- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии химико - биологический профиль (11 класс)
Рабочая программа по биологии химико - биологический профиль (11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кошинская Е.М. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ п/п
Тема раздела, урока.
Кол-во часов.
Дата
проведения урока.
Цели и задачи раздела, главы.
Используемые
педагогические
технологии.
Примечания
(дом.задание,
деят-сть и формы урока).
ЗУН
ОУУН
РАЗДЕЛ 1. Эволюция.
Глава 1. Тема 1. «Развитие представлений об эволюции живой природы».(6 часов)
1.
Введение.
Учение об эволюции органического мира.
1
Знать: Макроэволюция; Микроэволюция; Эволюция. Сущность эволюционных преобразований.
Уметь: Объяснять сущность эволюционных преобразований.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З:. с.7.
2
История представлений о развитии жизни на Земле.
1
Знать: Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Идеи креационизма. Создание мира Творцом и неизменность живой природы.
Уметь: Описывать представления о живой природе и древнем мире. Отличать научную точку зрения от ненаучной.
Характеризовать научные представления об эволюции живой природы.
Описывать отличать характеризовать.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д./З: П.1.1.1.
«Вопросы для обсуждения».
3
Система органической природы К. Линнея.
1
Знать: Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Принцип иерархичности.
Уметь: Определять характер мировоззрений К, Линнея. Характеризовать значение работ К, Линнея.
Определять
Характеризовать.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З:. с.П. 1.1.2.
Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
4
Развитие эволюционных идей Ж,Б, Ламарка.
1
Знать: Ламаркизм. Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. Ошибочность взгляда на механизм эволюции. Представление о слитной наследственности.. Эволюционная единица - отдельный организм.
Уметь: Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б. Ламарка.
Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.
Давать оценку эволюционным взглядам Ламарка.
Определять характер мировоззрений Ламарка.
Излагать
Характеризовать
Давать оценку
Определять.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 1.1.3.
Подготовить сообщение по теме семинара.
«Вопросы для обсуждения».
5-6
Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».
2
Знать: Теории и гипотезы - Эволюционные представления в додарвиновский период.
Уметь: Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Подготовка к ЕГЭ, часть А,С.
Глава 1. Тема 2. «Дарвинизм».(6 часов).
7.
Естественно научные предпосылки теории Ч. Дарвина.
1
Знать: Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный материал Ч, Дарвина.
Уметь: Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч. Дарвина. Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно научные предпосылки формирования эволюционных взглядов.
Называть
Выделять
Характеризовать.
Проблемные. Частично- поисковые
Д.з.с.П. 1.2.1-1.2.2.
Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
8.
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Знать: Искусственный отбор. Формы искусственного отбора:сознательный и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов.
Уметь: Давать определение ключевому понятию - искусственный отбор. Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка. Описывать механизм искусственного отбора. Объяснять значение учения об искусственном отборе для формирования эволюционных взглядов.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/3: П.1.3.1.
Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
9.
Учение Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.
1
Знать: Борьба за существование. Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. Причины борьбы за существование.
Уметь: Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряжённую форму борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объяснять причины борьбы за существование.
Характеризовать формы борьбы за существование.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П.1.3.2, с.32-35
Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».
10.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов
1
Знать: Естественный отбор. Направленность эволюции Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Видообразование на основе дивергенции.
Уметь: Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризовать положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 1.3.2, с.36-39.
11.
Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
1
Знать: Естественный отбор; Искусственный отбор. Особенности естественного и искусственного отбора.
Уметь: Сравнивать определения ключевых понятий. Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам. Сравнивать формы искусственного отбора
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Частично- поисковые
Д/З:. подготовиться к зачёту.
12.
Зачёт
«Развитие представлений об эволюции живой природы».
1
Тестирование по темам «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм» (или письменная работа с заданиями , соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные.
Д/З:. повторить мутации.
Подготовка к ЕГЭ В форме А,В.
13-14.
Эволюционная роль мутаций.
Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».
