Урок «Класс Насекомые»

Урок по биологии. Тема: «Класс Насекомые».Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногие путем изучения особенностей организации насекомых, выявить причины их необычайного процветания.Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: Комбинированный урок. Выполнение лабораторной работы.В конспекте урока запланированы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, коллективная.Организационная структура урока включает в себя следующие...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: Класс Насекомые.

Цель: расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногие путем изучения особенностей организации насекомых, выявить причины их необычайного процветания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями организации насекомых, с их многообразием; раскрыть значение в природе и жизни человека;

Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), культуры речи учащихся, умения работать самостоятельно и в коллективе с натуральными объектами и иллюстративным материалом.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания.

Методы:

Словесный: Рассказ учителя, беседа.

Наглядный: Демонстрация презентации (таблицы, рисунки, схемы), коллекций насекомых.

Практический: лабораторная работа «Внешнее строение насекомых», графическая работа.

Мотивация: Игровая форма урока соответствует психофизиологическому развитию учащихся 7 класса. Помогает в интересной для ребят форме изучить обширную тему. Использование презентации позволяет наглядно показать особенности организации насекомых, их значение и многообразие. С помощью лабораторной работы продолжается развитие умений работать самостоятельно и в коллективе с натуральными объектами.

Оборудование: таблицы, рисунки, рисунки в учебнике, инструктивные карты, коллекционные экземпляры насекомых, лабораторное оборудование (лупы, пинцеты, предметные иглы), карточки для закрепления материала, Красная книга РХ, маркеры, листы бумаги, компьютер, компьютерная презентация учителя.

Тип: Изучение нового материала.

Вид: Комбинированный урок.

Основные понятия к уроку: Класс Насекомые, энтомология, типы ротового аппарата, значение насекомых.

Литература:

  1. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Членистоногие. Насекомые. (Темы школьного курса). К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». М..: Дрофа, 2004.

  2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  3. Байбародова Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. М., 2003.

  4. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2001.

  5. Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». М.: «Экзамен», 2008.

  6. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. М.: 2001.

  7. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  8. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 2002.

Ход урока:

Этапы урока.

Содержание.

Методы и средства

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Для этого встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Задев своего соседа слева за руку, назовите своё имя. Например, Ольга Юрьевна.

Тренинговая форма работы

  1. Актуализация познавательной деятельности

Давайте представим, что за окном солнечное лето. Мы с вами пришли на изумрудно-зеленый луг. Сделайте шаг вперед. Оглянитесь вокруг, посмотрите на экран и мы увидим, что рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые. У нас сегодня не обычный урок, я предлагаю вам ненадолго стать учеными-энтомологами (учеными, изучающих насекомых). Согласны? Тогда приступим, садитесь за свои рабочие места.

Рассказ учителя


  1. Мотивация.

Тема сегодняшнего урока «Класс Насекомые». Цель нашего урока - изучить особенности организации насекомых, выявить причины их необычайного процветания.

Объяснение

  1. Изучение нового материала.

К какому типу относится класс Насекомые? (Ответы детей - членистоногие). А какие классы еще относят к этому типу? (Ответы детей - класс Ракообразные, класс Паукообразные). Как вы считаете, какой из этих классов самый многочисленный? (Ответы детей - класс Насекомые).

Действительно класс Насекомые - самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Из каждых десяти встречающихся на планете животных семь являются насекомыми. Число видов этого класса постоянно растет, сейчас известно свыше полутора миллионов.

Поразительное многообразие и всесветное распространение насекомых во многом определяется особенностями их организации. Но что это за особенности? Для начала сравним характерные признаки каждого класса.

