Обобщающий урок по теме Земноводные

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по теме «Земноводные».

Класс: 8

Цели:

- обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»;

-развивать и корригировать умения переносить полученные знания по теме в новую ситуацию, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения через различные виды игровых заданий;

-воспитывать бережное отношение к земноводным, развивать познавательный интерес, любознательность.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Фома урока: урок- состязание

Оборудование: разрезные картинки, загадки, иллюстрации земноводных, набор карточек с цифрами от 1 до 10, чёрный ящик, карточки с заданиями, трафарет лягушек, набор карточек «Органы пищеварения».

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на две команды по 5- 6 человек. Урок проводится в форме соревнования (конкурсов), в ходе которых рассматриваются главные аспекты по теме «Земноводные».

Приветствие команд. Организация рабочего места.

2. Объявление темы и целей урока.

-Учитель: Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать с разрезными картинками.

-Ваша задача - как можно быстрее собрать картинки и назвать животных, которые получились.

Ответ: лягушка, жаба.

-Учитель: Молодцы, вы, конечно же догадались, о ком сегодня пойдет речь?

Ответ: о земноводных.

-Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Земноводные».
-Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме и еще раз убедимся, что, действительно, Земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты. Наш урок пройдет в форме соревнования, и именно поэтому вы сидите по группам: 2 команды.

3. Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильного усвоенного.

Разминка.

-Ребята, отгадайте загадки:

  • На лугу по кочкам,
    Прыгают листочки!
    Выпуклые глазки,
    И кривые лапки.
    Только где же ушки?!
    Кто это? (Лягушки)

  • Вся покрыта бугорками,
    У неё дурная слава!
    Почему-то все боятся,
    Убегают, сторонятся! (Жаба)


  • Возле речки
    Водолазы,
    Зелены,
    И лупоглазы,
    Про себя,
    И даже вслух.
    Целый день
    Считают мух! (Лягушки)


  • Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух -

И в воду - плюх! (Лягушка)


  • Подрастала -

Хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла -

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

-Учитель: Молодцы! Ребята, скажите, по каким признакам вы определили, что в загадках говорится о лягушке и жабе?

Ответ: лягушка зелёная с выпуклыми глазами, передвигается прыжками, живёт возле воды, питается мухами. Кожа жабы покрыта бугорками, люди стараются не трогать этих животных, сторонятся их.


  • 1 конкурс «Сочинение»

-Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, составить рассказ по плану. 1 команде - составить рассказ о лягушке, 2 команде - о жабе. Время пошло! (Приложение 1.)

Ответ: капитан каждой команды зачитывает получившийся рассказ.

(За верный ответ команда получает трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка). (Приложение 2.)


  • 2 конкурс « Биологический диктант»

-Учитель: При освоении новой среды обитания Земноводным пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для более ранних позвоночных. У вас на столах есть набор цифр от 1 до 10. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на доске).

-По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова. Внимание!

  • Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью . . . 4- легких)

  • Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало . . . (3 -трехкамерным)

  • Земноводные первыми встали . . . (1- на ноги)

  • У них есть позвоночник, они первыми научились . . . (5 -поворачивать голову)

  • Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали . . . (7- мигать)

  • Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в . . .

(6 -слюнтяев)

  • Оставив сушу, они не порвали связь . . . (2 с водой)

  • Какие особенности имеет кожа земноводных…..(10- дышат в воде)

  • Заметив добычу, быстро открывают рот и выбрасывают наружу…. (9 - язык)

  • Проводят долгую зиму ….(8 - в спячке)


Ответы: 1 - 4, 2 - 3, 3 - 1, 4 - 5, 5 - 7, 6 - 6, 7 - 2, 8- 10, 9- 9, 10 - 8
Итоги диктанта: за каждый правильный ответ получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка.


  • 3 конкурс «Сам себе на уме!»

-Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам тесты. Ваша задача - прочесть текст
и выбрать номера правильных, по мнению группы ответов, и записать их под тестом. (Приложение 3.)

-Поощрение обучающихся -за правильно выполненный тест получают трафарет лягушки, который приносит команде по 2 очка


  • 4 конкурс «Кто быстрее!»

