Урок «Проблемы сохранения биологического разнообразия»

                                                            Урок экологии в  11классе  Профильный  уровень.   Программа для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. Автор: С.В. Суматохин.                         Авторы учебника «Экология»: Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин. Тема урока: «Проблемы сохранения биологического разнообразия». Цель урока:  выяснить  основные причины  проблемы  сохранения биологического разнообразия и основные подходы  в решении данной  проблемы. Зада...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок экологии в 11классе

Профильный уровень.

Программа для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. Автор: С.В. Суматохин.

Авторы учебника «Экология»: Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.

Тема урока: «Проблемы сохранения биологического разнообразия».

Цель урока: выяснить основные причины проблемы сохранения биологического разнообразия и основные подходы в решении данной проблемы.

Задачи урока:

Образовательные - формирование представлений об экологических принципах в историческом аспекте.

Развивающие - владеть умениями и навыками анализа и обобщения данных экологических и других смежных наук;

- проявлять интерес к краеведческим исследованиям.

Воспитательные - воспитание культуры общения с окружающим миром, патриотизма, любви к родному краю.

Тип урока: исследовательско - поисковый.

Методы и формы работы: исследовательская деятельность, работа с текстами и тетрадью, работа у доски. Эвристическая беседа, создание презентаций, рекламы на основе краеведческого материала, стендовой защиты. Просмотр фильма: «Экотуризм в Оренбургской области», прослушивание авторской экологической песни Натальи Черных.

Оборудование: ноутбуки -4шт, проектор, раздаточный материал, тексты гимнов района и области, села; музыкальное сопровождение.

План урока:
Í. Рефлексия. Актуализация знаний на исследовательскую и поисковую деятельность.

ÍÍ. Объяснение нового материала:

*Экологическая песня video.yandex.ru/users/alier/view/1039/?passport-redirect=1# из коллекции Натальи Черных

*Проблема и актуальность урока

*Афоризм урока.

Вопросы, рассматриваемые на уроке по теме:

1. Причины проблемы сохранения биологического разнообразия и основные подходы в решении задачи сохранения биологического разнообразия. 2. Ценности биологического разнообразия.

ÍÍÍ. Закрепление. Куда идёшь, "человек цивилизованный"?...

(нравственный и этический долг человека).

* Афоризм урока.

ÍỲ. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ỳ. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Рефлексия. Вводное слово учителя.

Прослушивание «Экологической песни» Натальи Черных с сайта video.yandex.ru/users/alier/view/1039/?cauthor=galka-schapova&cid=1# Слайд 1

Учитель: Какие проблемы затрагиваются в песне и актуальны ли они сейчас?

Учащиеся: говорят о природной экосистеме, проблемах взаимоотношения живых организмов и человека, человека и природы, об изменениях в окружающей среде в связи с деятельностью человека.

Учитель: о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (вместе с уч-ся тема и цель урока, вопросы, рассматриваемые на уроке).

Тема главы11: «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия»(5часов).

Тема урока: «Проблемы сохранения биологического разнообразия». Слайд 2.

Цель урока: выяснить основные причины проблемы сохранения биологического разнообразия и найти основные подходы в решении данной проблемы.


Вопросы, рассматриваемые на уроке по теме:

1. Причины проблемы сохранения биологического разнообразия и основные подходы в решении задачи сохранения биологического разнообразия. 2. Ценности биологического разнообразия.

Путь решения: индивидуальные творческие маршруты, коллективную работу в классе.

Учитель: Афоризмом к уроку будут слова С.Я. Маршака

«Как призрачно мое существование!

А дальше что? А дальше - ничего (. ! ? …) » С.Я Маршак. Слайд3 - В конце высказывания не стоит знак препинания. Но можно поставить любой. Какой знак можно поставить? Что он будет означать?

Рассуждение, подведение учащихся к ответу.

Точка наводит на мысль, что наше существование утверждено и дальше ничего.

Восклицательный знак вызывает тревогу, что же дальше - бездна и пустота.

Вопросительный знак наводит на растерянность и недоумение.

Многоточие вызывает желание заполнить свое существование чем то, наводит на раздумье.

Учитель: В конце урока мы вернемся к этому афоризму и решим, какой же знак препинания мы можем поставить.

На столах лежат файлы с фразами из рефлексивного экрана, по которым каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных нами форм работы. Не забудьте, что комплимент-похвала, комплимент в чувствах, дает возможность удовлетворить потребности в признании личностной значимости каждого.

