- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева В.П. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена»
На заседании ШМО учителей
Естественно-математического цикла
Руководитель ШМО
_________ /В. П. Тимофеева/
Протокол № ___
от «___» ___________2013 г.
«Согласована»
Заместитель директора по УР МБОУ» СОШ с. Нижняя Русь»
__________ /Т.Н. Раимова/
от «___» ___________2013 г.
«Утверждена»
Директор МБОУ «СОШ
с. Нижняя Русь»
_________ /В. Н. Егоров/
Приказ № _____
от «____»__________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень) для 11 класса
Тимофеевой Валентины Петровны
учителя высшей квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ
-
Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
-
федерального компонента государственных стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108;
-
примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по биологии для 11 класса (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.);
-
Биология. 5 - 11 классы : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. - 92, с.;
-
Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
-
учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год.
.Рабочая программа ориентирована на учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология . 10-11 класс.- М.: Дрофа 2007 и Д. К. Беляев. Общая биология. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2006.
По учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2013 - 2014 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 34 часов, 1 час в неделю. Резервное время использовано на проведение обобщающих уроков.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи:
-
-
сформировать знания о живой природе, обобщить и углубить знания механизма эволюционного процесса, основ экологии;
-
-
научить применять полученные знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений в мире; подготовка к итоговой аттестации;
-
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде, к собственному здоровью.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Уроков
Лабораторных работ
КонтролЗачетов
1
1. Вид
Тема 1. 1. История эволюционных идей.
Тема 1. 2. Современное эволюционное учение
Тема 1. 3. Происхождение жизни на Земле
Тема 1. 4. Происхождение человека
21
3
10
3
4
2
1
1
1
1
2
2. Экосистемы
Тема 2.1. Экологические факторы
Тема 2.2. Структура экосистем
Тема 2. 3. Биосфера - глобальная экосистема
Тема 2. 4 Биосфера и человек
Заключение
Всего:
12
3
4
2
2
1
34
1
2
2
9
1
1
4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.
-
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература:
-
Д.К Беляев Общая биология. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2006.
-
Г.М. Дымшиц, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008
-
А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. «Волгоград плюс», 2008.
-
В.Н. Кузнецова Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. М., «Интеллект - Центр», 2007
-
А.А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ- Ростов н/ Д ; Легион, 2009
-
Г.С. Клинова Сдаем единый государственный экзамен. Биология - М.: Дрофа.2010. 2011, 2012
-
Тренировочные тесты по биологии, ФИПИ, 2008- 2012 г.
-
И.В. Лысенко Биология. 10 кл.: поурочные планы по учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - Волгоград: Учитель, 2009
-
И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы - М.: ВАКО, 2011
-
Электронные наглядные пособия,. Биология 6 - 9 класс.
-
Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс
Интернет-ресурсы: bio.1september.ru , bio.nature.ru,
edios.ru, km.ru/educftion
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема урока
Количество уроков
Дата проведения
Примечание
план.
фактич.
1. Вид
21
1.1 История эволюционных идей.
3
1/1
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка.
1
07.09
2/2
Эволюционная теория Ч. Дарвина
1
14.09
3/3
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1
21.09
1. 2. Современное эволюционное учение
10
4/1
Вид, его критерии.Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
28.09
5/2
Популяция - структурная единица вида. Единица эволюции.
1
05.10
6/3
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Роль изменчивости и борьбы за существование в эволюционном процессе.
1
12.10
7/4
Естественный отбор
1
19.10
8/5
Приспособленность. Дрейф генов, изоляция. Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
1
26.10
9/6
Синтетическая теория эволюции. Видообразование - результат эволюции
1
02.11
10/7
Макроэволюция и ее доказательства.
1
16.11
11/8
Система растений и животных - отображение эволюции .Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
1
23.11
12/9
Главные направления эволюции органического мира.
1
30.11
13\10
Зачет 1 по теме «Эволюция органического мира»
1
07.12
1. 3. Происхождение жизни на Земле
3
14/1
Возникновение жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.Л.р.№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.»
1
14.12
15/2
Современные представления о происхождении жизни. Отличительные признаки живого.
1
21.12
16/3
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
1
28.12
1. 4. Происхождение человека
4
17/1
Гипотезы происхождения человека Л.р. №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
1
18.01
18/02
Доказательство родства человека с млекопитающими животными.
1
25.01
19/3
Эволюция человека .Основные стадии и движущие силы антропогенеза.
1
01.02
20/4
Происхождение человеческих рас.
1
08.02
21
Контрольно - обобщающий урок по разделу «Вид»
1
15.02
2. Экосистемы
13
2. 1. Экологические факторы
3
22/1
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Л.р.№5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
1
22.02
23/2
Местообитание и экологические ниши.
1
01.03
24/3
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
1
08.03
2.2. Структура экосистем
4
25/1
Свойства экосистем Видовая и пространственная структура экосистем.
1
15.03
26/2
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Л. р. №6 «Составление схем передачи веществ и энергии»
1
22.03
27/3
Причины устойчивости и смены экосистем.
1
05.04
28/4
Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Л.р. №7 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
1
12.04
2.3 Биосфера - глобальная экосистема
3
29/1
Учение В.И.Вернадского о биосфере Состав и функции биосферы .Роль живых организмов в биосфере.
1
19.04
30/2
Биомасса. Биохимический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
1
26.04
2. 4 Биосфера и человек
2
31/1
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Л.р. № 8 «Решение экологических задач»
1
03.05
32/2
Анализ и оценка последствий собственной деятельности человека в окружающей среде (экскурсия). Правила поведения в природной среде.
