План-конспект урока на тему Доказательства эволюции (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла, ул. Пожарная д.52

Новикова Елена Николаевна, учитель биологии.

Урок на тему: «Доказательства эволюции» 11 класс.

Авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X - XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).




г. Орел 2015 год

Тема урока: Доказательства эволюции

Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.

Задачи урока: создать условия для развития:

1. предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции

2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, поиском способов решения поставленной проблемы;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урока: урок новых знаний

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: мультимедийная презентация

УМК: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.


Ход урока.

Фронтальная беседа по вопросам.

  1. Дайте определение терминам:

- гипотеза;

- теория.

2. Кто является автором первой эволюционной теории.

3. За что критиковали теорию Ж.-Б. Ламарка современники?

4. Чем эволюционная теория Ч.Дарвина отличается от эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка?

5. А что такое доказательство? Где вы слышали это слово? Где используются доказательства? Что нужно доказывать? Как выглядит процесс доказательства?

В процессе обсуждения надо подвести учащихся к мысли, что доказательство - это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой - процесс установления истины.

Исходя из того, что мы сейчас с вами обсудили, сформулируйте цель сегодняшнего урока?

А существования чего мы будем доказывать? Что такое эволюция?

Используя уже имеющиеся у нас знания, мы постараемся привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.

Работа по изучению нового материала проводится с использованием презентации.

Слайд 3. Что изучает наука палеонтология?

Слайд 4-8. Знакомство с работами В.О.Ковалевского по созданию филогенетического ряда лошади. Запись определения в тетради. Другие примеры филогенетических рядов.

Слайд 9.Назовите животных изображенных на слайде. К какому классу животных они относятся? В чем особенность их строения и жизнедеятельности?. Представителями каких классов животных у них наблюдается сходство? Запись в тетради определения переходных форм.

Слайд 10-13. Примеры переходных форм растений и животных.

Слайд 14.Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Слайд 15-18. Гомологичные органы. Определение и примеры. Запись учащимися в тетради.

Слайд 19-21. Аналогичные органы и их примеры. Запись учащихся в тетради.

Слайд 22. Сравнение строения и функций аналогичных и гомологичных органов.

Слайд 23-28. Рудименты и атавизмы. Какие вы можете назвать органы, которые есть у человека, но мало используются, или не используются совсем в течении жизни? Приведите известные вам примеры, когда у человека проявлялись признаки животных.

Слайд 29-31. Эмбриологические доказательства. Что изучает наука эмбриология? Что вам известно о развитии эмбрионов позвоночных животных на разных стадиях развития?

Слайд 32-34. Молекулярно-генетические и биохимические доказательства Что такое ген? Дайте определение генома. Почему генетический критерий вида является одним из важнейших?

Слайд 34-36. Биогеографические доказательства.



Вопросы для закрепления.

1. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон

1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования

Пояснение.

Биогенетический закон. Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 1

2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1) отпечаток раковины моллюска
2) видовое разнообразие рыб
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
4) наличие раковины у моллюсков

Пояснение.

Палеонтологи изучают найденные при раскопках окаменелости с отпечатками растений и животных, выстраивая развитие жизни на Земле.
Правильный ответ указан под номером: 1

3. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

1) зиготы
2) соматической клетки
3) споры
4) цисты

Пояснение.

У позвоночных животных - половое размножение, поэтому они развиваются из зиготы, т.е. из двух слившихся клеток.
Правильный ответ указан под номером: 1

4. Гомологичными считают органы

1) сходные по происхождению
2) утратившие свои функции
3) приспособленные к движению
4) различные по происхождению

Пояснение.

Гомологичные органы сходны по происхождению, но разные по функциям.
Правильный ответ указан под номером: 1

5. Остаток третьего века в углу глаза человека - пример

1) рудимента
2) аналогичного органа
3) атавизма
4) гомологичного органа

Пояснение.