2. Изучение нового материала.

1. Причины проблемы сохранения биологического разнообразия.

1. Внести свои предложения, по решению проблемы сохранения биоразнообразия, используя различные подходы.

1 учащийся. Используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, материал параграфа 45 я выяснял, почему возникла проблема сохранения биологического разнообразия.

Из википедии (учащиеся открывают страницу в Википедии).

Биоразнообра́зие (биологи́ческое разнообра́зие) - разнообразие жизни во всех её проявлениях. В более узком смысле, разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов - аллелей), разнообразие видов в экосистемах и, наконец, разнообразие самих экосистем. Оно является основой жизни на Земле: чем большее число живых организмов образуют экосистему, тем более она устойчива.

Сейчас из нашей природы навсегда исчезают в среднем один вид животных и растений в год. Происходит это незаметно и большинство людей не знают о той бесценной утрате, которую понесло человечество. По мнению экспертов, в ближайшие 20-30 лет под серьезной угро­зой исчезновения будет находиться примерно 25% всего биоразнообразия Земли. А ведь каждый вид - судьба живого на Земле.

Называют четыре основные причины исчезновения видов:

• утрата среды обитания, фрагментация и модификация;

• чрезмерная эксплуатация ресурсов;

• загрязнение окружающей среды;

• вытеснение естественных видов интродуцированными(чужеродными) экзоти­ческими видами.

Во всех случаях эти причины имеют антропогенный характер.

Для справки (в защиту человека). В 2000 году Генеральная Ассамблея постановила ежегодно отмечать Международный день биологического разнообразия 22 мая, в день принятия в 1992 году согласованного текста Конвенции о биологическом разнообразии (резолюция 55/201)

20 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея своей резолюцией 61/203 провозгласила 2010 год Международным годом биоразнообразия, 2011 год - год биоразнообразия лесов: живого сокровища Земли. А по инициативе губернатора Оренбургской области Ю. Берга с весны 2011года дан старт акции "Посадим миллион деревьев".

Другой учащийся (дополнение) в одной из научно - популярных книг я прочитала, что при входе в один из западно-германских зоопарков на клетке висит надпись «Самый страшный зверь на Земле». Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, т.к. за решеткой установлено зеркало. Как вы думаете, безосновательна ли эта запись? Я считаю, к сожалению, это так, надпись не безосновательна.

Вопрос к учащемуся. С одной стороны, человек всему виной и это очевидно, но с другой посмотрите он заботится о сохранении биоразнообразия - и не виноват он вовсе. Ведь вымирали целые эпохи на Земле и раньше (например, динозавры). Они не ухудшали состояние планеты, а наоборот, давали ход эволюции. Последующая эпоха всегда была более совершенной, чем предыдущая. Такое впечатление, что Биосфера умирала, чтобы потом возродиться вновь, уже в новом качестве. Таким образом, она совершенствовалась. Значит, подобные вымирания жизни - ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Мы пришли к тому, что человек не виноват. 1учащийся. Ты считаешь, что пробил час, и пришло время одним видам жизни на Земле уступить место для прихода новых видов? А человек выступает как естественный механизм очистки планеты от избытка живых существ. Он уничтожает всё на своём пути. Он беспощаден. Люди живут себе в «кайф», и даже не думают о последствиях своего «кайфа». Смерть мгновенна. Космические Часы отвели ей всего несколько мгновений. Когда они закончатся, отпадёт и необходимость в "великом чистильщике" - человеке. Что же произойдёт с ним? Вымрет ли он полностью или лишь частично. Война за ресурсы началась уже сейчас. Вскоре она может вылиться в глобальную войну, окончанием которой будет смерть всего человечества. Так люди избавят планету от самих себя. А через много миллионов лет археологи очередной разумной расы будут находить останки нынешней жизни Земли и ломать голову над тем: "Отчего же вымерли эти двуногие млекопитающие?

