• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины Биология

Формирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины Биология

Со следующего учебного года предполагается внедрение образовательных стандартов нового поколения, обеспечивающих компетентностный подход в обучении, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. Компетентностный подход создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного специалиста среднего звена. В нём отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения ж...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины БиологияФормирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины БиологияФормирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины БиологияФормирование общих компетенций у обучающихся первого курса на занятиях учебной дисциплины Биология«Формирование общих компетенций

у обучающихся первого курса

на занятиях учебной дисциплины Биология»

Любовь Евгеньевна Чудинова

преподаватель высшей квалификационной категории,

ФГОУ СПО Томь-Усинский энерготранспортный техникум

«Если хочешь сам что-то понять,

попробуй рассказать об этом другому человеку»

поговорка

Со следующего учебного года предполагается внедрение образовательных стандартов нового поколения, обеспечивающих компетентностный подход в обучении, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

Компетентностный подход создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного специалиста среднего звена. В нём отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1. В познании и объяснении явлений действительности;

2. При освоении современной техники и технологии;

3. Во взаимоотношениях людей в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4. В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, избирателя, горожанина;

5. В правовых нормах и административных структурах;

6. При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынок труда;

7. При необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора образа жизни.

Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значение. Необходимо осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Подразумевается, что обучающийся сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

При таком обучении обучающийся осваивает новые виды опыта: выявляет и идентифицирует проблемы, приобретает навыки исследования и проектирования, сотрудничества, применяет известные и создает новые технологии получения продукта, оценивает качество результата и т.д.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: - в качестве степени умелости;

-способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение).

Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению студентом своего места в мире, вследствие чего обучение представляется как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.

Формирование общей компетенции ОК 02 «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» при изучении дисциплины Биология проводится поэтапно через приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации для доказательств и обобщений.

Содержание и построение заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления (умение последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения).

Рассмотрим на примерах различных видов учебной деятельности поэтапное формирование компетенции ОК 02 «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств».

Для реализации 1-го этапа - конкретные знания, фактический материал - наиболее продуктивна табличная форма заданий, которая требует конкретного и краткого ответа, что приучает обучающихся вычленять главное в фактическом материале.

Задание

Заполните таблицу

Критерии вида

признаки, определяющие вид

краткая характеристика

примеры

морфологические

генетические

Для реализации 2-го этапа - применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала - предлагаю задания, предполагающие развитие умений конкретизировать и устанавливать причинно-следственные связи, представленные схемами и рисунками различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению, а также задания где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.

Задание

1. Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, какие из органов передвижения являются примерами гомологии, а какие - аналогии.

2. Укажите номера: гомологичных органов; аналогичных органов. Обоснуйте свои предположения.

Для реализации 3-го этапа - доказательный ответ на основе систематизации и обобщения изученного материала - использую задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств.

Задание

1. Внимательно прочтите текст:

«В сообществе с простыми цепями питания, базирующемся на небольшом числе широко распространённых видов растений, быстро размножаются первичные потребители (травоядные), например зайцы, которые могут регулярно превышать оптимальную численность».

2. Объясните, почему превышение оптимальной численности зайцев служит сигналом возможной катастрофы. Перечислите её причины и предполагаемые последствия.

3. Может ли человек использовать это явление в хозяйственных целях? Какие меры для этого должны быть предприняты?

Для реализации 4-го этапа - рефлексия - обучающимся предлагается обратиться к их индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но по способу общения, наметить пути их исправления.

Степень сложности таких заданий может быть различной в пределах одной темы и возрастает постепенно, по мере развития изучаемых понятий и приобретения умений и навыков логического мышления.

Уровень развития современного общества требует развития и формирования различных компетенций.

Для жизни, деятельности личности важно не только наличие у него знаний, накопленных впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, но и проявление и возможность использовать то, что есть. Реально имеют важность не только структурные, но и функциональные качества личности - её способности к оперативной деятельности в реальных условиях, то есть, к проявлению компетенции.






© 2010-2022