Планирование внеурочной деятельности для 5 класса биология

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе

«Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Зеленая лаборатория» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, рассчитан на 68 часов ( 34 занятия по 2 часа).

Курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, активизацию познавательной деятельности, расширение и углубление знаний о растительном мире, готовит учащихся к изучению биологии в 6-7 классе. В рамках данного курса запланированы практические работы с комнатными растениями в зимнем саду школы, на пришкольном участке осенью и весной, а также лабораторные работы по изучению анатомии и физиологии растений.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся со строением растений и основными процессами их жизнедеятельности;

• сформировать представления о методах научного познания природы, умения, связанные с выполнением лабораторных и практических работ, навыки проведения биологического исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

• продолжить формирование у школьников экологического сознания;

Материал курса включает три раздела. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж по технике безопасности.

Первый раздел «Строение растения» знакомит учащихся с понятиями «клетка, ткань, орган». Учащиеся изучают органы растения, отвечают на вопросы: почему органы имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют.

Второй раздел «Жизнедеятельность растений» знакомит учащихся с основными процессами, протекающими в растениях. Школьники с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Как растения питаются? Могут ли растения двигаться? Как прорастает семя? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают умения работать с лабораторным оборудованием, описывать и анализировать полученные результаты, проводить простые эксперименты.

Третий раздел «Выращиваем сами» предполагает применение полученных знаний, практическую деятельность по выращиванию растений для зимнего сада школы и летних клумб.

В каждом разделе предусмотрены практические работы по уходу за растениями зимнего сада школы в течение всего учебного года.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической грамотности и культуры.

Метапредметные результаты:

• Умение работать с разными источниками информации;

• Овладение основными составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательства взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение частей клетки, органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил техники безопасности в ходе работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения комнатных, культурных растений, правил ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • развитие умения эстетически оценивать объекты живой природы, развитие чувства любви к природе





































Содержание программы

Введение (2 часа)

Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности, оборудованием для лабораторных работ.

1 Практическая работа. Изучение лабораторного оборудования кабинета биологии. Уход за растениями зимнего сада школы.

Раздел I. Строение растения (46 часов)

Строение растительной клетки (4 часа)

Основные части растительной клетки (клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, вакуоли, ядро). Виды растительных клеток.

1 Лабораторная работа. Изучение строения растительных клеток под лупой и микроскопом.

Корень (8 часов)

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Видоизменения корней.

2 Практическая работа. Изготовление гербария видов корневых систем. Закладка опыта для практической работы по изучению прорастания семян пшеницы и гороха (фасоли).

Рост корня. Ветвление корней. Значение окучивания, его влияние на развитие корней и всего растения в целом. Значение корня. Проведение опыта «Дыхание корней».

3 Практическая работа. Изучение и сравнение прорастающих корневых систем гороха и пшеницы. Уход за растениями зимнего сада школы.

Побег (8 часов)

Строение побега и его основные функции. Ветвление побегов и управление их ростом.

Строение почек, их внешнее и внутреннее строение. Почки вегетативные и генеративные. 2 Лабораторная работа. Изучение внутреннего строения почек.

Видоизменения побегов. 3Лабораторная работа. Изучение видоизмененных побегов.

Уход за растениями зимнего сада школы.

Лист (8 часов)

Внешнее строение листа и его функции. Разнообразие листьев по форме и размерам. 3 Лабораторная работа. Изучение разнообразия листьев (гербарные материалы, ЦОРы)

Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. 4 Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения листа.

4 Практическая работа. Проведение опытов по выявлению условий, необходимых для воздушного питания (фотосинтеза).

Уход за растениями зимнего сада школы.

Стебель (2 часа)

Строение стебля и его функции. 5 Лабораторная работа. Макроскопическое строение стебля.

Цветок (6 часов)

Строение и значение цветка. 6 Лабораторная работа. Изучение строения цветка (модели, гербарии, ЦОРы)

Значение соцветий в жизни растений. Виды соцветий. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Уход за растениями зимнего сада школы.

Плод (6 часов)

Строение и значение плодов. 7 Лабораторная работа. Изучение видов плодов.

Способы распространения. Приспособления плодов к распространению ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

Уход за растениями зимнего сада школы.

Семя(4 часа)

Строение семян двудольных растений. 8 Лабораторная работа. Изучение семени фасоли.

Строение семян однодольных растений. 9 Лабораторная работа. Изучение семени пшеницы.

Раздел 2. Жизнедеятельность растений (10 часов)

Почвенное питание растений. Удобрения. 5 Практическая работа. Корневое давление.Воздушное питание растений. 6 Практическая работа. Образование органических веществ на свету.

