• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)



Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии


Тема урока:

«РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

(6 класс)

Автор: Сидоренко Лариса Николаевна,

учитель биологии Донецкой общеобразовательной школы

I-III ступеней № 90


2016











Тема урока:

«РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

(6 класс)

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока:

  • закрепление, обобщение и систематизация знаний о разнообразии цветковых растений, их разделение на классы и семейства, знать отличительные признаки классов и семейств цветковых растений, их значение в жизни человека;

  • развивать познавательный интерес и экологическое мышление у учащихся; развивать умение работать в группе, чувство ответственности за команду, перед товарищами; способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мысшления;

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме урока путем применения игровых методов обучения и создания проблемных ситуаций на уроке.

Оборудование: таблицы «Основные семейства цветковых растений», слайды цветковых растений.

Виды работы: рассказ-беседа в форме сказки, сообщения учеников, фронтальный опрос, работа в группах, тестовый контроль знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока


l Организационный момент. (1 мин)

ll Закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме: «Разнообразие цветковых растений и их классификация». (28 мин)

  1. Объявления целей урока и того, что урок будет проведен в форме сказки

  2. Вступительная часть

(Начинает сказку учитель)

Учитель. Однажды произошло необычное приключение - собрал человек урожай с поля и сложил всё вместе в большом амбаре. Да так сложил, что ЛУК оказался рядом с КУКУРУЗОЙ, и начали они между собой спорить, кто из них больше человеку нужен и родственники ли они?

  1. Много своих заслуг вспомнил лук (беседа сопровождается демонстрацией луковичного растения):

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

а) порезанная с медом луковица, очень хорошо лечит раны;

б) что…(ученики дополняют с места в форме фронтального опроса) …лук улучшает пищеварение;

в) сок лука с охлажденной кипяченой водой в отношении 1:1 - очень хорошее средство от насморка;

г) лук с медом - компрессы против простуды;

д) порезанный лук со сливочным маслом - очень хорошее средство для лечения серьезных ожогов;

е) лук - источник витаминов, жизненно необходимых веществ;

ж) печеный лук, приложенный срезом к нарыву, смягчает кожу, ускоряет созревание фурункулов и прорыв гноя;

з) кашица из лука используется для лечения грибковых заболеваний ногтей.

Учитель. А еще лук вспомнил о том, что на древней пирамиде Хеопса есть надпись: «Строителям сих пирамид лук добавляли в пищу для увеличения сил». «Вот так», - гордо заявил лук.

  1. «Да хватит себя хвалить, горькая луковица, древняя пирамида Хеопса, - сердито сказала КУКУРУЗА. - Все равно я больше нужна людям. А история моего происхождения связана с множеством мифов и легенд». (демонстрация слайда кукурузы + сообщение учащегося)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Кукуруза (Маис)

Сейчас просто трудно представить наши южные поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами ,увидевшими это растение. Индейцы называли его маисом и возделывали с незапамятных времен. Многие индейские племена обожествляли маис от которого зависело их благополучие. Много мифов и легенд связано с этим растением. Рассказывают , будто бог Маиса был сыном бога Солнца и богини Луны. Но нашлись другие божества , которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу , а тело разрубили на мелкие кусочки ,которые затем превратились в зерна маиса. Может быть , поэтому мексиканцы называют кукурузу «тлаолли»,что значит- тело.

От индейцев европейцы узнали , как нужно обрабатывать кукурузное поле. Маис прижился в Европе легко и распространился прямо-таки с рекордной быстротой. Позже кукуруза покорила пять континентов , став наряду с пшеницей и рисом кормилицей миллионов людей. На территории нашей страны раньше других народов , еще в 17веке , оценили кукурузу молдаване и грузины.

Что только не делают из этого удивительного растения : муку и крупу , консервированные зерна и хлопья ,крахмал и растительное масло-всего не перечтешь !Кукурузу используют повсеместно и как кормовую культуру. Она служит первоклассным сырьем и для технических отраслей промышленности , идет на изготовление бумаги , линолеума , вискозы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.

После прослушивания ученики делают выводы: Кукуруза - очень важная кормовая, продовольственная и техническая культура, а история ее происхождения очень интересная.

  1. За кукурузой о своих достижениях и истории происхождения заговорила самая важная масличная сельскохозяйственная культура - ПОДСОЛНЕЧНИК. (демонстрация слайда подсолнечника + сообщение учащегося).

