- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никулина Е.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 класса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Цели:
-
Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
-
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
-
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Задачи изучения предмета
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Сведения о программе
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- программа основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов
Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология : 5 - 11 кл.: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. - 176 с.)
- учебного плана МОБУ «Урканская СОШ» 2014-2015уч.г.
Обоснование выбора программы
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.
Место и роль учебного курса
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.
В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОБУ «Урканская СОШ» отводит 70 часов для обязательного учебного предмета «Биология. Человек» из расчета 2-х учебных часов в неделю. Количество лабораторных работ 5, практических работ 17. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и оцениваются учителем.
Формы организации учебного процесса: урок, консультация.
Формы организации учебной деятельности на уроках биологии: фронтальная, индивидуальная и коллективная - и их сочетания.
Используемые технологии обучения:
- личностно-ориентированное обучение
- проблемное обучение
- модульная технология обучения
- здоровьесберегающее обучение
Компетенции по биологии
При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе обучения используется деятельностный, практико-ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии предусматривает:
Компетенции
Общеучебные
Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.
Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.
Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
Предметно-ориентированные
Освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе
Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, оптимальными для развития ключевых компетенций и ориентированными на самостоятельную деятельность учащихся являются:
- разнообразные виды работ с различными источниками информации,
- проектно-исследовательская деятельность,
- групповые формы обучения для формирования коммуникативных умений,
- модульная технология обучения,
- проблемное обучение,
- современные технологии открытого образования и др.
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля:
- практическая работа
- программированные задания
- самоконтроль
- взаимоконтроль
- тематические зачеты
- тематическое бумажное или компьютерное тестирование
- устные ответы, с использованием иллюстративного материала
- письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям
- итоговые контрольные работы
- индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/понимать:
-
систематическое положение человека и его происхождение,
-
особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
-
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,
-
особенности индивидуального развития организма человека,
-
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
-
приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
-
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,
-
факторы, разрушающие здоровье человека,
-
этические нормы межличностных отношений
Уметь:
-
распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
-
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,
-
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
-
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
-
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,
-
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Используемый УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
-
Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д., И.Н. М., Вентана - Граф, 2012
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе, в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год
-
Рабочая тетрадь к учебнику М. «Вентана - Граф» 2012
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
8 класс.
Человек и его здоровье
(68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш
Пояснительная записка
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (а классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Обзорные темы выделены светлым курсивом.
Введение
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Организм человека. Общий обзор
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура. тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки,
уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.
Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти.
Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.
Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
З. Кровь и кровообращение
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморалънъiй иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор; Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.
4. Дыхательная система
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.
Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и пита тельные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и же лудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика Питание и здоровье.
Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготратъс человека:основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, 0. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
-
Мочевыделительная система
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
-
Кожа
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти -роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Окаиание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их npeдynреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.
Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
-
Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и пара-симпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.
Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психика
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения -торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомление
Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.
Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом неустойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие человека
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологически и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбе человека. Психологические особенности личности: темперамент характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей
Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
Из них лабораторных
Из них практических работ
Из них контрольно-обобщающих уроков
1
Введение. Организм человека. Общий обзор
5
1
1
2
Опорно-двигательная система
8
1
3
1
3
Кровь. Кровообращение
8
1
2
4
Дыхательная система
6
1
2
1
5
Пищеварительная система
6
1
1
6
Обмен веществ и энергии. Витамины.
4
1
1
7
Мочевыделительная система
2
8
Кожа
3
1
1
9
Эндокринная система
2
10
Нервная система
5
1
11
Органы чувств. Анализаторы
5
3
1
12
Поведение и психика
6
2
13
Индивидуальное развитие организма
6
1
14
Повторение
4
итого
70
5
17
6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен знать
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь находить:
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека;
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература и средства обучения
-
Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д., И.Н. М., Вентана - Граф, 2012
-
Рабочая тетрадь к учебнику М. «Вентана - Граф» 2012
-
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
-
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
-
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) - СПб.: Паритет, 2006г.
-
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
-
Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
-
Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
-
Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - ПОДДЕРЖКА КУРСА:
-
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,
-
«Уроки биологии в 8 классе».
