Методическая разработка урока по биологии на темуЭволюция

  В методической разработке урока по биологии на тему: «Эволюция» процесс обобщения и закрепления знаний обучающимися о наследственности и изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, микроэволюции и макроэволюции сопровождается мультимедийным материалом.  Применение компьютерных средств обучения  способствует тому, что обучающийся становится главным субъектом познания, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает свою траекторию познания. Преподава...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Пургина Н.А.

Проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и биологических знаниях, является основой и залогом формирования этих ключевых компетенций обучающихся.

Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между преподавателем и обучающимся складываются «субъект-субъектные» отношения. Преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Обучение с использованием компьютерных технологий является не только сообщением определённой суммы знаний обучающимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими обучающимися - приходится дополнительно познавать компьютерную грамотность самому преподавателю. Образовательный процесс предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях преподаватель? Преподаватель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать, нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя. Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность учащегося и педагога должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников, будь то Интернет или CD-диски. Эта потребность продиктована временем. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и педагогом. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать обучающимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску новых знаний. На уроке с использованием компьютера повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся, развивается логика мышление, активизируется процесс познания, творческая самостоятельность обучающихся.

СПО, специальность 260807 Технология продукции общественного питания, 1 курс.

Учебная дисциплина: Биология.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.

Форма урока: биологический турнир.

Тема урока: Эволюция.

Цели урока:

  1. Создать условия для закрепления знаний обучающихся о наследственности и изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, микроэволюции и макроэволюции.

  2. Содействовать формированию умений работы в группе, принимать нестандартные решения поставленных проблем, брать ответственность за принятые решения.

  3. Способствовать воспитанию культуры ведения диалога, толерантное отношение у альтернативным суждениям, культуры общения.

Оборудование:

  • мультимедийная установка

  • раздаточный материал: тестовые задания, таблицы.

  • Презентация: «Эволюция».

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Приветствие, фиксация отсутствующих;

  • Проверка готовности студентов к занятию;

  • Определение целей учебного занятия.

II. Этап актуализации знаний.

Вступительное слово преподавателя: Несколько уроков назад мы начали изучать раздел биологии: Эволюция. А сегодня, подведем итоги наших знаний. Я вас приглашаю на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде.

Преподаватель предлагает командам первый раунд турнира.

Раунд 1. Разминка « Учёные биологи, внёсшие вклад в развитие эволюционной теории».

Участники команд по кругу представляют учёных - биологов, внёсших свой вклад в развитие эволюционной теории.

Карл Линней - шведский учёный (1707 -1778), предложивший систематику растений и животных. Слайд 1.

Жан Батист Ламарк - французский учёный (1774 -1929) он первый поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени эволюционную теорию. Слайд 2.

Чарлз Дарвин - английский учёный (1809 - 1882) На основе многочисленных наблюдений ч. Дарвин опубликовал свой основной труд « Происхождение видов путём естественного отбора». В котором сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов.

Слайд 3.

Задание1. Преподаватель предлагает каждой команде заполнить таблицы. На задание отводится 5минут.

Заполнить таблицу:

Формы изменчивости:

Формы изменчивости

Её определение

Примеры

Значение для эволюции


Заполнить таблицу:

Структура вида

Структура

Определение

Примеры


Заполнить таблицу:

Типы приспособительной окраски у животных.

Типы приспособления

В чём выражается

Примеры


Каждая команда демонстрирует заполненные таблицы. За каждое выполненное задание присуждается 1 балл.

III. Этап повторения и обобщения знаний.

Раунд 2. Критерии вида.

Преподаватель предлагает учащимся перейти ко второму раунду турнира.

Мы с вами изучили тему: Вид и видообразование. Микроэволюция.

Преподаватель задаёт вопросы по пройденной теме:

1. Что такое вид?

2. Назовите критерии вида?

3. Что такое микроэволюция?

4. Назовите основные формы видообразования?

Учащиеся по кругу отвечают на заданные ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Видом называется совокупность особей, обладающих общими морфологическими физиологическими особенностями , свободно скрещивающимися и дающими плодовитое потомство, занимающие в природе определённый ареал.

Критерии вида - это характерные признаки и свойства по которым одни виды отличаются от других.

Микроэволюция это эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.

Существуют две формы видообразования:

  • Географическая, осуществляется в ходе длительной географической изоляции.