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Подсолнечник однолетний, масличный

Подсолнечник растет во многих районах нашей страны . Его соцветия очень похоже на маленькое солнце , а желтые язычковые цветки - на солнечные лучи. На родине подсолнечника , на юге Северной Америке , это растение считали священным ,называли «солнечным цветком» , его соцветие отливали из золота .носили на торжественных процессиях ,устанавливали в храмах. В Европу подсолнечник был завезен испанскими моряками в начале 16 веке и посажен в ботаническом саду в Мадриде под названием «цветок солнца». Его разводили как декоративное растение . Мода на «солнечный цветок» перекинулась на другие страны. В Россию он попал при Петре I из Голландии и в течении нескольких десятилетий украшал сады. Лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской губернии крестьянин Д. Бокарев открыл людям новое свойство этого растения , обнаружив в нем щедрый источник вкусного масла. Он смастерил пресс , на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Вскоре «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.

Отечественный селекционер- академик В. С. Пустовойт вывел новые сорта подсолнечника с очень высоким содержанием масла. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарина, мыла и масляных красок. Кроме масла из подсолнечника получают мед, лекарства и хороший силос. Россия по праву считается второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал свое новое путешествие по миру.

Учитель продолжает урок в форме сказки. «Что-то очень вы себя расхвалили, - сердито сказал КАРТОФЕЛЬ. - Я - самая важная кормовая, продовольственная и техническая культура. Не случайно меня называют продуктом питания № 2 после хлеба - только в европейской кухне известно более 200 блюд из картофеля. С одной тонны картофеля можно получить: 170 кг крахмала, 112 л чистого спирта, 80 кг глюкозы. Учитывая, все мои заслуги, - сказала картофель, - мне даже памятник поставлен в горной области Гарц в Германии. Надпись на большой гранитной плите гласит: «Здесь в 1748 году впервые в Европе был посажен картофель».

« Подумаешь - памятник! Ты бы лучше вспомнил про другие памятники, которые вошли в историю России, как картофельные бунты», - сердито перебила картофель свекла. ( Ученик делает сообщение о картофельных бунтах и переселении картофеля в Европу и Россию, о курьёзном случае с графом Шереметьевым на балу Петра I) - демонстрация слайда картофеля)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)


Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Картофель обыкновенный

Несмотря на необыкновенную популярность картофеля, лишь немногие знают, что история переселения его в Европу и в Россию богата разнообразными событиями. Растению этому поклонялись, и его же ненавидели. Цветками картофеля украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.

Родина картофеля - Южная Америка, где он растет в Андах, от Чили до Центральной Америки. Там его возделывают с незапамятных времен.

Изображение картофельного растения можно увидеть на глиняных изделиях, обнаруженных при раскопках древних захоронений инков.

В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет назад. Вопрос о том, кто первый привез картофель как пищевую культуру из Нового Света - испанцы или англичане,- все еще дискутируется. Слух о чудесных клубнях, разнесся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались, есть клубни сырыми или еще хуже - пробовали ядовитые зеленые плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать растение.

В Россию картофель был завезен при Петре Ι, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать «чертовы яблоки» наотрез отказывались. Начались «картофельные бунты», которые жестко подавлялись.

Словом немало трудностей преодолели скромные, невинные клубни, прежде чем завоевать всеобщее признание. Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

Учитель: Действительно очень много трудностей преодолели в России скромные невинные клубни картофеля, прежде чем получили всеобщее признание.

4) Сообщение учеников об истории происхождения и сельскохозяйственном значении растений - переселенцев - томатов и свеклы (сопровождается демонстрацией слайдов этих растений)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Помидор, или томат культурный.

Помидор - популярный овощ. Родина предков обыкновенных томатов - Южная Америка. Невысокие длинные кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «крупная ягода». Испанцы стали называть его «томат» Из-за океана это растение было завезено в Италию, где его назвали «помидоро», что означает «золотое яблоко». На первых порах помидоры есть побаивались, считали их ядовитыми. Даже великий натуралист Карл Линней дал растению латинское название «солянум ликоперсикум» - «волчий персик».

В России помидоры появились в царствовании Екатерины ΙΙ вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, томаты стали распространяться в более северные районы России.

В настоящее время известно несколько сот культивируемых оранжево- красных, розовых, желтых, больших и маленьких, круглых и продолговатых сортов помидоров. После картофеля помидоры - самая распространенная культура семейства пасленовых. У нас, их выращивают в открытом и защищенном грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Свекла обыкновенная

Свекла - древний овощ , как полагают, родом из Средиземноморья и Передней Азии. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. Такая нелестная характеристика была у свеклы и в Греции. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почетом.

