Обобщающий урок: Семейства цветковых растений (6 класс технологическая карта)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 10»











Урок биологии в 6 классе

По теме: Семейства цветковых растений.

















Выполнила: учитель биологии

Голодова Любовь Викторовна.







Королёв

2016

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения обобщающего урока по теме «Семейства цветковых растений» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует требованиям ФГОС ООО в основе которых лежит системно - деятельностный подход.

Урок проводится с использованием разнообразные форм обучения: ИКТ, проблемной и игровой; методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. В конце урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Обучающиеся учатся работать в группах по образцу и творчески.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, дополнительный материал, компьютер, проектор. Вид используемых на уроке ИКТ средств: презентация.

Технологическая карта урока биологии в 6 классе

Составила Голодова Любовь Викторовна, учитель биологии МБОУ СОШ №10 г.о.Королев. Московской области



Предмет

Данная разработка урока биологии по теме «Семейства цветковых растений» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Класс

6 класса.

Тема

Семейства цветковых растений.


Тип урока

Комбинированный с использованием игровой, групповой и ИКТ технологий (проходит в форме КВН - 5 команд).

Цель

Обобщить знания обучающихся о многообразии растений изученных семейств.

Задачи

- образовательные: расширить и углубить знания учащихся о растениях различных семейств;

уметь определять и сравнивать растения различных семейств;

формировать естественнонаучное мировоззрение;

- развивающие: анализировать и обобщать фактический материал; развивать навыки общения, коллективного взаимодействия;

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели;

воспитывать положительное отношение к совместному труду;

формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать растения различных семейств;

- рассмотреть многообразие растений различных семейств;

-знать признаки растений различных семейств.

Метапредметные- регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи;

- находить отличия; сравнивать и выделять признаки различных семейств.

личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Классы двудольных, однодольных. Особенности и признаки семейств крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных и злаков.





п/п

Этап урока, дидактические цели.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД.

1

Организа-

ционный


Приветствие обучающихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

«Сегодня у нас необычный урок: активная работа поможет вам повторить материал и узнать много нового. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас в группе, поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества. Возьмитесь за руки, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, почувствуйте на своих ладонях тепло товарищей. Пусть это тепло и поддержка сопровождают вас весь урок».


Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Личностные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, выполнять задание учителя.

Проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

2

Актуализа-

ция знаний


Учитель:

«О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружит с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый...»

Вы прослушали стихотворение. Как называются растения, которые хотя бы раз в жизни цветут? ( Это покрытосеменные или цветковые). О них сегодня на уроке и пойдет речь.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопрос.

Личностные:

Понимать значение знаний для человека и принимают его


3

Основной этап


Разминка

По систематике все цветковые растения можно разделить на два Класса: Однодольные и Двудольные.

Посмотрите на комнатное растение хлорофитум и скажите к какому классу оно относится? (однодольным)

По какому признаку вы определили? (параллельное жилкование).

Назовите еще признаки? (корень мочковатый и одна семядоля, проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.)

Посмотрите на комнатное растение герань и скажите к какому классу оно относится? (двудольным)

По какому признаку вы определили? (сетчатое жилкование).

Назовите еще признаки? (корень стержневой и две семядоли; проводящая система в стебле состоит из пучков, есть камбий и рост стебля в толщину).

Перечислите какие семейства относятся к двудольным растениям? (Крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, паслёновые.)

Перечислите какие семейства относятся к однодольным растениям? (лилейные, злаки).

Первый конкурс:

Выполнить сопоставление: к каждому семейству подобрать признаки

(приложение №1).

Второй конкурс:

На слайдах презентации каждой команде подготовлен текст о растении. Нужно сказать, о каком растении идет речь и к какому семейству оно относится.

Третий конкурс:

Капитанов (приложение №2).

Четвертый конкурс:

Домашнее задание. Команды при подготовке к уроку должны нарисовать эмблему, выбрать одно из семейств, о котором нужно было подготовить интересные сведения: «А знаете ли вы, что…».


Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.







Работают в группах







Работают в группах





Отвечают капитаны команд



Работают в группах




Личностные:

Осознавать создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний, выделять главное;

анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию об изученных семействах растений.

Регулятивные:

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжить формирование умения определять и сравнивать растения различных семейств, оценивать правильность выполнения заданий.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем, работать в составе творческих групп, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками.

4

Рефлексия (итог урока).

Сегодняшний урок я начинала со стихотворения. И в заключении мне хочется прочитать вам ещё одно:

Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты.

