Конспект урока по биологии Кровеносная система. Кровь

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по биологии Кровеносная система.КровьКонспект урока по биологии Кровеносная система.КровьКонспект урока по биологии Кровеносная система.КровьКонспект урока по биологии Кровеносная система.КровьКонспект урока по биологии Кровеносная система.Кровь

Урок № 46.

Тема: Кровеносная система. Кровь

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения, о составе крови животных.

Оборудование: таблица «Схемы кровеносной системы различных позвоночных животных».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

А. Индивидуальный опрос.

Какое значение имеет обмен вещества и превращение энергии в жизни организма? В каком направлении шел процесс эволюции пищеварительной системы от одноклеточных до позвоночных животных? Как изменялось строение пищеварительной системы позвоночных животных?

Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.

1. Обмен веществ - это:

а) поступление веществ в организм;

б) удаление из организма непереваренных остатков пищи;

в) происходящие в организме превращения веществ;

г) поступление и удаление из организма газообразных веществ.

2. Пища для животного организма является источником:

а)строительного материала;

б)энергии;

в) строительного материала и энергии;

г) простых органических веществ.

3. Ферменты - это вещества:

а) характерные для живого организма;

б) ускоряющие реакции;

в) участвующие в процессе пищеварения;

г) обеспечивающие газообмен.

4. Пищеварение - это процесс:

а) поступления и расщепления пищи;

б) измельчения, расщепления, всасывания пищи;

в) всасывания, удаления непереваренных остатков;

г) расщепления, удаления непереваренных остатков.

5. Для кишечнополостных характерно пищеварение:

а) внутриклеточное;

б) внеклеточное;

в) наружное;

г) внутриклеточное и внеклеточное.

6. Эволюционным новоприобретением кольчатых червей является:

а) внутриклеточное пищеварение;

б) внутриполостное пищеварение;

в) дифференциация пищеварительной системы на отделы;

г) дифференциация переднего отдела пищеварительной системы.

7. Эволюционным новоприобретением рыб является:

а) появление челюстей;

б) появление пищеварительных желез;

в) деление пищеварительной системы на отделы;

г) внутриполостное пищеварение.

8. К изменениям в пищеварительной системе птиц, связанным с полетом, не относится:

а) исчезновение зубов;

б) наличие пищевода;

в) появление зоба;

г) увеличение длины тонкого отдела кишечника.

9. Особенностью пищеварительной системы млекопитающих является:

а) наличие пищеварительных желез;

б) дифференциация зубов;

в) дифференциация пищеварительной системы на отделы;

г) появление языка.

III. Изучение нового материала

  1. Кровообращение. Объяснение учителя.

Кровообращение - движение крови по сосудам.

Сердце - специальный орган, обеспечивающий движение крови.

Аорта - крупный кровеносный сосуд.

Артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Вены - сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

Капилляры - мелкие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь - кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь - кровь, насыщенная углекислым газом

2. Кровеносная система беспозвоночных животных. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 215 и рисунками 25, 163 учебника по заданиям: нарисовать схему кровеносной системы кольчатых червей, показав на ней направление движения крови; отметить, какая сила двигает кровь по сосудам у кольчатых червей; изобразить схематично (с помощью учителя), какие изменения произошли в кровеносной системе моллюсков и членистоногих; отметить, что выполняет роль двигателя крови в их кровеносной системе.

  1. Кровеносная система позвоночных животных. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника нас. 215-217 и рисунком 164 учебника по заданиям: прочитать текст и объяснить, что представляет собой кровеносная система рыб, из каких отделов состоит сердце у рыб, какую кровь называют венозной, а какую - артериальной; выяснить, какие изменения произошли в кровеносной системе земноводных по сравнению с кровеносной системой рыб; рассмотреть рисунок 165 и объяснить, каково строение сердца у птиц и млекопитающих, как оно связано с кровообращением.

  2. Кровь. Объяснение учителя с элементами беседы.

Кровь - это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе.

Плазма - жидкая часть крови.

Кровь


Плазма крови Форменные элементы крови


Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты

Самостоятельная работа учащихся по заданиям: прочитать текст на с. 218-219; составить схему о составе крови; заполнить таблицу «Состав и функции крови».

Состав и функции крови

Состав крови

Функции

Плазма

Лейкоциты

Эритроциты

Тромбоциты

IV. Задание на дом

Изучить § 41, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных ».


Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Признаки

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

1. Число камер сердца и их действия


2. Число кругов кровообращения


3. Путь крови в кругах кровообращения (как проходит кровь по каждому кругу)


4. Изменение состава крови при кровообращении



© 2010-2022