Дополнение учащегося А я вижу другой исход, без войны. Загрязнение воздуха, воды, продуктов питания и вообще всей среды обитания человека сделает его жизнь невозможной. Численность людей резко пойдёт на спад и практически приблизится к нулевой отметке, но ... Какая-то небольшая горстка наиболее выносливых людей сможет выжить в этой катавасии. Это, естественно, будут физически наиболее крепкие люди. По закону выживания сильнейшего - "хиляки погибнут, а сильные выживут". Только вот сильные, не значит умные. Люди, пережившие закат эпохи млекопитающих, могут оказаться глупее нынешнего человека и не смогут восстановить цивилизацию. Эти выводы вполне логичны с точки зрения теории смены эпох. Ведь если после катастрофы человек смог бы сохранить свой разум, то он вскоре привёл бы Землю к новой катастрофе, которая планете уже не нужна: следующие несколько сотен миллионов лет будут посвящены процессу созидания новой, более совершенной жизни. Эти разумные существа будут смотреть на человека как на обычного животного. Правда, отнесут его к классу высших животных. Это будет похоже на наше с вами нынешнее отношение к дельфинам или собакам. А может, людей будут держать в доме в качестве домашнего животного... "Ах, какие умные глаза, всё понимает, вот только сказать не может".

Учитель: Посмотрите гениальную картину Казимира Малевича «Черный квадрат», что хотел передать потомкам художник, живший на рубеже 19 и 20 века? И актуальна ли картина сейчас? Слайд4

Учащиеся:

* квадрат символ концентрации всего негатива, который художник образно собрал в своей картине, как бы очистив мир от него, поэтому актуальна.

* Считаю, актуальна. Квадрат выступает символом устойчивости и организованности бытия, т.е. так называемая мечта об идеальном устройстве.

* я вижу квадрат как начало всего. Черный квадрат - зародыш всех возможностей. А это так актуально и именно отражает проблему разнообразия жизни на Земле. Учитель: «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, мы сможем по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Посмотреть на всё с разных точек зрения. Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Вывод: Роль человека на планете можно определить и как СОЗИДАТЕЛЬНУЮ, то есть направленную на строительство, изобретательство и творчество, и как РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ - направленную на разрушение окружающей среды. Созидательная роль человека должна быть первостепенна. Закрывать глаза на свои пороки нельзя. Иначе можно погубить тот мир, в котором живём, и погибнуть вместе с ним.

Учитель: - Давайте вернемся к афоризму.

«Как призрачно мое существование!

А дальше что? А дальше - ничего» Слайд5

- Какой же знак нужно поставить в данной ситуации.

- Многоточие, так как эти ситуации наводят на размышление.

Ваши предложения по решению проблемы.

2 учащийся. Предложения по решению проблемы мы разрабатывали коллективно, используя различные источники литературы, учебник и интернет ресурсы.

Задачу сохранения биоразнообразия решать на популяционно - видовом и экосистемном уровнях используя два подхода (работа по таблице 16 страница 249).

Первый - охрана в узком смысле охраняемые виды запрещается использовать, для них организуют охраняемые природные территории, следят за состоянием биоразнообразия в их пределах. Создаются Красные книги, заповедники, заказники. Проводится интродукция и реинтродукция редких видов.

В нашей области действует Красная книга Оренбургской области, создан степной заповедник « Оренбургский» кляйстерного типа.

В Илекском районе действовало 2 заказника Кардаиловский и Илекский, но распоряжением главы администрации оренбургской области от 19 сентября1994 г. n 721-р они прекратили свое существование. На их базе организованы охотничье хозяйства. Мы выяснили, например, что Оренбургский совет "Динамо" имеет "Кардаиловское" охотхозяйство в Илекском р-не. Площадь угодий 21 тыс. га, в т.ч. 12 лесных. Остановочный пункт на 12 мест. Охота на копытных животных, водоплавающую и полевую дичь, пушных зверей. И это только одна из организаций, в интернете можно найти всех хозяев территории, на которой мы живем.

Второй подход - рациональное использование. Соблюдение экологических норм, оптимальных структур и порядка, восстановление нарушенных экосистем.

Наши предложения: разработать программу «Стратегия сохранения биоразнообразия Оренбургского региона» и приступить к ее реализация. Ее участником должен быть каждый житель области. В рамках этой программы осуществляются:

  • 1) флористический и фаунистический мониторинг;

  • 2) широкомасштабное интродукционное испытание редких и исчезающих растений разных систематических и эколого-фитоценотических групп природной флоры Оренбургской области;

  • 3) образовательная и просветительская деятельность по проблеме сохранения биоразнообразия.

  • 4) сотрудничество с российскими и зарубежными коллегами.

Основные причины и принципы сохранения биоразнообразия мы изложили в буклете. Материал буклета. Главные причины сохранять биоразнообразие:

  • Элементы биоразнообразия являются ресурсами, которые уже сегодня представляют реальную пользу для человека или могут оказаться полезными в будущем.

  • Выбор в пользу сохранения биоразнообразия - это этический выбор. Природа прославляется и воспевается художниками, поэтами и музыкантами всего мира.

