Русские народныве танцы как средство воспитание патриотизма

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению молодежи к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБОУ СПО ЛПК)





РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА









Составитель: Карасёва

Ольга Александровна,

педагог дополнительного

образования






г. Лукоянов - 2014 г.

Русские народные танцы как средство воспитания патриотизма

В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для молодежи и многое другое. Поэтому очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России, к тому же нарастают миграционные процессы, которые проводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно - историческом развитии российского общества, меняется сложившаяся система ценностей. Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства.

Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества и роста отсутствия цели в жизни среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит этот вопрос. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Отсюда вытекает актуальность темы обсуждения. Она обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

В системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже дополнительное образование призвано содействовать повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста. Обучающиеся вовлекаются в активную внеучебную творческую деятельность, в том числе посещают хореографическую студию. Программа дополнительного образования «Хореографический ансамбль» охватывает несколько направлений танцевального искусства. Задача педагога не только научить воспринимать красоту движения, но и через музыкальные образы способствовать формированию художественного вкуса, пониманию самой жизни и нравственному становлению личности.

Перед преподавателями колледжа стоит двойная задача - учить будущих учителей. Это тем ответственнее, что выпускники колледжа идут работать в начальной школе, где закладываются основы личности ребенка, всестороннего воспитания. Дополнительное образование в сфере нового подхода на всю систему образования нашей страны выступает как приоритетное. Ориентация общества на возрождение национальной культуры русского народа предполагает обращение к его духовным традициям, обычаям, обрядам и более активное использование их воспитательного потенциала.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению молодежи к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Раздел «Народный танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования.

Данный материал изучается в виде теоретических и практических занятий. На начальном этапе в ходе непосредственно - образовательной деятельности разучивания элементов русского народного танца студенты знакомятся с историей возникновения танца, традициями, сюжетом русского народного танца, особенностями его композиции. Непосредственно при создании танца говорим о костюме, в котором танцевали этот танец. Рассказывается его история, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах. Слушаются музыкальные фрагменты танца в разном характере и темпе.

Изучаются и отрабатываются позиции рук и ног мальчиков и девочек в русского народном танце, элементы, движения, связки русского народного танца : переменный шаг, притоп, шаг-каблук, ковырялочка, моталочка, веревочка, дробь и т.д.

Большой интерес вызывает у студентов изучение истории русской пляски, которая уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни, и ту умыкаху жены собѣ».

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах (масках).

Пляска характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и лёгких, а равно и в соединённых с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм пляски является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу. И чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя.

До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов - чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честну́ю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» - кто первый упадёт от усталости.

Все основные движения русского танца отражают черты национального характера русского народа. Русские танцы является составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Самой простой формой русских танцев являются хороводы - неотъемлемая составляющая весенних и летних больших праздников. Хороводы как медленные, так и быстрые - строятся на простых танцевальных движениях - русский переменный шаг, простой шаг, припадания и т.д. Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев, исполняются не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках. Значительное место занимает композиционное построение - рисунок танца, характеризующий название: «Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Корзинка», «Воротца» и т.п.

Среди русских народных танцев большим успехом пользуются кадрили, которые интересны рисунками отдельных фигур: прямые линии, круги, зигзаги, воротца, звездочки. Названия «Проходная», «Косичка», «Цепочка», «Прощальная» подчеркивают особенности той или иной фигуры.

Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности.

Существовало три характерных танцевальных приема: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с «выхода», когда танцор, торжественно выкобениваясь, занимал место в центре круга, выпрямлялся, откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).

Одним из наиболее распространённых был шаг, состоявший из множества элементов, в том числе из приседаний, подъёма на цыпочки и др. Особенно популярным был вариант, называвшийся трёхшаг, при котором танцор делал три шага, укладывавшиеся в три первые восьмушки двухчетвертного такта. Распространённым вариантом шага были дробушки, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг мог сопровождаться покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски.

Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши, по телу и голенищу сапог (Камаринская).

Изучение всего этого материала, несомненно, обогащает и расширяет кругозор студентов, заставляет по-новому взглянуть на русский народный танец, помогает лучше овладевать актерским мастерством, которое необходимо при подаче танца, особенно народного игрового.

Таким образом, приобщение молодежи к отечественным ценностям посредством занятиями русским народным танцем во многом способствует решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, и ориентирует нашу современную молодежь на возрождение национальной культуры русского народа.


© 2010-2022