• Преподавателю
  • Биология
  • Статья по биологии Формирование экологического сознания учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Статья по биологии Формирование экологического сознания учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Данная статья описывает многолетний опыт экологической работы в школе через проектную деятельность на уроках и в школьном экологическом обществе "Гринтим". Многие формы работы опробированы в течение многих лет и стали традиционными. Тот факт, что школьники, пришедшие в "Гринтим" в 5 классе работают в обществе до выпуска из школы говорит о том, что детям нравится работать в этом коллективе, нравится быть нужными и полезными. Многие выпускники-гринтимовцы выбирают профессии, связанные с экологией,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологического сознания учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Сбитнева Г.И.

Я глубоко убеждена, что в условиях ФГОС ООО для молодого поколения важно не столько приобретение знаний, сколько развитие личности: развитие творческих способностей, критического мышления, чувства ответственности за свои действия, формирование глобального видения мира, осознание собственных возможностей, способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы.

Как учитель биологии, руководитель школьного научного общества, особое внимание своих учеников акцентирую на экологических проблемах. Ведь именно они по все­общему признанию стали самыми грозными на планете. И чем более мощными средствами человек воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического сознания, которое необходимо начинать с рождения ребенка, продолжая этот процесс в детском саду, а затем в школе. [1, 157].

Экологическое сознание - это не только знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, осознание ответственности за сохранение видов животных и растений, но и активные формы деятельности в направлении охраны окружающей среды [2, 132].

Однако, не пройдя путь активного участника природоохранной работы, невозможно приобрести навыки в защите окружающей среды, сделать их каждодневной нормой своего поведения. Практика показывает, что знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не становятся частью мировоззрения, сознанием. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели.

Формирование экологического сознания школьников более всего возможно через индивидуальную научно-исследовательскую и проектную деятельность при изучении биологии, а также через внеурочную деятельность обучающихся.

Одним из самых выигрышных методов в этой работе является метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, и приобретение новых [3, 24].

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения [4, 37].

Учебный проект - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно, прошедшие через сердце и душу ребенка [5, 8].

В каждой параллели классов я практикую такую проектную работу, направленную на формирование экологического сознания школьников. Приведу примеры проектов.

В 5 классе перед изучением темы «Домашние животные» предлагаю школьникам проект, названием которого стали слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили», хотя пятиклассники называли свои презентации, именно они являются продуктом данного проекта, «Моя любимая Мурка», «Мой любимый Кеша» и т.д.

С какой любовью дети писали текст к фотографиям своих питомцев, описывали любимые игры, привычки, рассказывали о том, как они ухаживают за животными, и как те отвечают им взаимностью. Некоторым детям параллельно предлагаю проект «Бездомные животные на улице». Очень контрастно, остро и оттого особенно больно и горько звучит трагический рассказ о нелегкой судьбе беззащитных и обиженных животных. А потом мы читаем монолог умирающей кошки: «Я кошка… Я всего лишь маленькая кошка… Твоя маленькая кошка…» [6]. Очень естественно, что в заключении звучат вопросы: «Как не допустить того, чтобы домашние животные оказались на улице?». И вывод: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Проект «Сохраним первоцветы»: создание листовок, конкурс-выставка «Сохраним первоцветы», расклеивание листовок в общественных местах микрорайона. Каждый пятиклассник придумывает обращение к жителям микрорайона, в котором просит сохранить первоцветы, которыми можно просто любоваться или фотографировать, пытается убедить взрослых вести себя бережно по отношению к природе!

В шестых классах практикую проекты «Монолог старого листа». Это - рассказ, в котором школьник от имени старого листа рассказывает не только о процессах, которые происходят в листе и растении в целом, но и затрагивает экологические проблемы леса. Ведь листу с высоты все видно, как ведут себя люди, которые посещают лес. Он кричит им, что так делать нельзя, даже опасно для его дерева, для леса, но люди его не слышат.

В седьмых классах уместны проекты «Наши заповедные места» (о заповедниках Белгородской области и краснокнижных животных), «Птицы, которых мы слышим». Последний проект индивидуальный и включает в себя сбор материала об одной из птиц Белгородской области, ее особенностях, образе жизни. С подготовленным материалом в виде презентаций, записей голосов птиц, семиклассники идут к школьникам 1-4-х классов в марте-апреле на праздники, посвященные Дню птиц. А так же проект в рамках акции «Помогите птицам зимой» - выставка - конкурс агитационных листовок, раскрывающих проблему зимующих птиц.

Уже традиционным для учащихся восьмых классов нашей школы стал проект по экологии человека, авторских программ здорового образа жизни «Как дожить до 150 лет», в котором каждый восьмиклассник, используя знания, полученные в курсе биологии, проанализировав проблемы своего здоровья, негативные привычки, представляет программу поведения своей жизни. В этой работе школьники аргументируют положения своих авторских программ, иллюстрируют своими фотографиями, многие приводят мудрые изречения, знаменитых личностей. Итог - выставка работ учащихся и конференция, в ходе которой школьники поднимают вопросы сохранения здоровья, которые особенно их взволновали.

Для девятого класса считаю уместным при изучении темы «Основы генетики» проект создания своих родословных - «Моя родословная». Главное в этом проекте, как в прочем и во всех других, воодушевить, мотивировать школьников на работу.

