опыта и придания жизни новых значений.

4. Профессиональное развитие как субъективная интерпретация. Успех или неудача в карьере это только представление отдельного человека и нет никаких объективных параметров оценки этого успеха, существует только субъективное мнение.

5. Влияние на карьеру индивида исторических, культурных и социальных факторов.

Не только экономические и социальные изменения, но и стремительное развитие технологий, постоянно влияющие на всеобщую картину мира, страны в целом и каждого конкретного ее субъекта, корректируют не только потребность в тех или иных специалистах, но и отношение общества к представителям различных профессий. Все эти, а также многие другие, в том числе специфические факторы, учитывает в своей деятельности педагогический коллектив в области профориентации.

Цель проекта профориентационной деятельности ГБОУ школы-интернат №23 г.Белгорода - формирование у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.

Задачи:

  • создание условий для раскрытия способностей обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения;

  • повышение уровня осведомленности обучающихся о современном рынке труда и специальностях, востребованных на данный момент в регионе;

  • ориентация школьников на непрерывное образование в течение всей жизни;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду;

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников нашей школы.

Гипотеза исследования: специально организованное и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии, если будут:

-учитываться психологические особенности профессионального' самоопределения современных старшеклассников;

-обеспечиваться условия для, формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о первичном выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, склонностей и интересов;

-реализовываться комплексные программы профориентационной деятельности, обеспечивающие адекватность последующего профессионального выбора.

Данный проект рассчитан на 2 года и предусматривает работу с детьми 10 и 11 классов.

При проведении профориентационных мероприятий применяются многочисленные инструменты и методики.

Форма контроля.

I Этап

К концу учебного года освоение основными учебными навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Составление программы самоконтроля, развития воли, регулирование эмоциональных состояний с целью формирования умений выстраивать свою жизнь по собственному желанию.

II Этап

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.

III Этап

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения

Уметь

Знать

Взаимодействовать в коллективе:

Слушать и слышать других;

Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения;

Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор.

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

О психологических особенностях основных видов деятельности;

О профессиональной деятельности.

Формы взаимодействия с обучающимися:

- анкетирование и тестирование старшеклассников, в том числе компьютерная диагностика склонностей и интересов;

- активизирующие профориентационные опросники;

- консультации школьников и их родителей;

- встречи-консультации преподавателей вузов с учащимися;

- экскурсии, направленные на выбор дальнейшей профессии по вузам г. Белгорода;

Формы информационного сопровождения профориентации:

- распространение информационных материалов о востребованных в городе и области специальностях,

- распространение стенгазет, статей о профессиях;

- проведение школьных мероприятий, классных часов и круглых столов;

- информационное наполнение материалами для профориентации,

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

- Дни открытых дверей учебных заведений, экскурсии на предприятия и в организации;

- участие в предметных олимпиадах, спартакиадах;

-организация тематических конкурсов и интеллектуальных игр;

- предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников (курсы по выбору);

- содействие временному трудоустройству во время каникул;

- тематические Интернет-конкурсы и викторины для старшеклассников;

- участие в праздновании российских профессиональных праздников;

- выступления на классных часах и родительских собраниях;

- презентации учебных заведений в школах.

Важной составляющей профориентационной работы является повышение мотивации осознанного выбора получения дальнейшего образования, знакомство с особенностями и спецификой будущей профессии. Одним из звеньев, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников.

Экскурсии на предприятия и в учебные заведения:

Цель данных мероприятий - также обратить внимание учеников на предприятие, профессию, отрасль, перспективы, способствовать профессиональному самоопределению, привлечь их к обсуждению профессиональных вопросов, ответить на все интересующие их и т.д. В ходе подобных мероприятий старшеклассники общаются непосредственно с практиками и специалистами, узнают о специальностях из «первых рук». Специалисты организаций и предприятий отвечают на вопросы старшеклассников, рассказывают об организации труда, материальном и информационном базисах работы на данном предприятии.

Типы профориентационных экскурсий:

обзорные (общее знакомство с предприятием, проводятся по определенному маршруту, сопровождаются короткими рассказами и ответами на вопросы, целесообразны и рекомендованы для старших школьников);

тематические (серия экскурсий для всестороннего ознакомления с предприятием, отраслью, сферой: история, подразделения, технологический процесс, ведущие профессии, условия труда);

профессиографические (раскрывается содержание той или иной профессии: ознакомление с содержанием деятельности специалиста, связью с другими специалистами, возможностями совмещения работы с учебой, перспективами, соответствием способностей и качеств сотрудника требованиям профессии, возможными противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией молодыми сотрудниками и т.п.).

Использование Интернет-ресурсов

Общеизвестно, что подростки, старшеклассники, выпускники предпочитают и более доверяют информации, полученной ими посредством электронных источников информации - Internet, иногда вне зависимости от степени ее правдивости. Согласно проведенным социологическим исследованиям, учебные заведения, организации, СМИ, активно использующие в своей работе Internet-ресурсы, представляются старшеклассникам более современными и передовыми, а значит, более заслуживающими доверия.

Под использованием Интернет-ресурсов в данном случае понимается не только размещение новостей на сайтах СМИ, но и создание и поддержка собственного сайта нашего учебного заведения, размещение информации в социальных сетях , образовательных и молодежных (в том числе форумах) площадках.

Это может быть как прямая реклама образовательных учреждений, так и ответы на вопросы, информирование об актуальных проектах и акциях (например, создание групп и «событий», приглашающих на мероприятия). Например, некоторые учебные заведения используют Internet для проведения викторин и конкурсов. «Энциклопедию профессий» целесообразно не только распространять среди школьников, но и использовать на классных часах и родительских собраниях. Подобная энциклопедия может быть создана в электронном виде и размещена на Интернет-сайте нашего учебного заведения.









Прогнозируемые результаты:

Концепция модернизации российского образования предполагает расширение активных форм обучения, усиление воспитательной функции школы, индивидуализацию обучения вплоть до профилизации старшеклассников. В связи с этим ожидается положительная динамика по следующим показателям наших выпускников:

Интеллектуальное развитие:

- умеет анализировать, обобщать, делать выводы,

- занимается самообразованием,

- объективно оценивает себя,

- стремится к саморазвитию и самоопределению

Целеустремленность:

- наличие жизненных планов;

- активная профессиональная подготовка;

- способность сделать правильный нравственный, социальный выбор;

- стремление к формированию собственной культуры;

Здоровый образ жизни:

- стремление к физическому совершенству;

- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

- понимание и ведение здорового образа жизни.















Заключение


Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный - тот,

кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный - тот,

кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.

Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме

В результате проделанной работы, решены задачи исследования по изучению теоретических основ самоопределения старшеклассников. Выявлено, что для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Возраст старшеклассника указывает на то, что для полноценного осмысления выбора профессии нужно стать чуть страшим. Поэтому, для того что бы формулировалось познание о полезности будущей профессии, необходимо часто проводить грамотную профориентационную работу.

Профориентация - это очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

В результате проделанной работы выяснилось, что благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии. Молодые люди, заблуждаясь в интересах и своих способностях, смогут найти окончательное решение после профессиональной ориентации. Ныне, профориентационные методики становятся все больше популярными и актуальными и приобретают новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ.

Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Источники:

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.

2.Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис … канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб. 2006

3.Большая советская энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. энциклопедия, 1976.

4.Возрастная и педагогическая психология / од ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. -М.: Издат-во Педагогическое общество России, 2003.

5.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников : учеб. пособие для студентов-слуш. фак. обществ. профессий / Н.Н. Захаров. - М.: 1988.

6.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая Книга

© 2010-2022