• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по предмету Биология на основе авторской программы В. В. Пасечника 5 класс

Рабочая программа по предмету Биология на основе авторской программы В. В. Пасечника 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ТМЦО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № _____ от _________ Курышева Н.Н. _______ Шуюпова Г.Ф.

«___» ________ 2015 г.

Руководитель ТМЦО «____» __________ 2015 г. «___» _________ 2015 г.

_________ / Французова Е.Ф./


Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

5 класс (2 ступень)

Разработана на основе авторской программы

В.В.Пасечника и др. «Биология» (2013 г.)


Составитель рабочей программы - учитель химии и биологии Французова Е.Ф.








п. Левженский

2015 - 2016 уч. год















Пояснительная

записка






























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования авторской программы В.В.Пасечника. Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 часа).

В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции;. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии.Царство Грибы» отведено 9 часов, на изучение темы «Царство растения»отводится 12 часов.

Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5-9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1) основное содержание;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

4) ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» - 34 часа (5 класс);

2) «Многообразие покрытосеменных растений» - 34 часа (6 класс);

3) «Животные» - 68 часов (7 класс);

4) «Человек» - 68 часов (8 класс);

5) «Введение в общую биологию» - 68 часов (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.




























Содержание

учебного предмета
































  1. Содержание учебного предмета.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.



























Тематическое

планирование
































  1. Тематическое планирование.


Класс 5.

Количество часов - 34, в неделю - 1 час.

Плановых контрольных - 4 часа; практических работ - 10.

Учебник: В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014.





№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение

Практические работы

Контрольные, тесты

1

Введение

6

5

1

1

2

Клеточное строение организмов

7

5

3

3

Царство Бактерии

3

3

-

1

4

Царство Грибы

6

5

3

5

Царство Растения

12

10

3

1


Итоговая контрольная работа

1
















































Календарно-тематическое

планирование














  1. Календарно - Тематическое планирование. 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Содержание урока

Деятельность учащегося

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения урока

Планируемая

Факти-ческая

Введение (6 часов)

1

Биология - наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока.

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); устанавливаются тематические рамки (могу).

Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.

Работа с диском. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради.


ст. «Как работать с учеб-

ником» и § 1, вопросы (устно) и подготовить сообще-

ние по заданию в конце параграфа. В р/т- зад. 1, 3, 4 и 5.



2

Методы исследования в биологии.

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.


Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей.

Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу.

Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

Обсуждение в группе.

Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и обсуждение важности ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности в кабинете биологии.) Работа в парах. Выполнение лабораторной работы, записи в тетради.

Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

§ 2, вопросы (устно), задания в конце §. В р/т -зад. 6 и 9.



3

Разнообразие живой природы.

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение


Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.


§ 3, вопросы (устно), задания в конце § В р/тзад 11 и 12.



4.

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу


§ 4, вопр (устно), задания в конце § (составить план §), в р/т-з. 14,17.



5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника


§ 5, вопр. и зад. в конце §. В р/т - зад. 18- 20. Проработать с. 28 и выполнить

тесты на с. 14-16 в р/т



6.

Обобщающий урок по теме «Введение»

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии


Оформить отчет о выполнении заданий



Клеточное строение организмов (7 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Лабораторная работа

Устройство микроскопа

§6



8

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


§7




9

Строение клетки

Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Лабораторная работа

Рассматривание препарата кожицы чешуи лука

§7




10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием


§8



11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты


§9




12

Ткани

Ткань.


. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.


§10



13

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





Царство Бактерии (3 часа)

14.

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий


§11



15

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


§12



16

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.





Царство Грибы (6 часов)

17

Общая характеристика грибов

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


§13



18

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторная работа

Строение плодовых тел шляпочных грибов

§14



19

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


§14



20

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Лабораторная работа

Плесневый гриб мукор

§15



21

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты.

Роль грибов-паразитов

в природе и жизни человека

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

§16



22

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микрос-копом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отрав-лении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)





Царство Растения (12 часов)

23

Разнообразие, распространение растений


Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе»


§17




24

Водоросли

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Лабораторная работа

Строение зеленых одноклеточных водорослей

§18

с.93-94



25

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


§18

С.95-101



26

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строе-ние, питание и раз-множение лишайников. Значение лишай-ников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе


§19



27

Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах


§20



28

Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные осо-бенности, много-образие, распрост-ранение, среда оби-тания, роль в при-роде и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу

Лабораторные работы

Строение мха (на местных видах)

§20



29

Плауны, хвощи, папоротники

Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, мно-гообразие, распрост-ранение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Лабораторные работы

Строение спороносящего хвоща

§21



30

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.