Рудимент - это остаток органа у человека от предковых форм. Атавизм - появление органа животного у человека.
Правильный ответ указан под номером: 1

6. Появление какого признака у человека относят к атавизмам

1) аппендикса
2) шестипалой конечности
3) многососковости
4) дифференциации зубов

Пояснение.

Аппендикс - рудимент, шестипалая конечность - мутация, дифференциация зубов - наш видовой признак.
Правильный ответ указан под номером: 3

7. К рудиментарным органам человека относят

1) трахею
2) копчик
3) лопатку
4) ушные раковины

Пояснение.

Рудиментарные - зачаточные неразвившиеся органы, которые не выполняют своих функций, характерных для других млекопитающих.
Правильный ответ указан под номером: 2

8. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли

1) о сезонных изменениях в жизни растений
2) об историческом развитии растений
3) об индивидуальном развитии растений
4) об особенностях фотосинтеза у древних растений

Пояснение.

Палеонтологи дают нам представление об историческом развитии растений.
Правильный ответ указан под номером: 2

9. Причина биологического разнообразия и приспособленности организмов к условиям жизни заключается в

1) сохранении естественным отбором полезных в данных условиях наследственных изменений
2) внутренним стремлением организмов к прогрессу
3) упражнении полезных в определенных условиях органов и их наследовании
4) появлении в определенных условиях только полезных мутаций и их наследовании

Пояснение.

2, 3 ответы соответствуют движущим силам эволюции сформулированных Ж-Б. Ламарком в первой эволюционной теории, которая опровергнута и уточнена теорией Ч. Дарвином (1 пункт - положение эволюционной теории Ч. Дарвина). 4 ответ - мутации бывают вредными, полезными, нейтральными.
Правильный ответ указан под номером: 1

10. К биогеографическим доказательствам эволюции относится

1) распространение сумчатых преимущественно в Австралии
2) сходство устройства геномов разных групп животных
3) прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника
4) наличие аналогичных органов у разных групп животных

11. Одним из доказательств эволюции организмов может служить

1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития

Пояснение.

К эмбриональным доказательствам эволюции относится сходство зародышевых стадий на ранних стадиях эволюции.
Правильный ответ указан под номером: 4

12. Доказательством эволюции хордовых может(могут) служить

1) отпечатки трилобитов
2) обнаружение костей мамонта
3) наличие аналогичных органов у летучей мыши и бабочки
4) филогенетический ряд лошади

Пояснение.

Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.

Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных.
Правильный ответ указан под номером: 4

13. Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они

1) дышат растворённым в воде кислородом
2) населяют сходную среду обитания
3) питаются подвижной добычей
4) относятся к одному типу

Пояснение.

Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они - населяют сходную среду обитания.

Это пример конвергенции.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Неблизкородственные группы организмов: щука - рыба; крокодил - пресмыкающееся; тюлень и кит - млекопитающие.
Правильный ответ указан под номером: 2

14. В чём сущность биогенетического закона Геккеля - Мюллера?

1) генотип проявляется при взаимодействии фенотипа и среды
2) онтогенез есть краткое повторение этапов эмбриогенеза
3) онтогенез есть краткое повторение филогенеза
4) фенотип проявляется при взаимодействии генотипа и среды

Пояснение.

Биогенетический закон Геккеля - Мюллера гласит:

Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, - онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 3

Задание на дом:

Источники информации:

Н.Н.Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва «Просвещение» 1991

Н.И. Гигани. Общая биология. Схемы и таблицы. ВЛАДОС 2006.

biogdz.ru/10-11-klass/tema-4-1-istoriya-evolyutsionnykh-idej.html

cdo-bio.ru/obschaya-biologiya/2013-12-13/razvitie-volyutcionnykh-idey-znachenie-rabot-k-linneya-ucheniya-

schabarov.ru/wp-content/uploads/.doc

yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid

avifarm.ru/page.php?al=analogigomolog

ru.wikipedia.org

yandex.ru/images/

uchkopilka.ru/biologiya/konspekty-i-stsenarii/4230-dokazatelstva-evolyutsii-20140709

10

© 2010-2022