Урок на тему Обмен веществ

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 37 Дата___________

Тема: Обмен веществ. ПР № 5 «Определение качества пищевых продуктов»

Цели:

Образовательные - расширить представление обучающихся о белках, жирах, углеводах, липидах и минеральных солях; раскрыть значение продуктов питания в обеспечении процессов жизнедеятельности организма человека; сформировать представление о пищевой пирамиде.

Развивающие - совершенствовать учащимися умение анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы; развитие логического и системного мышления; развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

Воспитательная - совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствовать эстетическое восприятие.

Тип урока - комбинированный

Ход урока

Организационный этап

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Актуализация опорных знаний

- Что вы знаете об обмене веществ?

- Объясните особенности механизма действия ферментов.

- Каковы особенности действия ферментов в разных отделах пищеварительного тракта?

Мотивация учебной деятельности

Интересные факты:

За 70 лет своей жизни обычный человек:

  • Проводит за приемом пищи от 3,5 до 7 лет;

  • Садится за обеденный стол 82 тыс. раз;

  • Проводит примерно 560 суток за приготовлением пищи;

Вывод: Человек ест для того, чтобы жить, а не живет, чтобы есть. Пища обеспечивает организм человека.

Изучение нового материала

1. Понятие о продуктах питания и питательных веществах.

2. Работа в малых группах по изучению теоретического материала.

Группа 1 - Белки

Наиболее важную роль в питании играют белки. Они являются основным источником строительного материала для восстановления и обновления клеток и тканей организма, его нормального роста и развития, для синтеза ферментов, специфических белков крови, мышц, мозга. Все известные пищевые белки состоят из 20 аминокислот, причем 8 из них являются наиболее ценными, так как они не образуются в организме человека. Эти аминокислоты называются незаменимыми. Ценность белков зависит от содержания в них незаменимых аминокислот. Наиболее полноценными белками являются белки продуктов животного происхождения (мяса, рыбы, молока). Некоторые продукты растительного происхождения также содержат значительное количество ценных белков. В крупах содержание белка составляет от 6 до 16%. В капусте имеются белки, в состав которых входят почти все незаменимые аминокислоты. Особую ценность имеют белки рыбы: они легко усваиваются организмом и по своим качествам не уступают белкам мяса. Потребность человека в белках зависит от возраста, вида деятельности, климатических условий, а также от физического состояния организма. В среднем это 100 грамм в сутки.

Группа 2 - Жиры

При недостатке жиров замедляются рост и развитие организма, возникают сухость и воспаление в кожных покровах, снижается выносливость, устойчивость к заболеваниям. В организме человека ненасыщенные жирные кислоты не образуются, поэтому растительные масла, содержащие эти кислоты, должны составлять от 20 до 30% общесуточной нормы жира. Суточная норма ненасыщенных жирных кислот содержится в 20 граммах подсолнечного масла. Помимо жирных кислот в жирах содержатся жироподобные вещества - фосфатиды, обладающие ценными биологическими свойствами. Они способствуют нормализации жирового обмена и необходимы для развития и функционирования нервной системы. Жиры являются единственным источником жирорастворимых витаминов А,Д,Е,К. Присутствие жиров в пище улучшает ее вкусовые качества и повышает усвояемость содержащихся в ней веществ. Однако, избыток жиров в пище крайне вреден, так как приводит к снижению усвояемости белков, отложению жиров в организме. Взрослому человеку рекомендуется в сутки употреблять от 90 до 150 грамм жира.

Группа 3 - Углеводы

В питании человека углеводы занимают важное место. На их долю должно приходиться 60-70% пищевого рациона здорового человека. Углеводы являются важнейшим источником энергии, необходимой для осуществления процессов жизнедеятельности организма. Они легко расщепляются и окисляются в организме, высвобождая энергию и могут быть использованы для возмещения стремительно нарастающих энергетических затрат, например при резком эмоциональном возбуждении, мышечных перенапряжениях. Основным источником энергии в организме является глюкоза. С пищей человек получает небольшие количества глюкозы. В основном в продуктах питания содержатся крахмал и сахароза. Однако в организме крахмал и сахароза расщепляются и образуется глюкоза. Она постоянно присутствует в крови. О важном значении глюкозы для организма свидетельствует тот факт, что даже небольшие перебои в поступлении глюкозы в кровь вызывают нарушения в работе сердца, мозга, органов внутренней секреции. При перегрузке

организма углеводами могут также возникать болезненные состояния: головокружение, тошнота, рвота. Главный поставщик углеводов - хлеб. С хлебом организм человека получает более 70% всех углеводов. Кроме хлеба и хлебобулочных изделий поставщиками углеводов являются крупы и овощи. Потребность организма в углеводах очень велика, в 4-5 раз больше, чем в белках и жирах. В среднем она составляет 350-400 грамм в сутки.

