• Преподавателю
  • Биология
  • «Проектно-исследовательская работа как форма развития творческого потенциала школьников»

«Проектно-исследовательская работа как форма развития творческого потенциала школьников»

       Учебный проект или исследованиес точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.       Моей  основной целью при организации проектной работы является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного обществ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шушнур»

Муниципального района Краснокамский район

Республики Башкортостан












Доклад



на тему



«Проектно-исследовательская работа как форма развития творческого потенциала школьников»





Подготовила: учитель биологии и химии

МБОУ СОШ с. Шушнур

Соина Римма Мансуровна

2015г.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня нужен выпускник - самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.

Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара­стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза­ции материала.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи:

образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания и умения;

развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;

воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:

1. Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.

2. Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.

3. Направление, поддержка при поисковой деятельности.

4. Совместный анализ и рефлексия действий.

5. Выстраивание взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.

Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в проектную работу, начиная с 5 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.

В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

Тематика практических работ исследовательского характера по химии:

8класс:

1.Самая главная смесь в моей жизни.

2. Кто нас открыл? (химические элементы)

3. Мир из атомов.

4.Домашний эксперимент можно посвятить изучению «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде».

5. Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.

9класс:

1.«Кристаллогидраты».

Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.

2. Определение химической активности кислот.

3.Исследование реакционной способности металлов.

4. Все о карбонатах

Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение временной жесткости воды».

10 класс

  1. Полимеры: прошлое, настоящее, будущее.

Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:

1) На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?

2) Исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат.

На обобщающих уроках используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп - историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний, смежных областей наук.

Эффективны также исследования - соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку.

Основным критерием выбора тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.

Как должен выглядеть современный проект исследования?

1.Тема исследования - это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления.

2.Актуальность - важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную). Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей - учёных, политических деятелей, педагогов и др.

3.Цель исследования - это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».

4.Задачи исследования - это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ».

Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач не превышает пять.

5.Гипотеза - предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств и определёнными факторами среды.

6.Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования.


Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся по биологии:

Тема проекта

Продукт

1

Влияние табака и алкоголя на проростки растений

Исследовательская работа




2

« Мир лекарственных растений моего села».

Мини-справочник лекарственных растений.

3

Влияние СИЛКа на урожайность овощей

Опытническая работа

4

Учет численности дождевых червей на учебно-опытном участке.

Памятка, содержащая информацию о пользе дождевых червей.

5.

Влияние условий среды и фитонцидов на развитие плесени.

Исследовательская работа

6.

Живая фабрика в листьях

Проектная работа

7.

Опытническая работа на прикольном участке


Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.

© 2010-2022