Учебный план элективного курса Экология

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ

1. Пояснительная записка

Предлагаемый курс составлен в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом общего среднего образования по предмету «биология».

При составлении данного курса учитывался принцип систематичности и последовательности в обучении, что предполагает логическое связывание каждого элемента учебного материала между собой, то есть последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового.

Выбор названия курса не случаен. Введение ЕНТ позволило усилить внимание общественности к проблемам образования и повышению мотивации учащихся и учителей к хорошим результатам. Поэтому курс «Теоретические основы биологии» является своеобразным дополнением к основным урокам данной дисциплины и направлен на повторение и обобщение пройденного материала. Это позволяет рассматривать многие явления и понятия на уже имеющихся знаниях учеников, их жизненном опыте. Программа курса рассчитана на 51 час.

Чтобы добиться успеха в формировании четких представлений у школьников, необходимо использовать блочную подачу материала, системный подход, а также интерактивные методы. Это гарантирует легкое, качественное, интересное усвоение курса, позволяет учащимся в значительной степени получать теоретические знания, практические умения, а также устойчивую позицию выбора профессиональной направленности.

1.1.Цели и задачи курса. Программа курса «Теоретические основы биологии» направлена на решение определенных задач с учетом поставленных целей.

Цели: углубление полученных школьниками знаний о живой природе, овладение доступными методами ее изучения; формирование на базе усвоенных знаний и умений гигиенического воспитания, здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; овладение основами биологической науки для развития профессионального интереса учащихся.

Задачи:

1. Сформировать представление об: уровнях организации жизни, их соподчинении; общебиологических методах и их особенностях; перспективах применения общебиологических знаний, достижениях современной науки.

2. Развить умение: самостоятельно пользоваться дополнительной литературой; сворачивать и разворачивать информацию, представлять ее в виде графиков, опорных схем, таблиц, кластеров, самостоятельно актуализировать и оценивать знания полученные.

3. Воспитать: чувство патриотизма на основе знаний и представлений о роли отечественных ученых в развитии наук; чувство ответственного отношения к изучаемому материалу на основе формирования представлений о значимости человечества; бережное отношение к живому как уникальному явлению природы на всех уровнях его организации.

1.2. Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения курса учащиеся должны:

называть общие признаки живого на всех уровнях организации жизни с учетом эволюционных процессов;

приводить примеры: усложнения растительных и животных организмов в процессе эволюции, природных и антропогенных искусственных сообществ;

характеризовать: основные признаки живых организмов с учетом единства органического мира, живые организмы всех таксонометрических групп;

обосновывать: взаимосвязь строения функций клеток и тканей, органов и систем органов, организма и среды; роль биологического разнообразия, регулирование численности видов, охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;

распознавать: организмы основных таксонометрических групп; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;

сравнивать: строение и функции клеток, тканей, органов, систем органов, организмов растений и животных;

применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных, объединенных в виды, в популяции для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования ЗОЖ, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм и заболеваний;

делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы - о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;

соблюдать правила: приготовления микропрепаратов; проведения простейших опытов для изучения растительного и животного мира; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; поведения в природе.

Эти требования к уровню биологической подготовки ориентируют учащихся на овладение максимум знаний различными видами учебной деятельности общеучебными и специальными для элективного курса умениями.

1.3. О видах деятельности учителя и учащегося

Весь элективный курс состоит из 4 блоков (учебных модулей) и рассчитан на 51 час.

После прохождения каждого блока в итоговой части - контрольной проводится промежуточное тестирование, по результатам составляется мониторинг для наблюдения за индивидуальной степенью усвоения материала каждого ученика.

Используемые методы обучения: лекция, рассказ, самостоятельная работа с доп.литературой. Все занятия сопровождаются электронной презентацией.

2. Учебно-тематический план курса

№ блока

Содержание блока

Кол-во часов

1

Ботаника.

12

2

Зоология

9

3

Анатомия

17

4

Общая биология

13

3. Содержание программы

№ п ⁄ п

№п ⁄ б

Тема

Кол-во часов

Сроки

Блок 1. Ботаника. 12 часов

1.

1.

Клетка - структурная единица организма

1

2

2

Вегетативные органы растений

1

3

3

Генеративные органы растений

1

4

4

Низшие растения

1

5

5

Мхи, хвощи, папоротники

1

6

6

Голосеменные

1

7

7

Покрытосеменные. Двудольные растения. Семейства: Маковые, Маревые, Тыквенные, Крестоцветные

1

8

8

Покрытосеменные. Семейства: Мальвовые, Розоцветные, Бобовые

1

9

9

Покрытосеменные. Семейства: Пасленовые, Губоцветные, Сложноцветные

1

10

10

Покрытосеменные. Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаковые.

1

11

11

Культурные растения

1

12

12

Итоговое тестирование по ботанике

1

Блок 2. Зоология 9 часов

13

1

Тип Простейшие

1

14

2

Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви

1

15-16

3-4

Типы: Моллюски, Членистоногие Насекомые, Иглокожие

2

17-18

5-6

Тип Хордовые: Классы Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся

2

19-20

7-8

Классы Птицы, Млекопитающие

2

21

9

Итоговый тест по зоологии

1

Блок 3. Анатомия 17 часов

22-23

1-2

Общий обзор организма человека. Железы внутренней секреции

2

24-25

3-4

Нервная система

2

26-27

5-6

Органы чувств

2

28-29

7-8

Опорно-двигательная система

2

30-31

9-10

Внутренняя среда организма.

2

32-33

11-12

Дыхательная система

2

34-35

13-14

Пищеварительная система

2

36-37

15-16

Обмен веществ. Выделение. Кожа

2

38

17

Размножение. Поведение. Психика.

1

Блок 4. Общая биология 13 часов

39-40

1-2

Клетка. Химический и структурный состав клетки

2

41-42

3-4

Размножение и индивидуальное развитие

2

43-44

5-6

Основы генетики и селекции

2

45-46

7-8

Основы генетики и селекции

2

47-48

9-10

Эволюция

2

49-50

11-12

Основы экологии

2

51

13

Итоговый тест по курсу

1


Список использованной литературы


  1. Анисимова В.С., Брунов Е.П., Л.В. Реброва "Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека". - М.: "Просвещение", 1978.

  2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное.- М.: «Центр тестирования», 2006., стр. 7.

  3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н. Биологический эксперимент в школе. - М.: «Просвещение», 1990.

  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1983, стр. 9-12.

5. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - А.: 2002.

6. Плужников М.С.,Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. - М.: «Молодая гвардия», 1991.

7. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Алматы, 1990.

8. Сонин Н.И., Сапин М.Р. "Биология". - М.: "Дрофа", 2003.

9. Краткий лечебный справочник. - М.: "Терра", 1996.

© 2010-2022