Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Автор: Мамаева Ольга Геннадьевна.

Место работы: МАОУ СОШ №7 имени Г. К. Жукова.

Краснодарский край, г. Армавир.

Должность: преподаватель биологии.

Пояснительная записка.

Разработка урока биологии предназначена для учащихся 10 (11) классов. В разработке представлены первые попытки систематизации растений и животных. Краткое изложение положений возникновения эволюции в разный период становления биологии. В процессе изучения материала используются межпредметные связи по следующим предметам: история, философия, география.

Тема: Учение Ж. Б. Ламарка.

Педагогическая цель: продолжить формирование знаний учащихся об основных положениях гипотезы возникновения теории эволюции; познакомить учащихся с основными положениями Ж. Б. Ламарка; продолжить формирование знаний основных биологических понятий, формулировать выводы; уметь показать роль Российских ученых в становлении теории эволюции.

Задачи урока:

Образовательная: создать представление об эпохе биологических открытий; обеспечить усвоение новой темы; подвести учащихся к необходимости научно-биологических знаний.

Развивающая: развивать коммуникативную культуру, умение выслушивать мнения одноклассников; развивать эмоциональную сферу учащихся используя яркие примеры, демонстрации.

Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных отношений, патриотическому воспитанию; уважение к историческому прошлому.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять роль ученых и их открытий в биологии; закрепят знания о ведущих ученых и их вкладе в изучение природы.

Личностные: будут сформированы: навыки интереса и любознательности в процессе самостоятельного поиска информации.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесная (беседа, диалог), наглядные (схемы, портреты ученых), поиск информации, анализ, применение знаний, обобщение.

Термины и понятия: уровни организации живой природы, эволюция, вид, популяция.

Оборудование: Портрет Ж. Б. Ламарка; таблицы, схемы, слайды: с изображением животных одного вида, но обитающих в природе и домашних; растений одного вида - в природе и культурных.

Ход урока:

1.Актуализация знаний (опрос):

  • Вклад К. Линнея в науку?

  • Приведите линнеевское определение вида.

  • Отличия систематики по К. Линнею и современной систематики?

  • Вклад М. В. Ломоносова, К. Ф. Вольфа в развитие современной науки.

  • Каковы основные задачи систематики?

2. Объяснение нового материала:

  • Сообщение учащегося о жизни и деятельности Ж. Б. Ламарка.

  • Вывод по сообщению: учащиеся отмечают, что основные положения теории Ламарка состоят в следующем:

- организмы изменчивы

- виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды

- историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организма прогрессу

  • Учащимся предлагается ознакомиться с системой К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

Классификация по К. Линнею

  1. Четвероногие Первая ступень

Сердце с двумя желудочками

  1. Птицы Кровь красная и горячая

  1. Гады Вторая ступень

Сердце с одним желудочком

  1. Рыбы Кровь красная и холодная


  1. Насекомые Третья ступень

Холодная белая жидкость вместо крови

  1. Черви

Классификация по Ж. Б. Ламарку

  1. Инфузории

Первая ступень

  1. Полипы

  2. Лучистые

Вторая ступень

  1. Черви

  2. Насекомые

Третья ступень

  1. Паукообразные

  2. Ракообразные

  3. Кольчецы Четвертая ступень

  4. Усоногие

  5. Моллюски


  1. Рыбы Пятая ступень

  2. Рептилии


  1. Птицы Шестая ступень

  2. Млекопитающие

  • Учащимся предлагается сделать сравнение;

Они должны отметить следующее: у Ламарка классы животных расположены в восходящем порядке, а у Линнея - в нисходящем. И это неслучайно. В процессе занятий систематикой растений и животных Ламарк пришел к мысли о том, что, располагая животных в восходящем порядке, удастся ближе подойти к отображению их естественных группировок. Рассматривая эту систему, учащиеся обращают внимание на то, что он предлагает 14 классов вместо 6 классов по Линнею; называют те классы, которые определены Ламарком верно и соответствует современным.

Учащиеся так же отмечают, что принцип размещения Ламарком основан на усложнении в строении нервной системы и кровеносных органов.

  • Т. к. учащиеся ознакомлены с рассуждениями Ламарка о постепенном изменении растения при последовательном переселении ряда поколений его потомков с сырого луга на крутой холм.

Учащимся выдаются карточки с выдержками: «Предположим, что семена злака или какого-нибудь другого растения, обитающего на влажных лугах, в силу каких- либо обстоятельств оказываются перенесенными на склон соседнего холма, где почва, несмотря на то, что место это более возвышенное, обладает достаточной влажностью, чтобы предоставить растению необходимые условия для его существования. Предположим далее, что, прожив здесь долгое время и дав ряд поколений, растение постепенно достигает сухой, почти безводной почвы косогора. Если растение приживается здесь и сохраняется в течение ряда поколений, оно окажется настолько изменившимся, что ботаники, встретив его, сочтут его за особый вид». (Изб. произв. 2-х т. Т. II с.232«Труд «Флора Франции» Ж. Б. Ламарк. М., Изд-во АН СССР, 1959) .

Это рассуждение можно проиллюстрировать каким-либо примером, изменение которого прослеживается от подножия холма к вершине (для этого можно использовать: манжетку, кислицу; на хорошо освещенных холмах: сурепка, пастушья сумка).

Учащимся предлагается порассуждать на тему можно ли найти в природе в том виде, в котором существует сейчас капуста, лук, морковь и т.д. Породы животных. Учащимся предлагается обратить внимание на причины, которые описывает Ламарк о происхождении домашних пород животных.

Дальше учитель ставит перед учащимися основную проблему любой эволюционной теории; какие силы (или причины) являются движущими в процессе эволюции? (для обсуждения вопросов учащихся лучше разделить на группы).

В процессе обсуждения учащиеся должны понять, а учитель должен помочь прийти к тому, что принцип градации правильно отображает процесс исторического развития организмов от простых к сложным, от низкоорганизованных к высокоорганизованным как общее направление эволюции.

После этого следует обратить внимание на взгляды Ламарка на якобы наследование изменений, приобретенных организмами, и на эксперименты их опровергающие.

  • Обобщение: В заключении называются основные положения Ламарка об эволюции органического мира, отмечаются его заслуги перед наукой.

  1. Закрепление. Сравнить систематику Ж. Б. Ламарка с современной систематикой животных и растений.

Д\З. изучить параграф, ответить на вопросы в конце текста; кратко отобразить вклад в развитие теории эволюции А. Н. Радищева и А. И. Герцена.

Список используемой литературы:

  1. Рабочие программы «Биология. 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агофонова. Изд. Дрофа, 2012 г.

  2. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агофонова. «Общая биология. 10-11 класс» учебник. Изд. Дрофа, 2014 г.

Дополнительная литература:

  1. А. П. Пуговкин, Н. А. Пуговкина «Основы общей биологии». Изд. Специальная литература, Санкт- Петербург, 2010 г.

  2. З. И. Васильева, Б.Д. Комисаров «Преподавание общей биологии» М.: Высшая школа, 2011 г.











Приложение:

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Географическая карта полушарий.

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)К. Линней.



Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)М. В. Ломоносов.

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Ж. Б. Ламарк

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Ф. Вольф.



Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Кабан дикий вид.

Разновидности сельскохозяйственных пород поросят:

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)

Разработка урока по теме: Учение Ж. Б. Ламарка (10-11 класс)











© 2010-2022