2
Знать: Значение для эволюции мутагенеза .Источники наследственной изменчивости в популяции. Законы исследования С.С .Четверикова. Популяционно - генетические закономерности.
Уметь: Формулировать популяционно - генетические закономерности, выевленные С.С. Четвериковым. Характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 1.4.2-1.4.3.
Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».
15.
Генетические процессы в популяциях.
1
Знать: Дрейф генов. Микроэволюция. Популяция. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции:популяционные волны; миграции; природные катастрофы (дрейф генов); изоляция. Изменения частоты встречаемости гена.
Уметь: Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяции элементарные единицы эволюции..
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П.1.4.4.
16.
Формы естественного отбора.
1
Знать: Современные представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции. Формы Е.о.: движущий и стабилизирующий.
Влияние форм Е.о. на изменчивость признака у организмов.
Уметь: Называть условия действия форм Е.о. Объяснять причины существования в природе Е.о. Доказывать, что Е.о. - движущая сила эволюции. Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: 1.4.5.
17.
Практическая работа.
«Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов».
1
Знать: Причины появления форм Е.о. Роль в эволюции и механизм действия на популяцию.
Уметь: Характеризовать формы Е.о. Обосновывать действие на популяции форм Е.о. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать формы Е.о.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Раздел учебника « Проблемные области»
Заполнить в тетради таблицу и сделать выводы.
18.
Семинар по теме « Движущие силы эволюции».
1
Знать: Движущие силы эволюции: Е.о., дрейф генов, популяционные волны. Роль в процессе эволюции. Взаимодействие движущих сил. Зависимость интенсивности проявления от численности популяции.
Уметь: Характеризовать роль популяций движущих сил. Объяснять причины эволюции видов.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
(Задания со свободным ответом.)
Д/3: Повторить уровни организации жизни.
Подготовка к ЕГЭ, часть А, В.
19-20.
Адаптация организмов к среде обитания и их относительность.
Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
2
Знать: Адаптация физиологическая; Маскировка; Мимикрия; Покровительственная окраска; Предупреждающая окраска.
Приспособительное поведение. Проявление: забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительный характер приспособления.
Уметь: Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации. Доказывать относительный характер приспособлений. Объяснять возникновение физиологических адаптаций. Использовать элементы причинно - следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З:.П.1.4.6.
21.
Вид, критерии вида.
Лабораторная работа «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»
1
Знать: Вид. Критерии вида: морфологический, генетический экологогеографический; репродуктивная изоляция. Теория - Биологическая концепция вида. Трудности, встречаемые биологической концепцией вида.
Уметь: Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. Доказывать, что вид объективно существует в природе. Использовать элементы причинно - следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/3: П. 1.4.1
22-23.
Видообразование
2
Знать: Изоляция биологическая ,географическая, Микроэволюция. Видообразование - результат микроэволюции. Способы видообразования: симпатрическое (экологическое) и аллопатрическое (географическое). Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация,хромосомные перестройки. Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования.
Уметь: Описывать генетические механизмы , лежащие в основе симпатрического видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование. Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3:П.1.4.7.
24
Практическая работа.
«Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
1
Знать: Видообразование. Относительные особенности видообразования. Этапы географического и экологического видообразования.
Уметь: Определять последовательность этапа экологического и географического видообразования. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать способы видообразования.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Частично- поисковые
Д/3: Повторение.
25
Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции».
1
Знать: Теории и гипотезы Ж. Б. Ламарка, учение Ч. Дарвина; синтетическая теория эволюции.
Уметь: Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции (карточка-задание). Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественно-научной картины мира, научного мировоззрения.(задание со свободным ответом).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: Подготовиться к зачёту.
Подготовка к ЕГЭ, часть А.
26.
Зачёт.
«Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».
1
Тестирование по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные.
Подготовка к ЕГЭ, часть А.
Глава 2. Тема 3. «Основные закономерности эволюции. Макроэвыолюция». (12 часов)
27.
Макроэволюция. Направления эволюции.