-Учитель: Ребята, у вас на столах есть набор карточек с названиями органов пищеварения. Ваша задача- расположить органы пищеварения земноводных в порядке прохождения пищи. Для этого нужно взять карточку, подбежать к доске, прикрепить её в правильном порядке. Не забывайте, данный конкурс на правильность и быстроту! (Приложение 4)

-Итак, прочитайте, что у вас получилось? (подведение результатов, поощрение)


  • 5 конкурс «Путаница!»

-Учитель: Ребята, перед вами схема «Размножение и развитие лягушки». Но все слова перепутаны. Ваша задача - записать слова в правильном порядке развития лягушки.

ИОбобщающий урок по теме Земноводные.кра Лягушонок

Обобщающий урок по теме Земноводные.

Личинки лягушки - головастики

-Подведение результатов, поощрение.

4. Приведение в систему воспроизведённых знаний и умений, их обобщение.

Минутка отдыха

-Учитель: Ребята, давайте отдохнём, а в этом нам поможет игра «Чёрный ящик».

-В черном ящике находится предмет, который используется при плавании. В основу его конструирования были положены особенности строения лягушки.

-Какой это предмет?

Ответ: ласты (сконструировал их француз Луи де Корле 1929 г.).

(Демонстрация иллюстраций с изображением ласт.)

  • 6 конкурс «Прятки»

Учитель: Ребята, данный конкурс является заключительным нашего урока. Мы много говорили о земноводных, поэтому сейчас ваша задача заключается в том, чтобы дать общую характеристику класса земноводных, используя уже имеющиеся знания.

Итак, составьте рассказ, вставляя попущенные слова в текст (каждой команде раздаются карточки). (Приложение 5)

-Подведение результатов, поощрение.

5. Итог урока.

-Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)

-Оценка учителя - лучшая группа получает «5».

Учитель: А теперь я попрошу капитанов каждой команды объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист мне.

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
-Ребята, давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!

Приложение 1.

1Обобщающий урок по теме Земноводные..Внешний вид. Обобщающий урок по теме Земноводные.

2. Место обитания

3. Образ жизни

4. Способы передвижения

5. Питание

6. Значение в природе


  1. ВОбобщающий урок по теме Земноводные.нешний вид Обобщающий урок по теме Земноводные.

  2. Место обитания

  3. Образ жизни

  4. Способы передвижения

  5. Питание

  6. Значение в природе



Приложение 2.

Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.Обобщающий урок по теме Земноводные.











Приложение 3.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

1.Какая среда обитания характерна для Земноводных?

А) вода Б) суша С) воздух

2. Какие покровы тела характерны для Земноводных?

А) голая кожа Б) чешуйчатый покров С) волосяной покров

3. Какие органы движения имеются у Земноводных?

А) ноги Б) хвост С) крылья

4. Какие из перечисленных органов внешнего строения лягушки способствуют обитанию в воде?

А) глаза Б) слизь на коже С) плавательная перепонка на задних конечностях

5. От каких факторов среды зависит активность лягушки?

А) влажность Б) температура С) свет

6. Назовите органы способствующие обитанию Земноводных на суше.

А) жабры Б) легкие С) ноздри

Ключ:

1 - А, Б

2 - А

3 - А

4 - С

5 - А, Б

6 - Б















Приложение 4.

Органы пищеварения земноводных:

1. Рот.

2. Глотка.

3. Пищевод.

4. Желудок.

5. Кишечник.

Приложение 5.

Составьте рассказ, вставляя попущенные слова в текст.

К земноводным относятся ________ , _________ , ________ . Живут земноводные в _________ и на ___________. Передвигаются земноводные при помощи ______ . Питаются земноводные ___________________ . Кожа у земноводных _____________ и ____________ . С помощью кожи они могут ___________________ растворённым в воде кислородом. В связи с более сложными условиями жизни на суше, земноводных лучше развит _____________________________ . Сердце - ___________________________. Земноводные - полезные животные. Они уничтожают___________________________________________________________.


8

© 2010-2022