Разработка урока на тему: Рождённые для полёта (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 50. Рожденные для полета.

Цели урока

Минимакс

По 2-й линии развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

1. Особенности строения и процессы жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

По 1-й линии развития - осознание роли жизни на Земле:

1. Роль птиц в природе

По 6-ой линии развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

1. Роль птиц в жизни человека

Минимум: перо, крыло, киль, клюв, воздушные мешки.

Максимум: адаптация, физическое обоснование полета.

Оборудование: таблицы, рисунки птиц, чучела, набор перьев.

Ход урока:

Анализ

Учитель

Ученик

Доска и оборудование

Актуализация знаний и постановка проблемы

- Какие преимущества дает перьевой покров?

- Какими способами могут передвигаться птицы? Какой способ самый характерный?

- Что позволило птицам стать самыми совершенными летающими животными?

- Каким надо быть, чтобы подняться в воздух и передвигаться по земле? Какие у вас будут гипотезы?

- Теплоизоляция, легкость, создает опору на воздух и как следствие возможность летать.

- Полет, бег, плаванье.

- Перьевой покров, наличие крыльев. Если произошли такие изменения, наверно должны были измениться и другие органы. Может и они позволят птицам хорошо летать.

- Легким, прочным, сильным.

Поиск решения.

Задание для групп:

  1. Прочитайте текст стр. 232 - 234, выполните задание к рисунку 12 стр. 233 и к рисунку 14 стр. 234. Какие особенности скелета и мускулатуры обеспечивают полет?

  2. Прочитайте текст стр. 232 - 234, выполните задание к рисунку 13 стр. 233. Какие особенности скелета и мускулатуры обеспечивают движение на земле?

- Какое количество энергии необходимо для активного движения? Какие системы органов будут способствовать ее обеспечению?

Задание для групп:

  1. Используя рисунок 15 и текст стр. 234, определите черты приспособленности птиц к полету в строении и деятельности пищеварительной системы.

Пищеварительные соки, образующиеся в пищеварительных железах. У птиц обладают большой активностью. Так, в опытах установлено, что небольшие рыбки, залитые содержимым железистого желудка утки, через 10 минут превращаются в мутное студенистое вещество. Что происходит с рыбками? Какое значение для птиц имеет способность переваривать пищу?

  1. Используя рисунок 16 и текст стр. 234 - 235, определите черты приспособленности птиц к полету в строении и деятельности дыхательной системы.

При резком повышении температуры воздуха у птиц учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. При этом создается ток воздуха над влажной поверхностью, ускоряется испарение. Используя знания, полученные при изучении физики, объясните, почему в этом случае у птиц происходит понижение температуры тела.

  1. Используя рисунок 17 и текст стр. 235 - 236, определите черты приспособленности птиц к полету в строении и деятельности кровеносной системы. Сравните с рисунком 5 стр. 209. Объясните, почему разделение сердца на две половины - левую и правую - считают важнейшей прогрессивной чертой в строении кровеносной системы птиц?

- Птицы - животные с постоянной высокой температурой тела. В среднем она равна 42°С, а у мелких воробьиных достигает 43 - 44°С. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют птицам постоянно поддерживать температуру на таком уровне?

- Как связана высокая активность организма с координацией движений и быстротой реакции на изменения среды? Какая система отвечает за это? Как связана теплокровность и развитие нервной системы? Используя текст стр. 236, определите, в чем выразилось усложнение нервной системы?

- Как ответим на вопрос урока? задание к рисунку 18 стр. 237

Выполняют задание по группам. Обсуждают. Результаты выносятся на доску, аналогично схеме стр. 230.


- Энергии необходимо много. Обеспечение за счет деятельности пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем.

Выполняют задание по группам. Обсуждают. Результаты выносятся на доску, аналогично схеме стр. 230.







- Птицам характерен интенсивный обмен веществ за счет работы систем органов: пищеварительной, дыхательной, кровеносной. Перьевой покров способствует сохранению тепла.

- Прямая зависимость. Отвечает нервная система. Теплокровность обеспечивает положительные условия для работы нервной системы.

Определяют усложнения нервной системы.

Делают вывод по уроку.

Самостоятельное применение знаний:

  1. Лабораторная работа стр. 237.

  2. вопросы 3 - 5 стр. 237.

Итог: Д/з § 50 стр. 232 - 237.


© 2010-2022