Конспект урока по биологии на тему: Обмен веществ и энергии (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока по биологии 9 класс

«Обмен веществ и превращение энергии - основные свойства живых систем»

(к учебнику Биология 9 класс авторы Т.М. Ефимова,

П.М. Скворцов авторской линии профессора Д. И. Трайтака)









Автор: учитель биологии

МБОУ СОШ№6

г. Пыть -Ях

Магомедова Гёзель Абдулгамидовна





2015-2016 учебный год





Тема урока : « Обмен веществ и превращение энергии - основные свойства живых систем»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: проблемный урок

Цель: актуализировать знания об обмене веществ из радела Биологии «Человек» расширить знания о пластическом обмене и энергетическом обмене веществ на клеточном уровне ,их особенность протекания и значимость для процессов жизнедеятельности клетки.

Задачи:

1)Образовательная: познакомить учащихся с проявлением двух- взаимосвязано и противоположно направленных процессов обмена веществ, дать представление о метаболизме, как проявлении жизнедеятельности клети и всего и организма , научить анализировать схему изучить особенности протекания обмена веществ в клетке; обобщить знания о двух способах питания - автотрофном и гетеротрофном

2)Развивающая: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поисково-репродуктивного, сравнительно-аналитического характера;

3)Воспитательная: продолжить формирование ценностного отношения к природе.

Оборудование: иллюстрации и таблицы, отражающие строение растительной и животной клеток; учебник; рабочая тетрадь ; схемы «Фотосинтез», презентация,

Литература: учебник «Биология-9» Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова,методическое пособие «Биология-9» Т.М. Ефимова, П.М. Скворцов , (УМК Д.И. Трайтака), учебное пособие « Обмен веществ и энергии в клетках организмов» Р.А. Петросова, учебно- методическое пособие «Основы цитологии»О.Г. Машанова, в.В. Евстафьев



Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала

2.1. Введение в новую тему

Вводная беседа. Тема « Обмен веществ и превращение энергии» не является для девятиклассников новой, т.к. первичные знания об обмене веществ у растений, животных и человека были получены школьниками при изучении предыдущих разделов биологии. Необходимо актуализировать эти знания и показать роль обмена веществ в жизнедеятельности клетки.

Учитель: Для существования организмов необходимы питательные вещества и энергия, которые они получают из внешней среды.

Энергия и питательные вещества необходимы для осуществления всех процессов жизнедеятельности организма: роста, развития, движения, размножения и т.д.

2.2. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, каким образом организм растения связан с окружающей средой. Какие вещества поступают в растение? Какие вещества растение выделяет в окружающую среду?

( Растение поглощает СО2 , потребляет неорганические вещества и производит органические вещества - фотосинтез; вода, СО2 поступают, О2 выделяется в окружающую среду, процесс дыхания - потребление О2 и выделение СО2» в окружающую среду.)

Учитель: Какую энергию используют энергию используют растения для синтеза органических соединений? (Энергию квант света, т.е условия протекания фотосинтеза - наличие солнечного света)

Учитель: Какие вещества необходимы организму животных и человека? (кислород,белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли)

Каким образом поступают органические вещества, соли, кислород в организм человека? (питание, дыхание)

Какие системы организма обеспечивают поступление веществ и выделение ненужных соединений из организма? (пищеварительная, дыхательная)

Учитель: Способны ли животные и человек использовать энергию Солнца для синтеза органических веществ? (нет, солнечная энергия для них недоступна)

Учитель: Что такое обмен веществ? Почему живые системы называются открытыми?

(Обмен веществ- совокупность всех реакций синтеза и распада, протекающих в живых системах, связанная с выделением или поглощением энергии.

Живая система, которой является любой организм, находится в сложных взаимоотношениях с окружающей средой. Из окружающей среды он получает пищу, воду, кислород, свет, тепло. И любая живая система является открытой, т.е. неразрывно связана со средой посредством потока веществ и энергии)

2.3.Первичное усвоение новых знаний.

I.Обмен веществ и его составляющие.

Обмен веществ и превращение энергии идет на:

клеточном и на молекулярном уровнях и состоит из трех процессов:

  1. Поступление в клетку веществ из вне

  2. Преобразование веществ и энергии

  3. Удаление продуктов жизнедеятельности

В рабочей тетради выполнить задание 56 рис 9, указать составляющие обмена веществ в клетке.

! Необходимо обратить, что превращение веществ осуществляется в клетках любого организма

II. Путь проникновения веществ в клетку.

Учитель : Назовите компонент клетки осуществляющий контроль и избирательный подход допуска и проникновению веществ в клетку? (Цитоплазматическая мембрана)

Путь проникновения веществ в клетку лежит через плазматическую мембрану лежит через цитоплазматическую мембрану

III. В чем проявляется важность потребления веществ.

Учитель: Для чего нужны вещества клетки?

Необходимость клетки в поступлении веществ для построения и обновления своих структур через образование собственных органических соединений.

В ходе расщепления органических веществ до углекислого газа и воды энергия освобождается и запасается в виде молекулы АТФ, в процессах синтеза энергия расходуется .

Преобразование веществ и превращение энергии в клетке происходит непрерывно состоит из двух взаимосвязанных и противоположных процессов - ассимиляция и диссимиляция.

Ассимиляция , или анаболизм, или пластический обмен, - это совокупность реакций синтеза высокомолекулярных органических веществ, сопровождающихся поглощением энергии за счет распада молекул АТФ.

