Программа экологического кружка Юный эколог

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край Кавказский район станица Дмитриевская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Дмитриевская

муниципального образования Кавказский район


Утверждено

решением педсовета

протокол № 1

от августа 2015 года.

Председатель педсовета

_______ М.П.Терсенова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По внеурочной деятельности учебный курс 5 класс.

Биологический кружок « Юный эколог»

Уровень образования: основное общее образование, 5 класс.

Количество часов: 34 часа. 1 час в неделю

Учитель: Скворцова Оксана Сергеевна.







Биологический кружок « Юный эколог».

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6 .10.2009Г.№ 373 « Об утверждении и введении в действие федерального и государственного образовательного стандарта начального и общего образования « от 17.12.2010г.№ 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта общего образования» от 17 мая 2012года № 413« Об утверждении федерального и государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учётом примерных основных образовательных программ и начального и основного , одобренных ( протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5 )Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию и методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования , разработанных Российской академией образования ( письмо Минобр науки от 7 августа 2015 № 08-1228) ,а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Изучение курса «Юный эколог» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.

В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением, роли их в биогеоценозах и биосфере.

Изучение курса строится с опорой на знания учащихся по природоведению, биологии, географии

Весь материал занятий кружка делится на два раздела:

  1. экология растений;

  2. экологий животных

Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.

Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.

Обучение по программе базируется на основополагающих документах в области образования: « Национальной доктрине образования РФ»,законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка»,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,Уставе учреждения.

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Цель курса - формирование экологической культуры школьников,

повышение уровня научных экологических знаний.

Задачи:

Обучающие:

1.углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растений и животных.

2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений

3. познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии и ботаники;

4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

1.формирование ответственного отношения к окружающей среде ,активной гражданской позиции в вопросах охраны природы и природопользования;

2. формирование бережного отношения к природе в целом и к отдельным её компонентам;

3. практическое участие в улучшении экологического состояния окружающей среды;

4.заложит основу экологического воспитания;


5. формирование диалектико - материалистического мировоззрения учащихся

6. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.


Развивающие:

1.развитие логического мышления.

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Актуальность и новизна программы

Актуальность данной программы является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно ,что решение экопроблем - одна из главных задач сегодняшнего дня.

Существующие программы по эковоспитанию сводятся к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение приобретают активные способы деятельности учащихся - исследования,проекты,рефераты и т.д.

Новизна данной программы заключается в том, что она построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.

Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.

Педагогическая целесообразность. Преемственность и соответствие программ общеобразовательных учреждений.


Содержание и методы обучения «Юный эколог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков , полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картины мира.

Для учащихся ставятся задачи :


1.расширение интереса к биологии как учебному предмету;

2.расширение и углубление программного материала,

3. воспитание любви к природе,

4. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием основ биологии,

5. развитие мышления и экологическое воспитания школьников.

Ведущие технологии, принципы и методы ,обеспечивающие усвоение материала учащимися

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: научность, наглядность, активность и сознательность, практическая направленность. Доступность ,занимательность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся,

Включение научности, наглядности , практической работы является обязательным для занятий с учащимися.

В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связь с программным материалом по биологии.

Особенности набора учащихся

Программа предназначена для общеобразовательной школы , служит дополнительным материалом к урокам биологии. Набор в объединение учащихся производится на добровольной основе, возраст 6 классы, так как данные занятия способствуют углубленному изучению предмета.

Формы и режим проведения занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 34 часа

Форма проведения занятий - групповые занятия, индивидуальные занятия,

самостоятельная работа, проекты, рефераты, лабораторные работы и т.д. Включают в себя как теоретические, так и экскурсии, практические занятия, последние занимают большую часть программы.

Помимо учебного процесса, который осуществляется в форме занятий программа предусматривает воспитательный процесс в форме проведения социальных проектов по озеленению пришкольной территории и этажей, кабинетов школы. А так же практическую деятельность на местности. Это учебные экскурсии ,практикумы, сезонные практикумы.

Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.

Используется дидактический материал , что способствует более лёгкому усвоению и запоминанию изучаемого материала и полученной информации учащимися.

Условия и средства реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей общеобразовательной среды как комплекса комфортных, психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей учащихся.

Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью рассчитанной на возраст учащихся.

Для успешного проведения занятий необходимы:

- дидактический материал

- компьютерный презентации

- дополнительная литература.

Ожидаемые результаты программы:

Учащиеся должны знать:

- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,

- разнообразие растений и животных.

- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы

- приспособленность организмов к среде обитания

- действующие законы, постановления об охране природы

- охраняемых организмов и членов Красной книги Челябинской области.

- биогеоценозы родного края

- роль организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- работать с микроскопом

- работать с таблицами

- работать с дополнительной литературой

- выполнять практические работы и их оформлять

- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся

Эффективность программы основывается на результатах обучения ,которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы является тестирование, самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.

Проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по лабораторным работам, экскурсиям. Можно провести школьные диспуты, конференции, симпозиумы, в которых учащиеся могут показать уровень знаний по предмету.

В конце года проводится итоговое занятие в торжественной обстановке с участием одноклассников.

Участие в городской, областной научно-краеведческой конференции.

Участие в городском конкурсе «Экологическая тропинка»

Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 - бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.

Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» являются:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Содержание программы

«Юный эколог». 5 класс.

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение - 2часа.

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Что такое живой организм.

Раздел 1.Многообразие растительного мира- 30 часов.

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации.

Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.

Отличительные признаки покрытосеменных растений.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.

  • Листья и споры папоротников.

  • Хвоя и шишки голосеменных растений.

  • Строение цветкового растения (органы).

Раздел 2 . Экология (2часа)

Наука экология .Цели и задачи преследуемые наукой экологией. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Исследование особенностей строения растений, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Лабораторные работы, практические работы:


Тема

Оборудование

ЛР №1

«Строение зеленых водорослей»


Ручная лупа, микроскоп, аквариумные водоросли (элодея), набор для препарирования

Л,р №2

«Строение мхов, папоротников, хвощей»

Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная.

Л\р № 3

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели.

Л,р №4

«Отличительные признаки покрытосеменных растений»

Гербарии, фотографии, плоды

П.Р.№1

Распознавание ядовитых растений

Гербарии, фотографии, определитель

Пр.р №2

«Изучение состояния сообщества пришкольного участка»

Блокнот, ручка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Всего часов

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

1

Введение

2

-


2

Многообразие растительного мира

30

4

2

3

Экология

2




Всего:

34

4

2





Календарно-тематический план


Всего по плану - 34 часа по 1 часу в неделю.

№ п/п

дата

Тема урока

Информационно-техническое сопровождение

Планируемые результаты

план

факт

Введение- 2 часа

1

Инструктаж по ТБ.

Биология - наука о живой природе

Экология растений

Особенноти взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия)

Дневник наблюдений

Интерактивная доска

Метапредметные: Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение

Предметные: Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы;

Личностные: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

знать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы

2

Методы исследования в биологии


Приборы для изучения микропрепаратов, измерительные приборы.

М: Учащиеся должны уметь:

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;- получать биологическую информацию из различных источников;

П: Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Л: Учащиеся должны: уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

Раздел 1 .Многообразие растительного мира -32 часа

3

Ботаника - наука о растениях

Дополнительная литература, справочники

Гербарии

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), роль растений в биосфере и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений

Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

4

Растения.

Отличительные признаки живого от неживого

Модели, микропрепараты, муляжи, микроскоп

М:Уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека

Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы.

5

Происхождение растений


Интернет-ресурсы

М: Уметь выстраивать эволюцию развития растительного мира

П: Учащиеся должны знать: происхождение растений ,выдвигать версии, свои гипотезы о происхождении растений.

Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения

6

Водоросли


Гербарные экземпляры

М:Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

П:Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Л:Описывает значение водорослей в природе и для человека

7

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

ЛР №1 «Строение зеленых водорослей»


М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: водоросли, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

8

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

7П: Учащиеся должны знать: роль водорослей в биосфере и жизни человека;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

9

Мхи.


М:Знакомится с мхами (появление органов и спор) (особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

П:Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума

Л:Рассматривает отпечатки древних мхов на каменном угле

Понимает происхождение мхов

10

Лишайники


М:Знакомится с лишайниками ,с особенностями строения и размножения

Сравнивает строение лишайника и мха

Понимает причину их отличия

П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает листья в гербарии представителей лишайников

Л:Объясняет, почему сейчас на планете мало мест произратания лишайников

11

Хвощи. Плауны


М:Знакомится с хвощами и плаунами особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение хвощей и плаунов

Понимает причину их отличия (растения суши)

П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает органы в гербарии представителей хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских хвощей и плаунов лесов

Л:Рассматривает отпечатки древних растений на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущих представителей.

12

Папаротники

Гербарные экземпляры

М:Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение

Понимает причину их отличия (растения суши)

П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Л:Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

13

Мхи, папоротники, хвощи. Плауны

ЛР№2 «Строение мхов, папоротников, хвощей»


Гербарные экземпляры

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: мхи, хвощи, плауны, папоротники их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности,

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

14

Голосеменные



М:Знакомится с многообразием голосеменных

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

П:Изучает расположение семян на шишках, хвоинки - видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Л:Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

15

Голосеменные растения

ЛР№3 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»


Интернет-ресурсы

Натуральные объекты

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: голосеменные, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

16

Покрытосеменные

(цветковые) растения



М:Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

П:Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Л:Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

17

Покрытосеменные растения

ЛР№4 «Отличительные признаки покрытосеменных растений»


Дополнительная литература, Гербарные экземпляры. Модели строения покрытосеменных растений.

