- Преподавателю
- Биология
- Учебный план элективного курса Экология
Учебный план элективного курса Экология
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кусаинова М.С. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ
1. Пояснительная записка
Предлагаемый курс составлен в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом общего среднего образования по предмету «биология».
При составлении данного курса учитывался принцип систематичности и последовательности в обучении, что предполагает логическое связывание каждого элемента учебного материала между собой, то есть последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового.
Выбор названия курса не случаен. Введение ЕНТ позволило усилить внимание общественности к проблемам образования и повышению мотивации учащихся и учителей к хорошим результатам. Поэтому курс «Теоретические основы биологии» является своеобразным дополнением к основным урокам данной дисциплины и направлен на повторение и обобщение пройденного материала. Это позволяет рассматривать многие явления и понятия на уже имеющихся знаниях учеников, их жизненном опыте. Программа курса рассчитана на 51 час.
Чтобы добиться успеха в формировании четких представлений у школьников, необходимо использовать блочную подачу материала, системный подход, а также интерактивные методы. Это гарантирует легкое, качественное, интересное усвоение курса, позволяет учащимся в значительной степени получать теоретические знания, практические умения, а также устойчивую позицию выбора профессиональной направленности.
1.1.Цели и задачи курса. Программа курса «Теоретические основы биологии» направлена на решение определенных задач с учетом поставленных целей.
Цели: углубление полученных школьниками знаний о живой природе, овладение доступными методами ее изучения; формирование на базе усвоенных знаний и умений гигиенического воспитания, здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; овладение основами биологической науки для развития профессионального интереса учащихся.
Задачи:
1. Сформировать представление об: уровнях организации жизни, их соподчинении; общебиологических методах и их особенностях; перспективах применения общебиологических знаний, достижениях современной науки.
2. Развить умение: самостоятельно пользоваться дополнительной литературой; сворачивать и разворачивать информацию, представлять ее в виде графиков, опорных схем, таблиц, кластеров, самостоятельно актуализировать и оценивать знания полученные.
3. Воспитать: чувство патриотизма на основе знаний и представлений о роли отечественных ученых в развитии наук; чувство ответственного отношения к изучаемому материалу на основе формирования представлений о значимости человечества; бережное отношение к живому как уникальному явлению природы на всех уровнях его организации.
1.2. Ожидаемые результаты обучения
В результате изучения курса учащиеся должны:
называть общие признаки живого на всех уровнях организации жизни с учетом эволюционных процессов;
приводить примеры: усложнения растительных и животных организмов в процессе эволюции, природных и антропогенных искусственных сообществ;
характеризовать: основные признаки живых организмов с учетом единства органического мира, живые организмы всех таксонометрических групп;
обосновывать: взаимосвязь строения функций клеток и тканей, органов и систем органов, организма и среды; роль биологического разнообразия, регулирование численности видов, охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;
распознавать: организмы основных таксонометрических групп; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
сравнивать: строение и функции клеток, тканей, органов, систем органов, организмов растений и животных;
применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных, объединенных в виды, в популяции для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования ЗОЖ, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм и заболеваний;
делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы - о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;
соблюдать правила: приготовления микропрепаратов; проведения простейших опытов для изучения растительного и животного мира; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; поведения в природе.
Эти требования к уровню биологической подготовки ориентируют учащихся на овладение максимум знаний различными видами учебной деятельности общеучебными и специальными для элективного курса умениями.
1.3. О видах деятельности учителя и учащегося
Весь элективный курс состоит из 4 блоков (учебных модулей) и рассчитан на 51 час.
После прохождения каждого блока в итоговой части - контрольной проводится промежуточное тестирование, по результатам составляется мониторинг для наблюдения за индивидуальной степенью усвоения материала каждого ученика.
Используемые методы обучения: лекция, рассказ, самостоятельная работа с доп.литературой. Все занятия сопровождаются электронной презентацией.
2. Учебно-тематический план курса
№ блока
Содержание блока
Кол-во часов
1
Ботаника.
12
2
Зоология
9
3
Анатомия
17
4
Общая биология
13
3. Содержание программы
№ п ⁄ п
№п ⁄ б
Тема
Кол-во часов
Сроки
Блок 1. Ботаника. 12 часов
1.
1.
Клетка - структурная единица организма
1
2
2
Вегетативные органы растений
1
3
3
Генеративные органы растений
1
4
4
Низшие растения
1
5
5
Мхи, хвощи, папоротники
1
6
6
Голосеменные
1
7
7
Покрытосеменные. Двудольные растения. Семейства: Маковые, Маревые, Тыквенные, Крестоцветные
1
8
8
Покрытосеменные. Семейства: Мальвовые, Розоцветные, Бобовые
1
9
9
Покрытосеменные. Семейства: Пасленовые, Губоцветные, Сложноцветные
1
10
10
Покрытосеменные. Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаковые.
1
11
11
Культурные растения
1
12
12
Итоговое тестирование по ботанике
1
Блок 2. Зоология 9 часов
13
1
Тип Простейшие
1
14
2
Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви
1
15-16
3-4
Типы: Моллюски, Членистоногие Насекомые, Иглокожие
2
17-18
5-6
Тип Хордовые: Классы Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся
2
19-20
7-8
Классы Птицы, Млекопитающие
2
21
9
Итоговый тест по зоологии
1
Блок 3. Анатомия 17 часов
22-23
1-2
Общий обзор организма человека. Железы внутренней секреции
2
24-25
3-4
Нервная система
2
26-27
5-6
Органы чувств
2
28-29
7-8
Опорно-двигательная система
2
30-31
9-10
Внутренняя среда организма.
2
32-33
11-12
Дыхательная система
2
34-35
13-14
Пищеварительная система
2
36-37
15-16
Обмен веществ. Выделение. Кожа
2
38
17
Размножение. Поведение. Психика.
1
Блок 4. Общая биология 13 часов
39-40
1-2
Клетка. Химический и структурный состав клетки
2
41-42
3-4
Размножение и индивидуальное развитие
2
43-44
5-6
Основы генетики и селекции
2
45-46
7-8
Основы генетики и селекции
2
47-48
9-10
Эволюция
2
49-50
11-12
Основы экологии
2
51
13
Итоговый тест по курсу
1
Список использованной литературы
-
Анисимова В.С., Брунов Е.П., Л.В. Реброва "Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека". - М.: "Просвещение", 1978.
-
Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное.- М.: «Центр тестирования», 2006., стр. 7.
-
Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н. Биологический эксперимент в школе. - М.: «Просвещение», 1990.
-
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1983, стр. 9-12.
5. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - А.: 2002.
6. Плужников М.С.,Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. - М.: «Молодая гвардия», 1991.
7. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Алматы, 1990.
8. Сонин Н.И., Сапин М.Р. "Биология". - М.: "Дрофа", 2003.
9. Краткий лечебный справочник. - М.: "Терра", 1996.