Рабочая программа по биологии

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной биологии, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4 г. ВОРОНЕЖА"




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОБУ НПО ВО «ПЛ № 4»


__________________Н.И. Иванченко


"__"______________________2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

(Наименование учебной дисциплины)





Форма обучения - очная

Срок обучения 2 года 5 месяцев



Общее количество часов - 73 часа

Из них на 1 курсе - 39

На 2 курсе - 34









ВОРОНЕЖ 2014



Лист согласования

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях СПО и программы

ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 10.04. 2008 г.

(распорядительный документ, №, дата утверждения)

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа «Биология» направлена на формирование информационной компетентности обещающихся, на достижение образовательных, воспитательных и практических задач.

Организация-разработчик:

ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей №4 г. Воронежа»

Разработчик:

Адамантова Е.В., преподаватель биологии ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» рассмотрена и утверждена на заседании МК ГОБУ НПО ВО «ПЛ № 4 г. Воронежа»

Протокол от _______________№_________________

Заведующая МК ________________Заморуева С.Н.

Методист _______________ Дерусова В.Н.

Рецензент

МОУ СОШ № № 3, учитель высшей категории ________Конопкина М.Ю.





СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «биология»



2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины «биология»


4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «биология»


5. Домашнее задание






















паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________«БИОЛОГИЯ»__________________

(название дисциплины)

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПОсварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)150709.02 , повар, кондитер 26087.01, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования140446,03, лаборант - аналитик 240700.01, секретарь 034700.01

Место дисциплины в структуре подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

В цикле общеобразовательных дисциплин.

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Пояснительная записка

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной биологии, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.

Учебная дисциплина «Биология» относится к циклу общеобразовательная подготовка.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Примерное распределение часов по разделам программы.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

73

В том числе проверочные работы

4

Внеклассная самостоятельная работа обучающегося

36






























2.3. Поурочно-тематический план учебной дисциплины «Биология»


Наименование тем

Содержание учебного материала, практических и самостоятельных работ

Объем часов

урока

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Введение

Предмет биология

1

2

Раздел 1 Учение о клетке

Клетка - элементарная живая система

1

2

Химическая организация клетки.

1

2

Органические и неорганические вещества клетки и

живых организмов

1

2

Строение и функции клетки.

1

2

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

1

2

Строение и функции хромосом.

1

2

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.

1

2

Жизненный цикл клетки. Митоз.

1

2

Прокариотическая, эукариотитечкая клетки.

1

2

Вирусы. Вирусные заболевания

1

2

Тестирование по теме: Учение о клетке.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: «Вода - это жизнь», «Неорганические вещества клеток

растений. Доказательства их наличия и роли в растении», «Вирусы»

Составление кроссворда по теме: «Клетка».




Раздел 2

Размножение

и

индивидуальное

развитие

организмов

Организм - единое целое

1

2

Возникновение и начальное развитие жизни на земле

1

2

Индивидуальное развитие организмов

1

2

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

1

2

Причины нарушений в развитии организмов.

1

2

Индивидуальное развитие человека.

1

2

Контрольная работа по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов по теме: «Половое размножение и его биологическое значение», «Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков на развитие эмбриона»

Задание исследовательского характера на тему: «Строение яйцеклетки на примере куриного яйца»



2

Тема 3.

Основы генетики

и селекции



Понятие генетика.

1

2

Первый и второй законы генетики установленные Г. Менделем

1

2

Третий закон генетики Г. Менделя

1

2

Цитологические основы закономерностей наследования

1

2

Значение генетики для селекции и медицины

1

2

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

2

Закономерности изменчивости.

1

2

Наследственная или генотипическая изменчивость.

1

2

Генетика - теоретическая основа селекции.

1

2

Задачи современной селекции

1

2

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

2

Основные методы селекции

1

2

Биотехнология

1

2

Самостоятельная работа по теме: Основы генетики

1

2

Зачет


2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: «Мутагены окружающей среды», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

Составление таблицы: «Взаимодействие генотипа и среды при формировании человека».

1


2

2 КУРС




Тема 4.

Эволюционное

учение

История развития эволюционных идей.

1

2

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

1

2

Естественный отбор.

1

2

Роль эволюционного учения

1

2

Концепция вида, его критерии.

1

2

Движущие силы эволюции.

1

2

Современные представления о видообразовании.

1

2

Макроэволюция.Микроэволюция

1

2

Искусственный отбор



Приспособленность организмов и её отностительность



Причины вымирания видов.

1

2

Направления эволюционного прогресса

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: «Бактерии - первые обитатели нашей планеты»,

«Различные гипотезы о происхождении жизни на Земле»

Составление вопросов по теме: «Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира».

1


2

Тема 5.

История

развития жизни

на земле

Гипотезы происхождения жизни.

1

2

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

1

2

Современные гипотезы о происхождении человека

1

2

Эволюция человека. Древнейшие люди

1

2

Эволюция человека. Современные люди

1

2

Человеческие расы

1

2

Человек- как уникальный вид живой природы


2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека».

Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны», Составление презентации: «Краткая история развития органического мира», Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1


2

Тема 6.

Основы экологии

Экология

1

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

1

2

Экологические системы.

1

2

Биоценоз

1

2

Биогеоценоз

1

2

Изменения в биоценозах и биогеоцинозах

1

2

Круговорот важнейших биогенных элементов

1

2

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

1

2

Экология как основа природопользования и охраны

природы.