Начинаем со сбора материала. Иногда выясняется, что некоторые дети ничего не знали о своих отцах и родственниках по этой линии, но хотели знать, а теперь нашелся повод. С радостью слушаю рассказы детей о том, что они сблизились со своей семьей, что теперь они по-другому взглянули на своих дедушек и бабушек, оказывается, те прошли большую жизненную школу. А для кого-то проект стал причиной восстановления утраченных контактов с родственниками. Так как родословные - информация интимного, частного характера, и мы не можем выставить эти работы в виде выставки, я фотографирую девятиклассников с их проектами и прошу написать отзывы родителей о нашей работе. Очень приятно читать такие слова благодарности и откровения, что «эта работа сблизила членов семьи», что «сын стал гордиться, что он представитель нашего рода», «мы будем продолжать эту работу». Вы скажите, где же здесь экология? Я считаю, она есть. Это - экология души, чуткое и бережное отношение к самым близким, к заботе которых привыкают и считают должной по отношению к себе.

В 10-11 классах практикую такие проекты как: «Если бы я стал мэром нашего города…» и «Спасет человеческий разум планету или погубит ее?».

Оба проекта предполагают анализ и оценку экологических проблем города, региона, планеты и свои пути улучшения их экологического состояния. Особенно интересны проекты, затрагивающие экологические проекты города. Для меня, как учителя важно, что равнодушных нет, а это значит, что идет формирование активной жизненной позиции.

Метод проектов для формирования экологического сознания использую и в работе школьного научного экологического общества «Гринтим», руководителем которого я являюсь уже 18 лет. Особенностью нашего общества является то, что учащиеся работают по разным направлениям проектной деятельности в трех группах: научно-исследовательской, педагогической, информационной. Задача научно-исследовательской группы - исследование экологических объектов, разработка экологических проектов. Задача педагогической группы - работа с младшими школьниками, пресс-группы - информирование школьников и преподавателей о проблемах экологии, освещение острых экологических ситуаций в стенной печати. В каждой группе избирается руководитель группы из числа учащихся, который помогает в организации работы руководителю общества. В каждой группе работа учащихся ведётся индивидуально или по малым группам согласно своим индивидуальным планам. Это позволяет сформировать разновозрастный коллектив, решающий одновременно несколько целей:

  • активно участвовать в формировании экологического сознания учащихся, в их всестороннем развитии, в выработке у школьников творческого отношения к делу и активной жизненной позиции;

  • привлекать учащихся, имеющих повышенный интерес к изучению природы, к научной работе, ознакомить их с методами и приёмами научных исследований, научить работе с научной литературой;

  • привлекать внимание общественности к экологическим проблемам, воспитывать экологическое мировоззрение;

  • вовлекать в экологическую работу младших школьников через различные игровые формы;

  • пропагандировать достижения мировой и отечественной науки.

За время работы «Гринтим» было подготовлено около 50 экологических научно-исследовательских проектов, с которыми члены научной группы выступали на различных городских, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах. Приведу примеры некоторых тем: «Оценка возможности улучшения экологического состояния реки Везелка», «Влияния нефтепродуктов на прорастание и рост газонных трав», «Влияние шума на организм человека», «Определение подлинности и установление фальсификации соков и напитков на основе вишни и черешни».

Традиционные проекты, проводимые школьниками, при инициативе школьного научного экологического общества «Гринтим»:

- Экологические десанты по уборке Архиерейской рощи, берегов реки Везелка, девиз этих акций «Мысли глобально, действуй - локально!»;

- «Спасем первоцветы», ежегодно ребята изготавливают и расклеивают по микрорайону до 200 листовок, призывающих не рвать весенние цветы, беречь природу;

- «Помогите птицам зимой», изготавливают и развешивают зимой во дворах микрорайона более 160 кормушек;

- «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды», конкурс авторских стихов;

- «Птичий КВН», в котором принимают участи школьники 3-4-х классов, а готовят младших школьников к участию в КВН, члены педагогической группы, учащиеся 7-8-х классов;

- «В царстве царя Берендея», игра - экскурсия с участием сказочных героев - лесных жителей, которые не только проверяют знания и навыки экологического поведения учащихся 1-4 классов в лесу, но и рассказывают о лесе много нового и интересного;

- «Сохраним здоровье смолоду», проект, посвященный Международному дню здоровья;

- «Сделаем уютными наши дворы», посадка деревьев на территории школы и в микрорайоне;

- «Цветущая школа», школьниками и их родителями ежегодно передается в подарок школе около 200 пакетиков семян и более 2 тысяч корней рассады;

- «Подари цветок школе», в ходе которой шестиклассники дарят для школьного зимнего сада комнатные растения, выращенные своими руками;

- «Автомобиль друг или враг», проект, включающий работу всех групп «Гринтим», а также учащихся школы, их родителей и жителей микрорайона, воспитанников ближайших детских садов.

Таким образом, метод проектов, при его использовании в учебном и внеурочном процессе решает не только важные дидактические задачи: учащиеся самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников, учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом и учителем, который вместо контролера становится равноправным партнером и консультантом; совместная работа в рамках проекта учит детей доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда в виде презентации или авторской программы, или статьи и т.п. [7]. Но и помогает формированию экологического сознания школьника, формированию его активной жизненной позиции, без которых невозможно сохранение жизни на Земле.

Конечно, не все мои ученики будут экологами, но - это люди с активной жизненной позицией, развитым экологическим сознанием.

Литература:

  1. Николаев В. Н. Экологическое сознание // Национальная идея в контексте модернизации Российского общества. Орёл: ОрёлГТУ, 2005. с. 157 - 160.

  2. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов / В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.А.Виноградова и др.; Под ред. В.В.Богословского- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2005.- 383 с.

  3. Арефьев И. П. Школьная технология // Школьные технологии. 2008. № 1.

  4. Федотова В. А. Проект - эффектный метод обучения // Специалист. 2006. № 1.

  5. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. - М., 2009.

  6. inpearls.ru/comments/92090

  7. scienceforum.ru/2013/68/422

5

© 2010-2022