- Преподавателю
- Биология
- Тематический контроль по разделу Цитология в тестовой форме с ответами
Тематический контроль по разделу Цитология в тестовой форме с ответами
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Исаева Л.К. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ
1. Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствует
А - о единстве живой и неживой природы
Б - о происхождении организмов от общего предка
В - об эволюции органического мира
Г - о единстве органического мира
2. Вода выполняет в клетке функцию
А - запасающую
Б - окислительно-восстановительную
В - каталитическую
Г - энергетическую
3. Вода не выполняет в клетке функцию
А - транспортную
Б - каталитическую
В - растворителя
Г - энергетическую
4. Больше всего в клетке содержится
А - кислорода
Б - углерода
В - водорода
Г - азота
5. К простым углеводам относится
А - крахмал
Б - глюкоза
В - клетчатка
Г - гликоген
6. Углеводы в клетке выполняют функцию
А - каталитическую
Б - защитную
В - энергетическую
Г - хранения наследственной информации
7. Углеводы в клетке не выполняют функцию
А - энергетическую
Б - структурную
В - запасающую
Г - хранения наследственной информации
8.К простым углеводам относится
А - вода
Б - фруктоза
В - крахмал
Г - клетчатка
9. Липиды в клетке не выполняют функцию
А - хранения наследственной информации
Б - энергетическую
В - структурную
Г - запасающую
10. Мономер сложных углеводов
А - аминокислота
Б - нуклеотид
В - глицерин
Г - глюкоза
11. Молекулы липидов состоят из молекул
А - глицерина и жирных кислот
Б - аминокислот
В - клетчатки
Г - нуклеотидов
12. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,
А - гормоны
Б - ферменты
В - витамины
Г - протеины
13. Мономеры белков
А - глюкоза и фруктоза
Б - жирные кислоты
В - нуклеотиды
Г - аминокислоты
14. Последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи
А - первичная структура белка
Б - вторичная структура белка
В - третичная структура белка
Г - четвертичная структура белка
15. Спираль, прошитая водородными связями
А - третичная структура белка
Б - четвертичная структура белка
В - вторичная структура белка
Г - первичная структура белка
16. Структура белковой молекулы сложной конфигурации, сохраняющаяся благодаря наличию разнообразных связей - ковалентных полярных, неполярных, ионных
А - первичная структура белка
Б - третичная структура белка
В - вторичная структура белка
Г - четвертичная структура белка
17. Взаимное расположение в пространстве нескольких цепей, составляющих белковую молекулу,
А - вторичная структура белка
Б - третичная структура белка
В - первичная структура белка
Г - четвертичная структура белка
18. Мономеры нуклеиновых кислот
А - аминокислоты
Б - нуклеотиды
В - глицерин и жирные кислоты
Г - простые углеводы
19. Функция молекул ДНК в клетке
А - хранение и передача наследственной информации
Б - запасающая
В - энергетическая
Г - структурная
20. Функция РНК в клетке
А - запасающая
Б - энергетическая
В - участие в биосинтезе белка
Г - сократительная
21. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет вид
А - «клеверного листа»
Б - клубка
В - одиночной спирали
Г - двойной спирали
22. Нуклеотиду А комплементарен нуклеотид
А - А
Б - Т
В - Г
Г - Ц
23. Нуклеотиду Г комплементарен нуклеотид
А - А
Б - Т
В - Ц
Г - Г
24. Процесс удвоения молекулы ДНК называют
А - редупликацией
Б - комплементарностью
В - транскрипцией
Г - трансляцией
25. АТФ выполняет функцию
А - запасающую
Б - транспортную
В - структурную
Г - энергетическую
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1. Клеточная оболочка обеспечивает
А - поступление и выделение веществ
Б - защиту содержимого клетки
В - деление клетки
Г - передвижение клетки
2. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки
А - обладает избирательной проницаемостью
Б - полностью проницаема для различных веществ
В - более прочная
Г - состоит из клетчатки
3. Функция плазматической мембраны
А - синтез белка
Б - синтез ДНК
В - формирование клеточного ядра
Г - поступление веществ в клетку и их выделение из клетки
4. Цитоплазма не выполняет функцию
А - перемещения веществ
Б - взаимодействия всех органоидов
В - питания
Г - защитную
5. Функцию скелета клетки выполняют
А - пластиды
Б - микротрубочки
В - полости комплекса Гольджи
Г - каналы ЭПС
6. Функция лизосом
А - окисление белков, жиров, углеводов
Б - синтез белков, жиров, углеводов
В - синтез АТФ
Г - фотосинтез