1
Знать: Макроэволюция; Биологический прогресс; Биологический регресс. Признаки биологического прогресса и регресса. Направления развития макроэволюции.
Уметь: Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий. Характеризовать основные направления органической эволюции (карточки задания);Сравнивать процессы микро- и макроэволюции (П.р.»Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»)
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д.з. Введение в главу с.79.
28-29
Пути достижения биологического прогресса.
2
Знать: Аллогенез;Ароморфоз;Арогенез;Дегенерация;Идиоадаптация;Катагенез. Пути биологического прогресса. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций. Теории и гипотезы - Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции.
Уметь: Объяснять роль ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия морфофизиологический и биологический прогресс. Характеризовать основные пути эволюции. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 2.1.
30.
Практическая работа. «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».
1
Знать: Взаимосвязь главных направлений и путей эволюции. Отличительные особенности.
Уметь: Выявлять отличительные особенности эволюции. Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции (карточка-задание). Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Частично- поисковые
31.
Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений».
1
Знать: Основные ароморфозы у растений: споровое размножение; семенное размножение; появление цветка.
Уметь: Приводить пртмеры ароморфозов у растений.Характеризовать ароморфозы у растений.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Частично- поисковые.
Д/3: Составить характеристику одного из ароморфозов у растений.таб. «развитие растительного мира».
32.
Лабораторная работа «Выявления идиоадаптаций у растений»
1
Знать: Идиодаптации у растений к испарению, сохранению влаги;приспособления к перенесению неблагоприятных условий.
Уметь: приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений. Объяснять значения идиоадаптаций.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Частично- поиск
овые.
Д/3: Подобрать примеры идиоадаптаций у растеий.
33.
Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных»
1
Знать: Основные ароморфозы у животных: появление челюстей; появление внутреннего скелета; Отдельные мышцы; возникновение жабр и лёгких; появление сердца, разделение артериального и венозного кровотока.
Уметь: приводить примеры и характеризовать ароморфозы у животных.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: Составить характеристику одного из ароморфозов у животных.
Подготовка к ЕГЭ, часть С.
34.
Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у животных»
1
Знать: Примеры идиоадаптаций у животных. Значение идиоадаптаций.
Уметь: Приводить примеры и идиоадаптации у животных. Объяснять значение идиоадаптаций у животных. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков (рис.2.1. на с.82; рис.2.2 на с. 83).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д./З: Подобрать примеры идиоадаптаций к различным средам обитания.
35.
Основные закономерности эволюции.
1
Знать: Аналоги; Дивергенция; Гомологи; Конвергенция; Параллелизм. Формы эволюции. Условия проявления.
Уметь: Приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции. Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 2.1.1.
36.
Правила эволюции.
1
Знать: Филогенез .Законы и правила Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюции.
Уметь: называть правила эволюции; Раскрывать сущность эволюции. Приводить доказательства необратимости эволюции.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: П. 2.1.2.
37.
Семинар по теме «Основные закономерности эволюции»
1
Знать: Отличительные особенности форм эволюции.
Уметь: Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции (карточка); Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков (Рис. 2.7 на с.89; рис.2.8 на с.90; рис. 2.9. на с.91).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/3: Подготовиться к зачёту.
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
38.
Зачёт.
«Основные закономерности эволюции. Макроэволюция».
1
Тестирование по теме « Основные закономерности эволюции. Макроэволюция»
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Подготовка к ЕГЭ, часть А, В.
Глава 3. Развитие органического мира. (20 часов).
Тема 4. «Основные черты эволюции животного и растительного мира» (8 часов).
39.
Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.
1
Знать: Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности. Эволюционное значение ароморфозов. Пути эволюционных преобразований -переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих. Процесс почвообразования.
Уметь: Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру. Объяснять значение для развития живой природы от гаплоидности к диплоидности. Характеризовать развитие живых организмов в архее и протерозое.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/З:.П.3.1.
40.
Развитие жизни в раннем палеозое.