  • Экологическая происходит в результате экологической ( пищевой) специализации.

Преподаватель после устного опроса каждому члену команды

Задание №2

Тестовые задания.

Вариант №1

Тема: Эволюция.

1. К движущим силам эволюции относят:

А - приспособленность;

Б - естественный отбор;

В - многообразие видов;

Г - видообразование.

2. К результатам эволюции относят:

А - естественный и искусственный отбор;

Б - популяционная волны, изоляция;

В - борьба за существование;

Г - приспособленность, многообразие видов.

3. Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате:

А - градации;

Б - взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора;

В - стремление особей к самоусовершенствованию;

Г - взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и искусственного отбора.

4. Объясните, как происходит образование новых вмдов в природе.

5. Назовите движущие силы эволюции.


Вариант №2

Тема: Эволюция

1. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации, - это:

А - идиоадаптация;

Б - дегенерация;

В- ароморфозы;

Г - биологический прогресс.

2. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

А - генетическому;

Б - экологическому;

В - биохимическому;

Г - морфологическому.

3. Элементарной единицей эволюции считают:

А - особь;

Б - род;

В - вид;

Г - популяцию.

4. Примеры идиоадаптации:

А - видоизменение листьев и колючки у кактуса;

Б - появление цветка и плода у покрытосеменных;

В - появление семени у голосеменных;

Г - формирование проводящих тканей у мхов.

5. Назовите основные направления эволюции.

6. Почему популяцию считают структурной единицей вида.

Раунд 3. Борьба за существование. Индивидуальная и групповая работа.

Обучающиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:

Зелёные карточки - внутривидовая борьба,

Красные карточки - межвидовая борьба.

Жёлтые карточки - борьба с неблагоприятными условиями.

Преподавать предлагает ученикам, индивидуально определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры. За каждый правильный ответ присуждается балл.

Примеры:

№п/п

вопрос

ответ

1

Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лису, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавших грызунов.

межвидовая борьба

2

И меж растений царствует война.

Деревья, травы - вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно

А корни их, в земле несут свой труд

За почву и за влажность спор ведут.

межвидовая, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями

3

Орёл бьёт сокола, а сокол бьёт гусей,

Страшатся щуки крокодила

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостью сила.

межвидовая борьба

4

Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

Пока ты есть в моей судьбе.

паразитизм

5

В хвойном лесу высокие деревья, подавляют рост низких

Внутривидовая борьба

6

В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелу не имеющую жала.

межвидовая борьба

7

Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.

внутривидовая борьба

Раунд 4. Конкурс капитанов.

Капитаны команд в результате жеребьёвки получают задания: ответить на вопросы:

1. Что такое ароморфозы. Примеры.

2. Что такое идиоадаптация. Примеры

3. Что такое дегенерация Примеры.

Ароморфозы - это эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации.

Примеры - появления живорождения, постоянная температура тела, волосяной покров.

у животных, у растений процесса фотосинтеза т. д.

Идиоадаптация - представляют собой мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определённым условиям среды обитания.

Примеры - защитная окраска животных или приспособление некоторых рыб ( скат, камбала) вести придонный образ жизни

Примеры у растений - многообразные приспособления к перекрёстному опылению цветка насекомыми или ветром, прспособления к рассеиванию семян.

Дегенерация - представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к сидячему или пароазитическому образу жизни.

Пример - повилика, паразитирующая на клевере, и других растений лишина главного органа листа, а вместо корней у неё образуются присоски, которыми она всасывает питательные вещества из организма хозяина.

У свиного цепня, и других червей - паразитов -нет кишечника, слабо развита нервная система, но одновременно у паразитических червей появляются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стенках кишечника, хорошо развиты органы размножения.

IV. Подведение итогов.


  • подведение итогов

  • секунданты объявляют результаты турнира

  • оценивание работы каждого ученика

  • домашнее задание: составить кроссворд по теме: Эволюция

Список литературы:

1. А. А. Каменский, В.В. Пасечник Биология 10 - 11 класс. Москва, 2008.

2. А. В. Онищенко Биология в таблицах и схемах - Санкт - Петербург, 2009

3. И.Р. Мухамеджанов Тесты, зачеты, блицопросы - Москва, 2007

4. В. Б. Захарова, С.Г. Мамонтова Биология поурочные планы - Волгоград 2008.





© 2010-2022