1

2

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

1

2

Межвидовые

взаимоотношения в экосистеме

1

2

Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы

1

2

Биосфера - глобальная экосистема.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка экологических проектов

1


Тема 7.

Бионика

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

2

Роль бионики в современном мире

1

2

Ноосфера

1

2

Этапы биологической эволюции в развитии биосферы

1


Взаимосвязь общества и природы

1


Итоговая контрольная работа

1

2

Зачет

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по теме: «Особенности, строение и приспособление животных и растений, используемые человеком».









3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины «биология»


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Для обучающихся: Учеб. для 10-11кл. сред. шк/ Ю.И. Полянский, А.Д.Браун, Н.М. Верзилин

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. 9 класс - М., 2010.

Основная

Для преподавателей:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 3-е изд. - М.: АСТ ПРЕСС ШКОЛА. - 816 с.: ил.

  2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. /Авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В., Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с. - (В помощь преподавателю)

  3. Общая биология / Сост. Каменский А.А. и др. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 192 с.: ил. - (Современная школьная энциклопедия).

Интернет источники

  1. lib.rus.ec -электронный учебник

  2. biology.ru -электронный учебник

  3. ru.wikipedia.org- энциклопедия


3.3. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

Стол учительский

1

Стул учительский

1

Стенды

2

Шкафы

2

Доска школьная

1

Столы ученические

15

Стулья ученические

30

Режим работы кабинета

1

План эвакуации при пожаре

1

Инструкции по технике безопасности

1


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь:

• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Оценка результатов самостоятельных, проверочных, контрольных работ, устных ответов


Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов


Оценка творческих работ

Оценка результатов проверочных работ, устных ответов





Оценка результатов самостоятельных работ




Оценка результатов устных ответов


Оценка самостоятельной работы



Оценка результатов устных ответов

Оценка результатов устных ответов

Оценка результатов устных ответов, самостоятельной работы

Оценка результатов дифференцированного зачета



5. Домашнее задание

Тема

Домашнее задание

  1. 1.

Предмет биология

Конспект

Клетка - элементарная живая система

Конспект

Химическая организация клетки.

§ 32

Органические и неорганические вещества клетки и

живых организмов

§ 37

Строение и функции клетки.

конспект

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

§ 42

Строение и функции хромосом.

Конспект

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.

§31

Жизненный цикл клетки. Митоз.

§ 47

Прокариотическая, эукариотитечкая клетки.

Конспект

Вирусы. Вирусные заболевания

Конспект

Тестирование по теме: Учение о клетке.

-

Организм - единое целое

§ 51

Возникновение и начальное развитие жизни на земле

§ 52

Индивидуальное развитие организмов

§ 51

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Конспект

Причины нарушений в развитии организмов.

Конспект

Индивидуальное развитие человека.

Конспект

Контрольная работа по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов

-

Понятие генетика.

Конспект

Первый и второй законы генетики установленные Г. Менделем

§53, 55

Третий закон генетики Г. Менделя

§ 57

Цитологические основы закономерностей наследования

§ 56

Значение генетики для селекции и медицины

§ 59

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

§ 61

Закономерности изменчивости.

Конспект

Наследственная или генотипическая изменчивость.

§ 60

Генетика - теоретическая основа селекции.

Конспект

Задачи современной селекции

§ 64

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

§ 65

Основные методы селекции

§ 66,68

Биотехнология

Конспект

Самостоятельная работа по теме: Основы генетики

-

Зачет

-

История развития эволюционных идей.

Конспект

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

§ 1

Естественный отбор.

§ 7

Роль эволюционного учения

§ 2

    Концепция вида, его критерии.

    § 3

    Движущие силы эволюции.

    § 7

    Современные представления о видообразовании.

    § 9

    Макроэволюция.Микроэволюция

    Конспект

    Искусственный отбор

    § 5

    Приспособленность организмов и её отностительность

    Конспект

    Причины вымирания видов.

    Конспект

    Направления эволюционного прогресса

    §8

    Гипотезы происхождения жизни.

    Конспект

    Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

    Конспект

    Современные гипотезы о происхождении человека

    §16

    Эволюция человека. Древнейшие люди

    §16

    Эволюция человека. Современные люди

    §17

    Человеческие расы

    §18

    Человек- как уникальный вид живой природы

    Конспект

    Экология

    §19

    Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

    §20

    Экологические системы.

    Конспект

    Биоценоз

    Конспект

    Биогеоценоз

    Конспект

    Изменения в биоценозах и биогеоцинозах

    §26

    Круговорот важнейших биогенных элементов

    Конспект

    Последствия деятельности человека в окружающей среде.

    Конспект

    Экология как основа природопользования и охраны

    природы.

    Конспект

    Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

    Конспект

    Межвидовые

    взаимоотношения в экосистеме

    Конспект

    Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы

    Конспект

    Биосфера - глобальная экосистема.

    Конспект

    Учение В.И. Вернадского о биосфере.

    Конспект

    Роль бионики в современном мире

    Конспект

    Ноосфера

    §71

    Этапы биологической эволюции в развитии биосферы

    Конспект

    Взаимосвязь общества и природы

    Конспект

    Итоговая контрольная работа

    -

    Зачет







    © 2010-2022