1
Знать: Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события:
-
Кембрия - формирование большинства типов животных; появление скелетных форм;
-
Ордовика - разнообразие трилобитов;
-
Силура - появление позвоночных - бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу.
Уметь: Называть период появления наземных растений. Описывать климатические изменения в раннем палеозое. Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений. Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д./З:П.3.2.
41.
Развитие жизни в позднем палеозое.
1
Знать: Климатические изменения. Главные эволюционные события:
-
Девона - появление земноводных, господство рыб;
-
Карбона - господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных;
-
Пермского периода - вымирание морских организмов, распространение голосеменных; Ароморфозы у животных и растений. Эволюционные преимущества семенного размножения.
Уметь: Называть период появления наземных позвоночных. Описывать климатические изменения в позднем палеозое. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению.
Объяснять причины рассвета земноводных в каменноугольном периоде. Обосновывать причины появления голосеменных растений. Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно-следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З:.П.3.2.
Подготовка к ЕГЭ, часть А.
42.
Развитие жизни в мезозое.
1
Знать: Климатические изменения. Главные эволюционные события:
-
Триаса - вимирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих;
-
Юрского периода - господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих;
-
Мелового периода - вымирание рептилий, появление покрытосеменных.
Ароморфозы млекопитающих и птиц, цветковых растений. Оледенение.
Уметь: называть период возникновения цветковых растений , млекопитающих и птиц. Описывать климатические изменения в мезозое. Выделять преимущество цветковых растений. Характеризовать эволюцию животных в мезозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/3: П.3.3.
43.
Развитие жизни в кайнозое.
1
Знать: Климатические изменения. Главные эволюционные события:
-
Палеогена - господство млекопитающих птиц;
-
Неогена - появление человекообразных обезьян.
Уметь: Описывать климатические изменения к кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения. Характеризовать эволюцию животных в кайнозое. Обосновывать причины господства цветковых растений.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З:П.3.4.
44-45.
Семинар по теме «Основные черты животного и растительного мира».
2
Знать: Этапы развития растений и животных.
Уметь: Называть основные ароморфозы в эволюции животных и растений. Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов. Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З.Подготовиться к зачёту.
46.
Зачёт.
Основные черты эволюции животного и растительного мира»
1
Тестирование по теме: «Основные черты эволюции животного и растительного мира»
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные.
Подготовка к ЕГЭ, часть А.
Тема 4. «Происхождение человека» (10 часов).
47.
Положение человека в системе животного мира.
1
Знать: Атавизмы; Антропология; Рудименты.
Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно- анатомические, эмбриологические. Законы и правила появления биогенетического закона.
Уметь: Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека. Сравнивать человека и человекообразных обезьян. Характеризовать систематическое положение человека.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.4.1..
48.
Эволюция приматов.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
1
Знать: Факт - Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения связанные с прямохождением. Образ жизни: собирательство, использование палок, камней в качестве орудий. Процесс - Эволюция приматов. Переход к прямохождению.
Уметь: Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы. Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением .Выделять черты строения и образа жизни обезьяно подобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный. Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.4.2.
49.
Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
1
Знать: Объект - Древнейшие люди. Факт - Представители: человек умелый, человек прямоходячий. Особенности строения: Формирование центров Брока и Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда. Распространение: Африка (человек умелый); Африка, западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек прямоходящий).
Уметь: Называть представителей древнейших людей. Описывать образ жизни древних людей. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.4.3, с.135-136.
50.
Стадия эволюции человека. Древние люди.
1
Знать: Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внутригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение - Африка, Азия, Европа.
Уметь: Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных ист.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.4.4, с.136.
51.
Стадии эволюции человека. Первые современные люди.
1
Знать: Понятие - социогенез. Объект - кроманьонец. Факт - Особенности строения, образ жизни, роль труда в происхождении человека. Распространение - Африка, Азия, Европа, Америка.
Уметь: Описывать образ жизни кроманьонцев. Выделять ведущие факторы, по мнению Ф.Энгельса, в эволюции современного человека. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.4.3, с.137-138.