Признаки


Класс

Ракообразные

Класс

Паукообразные

Класс

Насекомые

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

Головогрудь, брюшко

Голова, грудь, брюшко

Покров

Хитиновый покров

Хитиновый покров

Хитиновый покров

Число ног

5 пар = 10

4 пары = 8

3 пары = 6

Наличие крыльев

нет

нет

1 - 2 пары

Число пар усиков

2

нет

1

глаза

Сложные

Простые

Простые и сложные

Особенности строение ротового аппарата

Челюсти, ротовой аппарат грызущий

Ротовой аппарат сосущий, наружное сосательное переваривание

Ротовой аппарат может быть грызущий, сосущий, лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий и др.

Как вы уже заметили, в таблице нет признаков класса Насекомые, сейчас мы попробуем самостоятельно определить эти особенности. Давайте, проведем небольшое исследование «Внешнее строение насекомого». Но прежде чем начать работу в каждой группе необходимо определить должности. Кто-то из вас будет хранителем времени, кто-то фиксатором идей (будет записывать характеристики класса на листах бумаги), кто-то будет докладчиком (будет вывешивать листы с записями на доске), остальные в группе будут назначены научными сотрудниками.

На ваших столах стоят лотки с разными насекомыми, выберите любое. Есть лабораторное оборудование (лупы, пинцеты, предметные иглы) с помощью которых вы будете рассматривать насекомых. Для работы у вас есть инструктивная карта. По ходу работы в своих тетрадях, которые мы сегодня назовем научными блокнотами, сделайте соответствующие записи.

Помните, что необходимо соблюдать технику безопасности. Давайте приступим к работе, на выполнение вам дается 12 мин.

Инструктивная карта.

  1. Рассмотрите внешнее строение насекомого. Определите отделы тела. Как они называются?

  2. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

  3. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики. Сколько их? Посмотрите, при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма?

  4. Найдите глаза, рот и ротовые придатки.

  5. Выясните, какие органы расположены на груди. Сколько пар конечностей? Обратите внимание на членистые конечности. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

  6. Рассмотрите третий отдел насекомого - брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия - дыхальца - и на конце брюшка анальное отверстие.

  7. Обдумайте доказательства принадлежности этого животного к классу насекомых.

  8. Д/з.: В тетради оформить рисунок рассмотренного вами насекомого, подписать отделы тела, характерные признаки.

Таким образом, мы с вами определили характерные особенности внешнего строения насекомого. Как видно из таблицы у всех трех классов есть свои особенности, но очень много общего, что позволяет определить их в один тип. Мы с вами доказали, что класс Насекомые обоснованно отнесен к типу Членистоногие.

У меня к вам еще один вопрос. Как вы думаете, насекомые полезны или вредны для природы и человека? (Ответы детей). Посмотрите на экран.

Несмотря на перечисленное неправильно будет говорит о пользе или вреде насекомых в природе. В ней все гармонично. К сожалению человек, поставил под угрозу существование многих живых организмов, в том числе и насекомых. Сегодня многие из них занесены в Красную книгу.

Беседа с элементами рассказа учителя.

Постановка проблемы.







Лабораторная работа.

Коллекции насекомых, лабораторное оборудование, инструктивные карты, маркеры, чистые листы





Обобщение полученных знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

  1. Домашнее задание.

Я предлагаю в качестве домашнего задания подготовить сообщение о насекомых занесенных в Красную книгу Республики Хакасия. Желающие также могут подготовить кроссворды по насекомым, занесенным в Красную книгу. Кроме этого всем необходимо дооформить в тетрадях исследование.

Объяснение

  1. Закрепление знаний.

Рабочий день ученых-энтомологов на сегодня подошел к концу. Но кто-то потерял ключ от кабинета. Предлагаю вам решить графическую работу, и полученные графики станут ключом от нашей двери.

  1. Класс Насекомые относят к типу Членистоногие. +

  2. Тело насекомого делится на два отдела. -

  3. У насекомых три пары ходильных ног. +

  4. Дыхальца насекомых расположены на голове. -

  5. Крылья насекомых расположены на груди. +

  6. На голове насекомых расположены фасеточные глаза, усики и ротовые органы. +

  7. Движение происходит при помощи только при помощи крыльев. -

  8. Наружный скелет насекомого состоит из хитина. +

  9. Есть насекомые которые не нужны природе. -

  10. На сегодняшний день насчитывают свыше полутора миллионов. +

Давайте проверим ваши результаты, обратите внимание на экран. У всех получилось? Поздравляю!

