Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Тема: Общая характеристика нервной системы

Технологическая карта учебного занятия

Преподаватель: Сорокина Елена Анатольевна

Дисциплина: Анатомия

Номер учебного занятия

Дата проведения

Группа

Время учебного занятия

№37

25.04.2013

ФК-21

90 минут

Тип урока проблемно - диалоговый

На занятиях формируются:

ОК.6; ОК.2

ПК 2.1

Цель и задачи занятия

Цель: Ознакомление с общей характеристикой нервной системы

Задачи:

Образовательные

Уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

Знать: определения понятий: гормоны, гиперфункция, гипофункция, нейрон, рефлекс,

Развивающие

Развивать:

- коммуникативные навыки и способности студентов;

- навыки работы в группе;

- компетентностную готовность к решению проблем.

Воспитательные

Воспитывать:

- дисциплинированность и ответственность

- формировать чувство ответственности за порученное дело

Наглядность

Карточки с кроссвордом

Карточки с изображением органов

Иллюстрация учебного занятия в программе Microsoft PowerPoint

Средства обучения

Интерактивная доска и компьютер

Литература

1. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. Образовательных учреждений среднего проф. Образования / А.М. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2009. - 384с.

2. Курепина, М. М. Анатомия человека: учебник для студентов ВУЗов/ М.М. Курепина, А.П. Ожегова, А.А. Никитина - М.: Владос, 2010. - 383 с.


  1. Организационный момент - 3 мин.


2. Систематизация и

обобщение пройденного материала - 15 мин.







3.Объяснение нового материала - 60 мин.



















































4. Закрепление - 8 мин.



5.Подведение итогов - 4 мин.

Ход проведения учебного занятия

-Приветствие

-Проверка присутствующих и определение готовности к совместной деятельности

-Сообщение целей и задач урока

-Деление на подгруппы (преподаватель предлагает студентам объединиться в группы по желанию)

Актуализация знаний.

Работа с кроссвордом - 5 мин.

Каждой группе раздается кроссворд по теме: «Железы внутренней секреции»

Вопросы к кроссворду:

  1. Избыточная выработка гормонов.

  2. Железа, которая располагается в ямке турецкого седла.

  3. Железа, располагающаяся в области шеи, на передней ее поверхности.

  4. Какая железа является смешанной?

  5. Гормон, который вырабатывается щитовидной железой.

  6. Гормон, который вырабатывается поджелудочной железой.

  7. Как называется передняя доля гипофиза?

  8. Гормон, который вырабатывается мозговым слоем надпочечников.

Работа с карточками (приложение 1,2)

Проверка выполненного задания по интерактивной доске.

Вывод преподавателя:

Ответив, на вопросы кроссворда и выполнив задания на карточках, мы с вами еще раз вспомнили какие органы относятся к железам внутренней секреции, их топографию, строение, гормоны, которые они выделяют, их функции. На основе всего этого мы можем сделать вывод, что при помощи эндокринной системы осуществляется гормональная регуляция биологических процессов в организме. Каждая железа внутренней секреции выполняет важную функцию для жизнедеятельности организма человека.

Вступительное слово преподавателя:

Мы начинаем с вами изучать одну из самых сложных тем «Нервная система». Запишите содержание темы:

  1. Общая характеристика нервной системы

  2. Строение и функции спинного мозга

  3. Строение и функции головного мозга

Объяснение ведется на основе презентационного материала.

Нервная система в процессе эволюции животного мира развивалась как главная система связи и управления в организме.

(Показ слайда, запись в тетради).

Нервная система выполняет важные функции для человека, которые заключаются в установлении оптимальных взаимоотношений между отдельными частями организма и в обеспечении индивидуального приспособления организма к окружающей среде.

(Показ слайда, запись в тетради).

Нервная система построена из нервной ткани. Клеточными элементами нервной ткани являются нервные клетки - нейроны и клетки нейроглии.

(Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Нейрон - основная структурная единица нервной системы. Нервная клетка способна образовывать нервный импульс в ответ на раздражение и передавать его другим нервным клеткам или рабочим органам. Клетки нейроглии выполняют опорную, трофическую и защитную функции. Нейрон состоит из тела и отростков, коротких - дендритов и длинного - аксона.

(Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Серое вещество образовано телами нервных клеток и их короткими отростками. Белое вещество состоит из отростков нервных клеток, одетых миелиновыми оболочками, которые называются нервными волокнами.

Нервные волокна образуют проводящие пути:

Афферентные - проводят информацию из рецепторов организма в нервные центры. Эфферентные - проводят информацию из нервных центров на периферию к исполнительным органам.

Нервная система осуществляет свою функцию по принципу рефлекса.

Рефлекс - это ответ организма на раздражение, осуществляемое через ЦНС.

(Показ слайда, запись в тетради).

Нервы - это скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых общей оболочкой.

(Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Все нейроны функционируют в тесном взаимодействии. Соединения между ними называют синапсами.

Каждый синапс состоит из трех основных элементов: пресинаптической мембраны, постсинаптической мембраны и синаптической щели. На конце нервного окончания имеется утолщение - синаптическая пуговка. В ней расположены пузырьки, содержащие медиатор - вещество, посредством которого передается волна возбуждения с нейрона на нейрон. (Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Нервная система по расположению в организме делится на центральную и периферическую.

(Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

По строению и развитию организма нервную систему делят на соматическую и вегетативную. К соматической относят те нервы и те отделы спинного и головного мозга, которые обеспечивают иннервацию кожи, органов чувств и двигательного аппарата. Вегетативная нервная система включает части нервной системы, иннервирующие внутренности, сосуды и железы.

(Показ слайда, запись в тетради).

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Беседа (фронтальная):

1.Какое строение имеет нервная ткань?

2.Какую функцию выполняет нервная клетка?

3.Как называются проводящие пути, которые проводят информацию от рецепторов в нервную систему?

4.Как называются проводящие пути, которые проводят информацию из нервных центров к исполнительным органам?

5.По какому принципу нервная система осуществляет свои функции?

6.Чем представлена центральная нервная система и периферическая?

-Выставление и комментирование оценок

(рефлексия)

-Домашнее задание:

Изучение первого вопроса темы «Нервная система».





Приложение1,2

Карточка №1

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Вопросы к кроссворду:

  1. Избыточная выработка гормонов.

  2. Железа, которая располагается в ямке турецкого седла.

  3. Железа, располагающаяся в области шеи, на передней ее поверхности.

  4. Какая железа является смешанной?

  5. Гормон, который вырабатывается щитовидной железой.

  6. Гормон, который вырабатывается поджелудочной железой.

  7. Как называется передняя доля гипофиза?

  8. Гормон, который вырабатывается мозговым слоем надпочечников.

Карточка №2

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия»

Подпишите названия желез внутренней секреции.

Вспомните, какие гормоны они выделяют и какую функцию выполняют.





© 2010-2022