  • Для человека природа вечная и непреходящая ценность.

Основные принципы сохранения биоразнообразия 1. Все живые существа уникальны и важны для человечества. 2. Сохранение биоразнообразия - это сохранение ресурсов, которые важны и

выгодны как в локальном и национальном, так и в глобальном общечеловеческом масштабе.

3. Сохранение биоразнообразия в перспективе может быть устойчивым процессом только в том случае, если обеспокоенность общества и его убежденность в необходимости действий в этом направлении будут постоянно возрастать.

4 Действия по сохранению биоразнообразия должны планироваться и претворяться в жизнь на основе экологических и социальных приоритетов в равной степени.

5. Культурное разнообразие должно тесно связано с разнообразием природным.

6. Увеличение участия общественности, уважение к основным правам человека, облегчение доступа людей к образованию и информации, усиление подотчетности политиков, министерств и ведомств перед обществом в их деятельности - вот важнейшие условия, при которых возможна успешная деятельность по сохранению биоразнообразия.

Урок «Проблемы сохранения биологического разнообразия».

Общий вывод Биосфера - единое целое, все, что было получено человеком, должно быть возмещено. Согласно законам Б. Коммонера если в одном месте что прибудет, то в другом месте обязательно убудет. Платежа по этому векселю нельзя избежать, он может быть только отсрочен (цепные реакции, правило «Тришкина кафтана»), поэтому только Гармония - согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего - либо. (Ожегов. Словарь русского языка).


Учитель: Между охраной в узком смысле и рациональным использованием граница нередко относительная. Словосочетание «экологический туризм» слышал сегодня, пожалуй, каждый. В последние годы этот вид туризма в мире стремительно развивается, и если в целом туризм прирастает ежегодно в среднем на 4,5 %, то экотуризм - на 30 %. Растущая популярность экотуризма - часть основной тенденции к более бережному по отношению к окружающей среде

3 учащийся. Я выяснял особенности эко и агротуризма и его популярность в различных странах мира и у нас в России. Слайд 6

Википедия. «Экотуризм - туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения». Экотуризм - это единственное направление в индустрии туризма, кровно заинтересованное в сохранении своего главного ресурса - естественной природной среды или её отдельных компонентов (памятников природы, определённых видов животных или растений и т. д.). Когда в процесс экотуризма вовлечено местное население, оно также становится заинтересованным в использовании этих ресурсов на основе хозяйствования, а не изъятия.

На Западе экотуризм развит достаточно широко, что не скажешь про Россию. Поездки дикарями у нас очень популярны до сих пор, однако люди с каждым годом стали более "трепетнее" подходить к местам отдыха. Запад все-таки стал нас приучать к чистоте природы, теперь и нам хочется отдыхать, не оставляя после себя горы мусора. Мы потихоньку созреваем и для экотуризма, попутно понимая, что красоты русской природы не сравнимы с песками Сахары и прериями Америки. Белые березки стали популярны не только среди иностранцев, нам тоже хочется любоваться просторами своей родины.

Вопрос учащемуся. Есть ли в нашей стране успешные заповедники?

3 учащийся. Пока в России примеров коммерчески успешных заповедников практически нет. Между тем, во многих странах накоплен огромный опыт "мирного сосуществования" и даже "бизнеса" людей и природы. В последнее время глава правительства России Владимир Путин неоднократно высказывался не только о необходимости развития национальных парков, но и создании в них нормальных условий для туристов. Слайд 7 4 учащийся. Я изучал уровень развития экотуризма в Оренбургской области На сайте orentarpan.narod.ru/InfFOND.htm (сайт открывается). Оренбургского Областного Общественного Фонда «Возрождение Оренбургских степей» я выяснил, что в Оренбуржье работают над созданием особо управляемой степной территории «Оренбургская Тарпания». Целью данного события является реализация программы восстановления лошади Пржевальского в Оренбуржье. Место реализации проекта - «Орловская степь» Акбулакского района. Площадь участка составляет 16,5 тысяч га. Возможно, в дальнейшем здесь будет и большой заповедник с различными видами животных и птиц, будут установлены кормушки для птиц, чтобы каждая пролетающая птица могла остановиться, поесть и дальше полететь.