52.
Современный этап в эволюции человека.
1
Знать: Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека. Отличительные особенности. Социальные факторы эволюции. Процесс - Механизмы расогенеза.
Уметь: Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Характеризовать современный этап человека.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные.
Д/З: П.4.4.
53.
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».
1
Знать: Ключевые понятия - расизм. Факт - человеческие расы, как пример идиоадаптаций. Теории и гипотезы - моноцентризм и полицентризм. Антинаучная сущность расизма. Доказательства расового равенства людей.
Уметь: Приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. Обосновывать механизм формирования человеческих рас.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные.
Подготовиться к семинару.
54.-55.
Семинар по теме: «Происхождение человека».
2
Знать: Влияние биологических факторов в эволюции человека. Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж.Б.Ламарк), симиальная (Ч.Дарвин), трудовая (Ф.Энгельс).
Уметь: Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Доказывать, что человек - биологическое и социальное существо. . Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных ист.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: Подготовиться к зачёту.
.Выполнение П.р. «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека».
56.
Зачёт. « Происхождение человека».
1
Тестирование по теме « Происхождение человека».
Анализ.
Проблемные.
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Глава 5. Тема: «Понятие о биосфере.» (8 часов).
57.
Биосфера - живая оболочка планеты.
1
Знать: Биосфера. Экология. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты. Учение о биосфере.
Уметь: Описывать компоненты биосферы.
Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 5.1.1.
58.
Структура биосферы. Живые организмы.
1
Знать: Биомасса. Живое вещество .Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая.
Уметь: Приводить примеры проявления функций живого вещества.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 5.1.2.
59.
Круговорот воды в природе.
1
Знать: Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, снеговые шапки и ледники, атмосфера, реки, болота. Почвенная влага, озёра. Роль зелённых растений в круговороте воды: поглощение из почвы в процессе фотосинтеза (транспирация).Круговорот воды в природе. Механизмы.
Уметь: Описывать круговорот воды в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте воды. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 5.2, с. 155-156.
60.
Круговорот углерода.
1.
Знать: Роль соединений углерода. Природные источники углекислого газа: вулканическая деятельность, естественные пожары, дыхание, разложение органических остатков. Антропогенные источники СО2. Закон биогенной миграции атомов. Биохимический цикл углерода.
Уметь: Описывать круговорот углерода.
Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 5.2, с. 156.
61.
Круговорот фосфора и серы.
1
Знать: природные соединения серы-сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте. Природные источники:
-
S - разложение трупов растений и животных;
-
Р - фосфаты.
Влияние хозяйственной деятельности на круговорот серы и фосфора. Биогеохимический цикл фосфора и серы. Механизмы.
Уметь: Описывать круговорот фосфора и серы. Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы. Хаар-ть влияние человеческой деятельности на круговорот P и S.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П.5.2, с. 157-158.
62.
Круговорот азота.
1
Знать: Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтез нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Биогеохимический цикл азота. Механизмы.
Уметь: Описывать круговорот азота в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте азота. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 5.2, с. 156-157.
63.
Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.»
1
Знать: Процесс круговорот углерода и азота.
Уметь: составлять схемы круговорота веществ в природе.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
64.
Зачёт. «Понятие о биосфере
1
Тестирование по теме «Понятие о биосфере».
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные.
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
65.
История формирования сообществ живых организмов.
1
Знать: Биомы. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.
Уметь: Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.1
66.
Основные биомы суши.
1
Знать: Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, жилколиственные леса, пустыни. Растительный и животный мир. Фактор, определяющий тип - биомы - климат. Климатические условия.
Уметь: Описывать биомы суши палеоарктической области. Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.2.1.
67.
Лабораторная работа. «Описание экосистемы своей местности»
1
Знать: Степи и лиственные леса - основные биомы Тюменской области. Растительный и животный мир.
Уметь: Описывать биомы Тюменской области. Объяснять влияния климатических условий. Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: составить описание экосистемы Тюменской области.
