Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК И. Н. Пономарёвой

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для 5-го класса основной общеобразовательной школы, разработана и составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и ориентирована на использование:

Учебника: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 кл. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 128с. (Учебник входит в систему «Алгоритм успеха»).

Рабочей тетради с печатной основой: Корнилова О.А. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 80 с.

Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в 5-х классах в объеме 1 часа в неделю (35 ч.).

Предмет «Биология » продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных царствах живых организмов; сведений по общей экологии, знакомство учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе;

  • овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познать биологические объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления к повседневному общению с природой в соответствии с экологическими принципами поведения;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде.

На основании Государственного образовательного стандарта 2010 г., в содержании рабочей программы предполагается реализовать системно-деятельностный подход, который определяет следующие задачи обучения:

  • личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;

  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

  • предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения биологии умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Рабочая программа направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Системно-деятельностный подход реализуется через освоение учащимися универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Пятиклассник научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Пятиклассник научится:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции;

  • реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

Пятиклассник научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • знать понятия курса и называть их признаки: живой организм, биология, растения, животные, грибы, бактерии, среда обитания, экологические факторы;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Пятиклассник научится:

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев);

  • использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением;

  • взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета.

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельностей

Рабочая программа предусматривает организацию учебно-исследовательской и проектной деятельностей, в ходе которых:

Пятиклассник научится:

  • использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок.

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и/или социальный проект;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Предметные результаты освоения программы

Предметными результатами освоения пятиклассниками программы по биологии являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий);

  • приведение доказательств (аргументация) необходимости защиты окружающей среды;

  • классификация и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе - царству;

  • объяснение роли различных организмов в жизни человека;

  • различение на таблицах наиболее распространенных растений и животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 5-х классов: преобладание наглядно-образного мышления, стремление выразить свое отношение и поделиться жизненным опытом.

Для учащихся 5-х классов ведущей еще остается учебная деятельность. В познавательной сфере младшего подростка замедляется темп деятельности при выполнении определенной работы. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Для младшего подростка характерна склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - одна из ярких характеристик учащихся этого возраста.

С учетом возрастных особенностей учащихся 5-х классов в условиях перехода из начальной школы в основную выстроена система занятий в форме учебных игр, эвристических бесед, практических и лабораторных работ, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

Рабочей программой запланировано проведение -3х лабораторных работ по следующим темам:

  1. Изучение строения увеличительных приборов.

  2. Знакомство с клетками растений.

  3. Знакомство с внешним строением растения.

А также проведение практической работы: «Рассматривание микропрепаратов животных».

Задания для проведения лабораторных работ расположены в конце соответствующих параграфов учебника.

Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

  • Базисный учебный план.

  • Рабочая программа по биологии. 5 класс (учебник «Биология. 5 класс», издательство «Вентана-Граф», авторы И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова). Методическое пособие / Авт.-сост. М.В. Оданович. - М.: Планета, 2015.

  • Фундаментальное ядро содержания образования: проект /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).

Литература для учителя:

  • Биология 5 класс: методическое пособие / И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О. А. Корнилова- М.: Вентана-Граф, 2015 год.

  • Биология: тестовые задания: 5 класс: дидактические материалы / Е.А.Солодова . - М.: Вентана - Граф, 2015.

  • Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005.

  • Журналы «Биология в школе».

Литература для учащихся:

  • Учебник И.Н. Пономарева, И.В. Николаева, О.А. Корнилова, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

  • Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. - М.: Аванта+, 2008.

И нтернет-ресурсов:

  • сайт «Красная Книга России» - biodat.ru/db/rb/;

  • дистанционный курс «Биология. 5 класс» - lyceum8.com/course/view.php?id=543.

№ п/п

Дата

Тема урока

Федеральный компонент образовательного стандарта

Контроль

Практическая

часть

(если есть)

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Биология- наука о живой природе (9ч)

1

Наука о живой природе.

Федеральный компонент

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником.

2

Свойства живого.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Выделять существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

3

Методы изучения природы.

Федеральный компонент

устный текущий

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования.

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Федеральный компонент

письменный: по результатам лабораторной работы

Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Научится работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом.

5

Строение клетки. Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений».

Федеральный компонент

письменный: по результатам лабораторной работы

Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах органоиды клетки. Сравнивать строение клеток

разных организмов. Сформировать представление о единстве живого. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.

6

Ткани.

Федеральный компонент

устный текущий

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

7

Химический состав клетки.

Федеральный компонент

устный текущий

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.

8

Процессы жизнедеятельности клетки.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Выделять существенные признаки процессов

жизнедеятельности клетки.

9

Обобщение знаний по теме: «Биология - наука о живой природе».

Федеральный компонент

письменный: проверочная работа

Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Тема 2.Многообразие живых организмов(12ч)

10

Царства живой природы.

Федеральный компонент

устный текущий

Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Федеральный компонент

устный текущий

Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

12

Значение бактерий в природе и для человека.

Федеральный компонент

устный текущий

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

13

Растения. Общая характеристика.

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растений».

Федеральный компонент

письменный: по результатам лабораторной работы

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растений».

Характеризовать главные признаки растений. Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

14

Многообразие растений.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

15

Животные. Общая характеристика.

Федеральный компонент

устный текущий

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

16

Многообразие животных. Практическая работа №1 «Рассматривание микропрепаратов животных».

Федеральный компонент

письменный: по результатам практической работы

Практическая работа №1 «Рассматривание микропрепаратов животных».

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

17

Грибы. Общая характеристика.

Федеральный компонент

устный текущий

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов.

Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами.

18

Многообразие и значение грибов.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы.

19

Лишайники.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека.

20

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Федеральный компонент

устный текущий

Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

21

Зачёт по теме: «Многообразие живых организмов».

Федеральный компонент

Работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч).

22

Среды жизни планеты Земля.

Федеральный компонент

устный текущий

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

23

Экологические факторы среды.

Федеральный компонент

устный текущий

Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

24

Приспособления организмов к жизни в природе.

Федеральный компонент

устный текущий

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника.

25

Природные сообщества.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота.

26

Природные зоны России.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством.

27

Жизнь организмов на разных материках.

Федеральный компонент

устный: индивидуальный опрос

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

28

Жизнь организмов в морях и океанах.

Федеральный компонент

устный текущий

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

29

Обобщение знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля».

Федеральный компонент

письменный: проверочная работа

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы.

Тема 4. Человек на планете Земля (5ч).

30

Как появился человек на Земле.

Федеральный компонент

устный текущий

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

31

Как человек изменял природу.

Федеральный компонент

устный текущий

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

32

Важность охраны живого мира планеты.

Федеральный компонент

устный текущий

Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

33

Сохраним богатство живого мира.

Федеральный компонент

устный текущий

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

34

Обобщение знаний по теме:

«Человек на планете Земля».

Федеральный компонент

работа с заданиями разного вида

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

35

Итоговое повторение.

Федеральный компонент

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.


© 2010-2022