Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»

План проведения урока:

I.Организационный момент

(Задание 1) 1.Какие характерные признаки можно указать у этих животных? (На брюшке имеются насечки)

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Бабочки Слепень Оса

Спасибо за ответы!

2. К какой группе животных относятся все эти животные и почему? (Насекомые, на брюшке и конечностях имеются насечки-границы сегментов тела конечностей).

3. Какая же тема сегодняшнего урока?

(Задание2) Тема урока «Класс Насекомые».

Тип урока: Объяснение нового материала (комбинированный).

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа-обсуждение, презентация.

(Задание 3) Цель урока: Познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых.

Задачи урока:

  • Образовательная: показать особенности класса насекомых как представителей типа Членистоногие, познакомить с особенностями строения тела насекомых, вскрыть причины процветания насекомых на планете, их приспособленность к самым разнообразным условиям обитания; продолжить формирование умений в распозновании членистоногих животных на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой, выявлять конкретные черты приспособленности к среде обитания;

  • Развивающая: продолжить работу по формированию умений и навыков выявлять характерные признаки у насекомых и находить на их основе общие биологические закономерности в строении тела и образе жизни, предполагать доказательства и уметь обосновывать их; способствовать развитию у учащихся памяти, мышления, внимания; формировать навыки анализа и оценки полученной и добытой информации; развить у учащихся социальную и коммуникативную компетентность: формирования сознательную ответственность за приобретенные знания.

  • Воспитательная: воспитать у учащихся рациональное отношение к природе, всему живому; способствовать формированию у обучающихся природосберегающему мировоззрению, материалистический подход к восприятию органического мира; показать важную роль компьютерных технологий при овладении знаниями.

  • Ход урока:

II. Изучение нового материала:

(Задание 4) Класс Насекомые - самая многочисленная группа животных.

(Диаграмма). Как видно из диаграммы, насекомые преобладают по численности над всеми живыми организмами. На нашей планете насчитывается около 1 млн. видов насекомых, в различных средах обитания. Предками насекомых древние кольчатые черви. Доказательством является строение личинок многих насекомых - гусениц - имеются общие черты с древними червями. Внушительное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией покрытосеменных (цветковых) растений. Расселению по планете способствовала способность многих насекомых к полёту. Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

По отношению к человеку различаются полезные и вредные насекомые. Среди них переносчики заболеваний, вредители запасов строительных материалов.

Вопрос-повторение. К какому типу относятся насекомые? (Членистоногие)

Каковы особенности строения тела этих животных? (Членистое строение конечностей).

Вопрос. Как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология - наука о насекомых

(Задание 5) Вопрос-повторение. Как вы думаете, почему насекомые получили такое название? (На теле имеются насечки). Какова симметрия тела у насекомых? Двусторонняя. (отмечаем это в тетради)

(Задание 6) Тело насекомых имеет хитиновый покров. Какую роль играет хитиновый покров тела у насекомых?(Он является наружным скелетом. (отмечаем это в тетради)

(Задание 7) Рассмотрим слайд с изображением жука-жужелицыи раздаточный материал. Какие отделы можно выделить у жука?

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Есть ли эти отделы у мухи?

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

(Сегментированное тело жука включает следующие отделы: 1 - голова, 2 - грудь, 3 - брюшко).

(Задание 7) (отмечаем это в тетради )

(Задание 8) Рассмотрите изображение и определите на мониторе и определите какие органы располагаются на голове насекомого? (Глаза, усики, ротовые органы)

Что имеется на грудина груди насекомого? (Крылья и три пары ног). По количеству ног как можно ещё назвать насекомых? (Шестиногие)

(Задание 9) Рассмотрите голову, жука. Какие органы располагаются на голове насекомого?

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся также к материалу приложения 1 п.2 (На голове большинства насекомых располагаются сложные глаза, которые называют фасеточными.

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Вопрос. Какие глаза называются фасеточными? (Которые состоят из большого количества мелких глазков - фасеток, при этом формируется мозаичное изображение, которое и воспринимают насекомые).

(Задание 9). Ротовой аппарат. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов

(Задание10)). Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн)

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых. (Запись в тетради)

Пользуясь рисунком учебника 45. Ротовые аппараты насекомых (с.63), назовите насекомое и тип его ротового аппарата: (Задание11)): оса - грызуще-сосущий, пчела - грызуще-сосущий; (Задание 12): комар - колюще-сосущий; муха - лижущий; (Задание 13): олеандровый бражник: бабочка -сосущий; гусеница - грызущий.

(Задание 14) Рассмотрим, какие органы располагаются на груди насекомого? Каково их количество?

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.3 (На груди у насекомых располагается три пары ног и крылья (Задание 15). Характерная особенность насекомых - способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления - толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков)).

Как уже было сказано ранее, характерная особенность насекомых - способность к полёту. Передвижение насекомых в пространстве осуществляется с помощью крыльев. Крылья насекомых - это тонкие однослойные боковые выросты кутикулы на груди (Задание 16). (Отметим в тетради)

Прочитайте материал приложения 2. Используя рисунок, Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

выполните следующее задание: назовите насекомое и тип его ног: (Задание 17): медведка - копательные ноги, жук-плавунец - плавательные ноги; (Задание 18): кузнечик - прыгательные ноги; жук-олень - бегательные ноги.

Рассмотрите брюшко насекомых (Задание 19)

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих.

Каковы особенности строения брюшка насекомого? Почему брюшко насекомых всё время сокращается? (Брюшко состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10. Нередко число сегментов сокращается до 5-6 и менее. На его последнем сегменте расположено анальное отверстие. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто - наружные половые придатки. По бокам брюшка имеются отверстия - дыхальца, сокращние брюшка -приспособление для дыхания.) (Задание 20). Посмотрите на рисунок.