68.
Семинар по теме «Основные биомы суши»
1
Знать: Широтная зональность. Основные биомы: тундра, лес, лиственный лес, степь, пустыня.
Уметь: Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: составить характеристику одного из биомов суши.
Подготовка к ЕГЭ, часть А.
Тема «Взаимоотношения организма и среды» (16 часов).
69.
Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.
1
Знать: Биоценоз; Биомасса; Биогеоценоз; Первичная продукция; Экосистема. Объект-морфологическая структура. Характеристики биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность, плотность популяций.
Уметь: Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях. Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.1.
70.
Абиотические факторы. Температура.
1
Знать: Абиотические факторы; Гомойотермные организмы; Пойкилотермные организмы. Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к защите от перегрева и охлаждения. Биохимические, морфологические и, физиологические и поведенческие адаптации. Правила Бергмана.
Уметь: Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды. Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.2, с. 185-186.
71.
Абиотические факторы. Свет.
1
Знать: Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений: светолюбивые, теневые, теневыносливые. Свет как условие ориентации животных.
Уметь: Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных. . Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.2, с. 185-186.
72.
Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.
1
Знать: Влияние влажности. Адаптации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы.
Уметь: Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги. Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир. Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.2, с. 187-190.
73.
Интенсивность действия фактора.
1
Знать: Пределы выносливости. Типы изменений факторов среды: регулярно -переодические, нерегулярные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.
Уметь: Называть типы изменений факторов среды. Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.2, с. 191-192.
74.
Взаимодействие факторов.
1
Знать: Ограничивающий фактор; Экологическая ниша. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума (Либиха).
Уметь: Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов. Объяснять проявление правила Либиха.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.3.
75.
Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»
1
Знать: Приспособления организмов к сезонным ритмам.
Уметь: Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму. Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
76.
Биотические факторы среды.
1
Знать: Факт - организация сообщества. Взаимосвязь организмов. Пространственная структура.
Уметь: Приводить примеры видового многообразия биоценозов. Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие. Характеризовать биотические факторы среды.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.4, с. 199-200.
77.
Цепи питания. Правила экологических пирамид.
1
Знать: Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Правило экологической пирамиды биомасс Превращение и перенос энергии в экосистеме.
Уметь: Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия Пищевая цепь и сеть питания. Описывать пищевые цепи. Объяснять проявления правила пирамиды биомассы.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.4.
78.
Практическая работа. «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).»
1
Знать: Факт- структура и компоненты пищевых цепей. Детритные и пастбищные цепи питания.
Уметь: Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: задание 4 на с.161.
79.
Саморегуляция экосистем.
1
Знать: Существенные и несущественные компоненты экосистемы. Причины нарушения устойчивости экосистемы. Соотношение продуцентов и консументов. Механизм саморегуляции.
Уметь: Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы Объяснять механизм саморегуляции. Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.3.4.
80.
Смена экосистем.
1
Знать: Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная и вторичная. Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния.
Уметь: Описывать механизм сукцессии. Объяснять причины смены экосистем.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 97.
81.
Практическая работа «Решение экологических задач».
1
Уметь: составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме. Анализировать схему действия экологического фактора. Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
82.
Агроэкосистемы.
1
Знать: Агроценоз..Примеры агробиоценозов: поля, огороды, парки, сады, лесопосадки, пастбища, оранжереи, аквариум. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявлении борьбы за существование;
Уметь: приводить примеры агроценозов. Выделять отличия агроценоза от биоценоза. Осуществлять сам. поиск биол. информации из различных источников.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые
83.
Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
1
Знать: Признаки агроценоза и биоценоза.
Уметь: Выделять особенности агроэкосистем. Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы. Использовать элементы причинно - следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: составить сравнительную характеристику биоценоза и агроценоза.
84.
Зачёт.«Взаимоотношения организмов и среды».
1
Тестирование по теме «Взаимоотношения организмов и среды».