Индивидуальная графическая работа.





  1. Рефлексия.

Мне очень было приятно с вами общаться! А вам? Ребята посмотрите на экран и выберите рисунок с изображением, которого ассоциируется ваше настроение на конец урока. Теперь возьмите со стола карточку с изображением этого насекомого и приклейте на изображение планеты Земля. Спасибо вам за урок!

Подведение итогов урока

Урок по теме: Класс Насекомые.

Цель: расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногие путем изучения особенностей организации насекомых, выявить причины их необычайного процветания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями организации насекомых, с их многообразием; раскрыть значение в природе и жизни человека;

Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), культуры речи учащихся, умения работать самостоятельно и в коллективе с натуральными объектами и иллюстративным материалом.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания.

Методы:

Словесный: Рассказ учителя, беседа.

Наглядный: Демонстрация презентации (таблицы, рисунки, схемы), коллекций насекомых.

Практический: лабораторная работа «Внешнее строение насекомых», графическая работа.

Мотивация: Игровая форма урока соответствует психофизиологическому развитию учащихся 7 класса. Помогает в интересной для ребят форме изучить обширную тему. Использование презентации позволяет наглядно показать особенности организации насекомых, их значение и многообразие. С помощью лабораторной работы продолжается развитие умений работать самостоятельно и в коллективе с натуральными объектами.

Оборудование: таблицы, рисунки, рисунки в учебнике, инструктивные карты, коллекционные экземпляры насекомых, лабораторное оборудование (лупы, пинцеты, предметные иглы), карточки для закрепления материала, Красная книга РХ, маркеры, листы бумаги, компьютер, компьютерная презентация учителя.

Тип: Изучение нового материала.

Вид: Комбинированный урок.

Основные понятия к уроку: Класс Насекомые, энтомология, типы ротового аппарата, значение насекомых.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цели

Краткое содержание

Методы

Оборудование

Примечание

1. Организационный момент

Создание внутренней мотивации учащихся на урок

Тренинг

Необходимо свободное пространство в кабинете

2. Активизация познавательной деятельности

Постановка проблемы

- класс Насекомые;

- энтомология;

- тип Членистоногие.

Метод погружения

Презентация

3. Изучение нового материала

- ознакомление учащихся с признаками класса;

- организация практической деятельности учащихся;

- углубление и расширение знаний учащихся о типе Членистоногие

- характеристика класса Насекомые;

- сравнительная характеристика классов типа Членистоногие;

- практическая работа «Внешнее строение насекомого»;

- значение насекомых

Проблемно-побуждающие методы

Таблицы, рисунки, слайды презентации, коллекции насекомых, лабораторное оборудование, Красная книга РХ

4. Домашнее задание

- Расширение и закрепление знаний учащихся;

- Акцентирование на экологические проблемы малой Родины.

- Работа с Красной книгой РХ, дополнительной литературой;

- оформление лабораторной работы

5. Закрепление изученного материала

Систематизация знаний учащихся

Графическая работа «Класс Насекомые»

Интерактивные методы

Карточки с заданиями, слады презентации

6. Рефлексия

Позитивное отношение к изучаемому материалу и предмету в целом

Тренинг

Слайды презентации, демонстрационный материал

Литература:

  1. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Членистоногие. Насекомые. (Темы школьного курса). К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». М..: Дрофа, 2004.

  2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  3. Байбародова Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. М., 2003.

  4. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2001.

  5. Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». М.: «Экзамен», 2008.

  6. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. М.: 2001.

  7. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  8. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 2002.


Инструктивная карта

  1. Рассмотрите внешнее строение насекомого. Определите отделы тела. Как они называются?

