Программа элективного курса Растения-целители

Данный элективный курс предлагается учащимся 9 класса, ориентированным на профессию медицинского работника, а также для тех, кому небезразлично свое здоровье. Учитывая, что в последние годы в прессе все чаще появляются публикации о способах лечения многих заболеваний путем фитотерапии, гомеопатических способах лечения, возникает потребность знакомить учащихся с лекарственными растениями более подробно, тем более, что и официальная медицина перестала в категоричной форме отрицать возможности натуропатов  и травников и признает их практические результаты. На занятиях используются растения, произрастающие на пришкольном участке. Цель курса – формирование у учащихся представления о разнообразии растений, которые можно использовать как для профилактики, так и для лечения некоторых заболеваний.    
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шаитикская основная общеобразовательная школа


ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Программа элективного курса Растения-целители

ДЛЯ 9 КЛАССА


Составитель: Курскова Оксана Александровна,

учитель биологии географии

первой квалификационной категории







Пояснительная записка.

Данный курс предлагается учащимся 9 класса, ориентированным на профессию медицинского работника, а также для тех, кому небезразлично свое здоровье. Учитывая, что в последние годы в прессе все чаще появляются публикации о способах лечения многих заболеваний путем фитотерапии, гомеопатических способах лечения, возникает потребность знакомить учащихся с лекарственными растениями более подробно, тем более, что и официальная медицина перестала в категоричной форме отрицать возможности натуропатов и травников и признает их практические результаты. На занятиях используются растения, произрастающие на пришкольном участке.

Цель курса - формирование у учащихся представления о разнообразии растений, которые можно использовать как для профилактики, так и для лечения некоторых заболеваний.

Задачи курса:

  1. Ознакомление школьников с историей развития химии лекарственных растений.

  2. Изучение лекарственных растений родного края, заготовка и оценка доброкачественности растений, использование растений нашего края в лечении заболеваний.

Программа данного курса рассчитана на 17 часов. Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, экскурсий, презентаций.

Содержание программы.

  1. Введение.

  2. История развития фитотерапии в России.

  3. Растительное лекарственное сырье.

Ареалы и ресурсы лекарственных растений. Местные лекарственные растения. Правила сбора лекарственного сырья: сушка, хранение, оценка доброкачественности сырья, методы определения лекарственных веществ в растительном сырье. Экстрагирование, качественные реакции на витамины, дубильные вещества.

  1. Классификация лекарственных растений.

Деление растений по физическим свойствам на группы: успокаивающие, обезболивающие, отхаркивающие, мочегонные, вяжущие, кровоостанавливающие, слабительные. Отравление лекарственными препаратами.

  1. Лекарственные растения Западной Сибири, и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний (сердечно - сосудистые заболевания, желудочно-кишечные заболевания, легочные заболевания, заболевания нервной системы, кожные заболевания, косметические препараты и маски из лекарственных трав).

Экскурсия в аптеку.

  1. Гомеопатические методы для лечения.

Гомеопатия: понятие, содержание, методы использования. Принципы гомеопатического лечения.

  1. Охрана природы. Восстановление лекарственных растений.

По завершении курса учащиеся должны знать:

1.Лекарственные растения своего края.

2. Правила сбора, хранения, сушки растений.

  1. Профилактику и лечение некоторых заболеваний при помощи лекарственных растений, произрастающих в Новосибирской области, на пришкольном участке.

Должны уметь:

  1. Определять растения по определителям.

  2. Распознавать лекарственные растения своего края.

  3. Проводить сбор лекарственных растений на пришкольном участке.

  4. Пользоваться справочной литературой.













Учебно-тематический план


п/п

Темы

Теория

Практика

Всего

часов

1.

Введение

Лекция с элементами беседы 1 ч.


1 ч.

2.

История развития фитотерапии в России

1 ч.


1 ч.

3.

Растительное лекарственное сырье

1 ч.

Практическая

1 ч.

2 ч.

4.

Классификация лекарственных растений

1 ч.

Практическая

1 ч.

2 ч.

5.

Лекарственные растения Западной Сибири и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний

Лекция 1 ч., беседа 1 ч., экскурсия в аптеку 1 ч.

Практическая

2 ч.

5 ч.

6.

Гомеопатические методы для лечения

2 ч.


2 ч.

7.

Охрана природы. Восстановление лекарственных растений

Конференция 1 ч.


1 ч.

8.

Практическая работа: «Составление декоративных композиций из лекарственных растений»

«Пищевые растения, используемые в медицине».


1 ч.

1 ч.

9.

Экскурсия в природу: сбор лекарственных растений.


1 ч.

1 ч.

10.

Обобщение материала: сообщения учащихся.

1 ч.


1 ч.


Всего:

11 ч.

6 ч.

17 ч.





Практические работы


  1. Правила сбора, хранения и сушки растений.

  2. Деление растений по их физическим свойствам на группы.

  3. Определение растений по определителю.

  4. Распознавание лекарственных растений своего края, произрастающих на пришкольном участке.


Литература


  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. - М.: ГУТК, 1986

  2. Казаринова Н.В. и др. Лекарственные растения Сибири для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. - Новосибирск: Наука, 1991

  3. Меньшикова И.Б. Лекарственные растения в каждом доме. - М.: Адонис, 1994

  4. Пастушенков Л.В. Лекарственные растения. Использование в медицине и в быту. - С. Петербург: Лениздат, 1990

  5. Решетникова А.В. Лечение растениями. - Киев: Феникс, 1993


© 2010-2022