1
10.05
33
Контрольно - обобщающий урок (тестирование)
1
17.05
34
Заключительный. Тестирование по курсу биологии.
1
23.05
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Эволюция (22 ч)
1.1 Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3ч)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.
Лабораторная работа
№ 1: «Морфологические особенности растений разных видов»
Демонстрации
Критерии вида
Популяция - структурная единица вида, единица эволюции
1.2 Механизмы эволюционного процесса (6ч)
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Демонстрации
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Лабораторная работа
№ 2 «Приспособленность организмов к среде обитания»
№ 3 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)»
1.3 Возникновение и развитие жизни на земле(8ч)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Принципы систематики. Классификация организмов
Демонстрации
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
1.4 Происхождение человека (5ч)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.
Демонстрации
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
2. Основы экологии (12 ч)
2.1 Экосистемы (7ч)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
2.2 Биосфера (3ч)
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).
Демонстрации
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
2.4 Влияние деятельности человека на биосферу (2ч)
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
Уроков
В том числе лабораторных работ
Эволюция
22
1
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
3
1
2
Механизмы эволюционного процесса
6
2
3
Возникновение и развитие жизни на земле
8
4
Происхождение человека
5
Основы экологии
12
5
Экосистемы
7
6
Биосфера
3
7
Влияние деятельности человека на биосферу
2
Итого
34
3
Использованная литература:
-
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
-
программы среднего (полного) общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2006.).
Учебно - методический комплект:
-
Д.К Беляев Общая биология. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2006.
-
Г.М. Дымшиц, Поурочное планирование по биологии. В, Учитель, 2008
Дополнительная литература:
-
В.Б. Захаров, С.Г Мамонтов, В.И Сивоглазов, Биология. Общие закономерности, М, Школ-пресс, 1996
-
Ю.И. Полянский, Общая биология. 10-11 класс, М, Просвещение, 1988
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник . Общая биология . 10-11 класс.- М.: Дрофа 2007
-
А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. «Волгоград плюс», 2008.
-
С.С. Акимов Биология в таблицах и схемах, рисунках. М., «Лист»1998
-
В.Н. Кузнецова Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Старшая школа. М., «Интеллект - Центр», 2007
-
А.А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ- Ростов н/ Д ; Легион, 2009
-
Г.С. Клинова Сдаем единый государственный экзамен. Биология- М.: Дрофа.2010. 2011, 2012
-
Тренировочные тесты по биологии, ФИПИ, 2008- 2012 г.
-
Тесты по биологии, М, Эксмо, 2008
-
Биология в школе. Биология для школьников. 2010, 2011, 2012
-
С.С. Акимов Биология в таблицах, схемах. Рисунках.- М. : «Лист»,1998
-
Т.С. Сухова, Биология. 6-11 классы, М, Дрофа, 2002
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник . Общая биология . 10-11 класс.- М.: Дрофа 2007
-
И.В. Лысенко Биология. 10 кл.: поурочные планы по учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - Волгоград: Учитель, 2009
-
И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы - М.: ВАКО, 2011
-
Электронные наглядные пособия,. Биология 6 - 9 класс.
-
Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 клас
Интернет-ресурсы:
bio.1september.ru , bio.nature.ru, edios.ru, km.ru/educftion
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
Тема урока
Количество уроков
Срок по плану
Срок факт.
Примечание
1. Эволюция
22
1.1 Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
3
1
Возникновение и развитие эволюционных идей. Возникновение и развитие дарвинизма
1
2
Доказательства эволюции
1
3
Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа № 1 «Морфологические особенности растений разных видов»
1
1.2 Механизмы эволюционного процесса
6
4
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Борьба за существование.
1
5
Естественный отбор
1
6
Приспособленность. Дрейф генов, изоляция. Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к среде обитания»
1
7
Видообразование- результат эволюции
1
8
Основные направления эволюционного процесса. Лабораторная работа
№ 3 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)»
1
9
Обобщающий урок по теме «Эволюция органического мира»
1
1.3 Возникновение и развитие жизни на земле
8
10
Возникновение жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.
1
11
Развитие жизни в архее, протерозое.
1
12
Развитие жизни в палеозое
1
13
Развитие жизни в мезозое
1
14
Развитие жизни в кайнозое
1
15
Многообразие органического мира. Принципы систематики
1
16
Классификация организмов
1
1.4 Происхождение человека
5
17
Доказательства происхождения человека от животных. Факторы эволюции человека
1
18
Основные этапы эволюции человека
1
19
Первые люди.
1
20
Люди современного типа.
1
21
Обобщающий урок по теме «Антропогенез»
1
2.Основы экологии
2.1 Экосистемы
7
22
Экологические факторы среды
1
23
Взаимодействие популяций разных видов
1
24
Сообщества. Биогеоценозы
1
25
Поток энергии и цепи питания
1
26
Свойства экосистем
1
27
Смена экосистем
1
28
Агроценозы
1
2.2 Биосфера
3
29
Состав и функции биосферы. Биогеохимические процессы в биосфере.
1
30
Круговорот химических элементов.
1
31
Обобщающий урок по теме «Биосфера», «Экосистема»
1
2.3 Влияние деятельности человека на биосферу
2
32
Основные экологические проблемы.
1
33
Общество и окружающая среда
1
34
Итоговая контрольная работа (тестирование)
1
-
Задачи
-
Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности.
-
Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.