Диссимиляция, катаболизм, или энергетический обмен,- это совокупность реакций распада и окисления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии и запасанием её в синтезируемых молекулах АТФ.

Эти процессы характерны для живых систем почти всех уровней организации, начиная от клетки и заканчивая биосферой (круговорот веществ и химических элементов). Ассимиляция и диссимиляция - единство обмена веществ. В живой природе это замкнутый процесс, т.к. химические элементы, из которых синтезируются органические вещества, переходят от одного организма к другому или выделяются в окружающую среду и вновь поступают в организмы, что обеспечивает протекание процессов жизнедеятельности организмов, постоянство внутренней среды организма(гомеостаз) в непрерывно меняющихся условиях среды.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно заполнить в раб. тетради таблицу «Сравнительная характеристика пластического и энергетического обмена веществ»

Процесс обмена веществ/

Характерные особенности протекания

Энергетический,

или катаболизм, или диссимиляция

Пластический, или анаболизм, или ассимиляция

Что происходит(реакции)

?

?

Энергия

?

?

Пример (подсказка)

С6Н12О6 +О2-- 6Н2О+6СО2-2800кДж/моль

6CО2+6Н2О-С6Н12О6+O2+ 2861кДж/моль

Проверим!

Процесс обмена веществ/

Характерные особенности протекания

Энергетический,

или катаболизм, или диссимиляция

Пластический, или анаболизм, или ассимиляция

Что происходит(реакции)

Распад, расщепление , окисления орг.веществ до более простых(мономеров)

Образование, синтез высокомолекулярных орг.веществ

Энергия

Выделение энергии и аккумуляция(запас) в молекулах АТФ

Поглощение энергии за счет распада молекул АТФ

Пример

С6Н12О6 +О2-- 6Н2О+6СО2-2800кДж/моль

6CО2+6Н2О-С6Н12О6+O2+ 2861кДж/моль

IV. Особенности обмена веществ у различных живых организмов.

Учитель: Предположите, какие существуют способы добывания углерода у разных организмов?

(У растений - фотосинтез , у животных, грибов, бактерий - иной способ добывания углерода)

.

Факторы внешней среды имеют различное значение для разных организмов. Растениям для роста и развития необходимы свет, вода, углекислый газ, минеральные вещества. Животным и грибам таких условий недостаточно. Им необходимы готовые органические вещества, а свет для существования некоторых из них не является необходимым условием. По способу питания, источнику получения органических веществ и энергии все организмы делятся на автотрофы (от.греч. autos- сам и trophe- питание) и гетеротрофы (от греч. heteros- иной, другой)

Учитель предлагаем самостоятельно прочитать текст учебника на стр. 48-49 Об автотрофах и гетеротрофах.

Учитель предлагает заполнить до конца таблицу «Сравнительная характеристика автотрофов и гетеротрофов»

Группа организмов по способу питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Механизм добывания

орг. веществ

Синтезируют орг.вещества из неорганических

Получают готовые орг. Вещества от автотрофов.

Реакции , протекающие при добывании орг.веществ

Образования (синтеза)

Распада

(расщепления)

Процесс обмена веществ, участвующий при добывание углерода

?

?

Источник энергии

?

?

Примеры организмов

Растения, фотосинтезирующие цианобактерии

Животные, грибы, бактерии

Проверим!

Группа организмов по способу питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Механизм добывания

орг. веществ

Синтезируют орг.вещества из неорганических

Получают готовые орг. Вещества от автотрофов.

Реакции , протекающие при добывании орг.веществ

Образования (синтеза)

Распада

(расщепления)

Тип обмена веществ, участвующий при добывание углерода

Пластический

Энергетический

Источник энергии

Энергия солнечного света

Энергия, запасенная в органических веществах

Примеры организмов

Растения, фотосинтезирующие цианобактерии

Животные, грибы, бактерии

2.4. Первичная проверка новых знаний .

1. Какие две группы реакций составляют обмен веществ (распад и синтез)

2. За счет какой энергии идет синтез молекулы АТФ ( за счет энергии распада химических веществ в энергетическом обмене, на кристах в митохондрии)

4. Назовите основной источник энергии на Земле? Как аккумулируется эта энергия?

(Солнечная энергия через пластический обмен - процесс фотосинтеза , превращается в энергию химических связей молекул органических веществ)

5. В чем состоит сущность процессов энергетического обмена? (расщепление сложных веществ до простых; освобождение энергии и её аккумуляция в виде молекулы АТФ)

7. В чем состоит сущность протекания процессов пластического обмена? ( синтез высокомолекулярных органических веществ; поглощение энергии за счет распада молекулы АТФ)

8. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойством.

Свойства

Процессы

А- Реакции распада

1 - Ассимиляция

Б - окисление высокомолекулярных органических веществ

2 - Диссимиляция

В - Синтез высокомолекулярных органических веществ


Г - высвобождение энергии


Д - фотосинтез


Е - Биосинтез белка


Ж- Поглощение энергии



Проверим! Проверим!( 1:В,Д.Е.Ж; 2: Б,Г,)

3.3. Информация о домашнем задании.


1) повторить записи урока в тетради

2) прочитать параграф учебника 11, уметь отвечать на вопросы параграфа

4. Рефлексия (подведение итогов урока)

Вывод по уроку:

1.Тесно взаимосвязанные и противоположно направленные процессы ассимиляции и диссимиляции, образуют обмен веществ (метаболизм)

2.Только при непрерывной взаимосвязи пластического и энергетического обмена, клетка способна проявлять свойства жизни.

© 2010-2022