- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие по биологии для 5-8 классов на тему Нет лесным пожарам
Внеклассное мероприятие по биологии для 5-8 классов на тему Нет лесным пожарам
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лёвочкина Н.С. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект внеклассного мероприятия
на тему « Нет лесным пожарам»
Цели мероприятия:
-
повысить уровень экологического сознания;
-
познакомить с проблемами охраны окружающей среды;
-
обратить внимание учащихся на угрозу, которую представляет воздействие человека на природу;
-
формировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении;
-
воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;
-
показать детям отрицательное воздействие на природу выжигания травы;
-
научить правильным действиям во время пожаров в природе.
Оборудование: карточки для игры «Экологический конструктор», сигнальные карточки трех цветов, разноцветные нитки, 4 ведра, 2 миски, вода.
Ход мероприятия
-
Приветствие детей, постановка целей мероприятия
-
Вводная беседа о весенних палах в природе
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек
Лесные пожары - это неконтролируемое горение растительности по лесной территории. Лесные пожары ежегодно возникают в лесах России, а так же в других странах мира на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия. Наибольшие количества лесных пожаров отмечаются в Сибири, на Дальнем Востоке. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы пожары успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удаленных от кромки леса.
- Почему возникает пожар в лесу?
Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон.
-
Игра «Экологический конструктор». На доске вывешиваются таблицы с изображением различных ландшафтов, детям раздаются наборы карточек с изображением животных. Их задача - заселить природные ландшафты. В конце обращается внимание детей на огромное разнообразие видов растений и животных, населяющих данные ландшафты, их взаимосвязь не только между собой, но и с человеком. Самым последним прикрепляется к таблицам изображение человека со спичками. Последствия дети формулируют сами.
Примеры ландшафтов:
Изображение животных можно распечатать на компьютере или вырезать из журналов.
Пример человека со спичками:
-
«Паутинки» (пищевые цепи). Чтобы обучающимся показать взаимосвязь всего живого в природе, проводится игра «Паутинка». Дети становятся в круг. Один участник изображающий растение, кидает клубок ниток ученику, изображающему насекомое, оставляя конец нитки у себя. Ребенок, изображающий насекомое, кидает клубок ученику, который представляет насекомоядное животное и так по цепи питания. Когда дети сформируют всю цепочку, предложить им подергать за нитку, чтобы почувствовать, как в природе все взаимосвязано. А затем вспоминаем человека из предыдущей игры и смотрим, к чему приводит необдуманное выжигание травы. Дети, изображающие растения «погибают» (присаживаются на корточки) первыми и отпускают нитку, следом за ними «погибают насекомые» и так вплоть до человека. Формулируем вывод: выжигая траву, человек выжигает себя с лица Земли.
-
Просмотр видеофильмов о лесных пожарах. Видео берется с сайта Гринпис greenpeace.ru
-
Две ученицы читают стихотворение «Прогулка»
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Тут и там - пустые банки,
И, как будто нам на зло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели:
Жгли костёр, бумагу жгли -
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята, - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид, прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли,
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли.
- Может кто-то из ребят узнал себя или своих знакомых в этом стихотворении? Чтобы наши прогулки не были похожи на этот сюжет, поиграем в
7. «Экологический светофор», он установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Красный цвет - стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Желтый цвет - будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Зеленый цвет - ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Дети должны показать карточки красного, желтого или зеленого цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
-
Ребята наблюдают за муравьями.
-
Дети оставили костёр в лесу.
-
Ученики очищают лес от сухих веток.
-
Ребята бросают мусор на обочины дорог.
-
Дети заготавливают в лесу берёзовый сок.
-
Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве.
-
Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю.
-
Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на тему лесных пожаров.
-
Во время грозы дети спрятались под высоким деревом.
-
На семью наложили штраф за оставленный на обочине дороги мусор.
-
Когда загорелась лесополоса, ученики начали снимать это на видео и восхищаться силой огня.
-
Когда закончился пикник, папа затушил костер водой и засыпал землей.
Затем проводим беседу о правильном поведении во время пожара.
Ну а в конце мероприятия немного поиграем. Игра называется «Принеси воды»
Что прежде всего необходимо для тушения пожаров на природных территориях? Правильно, вода. И нашим участником предлагается принести воду для тушения горящего леса. Но не простым образом, поскольку «просто» на пожарах обычно не бывает. У каждой команды на старте есть ведро, наполненное водой, а на финише - такое же пустое. Участникам предлагается как можно быстрее перенести воду из одного ведра в другое с помощью 2-3 одинаковых емкостей - мисок или кружек.
Подведение итогов мероприятия.
Человек! Он ведь тоже Природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он Зима, или Лето,
Или Осень с грозой и дождем.
Все вместе в себе: версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек - он ведь тоже природа…
Так давайте Природу беречь!
Использованная литература:
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Авт.-сост. М.М.Боднару, Н.В.Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007