Тематический контроль по разделу Цитология в тестовой форме с ответами

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ

1. Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствует

А - о единстве живой и неживой природы

Б - о происхождении организмов от общего предка

В - об эволюции органического мира

Г - о единстве органического мира

2. Вода выполняет в клетке функцию

А - запасающую

Б - окислительно-восстановительную

В - каталитическую

Г - энергетическую

3. Вода не выполняет в клетке функцию

А - транспортную

Б - каталитическую

В - растворителя

Г - энергетическую

4. Больше всего в клетке содержится

А - кислорода

Б - углерода

В - водорода

Г - азота

5. К простым углеводам относится

А - крахмал

Б - глюкоза

В - клетчатка

Г - гликоген

6. Углеводы в клетке выполняют функцию

А - каталитическую

Б - защитную

В - энергетическую

Г - хранения наследственной информации

7. Углеводы в клетке не выполняют функцию

А - энергетическую

Б - структурную

В - запасающую

Г - хранения наследственной информации

8.К простым углеводам относится

А - вода

Б - фруктоза

В - крахмал

Г - клетчатка

9. Липиды в клетке не выполняют функцию

А - хранения наследственной информации

Б - энергетическую

В - структурную

Г - запасающую

10. Мономер сложных углеводов

А - аминокислота

Б - нуклеотид

В - глицерин

Г - глюкоза

11. Молекулы липидов состоят из молекул

А - глицерина и жирных кислот

Б - аминокислот

В - клетчатки

Г - нуклеотидов

12. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,

А - гормоны

Б - ферменты

В - витамины

Г - протеины

13. Мономеры белков

А - глюкоза и фруктоза

Б - жирные кислоты

В - нуклеотиды

Г - аминокислоты

14. Последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи

А - первичная структура белка

Б - вторичная структура белка

В - третичная структура белка

Г - четвертичная структура белка

15. Спираль, прошитая водородными связями

А - третичная структура белка

Б - четвертичная структура белка

В - вторичная структура белка

Г - первичная структура белка

16. Структура белковой молекулы сложной конфигурации, сохраняющаяся благодаря наличию разнообразных связей - ковалентных полярных, неполярных, ионных

А - первичная структура белка

Б - третичная структура белка

В - вторичная структура белка

Г - четвертичная структура белка

17. Взаимное расположение в пространстве нескольких цепей, составляющих белковую молекулу,

А - вторичная структура белка

Б - третичная структура белка

В - первичная структура белка

Г - четвертичная структура белка

18. Мономеры нуклеиновых кислот

А - аминокислоты

Б - нуклеотиды

В - глицерин и жирные кислоты

Г - простые углеводы

19. Функция молекул ДНК в клетке

А - хранение и передача наследственной информации

Б - запасающая

В - энергетическая

Г - структурная

20. Функция РНК в клетке

А - запасающая

Б - энергетическая

В - участие в биосинтезе белка

Г - сократительная

21. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет вид

А - «клеверного листа»

Б - клубка

В - одиночной спирали

Г - двойной спирали

22. Нуклеотиду А комплементарен нуклеотид

А - А

Б - Т

В - Г

Г - Ц

23. Нуклеотиду Г комплементарен нуклеотид

А - А

Б - Т

В - Ц

Г - Г

24. Процесс удвоения молекулы ДНК называют

А - редупликацией

Б - комплементарностью

В - транскрипцией

Г - трансляцией

25. АТФ выполняет функцию

А - запасающую

Б - транспортную

В - структурную

Г - энергетическую


СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1. Клеточная оболочка обеспечивает