Рост корней и побега. Факторы, влияющие на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка.

7 Практическая работа. Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.

Движение стебля и листьев растения. Значение листопада в жизни растений.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.

Раздел 3. Выращиваем сами (10 часов)

Уход за растениями зимнего сада школы.

Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»

Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»

Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»

Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• клеточное строение растений;

• распознавать и описывать органы цветкового растения;

• функции органов цветкового растения

• описывать процессы, протекающие в растительном организме

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения за растениями;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку

• выращивать растение из семян

• ухаживать за растениями

• проводить пикировку, пересадку, полив растений.

• Высаживать рассаду в открытый грунт.

Тематическое планирование

Раздел

Количество

часов

1

Введение

2

2

Строение растения

46

3

Жизнедеятельность растений

10

4

Выращиваем сами

10

Итого

68



Учебно-тематическое планирование

Тема, содержание задания

Дата проведения

Кол-во часов






Введение (2 часа)






1

Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности, оборудованием для лабораторных работ.

1 Практическая работа. Изучение лабораторного оборудования кабинета биологии. Уход за растениями зимнего сада школы.






2


Раздел I. Строение растения (46 часов)







Строение растительной клетки (4 часа)






2

Основные части растительной клетки (клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, вакуоли, ядро). Виды растительных клеток.






2

3

1 Лабораторная работа. Изучение строения растительных клеток под лупой и микроскопом.






2


Корень (8 часов)






4

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Видоизменения корней.






2

5

2 Практическая работа. Изготовление гербария видов корневых систем. Закладка опыта для практической работы по изучению прорастания семян пшеницы и гороха (фасоли).






2

6

Рост корня. Ветвление корней. Значение окучивания, его влияние на развитие корней и всего растения в целом. Значение корня. Проведение опыта «Дыхание корней».






2

7

3 Практическая работа. Изучение и сравнение прорастающих корневых систем гороха и пшеницы. Уход за растениями зимнего сада школы.






2


Побег (8 часов)






8

Строение побега и его основные функции. Ветвление побегов и управление их ростом.





2

9

Строение почек, их внешнее и внутреннее строение. Почки вегетативные и генеративные. 2 Лабораторная работа. Изучение внутреннего строения почек.






2

10

Видоизменения побегов. 3Лабораторная работа. Изучение видоизмененных побегов.






2

11

Уход за растениями зимнего сада школы.






2


Лист (8 часов)






12

Внешнее строение листа и его функции. Разнообразие листьев по форме и размерам. 3 Лабораторная работа. Изучение разнообразия листьев (гербарные материалы, ЦОРы)






2

13

Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. 4 Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения листа.






2

14

4 Практическая работа. Проведение опытов по выявлению условий, необходимых для воздушного питания (фотосинтеза).






2

15

Уход за растениями зимнего сада школы.






2


Стебель (2 часа)






16

Строение стебля и его функции. 5 Лабораторная работа. Макроскопическое строение стебля.






2


Цветок (6 часов)






17

Строение и значение цветка. 6 Лабораторная работа. Изучение строения цветка (модели, гербарии, ЦОРы)





2

18

Значение соцветий в жизни растений. Виды соцветий. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.






2

19

Уход за растениями зимнего сада школы.






2


Плод (6 часов)






20

Строение и значение плодов. 7 Лабораторная работа. Изучение видов плодов.





2

21

Способы распространения. Приспособления плодов к распространению ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.





2

22

Уход за растениями зимнего сада школы





2


Семя(4 часа)






23

Строение семян двудольных растений. 8 Лабораторная работа. Изучение семени фасоли.





2

24

Строение семян однодольных растений. 9 Лабораторная работа. Изучение семени пшеницы.





2


Раздел 2. Жизнедеятельность растений (10 часов)






25

Почвенное питание растений. Удобрения. 5 Практическая работа. Корневое давление.Воздушное питание растений. 6 Практическая работа. Образование органических веществ на свету.





2

26

Рост корней и побега. Факторы, влияющие на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка.





2

27

7 Практическая работа. Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.





2

28

Движение стебля и листьев растения. Значение листопада в жизни растений.





2

29

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.





2


Раздел 3. Выращиваем сами (10 часов)






30

Уход за растениями зимнего сада школы.





2

31

8 Практическая работа. Посадка семян в контейнеры и открытый грунт.





2

32

9 Практическая работа. Пикирование рассады цветочных культур





2

33

10 Практическая работа. Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт.





2

34

11 Практическая работа. Уход за цветочными клумбами





2


Итого





68



© 2010-2022