(стихотворение Тима Собакина)

Их красота у нас вызывает восхищение. Но необходимо бережно относиться к цветам, потому что - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают, осознают, выражают свои мысли и идеи.


Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные:

Проводят рефлексию учебной деятельности.


5

8 этап

Домашнее задание.


Кто считает, что он мог бы сам справиться с заданиями на уроке на выбор выполняет одно задание.

Кто считает, что он сам мог бы справиться, но не со всеми заданиями на уроке на выбор выполняет одно задание и повторяет параграфы:§27 - §29.

На выбор выполнить одно задание:

1. Напишите сказку, используя растения изученных семейств. Сказка должна содержать несколько биологических ошибок.

2.Используя Интернет или дополнительную литературу, сделайте краткие сообщения о том, какие растения из изученных семейств широко используют люди в пищу .

3. Используя Интернет или дополнительную литературу, сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди как народные средства при простудных заболеваниях.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, выражают свои мысли, идеи и выбирают задание.



Приложение №1

Сопоставьте семейства и их признаки:

А. Семейства Розоцветные

Б. Семейства Пасленовые

В. Семейства Злаки

Г Семейства Крестоцветные

Д. Семейства Сложноцветные

Е. Семейства Лилейные

Ж. Семейства Бобовые

1.

Ч5Л5ТП1

11.

Соцветие сложный колос или

метелка

2.

Плод семянка

12.

Л 1+2+(2)

3.

Листорасположение очередное или розетка

13.

Плод стручок

4.

Ч (5) Л(5)Т5П1

14.

Клубеньки на корнях

5.

Плод зерновка

15.

Белая акация.

6.

Соцветие корзинка

16.

Соцветие простая кисть

7.

Турнепс

17.

Дурман

8.

Рост вставочный

18.

Плод ягода или коробочка

9.

Ч4Л4Т4+2П1

19.

Плодовые деревья

10.

Стебель соломина

20.

Луковица на корнях

Ответы:

1.

А

11.

В

2.

Д

12.

Ж

3.

Г

13.

Г

4.

Б

14.

Ж

5.

В

15.

Ж.

6.

Д

16.

Г

7.

Г

17.

Б

8.

В

18.

Б

9.

Г

19.

А

10.

В

20.

Е

Приложение №2 « Конкурс капитанов».

Вопрос команде №1

  1. Ярутка - растение из семейства крестоцветных (да).

  2. Кукуруза - однодомное растение (нет).

  3. Картофель был завезён в Россию из Южной Америки в начале 21 века и стал «вторым хлебом» (нет).

  4. Введение в культуру такого растения, как сахарная свёкла, связано с наполеоновскими войнами (да).

Вопрос команде №2

  1. Подсолнечник - важнейшая масленичная культура из семейства сложноцветных (да).

  2. У ячменя соцветие простая кисть (нет).

  3. Кукуруза растение объединяет такие национальные блюда, как итальянская полета, румынская и молдавская мамалыга, грузинская мчади или гоми? (да).

  4. Цветная капуста является двулетним растением (нет).

Вопрос команде №3

  1. Горох многолетнее растение из семейства бобовых (нет).

  2. Рис - это хлебный злак, который растёт в воде (да).

  3. Пырей злостный сорняк из семейства лилейных (нет).

  4. Капусту в Древнем Риме называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть» (да).

Вопрос команде №4

  1. Вороний глаз - ядовитое растения из семейства лилейных (да).

  2. У картофеля плодом является клубень (нет).

  3. Ландыш самый ароматный и самый изящный из ранних весенних цветов. Его цветки и листья используют для приготовления сердечных капель и в производстве духов и мыла (да)

  4. Сурепка обыкновенная является одним из самых распространенных сорняков на полях, засеянных злаками (да).

Вопрос команде №5

  1. Из ячменя получают перловую крупу (да).

  2. Сахарный тростник относится к семейству крестоцветных (нет).

  3. Сою часто называют «зеленой коровой», так как из её семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр (да).

  4. Картофель насильственно заставили выращивать в хозяйствах России, теперь он один из самых распространённых культур в нашей стране (да).

Список использованной литературы.

  1. В.В.Пасечник. Биология.Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. - ООО «Дрофа»,2013.

  2. С. Красиков. Легенды о цветах. - М.: издательство "Молодая гвардия", 1990.

  3. Д.И.Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология растений,бактерий,грибов и лишайников. Сборник задач и упражнений. «Мнемозина», 2002.

  4. А.Ю.Ионцева.Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах.М. «Эсмо», 2016.

  5. Материалы ЦОР и ФЦИОР

© 2010-2022