Группа 4 - Минеральные соли и вода

Продукты питания являются источником многих важных для человека неорганических веществ, таких как кальций, натрий, калий, магний, железо. Важнейшие физико-химические процессы, протекающие в организме, совершаются при непосредственном участии этих веществ и воды. Изменение содержания воды и минеральных солей в организме приводит к нарушению процессов жизнедеятельности. В организме нет химически чистой воды. Большая часть воды играет роль растворителя: в ней растворены различные органические и неорганические соединения. Всего в организме взрослого человека содержится до 60% воды. Суточная потребность в воде, составляющая 2-2,8 литра, покрывается за счет выпитых жидкостей и принятой пищи и частично за счет воды, образующейся в результате окислительных процессов. Физиологическая роль разных минеральных солей различна. Так, ионы кальция и фосфора необходимы для построения костных тканей, ионы кальция участвуют во многих ферментативных реакциях. Минеральные соли и вода, участвуя в обмене веществ, постоянно выводятся из организма в составе конечных продуктов обмена. Для возмещения потери этих веществ, требуется регулярное поступление их в организм. Разные минеральные соли нужны организму в разных количествах. Суточная потребность в калии, натрии, кальции, фосфоре выражается в граммах, в железе, магнии, йоде в миллиграммах, в цинке, кобальте, меди, марганце - в микрограммах. При рациональном питании организм человека получает достаточное количество минеральных солей, за исключением хлористого натрия, который добавляется в пищу при ее кулинарной обработке.

3. Доклады спикеров групп. Запись в таблицу.

Составляющие компоненты пищи

Питательные вещества

Виды

Значение для организма человека

Белки - основной строительный материал

Животные

Обеспечивают сокращение мышц, транспорт кислорода, защиту от инфекций и кровопотерь

Растительные

Углеводы - основной источник энергии

Простые

Обеспечивают организм энергией, могут откладываться про запас в печени

Сложные

Жиры - концентрированный источник энергии

Животные

Принимают участие в теплорегуляции организма, защищают кожу и ее производные, образуют подкожную жировую клетчатку

Растительные (масла)

Минеральные соли и вода - регуляторы химических процессов

Участвуют в обмене веществ

4. Объяснение правила пищевой пирамиды

Урок на тему Обмен веществ

5. Выполнение ПР № 5

Тема: Определение качества пищевых продуктов

Цель: научиться выявлять качество продуктов по составу и упаковке.

Ход работы

Выяснить информацию о продукте по следующим характеристикам:

  • Полное название продукта

  • Масса

  • Условия и сроки хранения

  • Состав

  • Полное название производства и адрес

  • Наличие консервантов, красителей в составе

Сделать вывод о полезности/вредности продукта.

Обобщение и систематизация знаний

Тестирование на определение разумного подхода к употреблению пищи

1.Обычно я ем фрукты и овощи: а) реже 1 раза в день; б) чаще 1 раз в день; в) дважды в день; г) чаще двух раз в день.

2. Я предпочитаю картофель в виде: а) чипсов; б) вареном, можно пюре; в) тушеном или жареном.

3. Мой завтрак состоит из: а) сдобной булочки с чаем; б) овсяных хлопьев с сахаром и молоком; в) яиц и тостов, стакана сока или чая; г) натуральной каши с молоком и свежими фруктами.

4. За ужином я люблю съесть что-нибудь сладкое и вкусное, например, пирожное: а) ежедневно; б) часто; в) иногда; г) редко.

5. Большая часть белков моего рациона присутствует в виде:

А) мяса; б) молочных продуктов; в) рыбы; г) зернобобовых.

6. Сахар в моем меню: а) постоянно во всех продуктах; б) в некоторых продуктах; в) только в чае; г) только во фруктах.

7. Если хочется кушать, а вблизи кроме киоска ничего нет, я куплю: а) шоколадку; б) пакетик чипсов; в) пакетик арахиса или орехов; в) ничего не куплю, потерплю.

8. Последний раз я ел «Сникерс»: а) недавно; б) пару месяцев назад; в) в детстве; г) не знаю, что это.

9. Я пью напитки типа «Кока-колы»: а) регулярно; б) иногда, по праздникам; в) никогда.

10. Мое мнение о жареных продуктах: а) это самое вкусное, что может быть; б) вкусная еда, чтобы иногда получить удовольствие от ее приема; в) это то, чего употреблять нельзя.

Ответ «а» - 1 балл, «б» - 2, «в» - 3, «г» - 4 балла.

10 баллов - ужас! Гастрит, язва желудка, прыщи по телу гарантированы. Продолжать в том же духе опасно для здоровья.

11-16 баллов. К своему здоровью ты относишься без особого внимания. Стоит задуматься об этом.

17-24 балла. Особых причин для беспокойства нет, но все-таки стоит употреблять больше овощей, фруктов, а по утрам - овсяную кашу с медом и орехами.

Больше 25 баллов. Ты умеешь заботиться о своем здоровье. С тебя можно брать пример.

Рефлексия.

Домашнее задание: § 38, конспект, проанализировать свой рацион за 3 дня, сделать вывод.

Итог урока. Выставление оценок.

© 2010-2022