Разработка урока по теме Витамины

Урок биологии по теме «Витамины» (8 класс) Тип урока: комбинированный. Цель: Создать условия для осмысления новой учебной информации, разнообразить процесс усвоения нового материала. Задачи: 1. Образовательные: Раскрыть понятие «витамины»; Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ, о многообразии витаминов; Показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион. 2. Развивающие: Продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта; Продолжить работу по обучению учащихся умению публично защищать результаты творческой деятельности.  3. Воспитательные: Пробудить интерес к защите собственного здоровья; Воспитать культуру и эстетику поведения, взаимоуважение. Методы: беседа, комментирование, выводы, метод проектов, метод сотрудничества. Форма организации учебной деятельности: групповая.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме «Витамины» (8 класс)

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для осмысления новой учебной информации, разнообразить процесс усвоения нового материала.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Раскрыть понятие «витамины»;

  • Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ, о многообразии витаминов;

  • Показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион.

2. Развивающие:

  • Продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта;

  • Продолжить работу по обучению учащихся умению публично защищать результаты творческой деятельности.

3. Воспитательные:

  • Пробудить интерес к защите собственного здоровья;

  • Воспитать культуру и эстетику поведения, взаимоуважение.

Методы: беседа, комментирование, выводы, метод проектов, метод сотрудничества.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор;

  • Раздаточные материалы, классная доска;

  • Схемы, таблицы, экран.

Этапы урока:

1. Мотивация учебной деятельности. Тема урока, цели и задачи.

2. Актуализация знаний.

3. Восприятие и осознание нового материала.

  1. Определение актуальности темы проекта, вступительное слово учителя.

  2. История открытия витаминов.

  3. Обмен информацией, уточнение учащихся для защиты проекта.

  4. Презентация проектов.

4 Оценка результатов проектной деятельности.

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности. Инсценировка.

Автор:

Жили-были витамины
Людям пользу приносили
Через годик, через три
Вдруг пришел Бери-бери
А за ним пришли другие
Тоже очень деловые
Тут Рахит и Слепота
И красавица Цинга
Тут и началась разборка…
Первой молвила Слепотка.

Куриная слепота:

Если есть нехватка витамина А
То тогда грозит вам
Куриная слепота
Если ночью ты в пути -
Не найдешь куда идти
Будешь карликом ходить
Очень в росте тормозить.

Автор: Вдруг промолвил тут хромой

Рахит:

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой
Мои ноженьки болят
В разны стороны глядят
Витамины, витамины
Все одна и та ж картина
Надоели вы нам всем
Я от боли всех вас съем.

Бери-бери:

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Вы забыли про меня.

Я болезнь Бери-Бери
Править миром буду я
Будут нервы у вас не в порядке
Будут судороги, припадки
Если витаминчики не будешь принимать
Ночью поздно ложиться спать
Фильмы страшные смотреть
Черный хлеб не будешь есть
По утрам не умываться
Каждый день со всеми драться.
Цинга:

Ну а про меня…
Про меня совсем забыли
Я - коварная Цинга
Много жизней унесла
Кровоточат ваши десны
Зубы пусть шатаются
Ваше тело пусть слабеет
Руки опускаются.
Что же делать? Как нам прогнать эти ужасные болезни? Я кажется, знаю! Нужно узнать, какие витамины помогут нам в этом.

2. Актуализация знаний.

3. Восприятие и осознание нового материала.

  • Определение актуальности темы проекта. Вступительное слово учителя.

  • История открытия витаминов. Слайды презентации.

  • В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин (слайд3) исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: "Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?" Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу - куры выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество "Витамин", от латинского слова "Вита" - жизнь.

  • Учитель: Витамины - это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

  • -Какие витамины вы знаете?

  • -А, В, С, Д-

  • Учитель: Все витамины делятся на две группы. Водорастворимые и жирорастворимые.

  • Витамины: (таблица на экране)

  • Разработка урока по теме Витамины

  • Обмен информацией, правила презентации проекта.

  • Презентация проектов «Азбука витаминов»

Учитель: Вам необходимо начертить в тетради таблицу, которую будете заполнять в ходе защиты проектов.

Название витамина

Функция в организме

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Суточная потребность

Источники витамина для организма

А


D


В


С


Начинаем презентацию проектов. (каждая группа зачитывает свой план проекта и защищает его. Идет обсуждение выступлений.

^ 4. Закрепление нового материала. 7 мин.

От каждой группы учитель предлагает выдвинуть по 2 ученика для наведения "порядка" на "витаминных столах", предварительно поменяв этикетки с названиями витаминов. Передвигаясь по классу, ученики находят необходимые продукты, муляжи, упаковки и затем озвучивают о роли того или иного витамина в жизни человека. Подготовленные рецепты мам и бабушек раздаются всем ученикам и учителю в виде листовок с картинками.

Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:


  1. Куриная слепота.


  2. Паралич нервной системы.


  3. Рахит.


  4. Цинга.


  5. Тиф.


  6. Отставание в росте.


  7. Бери-бери.


  8. Глухота.


  9. Овощи, фрукты.


  10. Лук, чеснок.


  11. Черная смородина, лимон.


  12. Рыбий жир.


  13. Яичный желток.


  14. Плоды шиповника.


  15. Горох, фасоль.


  16. Хлеб из муки с отрубями.


Учитель предлагает в рабочих тетрадях выбрать и зашифровать ответы на вопросы (программированный опрос):


  1. Что возникает при недостатке в пище витамина Д?


  2. Что возникает при недостатке в пище витамина А?


  3. Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?


  4. Что возникает при отсутствии витамина В?


  5. Что возникает при недостатке витамина С?


  6. Какие продукты содержат много витамина А?


  7. Какие продукты содержат много витамина В?


  8. Какие продукты содержат много витамина С?


  9. Какие продукты содержат много витамина Д?


  10. При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?


Учитель: Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Как разобраться в этом изобилии? ( видеофрагмент из аптеки) Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма - их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов.

Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

Предложите возможные толкования народной пословицы - Добрый повар доктора стоит.(слайд)

Таблица на экране. Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

1.При чистке фруктов и овощей снимать возможно более тонкий слой кожицы.

2.Чистить и резать фрукты и овощи только перед употреблением ножом из нержавеющей стали.

3.Овощи лучше варить в эмалированной посуде.

4.При варке овощи опускать в кипящую воду.

5.Варить овощи в посуде с плотно закрытой крышкой.

6.Овощные блюда употреблять сразу после их приготовления.

Что мешает усвоению витаминов:

  1. Алкоголь - Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

  2. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.

  3. Кофеин - Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

  4. Аспирин - Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

  5. Антибиотики - Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

  6. Снотворные средства - Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.



© 2010-2022