  1. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

  2. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики. Сколько их? Посмотрите, при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма?

  3. Найдите глаза, рот и ротовые придатки.

  4. Выясните, какие органы расположены на груди. Сколько пар конечностей? Обратите внимание на членистые конечности. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

  5. Рассмотрите третий отдел насекомого - брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия - дыхальца - и на конце брюшка анальное отверстие.

  6. Обдумайте доказательства принадлежности этого животного к классу насекомых.

  7. Д/з.: В тетради оформить рисунок рассмотренного вами насекомого, подписать отделы тела, характерные признаки.


Инструктивная карта

  1. Рассмотрите внешнее строение насекомого. Определите отделы тела. Как они называются?

  1. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

  2. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики. Сколько их? Посмотрите, при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма?

  3. Найдите глаза, рот и ротовые придатки.

  4. Выясните, какие органы расположены на груди. Сколько пар конечностей? Обратите внимание на членистые конечности. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

  5. Рассмотрите третий отдел насекомого - брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия - дыхальца - и на конце брюшка анальное отверстие.

  6. Обдумайте доказательства принадлежности этого животного к классу насекомых.

  7. Д/з.: В тетради оформить рисунок рассмотренного вами насекомого, подписать отделы тела, характерные признаки.


Графическая работа «Класс Насекомые»

В перечне характеристик класса Насекомые определите правильные и неправильные суждения. Ответ изобразите в виде графика. Правильные суждения отразите в точке «+20», неправильные - «-20».


  1. Класс Насекомые относят к типу Членистоногие.

  2. Тело насекомого делится на два отдела.

  3. У насекомых три пары ходильных ног.

  4. Дыхальца насекомых расположены на голове.

  5. Крылья насекомых расположены на груди.

  6. На голове насекомых расположены фасеточные глаза, усики и ротовые органы.

  7. Движение происходит при помощи только при помощи крыльев.

  8. Наружный скелет насекомого состоит из хитина.

  9. Есть насекомые, которые не нужны природе.

  10. На сегодняшний день насчитывают свыше полутора миллионов.

Графическая работа «Класс Насекомые»

В перечне характеристик класса Насекомые определите правильные и неправильные суждения. Ответ изобразите в виде графика. Правильные суждения отразите в точке «+20», неправильные - «-20».


  1. Класс Насекомые относят к типу Членистоногие.

  2. Тело насекомого делится на два отдела.

  3. У насекомых три пары ходильных ног.

  4. Дыхальца насекомых расположены на голове.

  5. Крылья насекомых расположены на груди.

  6. На голове насекомых расположены фасеточные глаза, усики и ротовые органы.

  7. Движение происходит при помощи только при помощи крыльев.

  8. Наружный скелет насекомого состоит из хитина.

  9. Есть насекомые, которые не нужны природе.

  10. На сегодняшний день насчитывают свыше полутора миллионов.

Характеристика типа Членистоногие

Признаки


Класс

Ракообразные

Класс

Паукообразные

Класс

Насекомые

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

Головогрудь, брюшко

Покров

Хитиновый покров

Хитиновый покров

Число ног

5 пар = 10

4 пары = 8

Наличие крыльев

нет

нет

Число пар усиков

2

нет

Глаза

Сложные

Простые

Особенности строение ротового аппарата

Челюсти, ротовой аппарат грызущий

Ротовой аппарат сосущий, наружное сосательное переваривание

Характеристика типа Членистоногие

Признаки


Класс

Ракообразные

Класс

Паукообразные

Класс

Насекомые

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

Головогрудь, брюшко

Покров

Хитиновый покров

Хитиновый покров

Число ног

5 пар = 10

4 пары = 8

Наличие крыльев

нет

нет

Число пар усиков

2

нет

Глаза

Сложные

Простые

Особенности строение ротового аппарата

Челюсти, ротовой аппарат грызущий

Ротовой аппарат сосущий, наружное сосательное переваривание


© 2010-2022