Это двухлетнее растение семейства маревых с толстым мясистым корнем культивируется сейчас во всех частях света, главным образом в умеренном климате. Корнеплодная свекла распространилась в Европе в 14-15 веках и стала уже широко распространенным овощем. Из свекл родоначальниц произошли наши теперешние свеклы: красно-фиолетовая, из которой варят борщ и делают винегрет: сладкие белые корнеплоды, названные сахарной свеклой и кормовая свекла. То, что в корнях растений содержится сахар, никому раньше и в голову не приходило. В России знали только заморский тростниковый сахар, но продавали его в аптеках, и стоил он очень дорого. И вот в 1747 году немецкий химик Маркграф нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового. В 1799году Франц Ахард впервые получил несколько килограммов свекловичного сахара. Про удачные опыты узнали и в России, и по указу Павла 1 русским помещикам стали отводить земли под сахарную свеклу. В скором времени в селе Алябьеве Тульской губернии был построен сахарный завод. Теперь наша страна занимает весомое место в мире по производству свекловичного сахара, а столовая свекла по значимости в овощеводстве занимает третье место﴾после капусты и моркови﴿.

5) Заключительное слово учителя: Много интересного услышали растения во время спора между собой и пришли к единому выводу, что все они без исключения нужны людям, а чтобы вырастить богатый урожай, человек тратит много времени и сил.

6) Но вопрос о том, есть среди них родственники - они так и не решили. Например, Вишня думала, что родственники её должны иметь съедобные органы красного цвета и звала к себе в гости Помидор и Редис. Помидор думал, что главное в семье не цвет, а то где вызревают эти съедобные органы, он был не против родственных отношений с Редисом, но Вишню не хотел считать своей родственницей, так как плоды её вызревают очень высоко над землёй.

Картофель считал своим родственником того, чьи органы вызревают под землёй, отсюда его родственники: Лук, Чеснок, Редис. Лук и Чеснок считали своим родственником Редис, а вот Картофель - нет, потому что, чтобы съесть его клубни, их нужно сварить, а Лук, Чеснок и Редис употребляют в сыром виде. Все снова стали спорить. Дело дошло даже до драки. Больше всего досталось нашему раннему овощу - Редису. У него оказалось очень много родственников. Посудите сами. За одну руку его тянула Вишня, приглашая его на чашку чая: посидеть, поговорить и посплетничать. За другую - Помидор, за рубашку Картофель. Бедный Редис уже был не рад такому количеству родственников, потому что у него трещала по швам одежда… «Помогите, помогите!» - кричал Редис. А всё это происходило ночью, от крика проснулся Человек, прислушался откуда шум, подошел к амбару, решительно открыл дверь, что-то сказал растениям, и вдруг произошло непредвиденное! Шум и драка прекратились мгновенно, поскольку все нашли своих родственников: Лук оказался родственником Чеснока, Картофель - Помидору…

Вопрос к классу: « Что сказал человек растениям, почему они так быстро нашли своих родственников?» (Он разделил растения на группы, которые назвал семействами, а за основу классификации взял строение цветков, виды соцветий и плодов)

7) Работа в группах.

Задание: найдите в предложенном списке растения одного семейства и укажите характерные признаки данного семейства.

Список растений: подсолнечник, капуста, вишня, нарциссы, фасоль, картофель, редис, пшеница, редька, кукуруза, малина, горох, помидор, рис, перец, слива, ромашки, соя, тюльпаны.

Капустные: капуста, редька, редис.

Розовые: вишня, малина, слива.

Пасленовые: помидор, картофель, перец.

Астровые: подсолнечник, ромашки.

Бобовые: горох, фасоль, соя.
Злаковые: кукуруза, пшеница, рис.

Лилейные: тюльпаны, нарциссы.

Спикеры-ученики отвечают возле доски (после обсуждения в группах), используя таблицы, и объясняют, почему капуста, редька, редис принадлежат к одному семейству капустные (один ученик). Горох, соя, фасоль - к бобовым (второй ученик) и т.д.

8) Продолжение сказки

Учитель: «Вскоре, когда, первые порывы радости у родственников прошли, они очень внимательно посмотрели друг на друга и образовали два хоровода.

Первый хоровод - капуста, редька, редис, вишня, малина, помидор, картофель, перец, подсолнечник, фасоль, горох, соя, ромашка, слива.

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Второй хоровод - пшеница, кукуруза, рис, тюльпаны, нарциссы.

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Вопросы: Почему растения образовали два хоровода? (Ученики отмечают отличительные признаки классов Однодольные и Двудольные)

…А потом растения еще лучше присмотрелись друг к другу и образовали один общий хоровод. Почему?»

