- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока по биологии на темуЭволюция
Методическая разработка урока по биологии на темуЭволюция
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пургина Н.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Пургина Н.А.
Проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и биологических знаниях, является основой и залогом формирования этих ключевых компетенций обучающихся.
Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между преподавателем и обучающимся складываются «субъект-субъектные» отношения. Преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Обучение с использованием компьютерных технологий является не только сообщением определённой суммы знаний обучающимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.
Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими обучающимися - приходится дополнительно познавать компьютерную грамотность самому преподавателю. Образовательный процесс предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях преподаватель? Преподаватель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать, нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя. Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность учащегося и педагога должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников, будь то Интернет или CD-диски. Эта потребность продиктована временем. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и педагогом. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать обучающимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.
Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску новых знаний. На уроке с использованием компьютера повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся, развивается логика мышление, активизируется процесс познания, творческая самостоятельность обучающихся.
СПО, специальность 260807 Технология продукции общественного питания, 1 курс.
Учебная дисциплина: Биология.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Форма урока: биологический турнир.
Тема урока: Эволюция.
Цели урока:
-
Создать условия для закрепления знаний обучающихся о наследственности и изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, микроэволюции и макроэволюции.
-
Содействовать формированию умений работы в группе, принимать нестандартные решения поставленных проблем, брать ответственность за принятые решения.
-
Способствовать воспитанию культуры ведения диалога, толерантное отношение у альтернативным суждениям, культуры общения.
Оборудование:
-
мультимедийная установка
-
раздаточный материал: тестовые задания, таблицы.
-
Презентация: «Эволюция».
Ход урока.
I. Организационный момент.
-
Приветствие, фиксация отсутствующих;
-
Проверка готовности студентов к занятию;
-
Определение целей учебного занятия.
II. Этап актуализации знаний.
Вступительное слово преподавателя: Несколько уроков назад мы начали изучать раздел биологии: Эволюция. А сегодня, подведем итоги наших знаний. Я вас приглашаю на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде.
Преподаватель предлагает командам первый раунд турнира.
Раунд 1. Разминка « Учёные биологи, внёсшие вклад в развитие эволюционной теории».
Участники команд по кругу представляют учёных - биологов, внёсших свой вклад в развитие эволюционной теории.
Карл Линней - шведский учёный (1707 -1778), предложивший систематику растений и животных. Слайд 1.
Жан Батист Ламарк - французский учёный (1774 -1929) он первый поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени эволюционную теорию. Слайд 2.
Чарлз Дарвин - английский учёный (1809 - 1882) На основе многочисленных наблюдений ч. Дарвин опубликовал свой основной труд « Происхождение видов путём естественного отбора». В котором сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов.
Слайд 3.
Задание1. Преподаватель предлагает каждой команде заполнить таблицы. На задание отводится 5минут.
Заполнить таблицу:
Формы изменчивости:
Формы изменчивости
Её определение
Примеры
Значение для эволюции
Заполнить таблицу:
Структура вида
Структура
Определение
Примеры
Заполнить таблицу:
Типы приспособительной окраски у животных.
Типы приспособления
В чём выражается
Примеры
Каждая команда демонстрирует заполненные таблицы. За каждое выполненное задание присуждается 1 балл.
III. Этап повторения и обобщения знаний.
Раунд 2. Критерии вида.
Преподаватель предлагает учащимся перейти ко второму раунду турнира.
Мы с вами изучили тему: Вид и видообразование. Микроэволюция.
Преподаватель задаёт вопросы по пройденной теме:
1. Что такое вид?
2. Назовите критерии вида?
3. Что такое микроэволюция?
4. Назовите основные формы видообразования?
Учащиеся по кругу отвечают на заданные ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Видом называется совокупность особей, обладающих общими морфологическими физиологическими особенностями , свободно скрещивающимися и дающими плодовитое потомство, занимающие в природе определённый ареал.
Критерии вида - это характерные признаки и свойства по которым одни виды отличаются от других.
Микроэволюция это эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
Существуют две формы видообразования:
-
Географическая, осуществляется в ходе длительной географической изоляции.
-
Экологическая происходит в результате экологической ( пищевой) специализации.
Преподаватель после устного опроса каждому члену команды
Задание №2
Тестовые задания.