А - поступление и выделение веществ

Б - защиту содержимого клетки

В - деление клетки

Г - передвижение клетки

2. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

А - обладает избирательной проницаемостью

Б - полностью проницаема для различных веществ

В - более прочная

Г - состоит из клетчатки

3. Функция плазматической мембраны

А - синтез белка

Б - синтез ДНК

В - формирование клеточного ядра

Г - поступление веществ в клетку и их выделение из клетки

4. Цитоплазма не выполняет функцию

А - перемещения веществ

Б - взаимодействия всех органоидов

В - питания

Г - защитную

5. Функцию скелета клетки выполняют

А - пластиды

Б - микротрубочки

В - полости комплекса Гольджи

Г - каналы ЭПС

6. Функция лизосом

А - окисление белков, жиров, углеводов

Б - синтез белков, жиров, углеводов

В - синтез АТФ

Г - фотосинтез

7. Синтез АТФ происходит в

А - вакуолях

Б - лизосомах

В - хлоропластах

Г - митохондриях

8. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в

А - лизосомах

Б - хлоропластах

В - вакуолях

Г - ядре

9. Синтез жиров и углеводов происходит в

А - ЭПС

Б - комплексе Гольджи

В - лизосомах

Г - вакуолях

10. Синтез белков в клетке осуществляют

А - лизосомы

Б - хлоропласты

В - митохондрии

Г - рибосомы

11. Фотосинтез происходит в

А - хлоропластах

Б - лейкопластах

В - вакуолях

Г - цитоплазме

12. «Сборка» рибосом происходит в

А - ЭПС

Б - комплексе Гольджи

В - цитоплазме

Г - ядрышках

13. Поступление веществ в клетку и их выделение из клетки обеспечивает

А - цитоплазма

Б - плазматическая мембрана

В - ядро

Г - комплексе Гольджи

14. Митохондрии выполняют функцию

А - синтеза органических веществ

Б - накопления питательных веществ

В - окисления органических веществ

Г - фотосинтеза

15. Микротрубочки выполняют функцию

А - защиты клетки

Б - синтеза органических веществ

В - накопления питательных веществ

Г - скелета клетки

16. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в

А - митохондриях

Б - лейкопластах

В - ЭПС

Г - комплексе Гольджи

17. Транспортную функцию выполняет

А - комплекс Гольджи

Б - ЭПС

В - ядро

Г - мембрана

18. Крахмал накапливается в

А - хлоропластах

Б - ядре

В - лейкопластах

Г - хромопластах

19. Каротин образуется в

А - лейкопластах

Б - цитоплазме

В - хлоропластах

Г - хромопластах

20. Белки, жиры и углеводы накапливаются в

А - ядре

Б - лизосомах

В - комплексе Гольджи

Г - митохондриях

21. В образовании веретена деления участвует

А - цитоплазма

Б - клеточный центр

В - ЭПС

Г - вакуоль

22. На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы

А - минеральных солей

Б - нуклеотидов

В - углеводов, липидов

Г - белков

23. На поверхности шероховатой ЭПС синтезируются молекулы

А - АТФ

Б - белков

В - липидов

Г - углеводов

24. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются

А - лизосомы

Б - микротрубочки

В - митохондрии

Г - рибосомы

25. Прокариоты - это организмы, не имеющие

А - оформленного ядра

Б - клеточной оболочки

В - жгутиков

Г - пластид

26. Эукариоты - это организмы, имеющие

А - пластиды

Б -жгутики

В - клеточную оболочку

Г - оформленное ядро

27. К прокариотам относятся

А - водоросли

Б - бактерии

В - грибы

Г - мхи

28. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют

А - пластиды

Б - рибосомы

В - хромосомы

Г - митохондрии

29. Бактерии считают наиболее древними организмами, так как

А - у них нет оформленного ядра

Б - они очень мелкие

В - они передвигаются при помощи жгутиков

Г - они не имеют рибосом

30. В клетках бактерий в отличие от клеток эукариот

А - много хромосом

Б - только 1 хромосома

В - много ядер

Г - одно ядро

31. Клеточного строения не имеют

А - цианобактерии

Б - водоросли

В - бактерии

Г - вирусы

32. Клетка - основная единица строения всех организмов, так как

А - в основе размножения организмов лежит деление клетки

Б - в клетке протекают реакции обмена веществ

В - деление клетки лежит в основе роста организма

Г - все организмы состоят из клеток

33. Клетка - генетическая единица организма, так как

А - все организмы состоят из клеток

Б - в клетке протекают реакции обмена веществ

В - клетка растет

Г - в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки


ОТВЕТЫ

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Г

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А

Г

А

Б

Г

А

В

Б

Г

Б

А

В

Г

Б

В

А

Г


СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Б

А

Г

Г

Б

А

Г

В

А

Г

А

Г

Б

В

Г

А

Б

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


В

Г

В

Б

В

Б

Г

А

Г

Б

В

А

Б

Г

Г

Г












Биология - наука о жизни


А1. Биология как наука изучает

1 - общие признаки строения растений и животных

2 - взаимосвязь живой и неживой природы

3 - процессы, происходящие в живых системах

4 - происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования

1 - исторический

2 - описательный

3 - экспериментальный

4 - биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки - это

1 - теория

2 - гипотеза

3 - факт

4 - доказательство

А4. Эмбриология изучает

1 - развитие организма от зиготы до рождения

2 - строение и функции яйцеклетки

3 - послеродовое развитие человека

4 - развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1 - биохимическим

2 - цитологическим

3 - центрифугированием

4 - сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи

1 - создания новых пород животных и сортов растений

2 - создания биосферы

3 - создания агроценозов

4 - создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1 - экспериментальным

