- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока на тему Доказательства эволюции (11 класс)
План-конспект урока на тему Доказательства эволюции (11 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Е.Н. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла, ул. Пожарная д.52
Новикова Елена Николаевна, учитель биологии.
Урок на тему: «Доказательства эволюции» 11 класс.
Авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X - XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).
г. Орел 2015 год
Тема урока: Доказательства эволюции
Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, поиском способов решения поставленной проблемы;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений полилогической речи;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
Тип урока: урок новых знаний
Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии
Оборудование: мультимедийная презентация
УМК: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
Ход урока.
Фронтальная беседа по вопросам.
-
Дайте определение терминам:
- гипотеза;
- теория.
2. Кто является автором первой эволюционной теории.
3. За что критиковали теорию Ж.-Б. Ламарка современники?
4. Чем эволюционная теория Ч.Дарвина отличается от эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка?
5. А что такое доказательство? Где вы слышали это слово? Где используются доказательства? Что нужно доказывать? Как выглядит процесс доказательства?
В процессе обсуждения надо подвести учащихся к мысли, что доказательство - это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой - процесс установления истины.
Исходя из того, что мы сейчас с вами обсудили, сформулируйте цель сегодняшнего урока?
А существования чего мы будем доказывать? Что такое эволюция?
Используя уже имеющиеся у нас знания, мы постараемся привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.
Работа по изучению нового материала проводится с использованием презентации.
Слайд 3. Что изучает наука палеонтология?
Слайд 4-8. Знакомство с работами В.О.Ковалевского по созданию филогенетического ряда лошади. Запись определения в тетради. Другие примеры филогенетических рядов.
Слайд 9.Назовите животных изображенных на слайде. К какому классу животных они относятся? В чем особенность их строения и жизнедеятельности?. Представителями каких классов животных у них наблюдается сходство? Запись в тетради определения переходных форм.
Слайд 10-13. Примеры переходных форм растений и животных.
Слайд 14.Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Слайд 15-18. Гомологичные органы. Определение и примеры. Запись учащимися в тетради.
Слайд 19-21. Аналогичные органы и их примеры. Запись учащихся в тетради.
Слайд 22. Сравнение строения и функций аналогичных и гомологичных органов.
Слайд 23-28. Рудименты и атавизмы. Какие вы можете назвать органы, которые есть у человека, но мало используются, или не используются совсем в течении жизни? Приведите известные вам примеры, когда у человека проявлялись признаки животных.
Слайд 29-31. Эмбриологические доказательства. Что изучает наука эмбриология? Что вам известно о развитии эмбрионов позвоночных животных на разных стадиях развития?
Слайд 32-34. Молекулярно-генетические и биохимические доказательства Что такое ген? Дайте определение генома. Почему генетический критерий вида является одним из важнейших?
Слайд 34-36. Биогеографические доказательства.
Вопросы для закрепления.
1. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон
1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
Пояснение.
Биогенетический закон. Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 1
2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
1) отпечаток раковины моллюска
2) видовое разнообразие рыб
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
4) наличие раковины у моллюсков
Пояснение.
Палеонтологи изучают найденные при раскопках окаменелости с отпечатками растений и животных, выстраивая развитие жизни на Земле.
Правильный ответ указан под номером: 1
3. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из
1) зиготы
2) соматической клетки
3) споры
4) цисты
Пояснение.
У позвоночных животных - половое размножение, поэтому они развиваются из зиготы, т.е. из двух слившихся клеток.
Правильный ответ указан под номером: 1
4. Гомологичными считают органы
1) сходные по происхождению
2) утратившие свои функции
3) приспособленные к движению
4) различные по происхождению
Пояснение.
Гомологичные органы сходны по происхождению, но разные по функциям.
Правильный ответ указан под номером: 1
5. Остаток третьего века в углу глаза человека - пример
1) рудимента
2) аналогичного органа
3) атавизма
4) гомологичного органа
Пояснение.
Рудимент - это остаток органа у человека от предковых форм. Атавизм - появление органа животного у человека.