На сайте «Открой Привоволжье» open-volga.ru (сайт открывается) я нашел, что с 17 по 19 октября 2011года проходил первый «Фестиваль-презентация туристских ресурсов Приволжского Федерального Округа». Я предлагаю посмотреть отрывок «Экотуризм в Оренбургской области» из фильма « Туристские тропы Оренбуржья». Просмотр видеофильма. Слайд 8 Учитель: Посмотрите на карту «Туристические ресурсы нашей области» на ней видно, что потенциал области огромен. В нашем районе есть и охраняемые обьекты, и турбазы, территории под санатории и дома отдыха. Слайд 9 5 учащийся. Реклама «Отдых в деревне» Википедия. Агротури́зм (сельский туризм) - отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах, в агроусадьбах).

Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. Агротуризм хорошо развит в Испании, Италии, Франции. Разновидностью агротуризма является совмещение работы с отдыхом, когда в обмен на участие в сельхозработах часть дня турист / земледелец получает жилье и питание, без платежей денег между двумя сторонами. Реклама Добро пожаловать на сайт Красноярского общественного объединения "Отдых в деревне". Представьте картину - в наш Илекский район, село Красный Яр со всей страны едут толпы туристов, даже иностранцы, работают многочисленные базы отдыха, спорта. Наша фирма «Отдых в деревне» известна наравне с Соль-Илецкими грязями, Красной поляной и озером Селигер. Что это: реальность или миф?
Туризм сегодня становится одной из серьезных отраслей производства. При умелом подходе он может дать нашему району и селу сотни высокооплачиваемых рабочих мест, повышение бюджета, рост малого бизнеса. Возможности для этого имеются.

Во-первых, уникальный, единственно у нас сохранившийся ландшафт пойменного Урала, с густым лесом и зарослями, десятками экологически чистых озер. Выше Нижнеозерной уже не Урал, а ручей и голая степь.

Здесь вам и сплав на плотах или лодках, уха, рыбалка, ночевки у костров (с комариками). Многие захотят отдохнуть в «дикой» природе после городской асфальтовой сковородки.
Для любителей экстремального туризма можно предложить маршрут «по Великому шелковому пути» (одно из ответвлений которого проходило по реке Илек). Гостей можно будет провести на верблюдах по барханам, в районе Озерок, попоить кумысом и т.д. Отдых можно совместить с историческим просвещением. От Илека до Нижнеозерной организовать водный и сухопутный маршруты «По следам Пугачевского бунта».
И, наконец, знаменитые на весь мир Филипповские курганы - место ежегодного паломничества археологической братии;

На базе Чернореченских турбаз проложить маршрут «Древние сарматы». Кладбище псевдокрокодилов, обнаруженное в 50-е годы прошлого века поблизости от села Рассыпное, - замечательная палеонтологическая находка и перспективный объект для посещения туристами;

Таким образом, различными видами туризма можно охватить практически весь Илекский район. Трудно представить, кому может, не понравится идея сельского туризма.

Спасет ли сельский туризм деревню - не известно. Но деревню без сельского туризма спасти нельзя! Присоединяйтесь к нам! Турфирма «Отдых в деревне

Общий вывод: Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время. Однако, несмотря на прелести и преимущества данного вида туризма, чтобы заслужить право называться экологическим, туризм должен соответствовать весьма жестким требованиям. Одна из главных задач - экологическое воспитание и образование путешественников. Чтобы и заповедные территории не превратились в свалки.

Афоризм урока: «Как призрачно мое существование!

А дальше что? А дальше - ничего Слайд10

Какой же мы поставим знак препинания, заканчивающий афоризм в отношении нашего любимого края? Резюме: Восклицательный знак, знак тревожности, беспокойства за наше будущее.

Учитель: Биоразнообразие имеет значение не только для поддержания устойчивости биосферы, но и высокую стоимость, так как является ресурсом.

6,7 учащиеся сейчас я выступаю в роли экономиста.

Мы представляем стендовый доклад «Экономическая ценность биоразнообразия». Стоимость этого ресурса можно оценить по четырем основным экономически параметрам.

Прямая коммерческая (потребительская) ценность биоразнообразия.

1. Источники дохода:

Древесина

Продовольствие

Лекарственное сырье Китай -5тысяч видов растений; Индейцы Амазонии 2тысячи видов;

Россия 100видов.

Основной источник белка

Охота, рыбная ловля Конго 75% потребности, Ботевана 40% потребности

2. «Полезные услуги» экосистем в сравнении с товарами и услугами населения(млрд.долларов)

Урок «Проблемы сохранения биологического разнообразия».

Общий обьем услуг оказываемых экосистемами лишь немного меньше стоимости всех товаров и услуг созданных человеком(33млрд.долл. к 43 млрд. долларов).