Вариант №1
Тема: Эволюция.
1. К движущим силам эволюции относят:
А - приспособленность;
Б - естественный отбор;
В - многообразие видов;
Г - видообразование.
2. К результатам эволюции относят:
А - естественный и искусственный отбор;
Б - популяционная волны, изоляция;
В - борьба за существование;
Г - приспособленность, многообразие видов.
3. Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате:
А - градации;
Б - взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора;
В - стремление особей к самоусовершенствованию;
Г - взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и искусственного отбора.
4. Объясните, как происходит образование новых вмдов в природе.
5. Назовите движущие силы эволюции.
Вариант №2
Тема: Эволюция
1. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации, - это:
А - идиоадаптация;
Б - дегенерация;
В- ароморфозы;
Г - биологический прогресс.
2. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:
А - генетическому;
Б - экологическому;
В - биохимическому;
Г - морфологическому.
3. Элементарной единицей эволюции считают:
А - особь;
Б - род;
В - вид;
Г - популяцию.
4. Примеры идиоадаптации:
А - видоизменение листьев и колючки у кактуса;
Б - появление цветка и плода у покрытосеменных;
В - появление семени у голосеменных;
Г - формирование проводящих тканей у мхов.
5. Назовите основные направления эволюции.
6. Почему популяцию считают структурной единицей вида.
Раунд 3. Борьба за существование. Индивидуальная и групповая работа.
Обучающиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:
Зелёные карточки - внутривидовая борьба,
Красные карточки - межвидовая борьба.
Жёлтые карточки - борьба с неблагоприятными условиями.
Преподавать предлагает ученикам, индивидуально определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры. За каждый правильный ответ присуждается балл.
Примеры:
№п/п
вопрос
ответ
1
Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лису, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавших грызунов.
межвидовая борьба
2
И меж растений царствует война.
Деревья, травы - вверх растут задорно.
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле несут свой труд
За почву и за влажность спор ведут.
межвидовая, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями
3
Орёл бьёт сокола, а сокол бьёт гусей,
Страшатся щуки крокодила
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила.
межвидовая борьба
4
Желаю жизни много лет,
Не знай ты вовсе обо мне!
Найду я ужин и обед,
Пока ты есть в моей судьбе.
паразитизм
5
В хвойном лесу высокие деревья, подавляют рост низких
Внутривидовая борьба
6
В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелу не имеющую жала.
межвидовая борьба
7
Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
внутривидовая борьба
Раунд 4. Конкурс капитанов.
Капитаны команд в результате жеребьёвки получают задания: ответить на вопросы:
1. Что такое ароморфозы. Примеры.
2. Что такое идиоадаптация. Примеры
3. Что такое дегенерация Примеры.
Ароморфозы - это эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации.
Примеры - появления живорождения, постоянная температура тела, волосяной покров.
у животных, у растений процесса фотосинтеза т. д.
Идиоадаптация - представляют собой мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определённым условиям среды обитания.
Примеры - защитная окраска животных или приспособление некоторых рыб ( скат, камбала) вести придонный образ жизни
Примеры у растений - многообразные приспособления к перекрёстному опылению цветка насекомыми или ветром, прспособления к рассеиванию семян.
Дегенерация - представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к сидячему или пароазитическому образу жизни.
Пример - повилика, паразитирующая на клевере, и других растений лишина главного органа листа, а вместо корней у неё образуются присоски, которыми она всасывает питательные вещества из организма хозяина.
У свиного цепня, и других червей - паразитов -нет кишечника, слабо развита нервная система, но одновременно у паразитических червей появляются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стенках кишечника, хорошо развиты органы размножения.
IV. Подведение итогов.
-
подведение итогов
-
секунданты объявляют результаты турнира
-
оценивание работы каждого ученика
-
домашнее задание: составить кроссворд по теме: Эволюция
Список литературы:
1. А. А. Каменский, В.В. Пасечник Биология 10 - 11 класс. Москва, 2008.
2. А. В. Онищенко Биология в таблицах и схемах - Санкт - Петербург, 2009
3. И.Р. Мухамеджанов Тесты, зачеты, блицопросы - Москва, 2007
4. В. Б. Захарова, С.Г. Мамонтова Биология поурочные планы - Волгоград 2008.