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

Методическая разработка на конкурс «Методическая мозаика» по биологии Тема урока: «РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» (6 класс)

(Все они принадлежат к отделу цветковых растений. Ученики называют признаки, на основании которых Однодольные и Двудольные объединяются в отдел цветковые или покрытосеменные растения)

… Вот и живут сегодня в мире и согласии все цветковые растения.

III Заочное путешествие в «Клуб цветковых растений», где пропуском являются индивидуальные знания учащихся по изученной теме (13 мин):

  1. Тестовый контроль знаний по вариантам 1-4 (задания прилагаются);

  2. Самоконтроль знаний (после сдачи заданий, правильные ответы и критерии оценивания проецируются на экран).

IV Подведение итогов урока и выставление оценок с учетом активности учащихся и правильности ответов. (2 мин)

V Домашнее задание: повторить признаки семейств классов однодольных и двудольных цветковых растений. (1 мин)

Тест

Разнообразие покрытосеменных растений и их классификация


Вариант 1

Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют:

А) семена; Б) листья; В) цветки; Г) корни.

2. К классу двудольных относится семейство:

А) хвойные; Б) астровые; В) лилейные; Г) злаковые.

3.Самый главный признак, с помощью которого можно точно установить принадлежность

любого цветкового растения к определённому классу- это:

А) тип корневой системы; Б) количество семядолей зародыша; В) жилкование листьев.

4. Вставочный рост у стеблей характерен для представителей семейства:

А) розовые; Б) злаковые; В) пасленовые; Г) лилейные.

5. К семейству розовых относится:

А) бамбук; Б) груша; В) редис; Г) дыня.

6. Соцветия- головка и кисть, характерны для растений семейства:

А) злаковые; Б) лилейные; В) бобовые; Г) астровые.

Задания на установление соответствия

7. Установите соответствие:

Семейство Строение цветка

А) бобовые (мотыльковые) 1) Ч (5) Л (5) Т (5) П 1

Б) пасленовые 2) Ч (5) Л 1+2+ (2) Т (9)+1 П 1

В) розовые 3) О 2 цветковые чешуи и 2 пленки Т3 П1

Г) злаковые 4) Ч (5) Л 5 Т∞П1

8. Установите соответствие:

Семейство Вид плода

А) злаковые 1) семянки

Б) сложноцветные (астровые) 2) ягода, коробочка

В) лилейные 3) стручки, стручочки

Г) крестоцветные (капустные) 4) зерновки

9. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) класс двудольные (признаки) 1) мочковатая корневая система

Б) класс однодольные (признаки) 2) пролески, ландыш, гиацинты

В) лилейные 3) яблоня, малина, айва

Г) розовые 4) цветки преимущественно 5 или 4-членные

Задание на установление логической последовательности

10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства

растения и укажите систематическое положение тюльпана лесного:

А) семейство

Б) род

В) вид

Г) отдел

Д) класс

Тест

Разнообразие покрытосеменных растений и их классификация


2 вариант

Задания с выбором одного правильного ответа

1. Покрытосеменные растения распространены:

А) в тропических странах; Б) в зоне тайги; В) в Европе; Г) повсеместно.

2. «Однодольные» - это название:

А) отдела; Б) семейства; В) класса; Г) рода.

3. Большинство двудольных растений имеют жилкование:

А) сетчатое; Б) дуговое; В) параллельное.

4. Бактерии вступают во взаимовыгодные отношения с корневой системой растений из

семейства:

А) злаковые; Б) капустные; В) бобовые; Г) астровые.

5. Самые разнообразные плоды имеют представители семейства:

А) лилейные; Б) бобовые; В) капустные; Г) розовые.

6. Лепестки срастаются вместе у представителей семейства:

А) бобовые; Б) капустные; В) злаковые; Г) пасленовые.

Задания на установление соответствия

7. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) класс двудольные (признаки); 1) дуговое или параллельное жилкование листьев

Б) класс однодольные (признаки); 2) сложный колос, метелка, початок;

В) злаковые; 3) зародыш с двумя семядолями;

Г) крестоцветные; 4) редис, капуста, пастушья сумка;

8. Установите соответствие:

Семейство Строение цветка

А) астровые (сложноцветные); 1) Ч 0 Л (5) Т(5) П1

Б) злаковые; 2) Ч 4 Л 4 Т4+2П1

В) бобовые (мотыльковые); 3) О2 цветковые чешуи и 2 пленки Т3 П1

Г) крестоцветные (капустные); 4) Ч (5) Л 1+2+(2) Т10 П1

9. Установите соответствие:

Семейство Вид плода

А) астровые (сложноцветные); 1) ягода, коробочка;

Б) пасленовые; 2) боб;

В) бобовые (мотыльковые); 3) сборная костянка, яблоко;

Г) розовые; 4) семянка;

Задание на установление логической последовательности

10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства

Растения и укажите систематическое положение вишни садовой:

А) класс

Б) вид

В) отдел

Г) семейство

Д) род

Тест

Разнообразие покрытосеменных растений и их классификация


3 вариант


Задания с выбором одного правильного ответа

1. Покрытосеменные опыляются:

А) ветром; Б) насекомыми; В) самоопылением; Г) всеми способами.