М: Учащиеся должны уметь сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: цветковые, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

18

Экология растений

Особенности взаимодействия растений с окружающей их средой (Экскурсия)

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

П: Учащиеся должны знать: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений

Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

19

Экология растений

Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия)

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: роль растений в биосфере и жизни животных;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

20

Экология растений

Особенности взаимодействия растений и человека с окружающей их средой

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

П: Учащиеся должны знать: роль растений в биосфере и жизни человека;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

21

П.Р.№1 Распознавание ядовитых растений Краснодарского края.


Модели, микропрепараты, муляжи, микроскоп

М:Уметь распознавать ядовитые и полезные растения Краснодарского края ,оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека

Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы.

22

Среды обитания растений

Детская энциклопедия. Жизнь растений.

М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

П:Определять роль в природе различных групп организмов.

Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

23

Растения природных зон.

М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

П:Определять отличительные признаки строения растений разных природных зон . Приспосабливаемость растений к разным природным зонам

Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

24

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Свет в жизни растений

  1. Свет как экофактор

  2. Фотосинтез

  3. Экогруппы,

приспособленность.

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: роль в биосфере и жизни человека;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

25

Тепло в жизни растений

  1. Температура как экофактор

  2. Влияние температуры на прорастание семян

  3. Экогруппы,

приспособленность

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: роль в биосфере и жизни человека;

Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

26

Вода в жизни растений

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки и взаимодействия объектов .

П: Учащиеся должны знать: царства живой природы: Растения, признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Л: Учащиеся должны: испытывать любовь к природе;

признавать право каждого на собственное мнение

27

Воздух в жизни растений

Интернет- ресурсы

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; сравнивать условия существования живых организмов и их приспособления к разным условиям обитания; аргументировать насыщенность жизни в наземно-воздушной среде.

П: Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов: водную среду, наземно-воздушную среду, почву как среду обитания, организм как среду обитания;

экологические факторы;

Л: Учащиеся должны: проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

28

Почва в жизни растений

Интернет-ресурсы

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

П: Учащиеся должны знать: экологические факторы; анализировать и оценивать значение экологических факторов среды на живые организмы и их приспособленность к условиям среды обитания

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

29

Влияние растений друг на друга

М: Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

П: Учащиеся должны знать: и уметь работать с лупой и микроскопом;

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оценивать свои результаты деятельности

30

Сезонные изменения растений

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

П: Учащиеся должны знать: и уметь готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;

уметь слушать и слышать другое мнение.

31

Изменение растений в течение жизни. Жизненняе формы растений

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

П:Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Л:Осознавать единство и целостность окружающего мира.

32

Растительные сообщества

Пр.р № 2 «Изучение состояния сообщества пришкольного участка»

М:Уметь выдвигать версии по решаемой проблеме

П:Понимать смысл биологических терминов

Л:Осознавать возможность познания окружающего мира.

Раздел 2. Экология 2 часа.

33

Наука экология. Цели и задачи науки.

М:Объяснять значение науки , её цели и задачи.

П:Уметь обобщать факты и явления

Л:Осознавать возможность познаваемости окружающего мира.

34

Влияние экология на растительный мир

М:Уметь работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари и справочники, интернет)

П: Уметь выделять существенные признаки биологических объектов на примере растений

Л:Мотивировать значение биологических и экологических фактов и их роль в природе и жизни человека.

Итого:

34 часа







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) Литература для учащихся:

  1. Авторская программа внеурочной деятельности «Юный Эколог» биолого-экологической направленности , разработанная Скворцовой О.С.- учителем биологии и географии .Заверенная кандидатом педагогических наук ,профессором филиала «Карачаево-Черкесского Государственного университета им.Д.И.Алиева» О.И.Исаковым.

  2. - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа, любое издание.

  3. - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, любое издание.

  4. - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, любое издание

  5. ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart.edu.ru/

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-програмное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

8.Ресурсы интернета:

  1. floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

  2. plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  3. Сайты: it-n.ru, zavuch.info, 1september.ru, school-collection.edu.ru




СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол № заседания Зам.директора по УВР:

методического объединения « »________ 2015год учителей естественноисторических А.М.Рудакова

наук от « »_________ 2015год

Руководитель ШМО: С.А.Бурбига

Согласовано

заместитель директора по УВР

_____________ А.М.Рудакова

«___»____________ 2015года

Краснодарский край Кавказский район станица Дмитриевская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Дмитриевская

муниципального образования Кавказский район



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологическому кружку «Юный эколог»

Класс 5.

Учитель: Скворцова Оксана Сергеевна

Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час


Планирование составлено на основе авторской программы рецензированной директором ГОУ высшего профессионального образования кандидата педагогических наук ,профессор филиала «Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У.Д. Алиева » г. Кропоткин Д.И.Исаковым от 25августа 2015г

т.д.учителя географии Скворцовой О.С утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 08.2015 г.

В соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования - 2004.


© 2010-2022