Непрямая коммерческая ценность биоразнообразия (в денежном выражении выше прямой).

Естественные природные экосистемы:

1. стабилизация климата

2.уменьшение риска наводнений

3. препятствие эрозии почвы

4. регулятор биосферных круговоротов

4.ослабление парникового эффекта

5.природные «очистные сооружения»

6. индикатор состояния окружающей среды

Рекреационные ценности:

Испания, Швейцария «Экотуризм» основная статья дохода государства

Научная и образовательная ценность:

Книги, альбомы, фильмы

Опционная (непознанная) коммерческая ценность биоразнообразия.

Виды, которые сегодня кажутся совершенно бесполезными завтра могут оказаться важнейшими биологическими ресурсами. Примером может служить растениие Гинкго (стр. 252 учебника).

Афоризм урока: «Как призрачно мое существование!

А дальше что? А дальше - ничего Слайд11

Какой же мы поставим знак препинания, заканчивающий афоризм в отношении человека к ресурсам? Резюме: Вопросительный знак наводит на растерянность и недоумение.

Учитель: Почему?

Учащиеся: Мы столько берем у природы, практически ничего не давая взамен.

Учитель: и снова мы с вами подошли к ценности существования биоразнообразия. В "Повести о лесах" К.Паустовского, написанной в 1948 году говорится: "Подлость! Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить Землю ради того, чтобы кто-то слюнявил деньги? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Актуальность поднятой автором темы на сегодняшний день возросла многократно, так же как многократно возросла площадь пустынь. Но не все еще потеряно «Если осталась возможность дышать - значит, возможность все изменить:

*быть ему потребителем или созидателем Слайд 12 *работать не на самоуничтожение а на возрождение и собственную эволюцию.

Первый шаг, который предстоит сделать каждому на этом пути - осознать себя паразитом в теле нашей Планеты, аскаридой в человеческом облике. Да-да, это так неприятно, некомфортно.

Второй шаг на пути к экологичной жизни - перестать быть этим паразитом. Звучит легко. Но чтобы сделать этот второй шаг, придётся кардинально изменить свой образ жизни: отказаться от множества «цивилизованных» привычек, зацепок, ловушек и «псевдоблаг», разрушающих нашу Природу. Как это сделать плавно, постепенно и разумно - очень хорошо написано на наших любимых сайтах ecofriendly.ru, nebovokrug.ru Учитель: Что дает нам общение с природой?

Ответы учащихся: Слайд 13

- Общение с природой освобождает от суеты, бесконечного бега, ложных амбиций.

- Беспокойство и эмоции успокаиваются, конфликты растворяются, проблемы исчезают.

- При правильном отношении и связи с природой, можно за один день узнать столько, сколько не узнаешь за 20 лет учебы по книгам.

- Общение с природой нас успокаивает и расслабляет.

- Природа касается самых скрытых, тонких струн нашей души и дает им новое звучание. - Уходят, пропадают раздражение, обиды, неудачи.

- Природа щедра для тех, кто любит ее, и к тем, кого она любит.

Учитель: Природа будет ждать вашей любви столько, сколько вам понадобится, чтобы ваше сознание пробудилось Учитель: Ребята, к пониманию чего привела вас работа на уроке?

Учащиеся: К пониманию того, что точку в конце афоризма ставить пока рано.

Именно нам предстоит приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Землю, нашу Родину, любимые уголки родного края, чтобы они гармонично развивались, а не разрушались, превращаясь в «ничего».

4.Рефлексия с фразами из рефлексивного экран и чемодан, мясорубка, корзина

- сегодня я узнал… Слайд 14,15

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…

Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание § 48, термины к параграфу и творческое задание: мини - сочинение «Я могу»…. Слайд 16

Мы завершили разговор на уроке. Чувствуется, что он не оставил вас равнодушным.

Жить на планете - значит постоянно постигать её тайны, без этого никак нельзя.

Набираясь ума и смелости, Слайд17

Человечество из тенёт

Всё идёт к аттестату зрелости

И никак к нему не придёт.

И страдает оно, и мучается

В подражании естеству,

Человечество только учится

Настоящему мастерству.

(В. Фёдоров.)

Учиться у природы, чтобы не причинить вреда самому себе. В этом и заключается смысл нашего присутствия на Земле.

Оценки учителя.

- «Ты сегодня молодец!»
- «Настоящий ученый!»
- «У тебя очень оригинальный путь решения».



© 2010-2022