Урок по теме Общая характеристика земноводных ТРКМ ФГОС 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт урока биологии в 7 классе

ФИО учителя, название ОО- Садовина Елена Николаевна, учитель биологии, Благодатовский филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий Большечернигоского района Самарской области

Целевой компонент

Тема урока:

Общая характеристика земноводных

Образовательная цель

Развитие критического мышления семиклассников на основе осмысления особенностей строения, жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде, черт приспособленности к среде обитания.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: развитие и формирование интереса к изучению

природы;

МР:

- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

- выявлять признаки сходства и различия в строении,

образе жизни и поведении животных;

ПР:

- знать современные представления о возникновении земноводных;

- общую характеристику класса Земноводные;

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов

и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Живые организмы»

Ученик научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных

- приводить доказательства, сравнивать, выявлять взаимосвязи

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать информацию.

Содержательный компонент

Программное содержание

Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки.

Мировоззренческая идея

Особенности строения и жизнедеятельности любого живого организма определяются средой его обитания.

Ценностно-смысловые ориентиры

Жизнь. Природа.

План изучения учебного материала

  1. Среда обитания

  2. Происхождение земноводных

  3. Особенности строения

  4. Размножение и развитие

  5. Многообразие

  6. Значение

Основные понятия

Амфибии, земноводные, орган, система органов.

Основные законы, закономерности

Теория эволюции органического мира

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок - исследование

Образовательная технология

ТРКМ

Оснащение урока

- Схема кластера

- Биология. Многообразие живых организмов. Мультимедийное учебное пособие, 7 кл.

- таблица «Тип Земноводные», «Сравнительная характеристика сред обитания», «Класс Земноводные», «Внутренне строение лягушки»

- ноутбуки (по 1 на парту)

- скелет лягушки

Мизансцена урока

традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

-

Домашнее задание

Стр.189-196 учебника, № 145 (п.5) в рабочей тетради. Инд. задание: Решите задачу. За 1 час с 1 см² тела лягушки улетучивается 0,3 мг воды, жаба теряет 0,6 мг влаги. Для сравнения - у человека с той же площади испаряется всего 0,048 мг. Сколько воды испаряется с 1 см² тела лягушки и жабы за сутки и как они спасаются от иссушения?

Ответ: 7,2 мг; 14,4 мг. Спасаясь от иссушения, земноводные предпочитают сырые места, а многие из них время от времени возвращаются в водоемы. Жабы восполняют потерю воды, поглощая ее из влажной почвы при помощи специального участка кожи на животе и в паху.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ЭТАП УРОКА - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Отвечают на вопросы учителя

II. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Урок начинается с рассказа старинной финской сказки. Жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, зачем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»

- В кого же превратилась младшая царевна?

(Фея превратила младшую царевну в лягушку)

- Чем же так необычны земноводные, почему на них «дивятся» все люди?

(Живут амфибии в двух средах обитания, и это отразилось на их строении)

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

- Какова цель нашего сегодняшнего урока (раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше)

Практическая работа: составление кластера:

Что мы знаем о земноводных? Происхождение? Среда обитания? Многообразие? Строение? Размножение?

Развитие? Значение в природе и для человека?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1. Какие животные относятся к земноводным?

2. От каких животных произошли земноводные?

3. Какое внешнее строение они имеют?

4. Какое внутреннее строение они имеют?

5.Как они дышат?

6. Везде ли обитают земноводные?

7. Из чего состоит скелет лягушки.

8. Какие системы органов есть у лягушки?

9. Какие органы составляют кровеносную систему?

10. Как размножаются лягушки?

11. Какое значение имеют земноводные для человека?

12. Какое значение имеют в природе?

14.Где обитают лягушки?

15. Назовите рекордсменов в мире земноводных.

1. Почему земноводных называют амфибиями?

2. Какие приспособления остались у земноводных в связи с жизнью в воде?

3. Почему у лягушки глаза «на выкате»?

4. Почему у лягушек бывает насморк?

5. Почему у лягушки длинный язык?

6. Почему лягушки не задыхаются под водой?

7.Почему у лягушек кожа влажная, а у жаб - сухая?

8.Зачем лягушки активно «поют» весной?

9. Какие приспособления есть у земноводных для жизни в воде?

10. Какие приспособления есть у земноводных для жизни на суше?

11. Правда ли утверждение, что если возьмешь лягушку в руки - «выскочит» бородавка?

Слушают сказку



Ответы учащихся


Ставят цель урока

Фронтально на листах А4 формата (приложение 1)

фронтально










Выясняют и активно участвуют в обсуждении


Ставят цель урока

Вспоминают информацию (что знаем)


отвечают на поставленные вопросы, выявляют пробелы в знаниях, планирует предстоящую деятельнось








III. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Чтение текста с маркировкой:

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»«v» - уже знал «-» - думал иначе«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы

Аналитическая беседа по тексту:

- Что мы уже знаем о земноводных?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

самостоятельное чтение текста

учебника

По ходу чтения отмечают карандашом

фронтально



Работает с текстом, анализирует информацию


Анализируют информацию, обсуждают, делают выводы

IV. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Практическая работа: заполнение кластера

Путешествие по «Биологическому лабиринту» (используется электронное приложение).


Практическая работа: составление синквейна

со словом «амфибия».

Амфибия

Холоднокровная, скользкая

Прыгает, дышит, питается, размножается

Первое наземное позвоночное животное

Земноводное.

самостоятельно

работа в парах (отвечают на вопросы, возвращаются к неверно выполненным заданиям)

фронтально

Отрабатывают навыки самостоятельной работы

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения кластера
совершенствуют навыки самостоятельной работы

Анализируют информацию

V. ЭТАП УРОКА - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка

Анализируют свою работу

Анализируют свою работу


© 2010-2022