• Преподавателю
  • Биология
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОЛОГИИ И БИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ CYCLACHAENA XANTHIIFOLIA В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОЛОГИИ И БИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ CYCLACHAENA XANTHIIFOLIA В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОЛОГИИ

И БИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ CYCLACHAENA XANTHIIFOLIA В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ


ПЕРШИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА


Сегодня творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её приобщение к культуре и обретения способа существования в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества [1, с. 136-143]. В связи с этим на первый план выходит учебно-исследовательская деятельность учащихся. Стремительность жизни заставляет нас менять отношения к исследовательскому поведению. Исследователем теперь является не только учёный, специалист, но и подросток, школьник. Навыки получения новых знаний в обязательном порядке требуются не только тем, кто связывает свою жизнь с наукой, они необходимы каждому человеку. Современный человек не может игнорировать существующие в цивилизации как позитивные, так и негативные явления. Для успешности в жизни человек должен всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее [1, с. 136-143].

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Научно-исследовательская деятельность на уроках биологии - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования растений, собственный экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы [4, с. 320].

Материалом для исследовательской работы в школе могут служить полученные мной результаты исследования фенологии и биологии развития Cyclachaena xanthiifolia в условиях Республики Мордовия.

За последние десятилетия, флора Республики Мордовия «обогатилась» более чем на сотню видов растений, которые стали сильными конкурентами аборигенных видов, и, являясь карантинными сорняками с аллергенной пыльцой, наносят вред нашему здоровью [3, с. 15]. Один из самых опасных инвазивных видов на сегодня - это циклахена дурнишниколистная (Cyclachaena xanthiifolia (Nutt.) Fresen.) - род растений семейства Астровые (Asteraceae). Для успешной борьбы с такими растениями необходимо хорошо знать биологию их развития, особенности онтогенеза, динамику роста.

В ходе исследования проводились фенологические наблюдения, исследовались основные морфометрические параметры растений и онтогенетическая структура ценопопуляции. Объектом исследования являлась циклахена дурнишниколистная (Cyclachaena xanthiifolia (Nutt.) Fresen). Предмет исследования: биология развития и репродуктивный потенциал Cyclachaena xanthiifolia.

Цель исследования заключалась в изучении биологических и репродуктивных особенностей североамериканского инвазивного сорного растения Cyclachaena xanthiifolia (Nutt.) Fresen, внедряющегося в экосистемы республики Мордовия.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие частные задачи:

1. Выявление инвазионных местообитаний Cyclachaena xanthiifolia в Республике Мордовия.

2. Изучение фенологии и темпов роста вида в разных условиях обитания.

3. Изучение динамики развития Cyclachaena xanthiifolia в природных и лабораторных условиях.

4. Определение репродуктивных возможностей Cyclachaena xanthifolia.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод почвенной культуры, фенологических наблюдений, морфометрический, статистический, полевой метод, микроскопирования пыльцы [2, с. 15].

В условиях Республики Мордовии впервые было проведено комплексное исследорвание биологии развития и репродуктивных возможностей Cyclachaena xanthiifolia. Определены динамика развития вегетативной массы, потенциал формирования репродуктивных органов, уровень семенной продуктивности в разных условиях выращивания. Выявлены морфологическая структура и размеры пыльцевых зёрен, определен уровень их морфологической полноценности [2, с. 15].

В дальнейшем, полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности природоохранных организаций для разработки стратегии борьбы с инвазионными видами в связи с их бурным распространением.

Выявлено, что биологические особенности C. xanthiifolia способствуют успеху инвазии вида: высокая скорость роста, интенсивный фотосинтез и репродуктивная способность растений. За счет этих биологических особенностей циклахена быстро занимает доминирующие позиции в фитоценозах, вытесняя все прочие виды растений. Это, наряду с высокой аллергенностью пыльцы, делает ее опасной для сельского хозяйства, городских территорий и населения республики и создает насущную необходимость разработки мер по контролю ее численности [2, с. 15].

В учебном процессе результаты данной работы могут быть использованы при изучении и знакомстве учащихся с основными представителями синантропных и адвентивных растений в Республике Мордовия, произрастающих и распространяющихся по автомобильным и железным дорогам.

В ходе использования полученных материалов в научно-исследовательской деятельности, по данной тематике, у учащихся развиваются следующие навыки и качества:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой по биологии и экологии;

- инициативность и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний в области биологии и экологии;

- навык совместной работы с различными специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.

На уроках, практических и факультативных занятиях учитель может акцентировать внимание своих воспитанников на современных проблемах развития карантинных растений в условиях Республики Мордовия, их экологических особенностях. В рамках исследовательской работы в школе полученный материал позволит ученикам проследить за биологией и фазами развития исследуемого растения, выработать у них положительное, эмоциональное отношение к изучению объектов, явлений и процессов, связанных с экологическим состоянием флоры Мордовии.

Для развития у учащихся интереса к исследовательской работе иное значение имеет усиление исследовательской направленности в преподавании биологии в школе. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь школы с жизнью. В результате у ребят формируется познавательное отношение к исследовательской работе. В то же время значительно облегчается процесс научно - теоретической подготовки школьников.

Основу таких занятий в школе составляет изучение способов проникновения и расселения циклахены по территории Мордовии, а также с знакомство основными методами исследования адвентивных растений, проведении полевых и лабораторных исследования адвентивных растений. Данная работа позволит учащимся познакомиться не только с содержанием открытия, но и выделить этапы этого открытия, проблематику, навыки заполнения табличных данных и оформлением выводов.

Данная работа также предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Создаются оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения математике, информатике, биологии на основе интеграции этих предметов. Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам [1, с. 136-143].

Кроме того, опытные растения и полученные о них данные можно использовать как наглядный материал при изучении семейства Астровые.


Литература


  1. Караевский, В. В. Методические характеристики научного исследования / В. В. Караевский // Народное образование, 2010. - №5. - С. 136-143.

  2. Першина, Ю. В. Некоторые аспекты репродуктивной биологии циклахены дурнишниколистной (сем. Астровые) в условиях Республики Мордовия -73 с.

  3. Силаева, Т. Б. Чужеродные виды флоры в бассейне реки Суры / Т. Б. Силаева // Российский Журнал Биологических Инвазий. - 2011. - № 3. - С. 15.

  1. Якунчев, М. А. Методика преподавания биологии: учебник для студ. М545 высш. учеб. заведений / М. А. Якунчев, О. Н. Волкова, О. Н. Аксенова и др. /под редакцией М. А. Якунчева. - М. : Издалельский центр «Академия», 2008. - 320 с.


© 2010-2022