§22



31

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использо-вание человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных расте-ний. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


§22



32

Покрытосе-менные растения

Покрытосеменные растения, особен-ности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Выделяют существенные приз-наки покрытосеменных растений. Описывают представителей голо-семенных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека


§23



33

Происхожде-ние растений.

Методы изучения древних растений. Изменение и разви-тие растительного мира. Основные эта-пы развития растительного мира

Определяют понятия «палеон-тология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира


§24



34

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эсте-тической точки зрения представителей растительного мира. Находят ин-формацию о растениях в научно-по-пулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализиру-ют и оценивают её, переводят из одной формы в другую



















Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса














5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса


  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

  4. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. - М., Дрофа, 2012.

  5. bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  6. easyen.ru [Современный учительский портал];

  7. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  8. indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  9. metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  10. nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  11. pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  12. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  13. pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];

  14. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  15. standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта]

  16. school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  17. videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  18. методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал Методкабинет.РФ»];

  19. drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

  20. examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  21. fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

  22. mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];

  23. moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];

  24. openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  25. pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  26. schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

  27. uchportal.ru [Учительский портал];

  28. w.school2100.ru/

  29. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  30. window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];





Материально-техническое

обеспечение

образовательного процесса


















6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



1..

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Ботаника.

Рельефная таблица «Клеточное строение стебля».

Рельефная таблица «Зерновка пшеницы».

Клеточное строение листа.

Динамическое пособие «Классификация растений и животных».

Набор муляжей плодов.

Набор муляжей грибов.

Набор муляжей сахарной свёклы.

Цикл развития водоросли.

Цикл развития шляпочного гриба.

Цикл развития сосны.

Цикл развития мха - динамическое пособие.

Цикл развития папоротника.

Коллекция голосеменных растений.

Коллекция семян.

Коллекция однолетних трав.

Коллекция семян сорных растений (120 видов)

Коллекция «Кукуруза».

Коллекция коры и древесины.

Коллекция шишек и семян кустарников, деревьев.

Гербарий «Систематика растений».

Прибор для демонстрации всасывания воды корнями.

Корень бобового растения с клубеньками.

Набор микропрепаратов 5-6 классы.

Микроскоп «Биолон».

Микроскопы.


1

2

1

1

1

4

2

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

7

9

1

1

1

1

1

5









































Планируемые

результаты




























7. Планируемые результаты.

В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

  • работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  • давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • давать характеристику основных группам растений;

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.









































Список источников







































8. Список источников


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников". СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

  8. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".

  9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

  10. Н.В. Дубинин, В.В. Пасечник «Методическое пособие. Биология 5 кл.»; 2014 г.

  11. Журнал «Биология в школе»;

  12. Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина "Введение в биологию»5кл.. - М.: Дрофа, 2012.

  13. Крылова О.Н. - Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. - М.: Экзамен, 2013.

  14. В.В.Пасечник. Биология. 5кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141с.

  15. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.- 60, (4) с.-

  16. Парфилова Л.Д. - Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. - М.: АСТ, Вертикаль, 2012

  17. А.И. Пикишов и др. «Биология в таблицах», 2013 г.

  18. А.А. Плешаков «Тестовые задания 5 кл.», М. Дрофа, 2015 г

  19. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов -М.: ГЕНЖЕР, 2013.

  20. Сивоглазов В.И. и др. - Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.

  21. «Тестовые задания по ботанике»;

  22. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 5 класс - М.: Экзамен, 2012.

  23. Электронное приложение к учебнику на drofa. Ru

Интернет-ресурсы:

  1. standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

  2. school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  3. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  4. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  5. bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

  6. examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

  7. nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  8. videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  9. pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

  10. metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

  11. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  12. mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];

  13. uchportal.ru [Учительский портал];

  14. методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

  15. indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

  16. pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

  17. pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

  18. drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

  19. fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

  20. easyen.ru [Современный учительский портал];

  21. openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  22. 45. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  23. 46. schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

  24. 47. window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

  25. 48. moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»].

13


© 2010-2022