2 - гибридологическим

3 - генеалогическим

4 - наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется

1 - селекционер

2 - цитогенетик

3 - морфолог

4 - эмбриолог

А9. Систематика - это наука, занимающаяся

1 - изучением внешнего строения организмов

2 - изучением функций организма

3 - выявлением связей между организмами

4 - классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три фактора, которые выполняет современная клеточная теория

1 - экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2 - прогнозирует появление новых фактов, явлений

3 - описывает клеточное строение разных организмов

4 - систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5 - выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6 - создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких, как бешенство, сибирская язва и др.

Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?


Признаки и свойства живого

Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется

1 - биогеоценотический

2 - биосферный

3 - популяционно-видовой

4 - молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают

1 - мутации генов

2 - взаимосвязи организмов одного вида

3 - системы органов

4 - процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1 - метаболизм

2 - ассимиляция

3 - гомеостаз

4 - адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1 - наследственность

2 - изменчивость

3 - раздражимость

4 - самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1 - клетка амебы

2 - вирус оспы

3 - стадо оленей

4 - природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета - это пример

1 - раздражимости

2 - способности к адаптации

3 - наследование признаков от родителей

4 - саморегуляции

А7.Фотосинтез, биосинтез белков - это примеры

1 - пластического обмена

2 - энергетического обмена

3 - питания и дыхания

4 - гомеостаза

А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1 - анаболизм

2 - катаболизм

3 - ассимиляция

4 - метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1 - репликация ДНК

2 - наследование болезни Дауна

3 - ферментативные реакции

4 - строение митохондрий

5 - структура клеточной мембраны

6 - кровообращение

В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Адаптациии Условия жизни

А - яркая окраска самцов павианов 1 - защита от хищников

Б - пятнистая окраска молодых оленей 2 - поиск полового партнера

В - борьба двух лосей

Г - сходство палочников с сухими ветками

Д - ядовитость пауков

Е - сильный запах у кошек

Часть С

С1. Какие приспособления растений обеспечивают их размножение и расселение?

С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?


Клетка как биологическая система

Часть А

А1. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией

1 - клетка является элементарной единицей насле6дственности

2 - клетка является единицей размножения

3 - клетки всех организмов различны по своему строению

4 - клетки всех организмов обладают разным химическим строением

А2. К доклеточным формам жизни относятся

1 - дрожжи

2 - пеницилл

3 - бактерии

4 - вирусы

А3. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением

1 - ядра

2 - митохондрий

3 - клеточной стенки

4 - рибосом

А4. Из одной клетки состоят

1 - вирус гриппа и амеба

2 - гриб мукор и кукушкин лен

3 - планария и вольвокс

4 - эвглена зеленая и инфузория-туфелька

А5. В клетках прокариот есть

1 - ядро

2 - митохондрии

3 - аппарат Гольджи

4 - рибосомы

А6. На видовую принадлежность клетки указывает

1 - форма ядра

2 - количество хромосом

3 - строение мембраны

4 - первичная структура белка

А7. Роль клеточной теории в науке заключается в

1 - открытии клеточного ядра

2 - открытии клетки

3 - обобщении знаний о строении организмов

4 - открытии механизмов обмена веществ

Часть В

В1. Выберите признаки, характерные только для растительной клетки

1 - есть митохондрии и рибосомы

2 - клеточная стенка их целлюлозы

3 - есть хлоропласты

4 - запасное вещество - гликоген

5 - запасное вещество - крахмал

6 - ядро окружено двойной мембраной

В2. Выберите признаки, отличающие царство Бактерии от остальных царств органического мира

1 - гетеротрофный способ питания

2 - автотрофный способ питания

3 - наличие нуклеотида

4 - отсутствие митохондрий

5 - отсутствие ядра

6 - наличие рибосом

В3. Найдите соответствие между особенностями строения клетки и царством, к которому эти клетки относятся

Особенности строения Царства

А - клеточные стенки содержат целлюлозу 1 - Растения

Б - клеточных стенок нет 2 - Животные

В - в цитоплазме есть пластиды

Г - способ питания гетеротрофный

Д - в молодых клетках есть большие вакуоли с клеточным соком

Е - запасное вещество клетки - гликоген

Часть С

С1. Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.