Правильный ответ указан под номером: 1
6. Появление какого признака у человека относят к атавизмам
1) аппендикса
2) шестипалой конечности
3) многососковости
4) дифференциации зубов
Пояснение.
Аппендикс - рудимент, шестипалая конечность - мутация, дифференциация зубов - наш видовой признак.
Правильный ответ указан под номером: 3
7. К рудиментарным органам человека относят
1) трахею
2) копчик
3) лопатку
4) ушные раковины
Пояснение.
Рудиментарные - зачаточные неразвившиеся органы, которые не выполняют своих функций, характерных для других млекопитающих.
Правильный ответ указан под номером: 2
8. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли
1) о сезонных изменениях в жизни растений
2) об историческом развитии растений
3) об индивидуальном развитии растений
4) об особенностях фотосинтеза у древних растений
Пояснение.
Палеонтологи дают нам представление об историческом развитии растений.
Правильный ответ указан под номером: 2
9. Причина биологического разнообразия и приспособленности организмов к условиям жизни заключается в
1) сохранении естественным отбором полезных в данных условиях наследственных изменений
2) внутренним стремлением организмов к прогрессу
3) упражнении полезных в определенных условиях органов и их наследовании
4) появлении в определенных условиях только полезных мутаций и их наследовании
Пояснение.
2, 3 ответы соответствуют движущим силам эволюции сформулированных Ж-Б. Ламарком в первой эволюционной теории, которая опровергнута и уточнена теорией Ч. Дарвином (1 пункт - положение эволюционной теории Ч. Дарвина). 4 ответ - мутации бывают вредными, полезными, нейтральными.
Правильный ответ указан под номером: 1
10. К биогеографическим доказательствам эволюции относится
1) распространение сумчатых преимущественно в Австралии
2) сходство устройства геномов разных групп животных
3) прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника
4) наличие аналогичных органов у разных групп животных
11. Одним из доказательств эволюции организмов может служить
1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития
Пояснение.
К эмбриональным доказательствам эволюции относится сходство зародышевых стадий на ранних стадиях эволюции.
Правильный ответ указан под номером: 4
12. Доказательством эволюции хордовых может(могут) служить
1) отпечатки трилобитов
2) обнаружение костей мамонта
3) наличие аналогичных органов у летучей мыши и бабочки
4) филогенетический ряд лошади
Пояснение.
Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.
Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных.
Правильный ответ указан под номером: 4
13. Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они
1) дышат растворённым в воде кислородом
2) населяют сходную среду обитания
3) питаются подвижной добычей
4) относятся к одному типу
Пояснение.
Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они - населяют сходную среду обитания.
Это пример конвергенции.
Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.
Неблизкородственные группы организмов: щука - рыба; крокодил - пресмыкающееся; тюлень и кит - млекопитающие.
Правильный ответ указан под номером: 2
14. В чём сущность биогенетического закона Геккеля - Мюллера?
1) генотип проявляется при взаимодействии фенотипа и среды
2) онтогенез есть краткое повторение этапов эмбриогенеза
3) онтогенез есть краткое повторение филогенеза
4) фенотип проявляется при взаимодействии генотипа и среды
Пояснение.
Биогенетический закон Геккеля - Мюллера гласит:
Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, - онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 3
Задание на дом:
Источники информации:
Н.Н.Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва «Просвещение» 1991
Н.И. Гигани. Общая биология. Схемы и таблицы. ВЛАДОС 2006.
biogdz.ru/10-11-klass/tema-4-1-istoriya-evolyutsionnykh-idej.html
cdo-bio.ru/obschaya-biologiya/2013-12-13/razvitie-volyutcionnykh-idey-znachenie-rabot-k-linneya-ucheniya-
schabarov.ru/wp-content/uploads/.doc
yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid
avifarm.ru/page.php?al=analogigomolog
ru.wikipedia.org
yandex.ru/images/
uchkopilka.ru/biologiya/konspekty-i-stsenarii/4230-dokazatelstva-evolyutsii-20140709
10