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих

Какую функцию выполняет брюшко у уховертки и у скорпионницы?( Защитную).

(Задание 21) (Диаграмма). Насекомые - самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: каковы же причины необычайного процветания класса Насекомых? 1.Способность к полёту обеспечила насекомым широкое распространение по планете, возможность находить брачных партнёров на большой площади, уклоняться от врагов, ловить добычу.

2. Деление тела насекомых на три отдела обеспечило некоторую подвижность головы и брюшка.

3.Небольшие размеры тела насекомых дали им возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных.

4. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Есть насекомые, которые питаются, казалось бы, совершенно несъедобными веществами, такими, как воск, шерсть, костное или роговое вещество, перо, древесина, навоз.

III. Закрепление знаний:

Ребята мы сегодня на уроке познакомились с внешним строением и жизнедеятельности животных класса Насекомые. Попытаемся вспомнить особенности представителей этого класса типа Членистоногих.

Отгадайте загадки

Вспомним:

Меж цветов она летает

И нектар с них собирает,

Для стола она даёт

Очень, очень сладкий мёд. (Пчела).

В мае вечером летает,

Лист с берёзки объедает

А личинки все в земле

Где они там быть беде

Корни у травы едят

Чем растениям вредят. (Майский жук).

Громко над цветком жужжит

И ужалить норовит

Полосатая краса

Все зовут её … (Оса)

Ночью спать нам не даёт

Песню нудную роёт.

Проявляет к нам любовь

Потому что любит кровь

В жизни кровь ему важна

Для детвы она нужна. (Комар).

Может в травке он скакать

Песню громко стрекотать,

Он совсем как человечек

Это маленький ……(кузнечик).

Эти маленькие крошки

Очень любят жить на кошке

Быстро по полу скакать

И до крови всех кусать. (Блохи)

Проверь свои знания: (Задание22)

  • Как называется наука, изучающая насекомых? (Энтомология).

  • Почему насекомые получили своё название? (На теле имеются насечки.)

  • Вспомним внешнее строение насекомых. а) Какие отделы различают в теле насекомого? (В теле насекомого различают 3 отдела: голова, грудь, брюшко). б) Какие органы насекомых обозначены цифрами 1 - 7? (Органы: 1 - усики; 2 - голова; 3 - грудь; 4 - ноги; 5 -

  • Какие органы расположены на голове насекомого? (Сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые, ротовой аппарат, пара усиков).

  • (Задание 23) Сколько ног у насекомых? (3 пары). Где они располагаются? (На груди). У летающих насекомых где располагаются крылья? (На груди).

  • (Задание 24) Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? (Наружный скелет).

IV. Выводы (Задание 25):

Заполним таблицу, приведённую на экране «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых».

Признак

Комар

Кузнечик

Сегментация тела

Отделы тела

Ротовой аппарат

Его тип

Симметрия тела

Способы передвижения

Количество крыльев



VI. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок

VII. Домашнее задание: §15. (Задание 26)

Рекомендуемая литература для учителя:



  • Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В,Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2003.

  • Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. - М., Айрис-Пресс, 2003.

  • Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.

  • Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. - Вологда, 1992.



Рекомендуемая литература для обучающихся:

«Биология» под редакцией Пономарёвой И. Н.

  • учебник «Биология: Животные. 7 класс» (авторы В.М.Контантинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко),

  • рабочие тетради № 1 и 2 (авторы С.В.Суматохин, В.С.Кучменко),

  • Власова З.А. Биология. Справочник школьника. - М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.

  • Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. - М.: Аквариум, 1997.

  • Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. - СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.

  • Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI - VII классов. - М.: Просвещение, 1971.

  • Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 - 9 классы. - М.: Дрофа, 1996.

  • Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  • Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.Урок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающихУрок по биологии в 7 классе Отряды млекопитающих



Приложение 1

1. Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, который выполняет роль наружного скелета. Тело сегментировано и разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Голова состоит из слившихся сегментов, на груди и брюшке сегменты более или менее отделены друг от друга насечками.

2. На голове имеется ротовой аппарат, пара сложных глаз, усики. Сложные глаза насекомых называют фасеточными. Так как состоят Из большого количества селких глазков - фасеток. Поэтому у насекомых формируется мозаичное изображение,. Пища насекомых очень разнообразна, в зависимости от её типа ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим - бабочеки, лижущим - мух, грызущим жуки и кузнечики, колюще-сосущим - комаров и клопов. на верхней стороне головы прилеплена пара усиков (антенн).

3. На груди у насекомых располагается три пары ног и одна-две пары крыльев. Характерная особенность насекомых - способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления - толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков)., у лопов надкрылья твёрдые только в основной части

4. Брюшко состоит из 10 сегментов. Нередко число сегментов сокращается до 5-6 и менее. На его последнем сегменте расположено анальное отверстие. На VIII и IX сегментах расположены половые органы и наружные половые придатки. По бокам брюшка и на груди имеются дыхательные отверстия - дыхальца, сокращая брюшко - насекомое дышит.

Название документа КЛАСС НАСЕКОМЫЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).doc

Приложение 2

Конечности насекомых

В связи с условиями обитания, в которых живёт тот или иной вид насекомого, конечности могут претерпевать значительные изменения: стройные бегательные ноги (жуки, тараканы), прыгательные ноги - бедро утолщенное и голени задней пары ног сильно вытянуты (кузнечики, саранчёвые), роющие ноги - все ноги укорачиваются, становятся массивными и голени вооружены хитиновыми зубцами (медведки), плавательные конечности - ноги сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков (жуки-плавунцы, клопы гладыши).


© 2010-2022