2. «Двудольные» - это название:

А) отдела; Б) семейства; В) класса; Г) рода.

3. Двойное оплодотворение присуще:

А) покрытосеменным; Б) голосеменным; В) моховидным; Г) папоротниковидным.

4. Видоизмененные побеги - луковицы и корневища - развиваются у растений из семейства:

А) злаковые; Б) капустные; В) бобовые; Г) лилейные.

5. Самые разнообразные соцветия имеют представители семейства:

А) лилейные; Б) бобовые; В капустные; Г) розовые.

6. Стебель - соломина имеют представители семейства:

А) бобовые; Б) капустные; В) злаковые; Г) пасленовые.

Задания на установление соответствия

7. Установите соответствие

Семейство Строение цветка

А) лилейные; 1) Ч0 Л(5) Т(5) П1

Б) розовые; 2) Ч0 Л(6) Т6 П1

В) астровые (сложноцветные); 3) «лодочка», «парус» и «весла» - компоненты

цветка

Г) бобовые (мотыльковые); 4) Ч(5) Л5 Т∞ П∞

8. Установите соответствие:

Семейство Вид плода

А) пасленовые; 1) Яблоко, костянка;

Б) крестоцветные; 2) Зерновка;

В) розовые; 3) Стручок, стручочки;

Г) злаковые; 4) Ягода, коробочка;

9. Установите соответствие, образовав логические пары

А) класс однодольные (признаки); 1) стержневая корневая система;

Б) класс двудольные (признаки); 2) кукуруза, рис, ячмень;

В) бобовые; 3) зародыш с 1 семядолей;

Г) злаковые; 4) кисть, головка;

Задание на установление логической последовательности


10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства

Растения и укажите систематическое положение пырея ползучего:

А) вид

Б) класс

В) род

Г) отдел

Д) семейств

Тест

Разнообразие покрытосеменных растений и их классификация


4 вариант


Задания с выбором одного правильного ответа

1. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют:

А) семена; Б) листья; В) плоды; Г) корни.

2. К классу однодольных относится семейство:

А) хвойные; Б) астровые; В) пасленовые; Г) злаковые.

3. Однодольные и Двудольные растения относятся к отделу:

А) папоротниковидные; Б) цветковые; В) моховидные; Г) голосеменные.

4. Вставочный рост у злаков обеспечивает ткань

А) основная; Б) образовательная; В) покровная; Г) механическая.

5. Цветки язычковые, ложноязычковые, трубчатые и воронковидные могут быть в сложном

соцветии растений из семейства:

А) злаковые; Б) лилейные; В) бобовые; Г) астровые.

6. Растения, в цветке которых всегда много тычинок, их количество превышает 11,

относятся к семейству:

А) лилейные; Б) розовые; В) пасленовые; Г) капустные.

Задания на установление соответствия

7. Установите соответствие:

Семейство Вид плода

А) розовые; 1) семянка;

Б) злаковые; 2) стручок;

В) крестоцветные (капустные); 3) зерновка;

Г) астровые (сложноцветные). 4) яблоко, сборная костянка;

8. Установите соответствие:

Семейство Строение цветка

А) бобовые (мотыльковые) ; 1) Ч4 Л4 Т4+2 П1

Б) крестоцветные (капустные); 2) Ч0 Л6 Т6 П1

В) лилейные; 3) Ч(5) Л(5) Т(5) П1

Г) пасленовые; 4) Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

9. Установите соответствие, образовав логические пары:

А) класс однодольные (признаки) 1) сетчатое жилкования листьев

Б) класс двудольные (признаки) 2) кисть, щиток, одиночные цветки, зонтик

В) розовые 3) картофель, томат, белена

Г) пасленовые 4) цветки преимущественно 3-членные

Задание на установление логической последовательности

10. Расположите в логической последовательности систематические единицы царства

Растения и укажите систематическое положение одуванчика лекарственного:

А) класс

Б) отдел

В) семейство

Г) вид

Д) род

Учитель биологии Л.Н.Сидоренко

© 2010-2022