Планирование по биологии 8 класс
число
№ п/п
Тема
Лабораторная работа
Практическая работа
Образовательный минимум
1. Введение. Организм человека. Общий обзор
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
1
Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.п1
2
Структура тела. Место человека в живой природе.п2
3
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.п 3
4
Ткани. П4
1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
5
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.п5
1. Получение мигательного рефлекса и его торможения
2.Опорно-двигательная система
Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
6
Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей.п6
2.Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
7
Скелет головы и туловища.п7
8
Скелет конечностей.п8
2. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти.
9
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.п9
10
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. П10
11
Работа мышц.п11
3.Утомление при статической и динамической работе.
12
Нарушения осанки и плоскостопие. Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи .
Развитие опорно-двигательной системы.п12,13
4.Определение нарушений осанки и плоскостопия.
13
Проверочная работа №1 «Опорно-двигательная система»
3. Кровь. Кровообращение
Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
14
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.п14
3. Сравнение крови человека с кровью лягушки
15
Иммунитет.п15
16
Тканевая совместимость и переливание крови. П16
17
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. П 17
18
Движение лимфы. п 18
Движение крови по сосудам. П19
5.Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.
19
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.п 20
20
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.п21
6.Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба.
21
Первая помощь при кровотечениях. П 22
4. Дыхательная система
22
Значение дыхания. Органы дыхания. п 23
Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
23
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. П 24
4.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.
24
Дыхательные движения. П 25
25
Регуляция дыхания. П 26
7.Измерение обхвата грудной клетки.
26
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. П27,28.
8.Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
27
Проверочная работа №2 «Дыхательная система и кровеносная система»
5. Пищеварительная система
Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
28
Значение пищи и ее состав. П 29
29
Органы пищеварения. П30
Зубы. П 31
9.Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
30
Пищеварение в ротовой полости и в желудке. П 32
5.Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
31
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. П33
32
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. П34
33
Заболевания органов пищеварения. П35
6. Обмен веществ и энергии. Витамины.
.
34
Обменные процессы в организме. П 36
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Мочеполовая.
35
Нормы питания. П37
10.Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
36
Витамины. П 38
37
Проверочная работа №3 по теме «Пищеварительная система и обмен веществ и энергии»
7. Мочевыделительная система
Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
38
Строение и функции почек. П39
39
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. П 40
8. Кожа
Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
40
Значение кожи и ее строение. П41
11.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки
41
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. 442,43
42
Проверочная работа №4 по теме «Мочевыделительная система «. «Кожа»
9. Эндокринная система
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
43
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. П 44
44
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. П 45
10. Нервная система
45
Значение, строение и функционирование нервной системы. П 46
12.Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
46
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. П47
47
Нейрогормональная регуляция.
П 48
48
Спинной мозг. П 49
49
Головной мозг: строение и функции. П 50
11. Органы чувств. Анализаторы
Органы чувств. Анализаторы их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика
50
Как действуют органы чувств и анализаторы. П 51
51
Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. П 52,53
13.Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.
52
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. П 54
14.Определение выносливости вестибулярного аппарата.
53
Органы осязания, обоняния, вкуса. П55
15.Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
54
Проверочная работа №5 по теме «Нервная система и органы чувств»
12. Поведение и психика
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
55
Врожденные и приобретенные формы поведения. П 56,57
16.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.
56
Закономерности работы головного мозга. П 58
57
Биологические ритмы. Сон и его значение. П 59
58
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. 60
59
Воля и эмоции. Внимание. П 61
17.Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом неустойчивость внимания.
60
Работоспособность. Режим дня.
П 62
13. Индивидуальное развитие организма
61
Половая система человека. П 63
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
62
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. П 64
63
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. П 65
64
О вреде наркогенных веществ. Влияние вредных привычек
на здоровье подростков . п 66
65
Психологические особенности личности 67
66
Проверочная работа №6 по теме «Индивидуальное развитие организма»
67
Повторение темы «Опорно-двигательная система .»
68
Повторение темы « Кровь и кровообращение.»
69
Повторение темы « Дыхательная система.»
70
Повторение темы «Питание и пищеварение.»