С2. Докажите, что клеточная теория обобщила ряд биологических открытий и предсказала новые открытия.

Неорганические вещества клетки

Часть А

А1. Полярностью воды обусловлена ее способность

1 - проводить тепло

2 - поглощать тепло

3 - растворять хлорид натрия

4 - растворять глицерин

А2. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие

1 - железо

2 - калий

3 - кальций

4 - цинк

А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами

1 - калия и натрия

2 - фосфора и азота

3 - железа и меди

4 - кислорода и хлора

А4. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются

1 - ковалентными

2 - гидрофобными

3 - водородными

4 - гидрофильными

А5. В состав гемоглобина входит

1 - фосфор

2 - железо

3 - сера

4 - магний

А6. Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков

1 - Na, K, O, S

2 - N, P, C, Cl

3 - C, S, Fe, O

4 - C, H, O, N

А7. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают

1 - йод

2 - железо

3 - фосфор

4 - натрий

А8. Клеточное строение имеет:

1- айсберг;
2- лепесток тюльпана;

3- белок гемоглобин;

4- кусок мыла.

А9. Авторами клеточной теории являются:

1- Р. Гук и А. Левенгук;
2- М. Шлейден и Т. Шванн;

3- Л. Пастер и И. И. Мечников;

4- Ч. Дарвин и А. Уоллес.

А10. Какое положение клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?
1- клетка - элементарная единица живого;
2- всякая клетка происходит из другой клетки;
3- все клетки сходны по своему химическому составу;
4- сходное клеточное строение организмов - свидетельство общности происхождения всего живого.

Часть В

В1. Выберите функции воды в клетке

1 - энергетическая

2 - ферментативная

3 - транспортная

4 - строительная

5 - смазывающая

6 - терморегуляционная

В2. Выберите только физические свойства воды

1 - способность к диссоциации

2 - гидролиз солей

3 - плотность

4 - теплопроводность

5 - электропроводность

6 - донорство электронов

Часть С

С1. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?




Ответы

Биология - наука о жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

3

2

1

2

1

3

2

4

В1. 245

Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.

Признаки и свойства живого

1

2

3

4

5

6

7

8

2

2

3

2

4

1

1

4

В1. 153 В2. А - 2 б - 1 в - 2 г - 1 д - 1 е - 2

С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.

С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.

Различие - уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.

Клетка как биологическая система

1

2

3

4

5

6

7

2

4

3

4

4

2

3

В1. 235 В2. 345 В3. А-1 Б-2 В- 1 Г - 2 Д - 1 Е - 2

С1. Элементы ответа: зрелые эритроциты человека, ситовидные трубки растений.

С2. Клет. теория обобщила ряд философских и микроскопических исследований, указывающих на существование элементарн. единицы жизни (открытие клетки Гуком, открытие одноклет. животных Левенгуком, открытие клеточного ядра Броуном и др.). последующие открытия в области цитологии, эмбриологии, генетики подтвердили правоту клет. теории. Были открыты более тонкие структуры, выявлена их роль в жизни организма.

Неорганические вещества в клетке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

1

3

2

4

1

2

2

2

В1. 356 В2 345

С1. Высокая температура кип. предохраняет организм от перегрева. Способность к образованию льда, плотность которого меньше плотности воды в жидком состоянии. Поэтому лед плавает. Слой льда в глубоких, не промерзающих до конца водоемах предохраняет организмы от замерзания. Электропроводность воды обеспечивает передачу нервного импульса в организме. переход воды в газообразное состояние6 позволяет организму испарять тепло. Если бы этого не было, температура футболиста или хоккеиста повысилась бы на 11 0 и т.д.




Ответы

Биология - наука о жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

3

2

1

2

1

3

2

4

В1. 245

Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.

Признаки и свойства живого

1

2

3

4

5

6

7

8

2

2

3

2

4

1

1

4

В1. 153 В2. А - 2 б - 1 в - 2 г - 1 д - 1 е - 2

С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.

С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.

Различие - уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.


© 2010-2022