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные. Частично- поисковые
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
Тема «Взаимоотношения между организмами» (6 часов).
85.
Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.
1
Знать: Симбиоз. .Формы взаимовыгодного сожительства. Обязательныйили временный характер симбиотических отношений. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики.
Уметь: называть формы симбиоза и выделять их особенности. Объяснять эволюционное значение симбиоза.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: П. 6.4.1.
86.
Антибиотические отношения. Хищничество.
1
Знать: Проявление и биологическое значение. Математическая модель системы «Хищник-жертва». Периодические колебания численности.
Уметь: Приводить примеры хищничества у различных групп организмов. Объяснять биологическую роль хищничества.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П. 6.4.2.
87.
Паразитизм.
1
Знать: Проявление и биологическое значение (регуляция численности). Редукция органов пищеварительной системы, органов чувств, конечностей.
Уметь: Отличать хищничество от паразитизма. Характеризовать проявления паразитизма.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П. 6.4.2, с. 221-229.
88.
Конкуренция.
1
Знать: Внутривидовая конкуренция. Конкуренция межвидовая: пассивная, активная.
Уметь: Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов. Характеризовать проявления конкуренции.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П. 6.4.2, с.229-231.
89.
Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами».
1
Уметь: Решать задачи по теме « Взаимоотношения между организмами». Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные. Частично- поисковые
Д/З: подготовиться к зачёту.
90.
Зачёт «Взаимоотношения между организмами».
1
Тестирование ( или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиями к уровню подготовки).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные. Частично- поисковые.
Подготовка к ЕГЭ, часть А,В.
Раздел БИОСФЕРА и ЧЕЛОВЕК (14 часов).
Тема Взаимосвязь природы и общества. Биология охрана природы (12 часов).
91.
Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
1
Знать: Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера - высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества.
Уметь: Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П. 7.1.
92.
Природные ресурсы и их использование.
1
Знать: Значение природных ресурсов для деятельности человека.
Уметь: Приводить примеры природных ресурсов различных групп.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П. 7.2.
93.
Загрязнение воздуха.
1
Знать: Причины загрязнения воздуха; влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы.
Уметь: Описывать влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей
Проблемные
Д/З: П.7.3.1.
94.
Загрязнения пресных и морских вод.
1
Знать: Знать причины загрязнения пресных и морских вод: крушения нефтеналивных судов.
Уметь: Приводить примеры истощения водных ресурсов. Описывать влияние загрязнений природных вод на биоценоз. Объяснять причины и последствия загрязнения пресных и морских вод.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Д/З: П.7.3.2.-7.3.3.
94.
Антропогенные изменения почвы.
1
Знать: Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнений почвы на биоценоз.
Уметь: Объяснять причины и последствия загрязнения почвы. Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Д/З: п.7.3.4.
95.
Влияние человека на растительный и животный мир.
1
Знать: Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране растительного и животного мира.
Уметь: Называть растения и животных находящихся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Д/З: П. 7.3.5.
96.
Радиоактивное загрязнение биосферы.
1
Знать: Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения.
Уметь: Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Д/З: П.7.3.6.
97-98.
Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
1
Знать: Пути решения экологических проблем. Обязательный характер мероприятий по охране природы.
Уметь: Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны. Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения животного и растительного мира.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Д/З: П.7.4.
99-100.
Семинар на тему «Биосфера и человек».
1
Знать: Современный этап развития биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Создание экологически чистых продуктов.
Уметь: Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Анализировать глобальные изменения в биосфере.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/З: подготовиться к зачёту.
101.
Зачёт «Взаимосвязь природы и общества».
1
Тестирование (или письменная работа с заданиями).
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные
Тема БИОНИКА (2 часа).
102
103.
Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.
2
Знать: Использование человеком в строительстве и промышленности особенностей строения.
Уметь: Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности. Объяснять значение изучения биологии для научно - технического прогресса.
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Установление причинно - следственных связей.
Проблемные. Частично- поисковые.
Д/З: с.260-269.