7. Синтез АТФ происходит в
А - вакуолях
Б - лизосомах
В - хлоропластах
Г - митохондриях
8. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в
А - лизосомах
Б - хлоропластах
В - вакуолях
Г - ядре
9. Синтез жиров и углеводов происходит в
А - ЭПС
Б - комплексе Гольджи
В - лизосомах
Г - вакуолях
10. Синтез белков в клетке осуществляют
А - лизосомы
Б - хлоропласты
В - митохондрии
Г - рибосомы
11. Фотосинтез происходит в
А - хлоропластах
Б - лейкопластах
В - вакуолях
Г - цитоплазме
12. «Сборка» рибосом происходит в
А - ЭПС
Б - комплексе Гольджи
В - цитоплазме
Г - ядрышках
13. Поступление веществ в клетку и их выделение из клетки обеспечивает
А - цитоплазма
Б - плазматическая мембрана
В - ядро
Г - комплексе Гольджи
14. Митохондрии выполняют функцию
А - синтеза органических веществ
Б - накопления питательных веществ
В - окисления органических веществ
Г - фотосинтеза
15. Микротрубочки выполняют функцию
А - защиты клетки
Б - синтеза органических веществ
В - накопления питательных веществ
Г - скелета клетки
16. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в
А - митохондриях
Б - лейкопластах
В - ЭПС
Г - комплексе Гольджи
17. Транспортную функцию выполняет
А - комплекс Гольджи
Б - ЭПС
В - ядро
Г - мембрана
18. Крахмал накапливается в
А - хлоропластах
Б - ядре
В - лейкопластах
Г - хромопластах
19. Каротин образуется в
А - лейкопластах
Б - цитоплазме
В - хлоропластах
Г - хромопластах
20. Белки, жиры и углеводы накапливаются в
А - ядре
Б - лизосомах
В - комплексе Гольджи
Г - митохондриях
21. В образовании веретена деления участвует
А - цитоплазма
Б - клеточный центр
В - ЭПС
Г - вакуоль
22. На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы
А - минеральных солей
Б - нуклеотидов
В - углеводов, липидов
Г - белков
23. На поверхности шероховатой ЭПС синтезируются молекулы
А - АТФ
Б - белков
В - липидов
Г - углеводов
24. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются
А - лизосомы
Б - микротрубочки
В - митохондрии
Г - рибосомы
25. Прокариоты - это организмы, не имеющие
А - оформленного ядра
Б - клеточной оболочки
В - жгутиков
Г - пластид
26. Эукариоты - это организмы, имеющие
А - пластиды
Б -жгутики
В - клеточную оболочку
Г - оформленное ядро
27. К прокариотам относятся
А - водоросли
Б - бактерии
В - грибы
Г - мхи
28. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют
А - пластиды
Б - рибосомы
В - хромосомы
Г - митохондрии
29. Бактерии считают наиболее древними организмами, так как
А - у них нет оформленного ядра
Б - они очень мелкие
В - они передвигаются при помощи жгутиков
Г - они не имеют рибосом
30. В клетках бактерий в отличие от клеток эукариот
А - много хромосом
Б - только 1 хромосома
В - много ядер
Г - одно ядро
31. Клеточного строения не имеют
А - цианобактерии
Б - водоросли
В - бактерии
Г - вирусы
32. Клетка - основная единица строения всех организмов, так как
А - в основе размножения организмов лежит деление клетки
Б - в клетке протекают реакции обмена веществ
В - деление клетки лежит в основе роста организма
Г - все организмы состоят из клеток
33. Клетка - генетическая единица организма, так как
А - все организмы состоят из клеток
Б - в клетке протекают реакции обмена веществ
В - клетка растет
Г - в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки
ОТВЕТЫ
ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Г
В
Г
А
Б
В
Г
Б
А
Г
А
Б
Г
А
В
Б
Г
Б
А
В
Г
Б
В
А
Г
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Б
А
Г
Г
Б
А
Г
В
А
Г
А
Г
Б
В
Г
А
Б
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
В
Г
В
Б
В
Б
Г
А
Г
Б
В
А
Б
Г
Г
Г
Биология - наука о жизни
А1. Биология как наука изучает
1 - общие признаки строения растений и животных
2 - взаимосвязь живой и неживой природы
3 - процессы, происходящие в живых системах
4 - происхождение жизни на Земле
А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования
1 - исторический
2 - описательный
3 - экспериментальный
4 - биохимический
А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки - это
1 - теория
2 - гипотеза
3 - факт
4 - доказательство
А4. Эмбриология изучает
1 - развитие организма от зиготы до рождения
2 - строение и функции яйцеклетки
3 - послеродовое развитие человека
4 - развитие организма от рождения до смерти
А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования
1 - биохимическим
2 - цитологическим
3 - центрифугированием
4 - сравнительным
А6. Селекция как наука решает задачи
1 - создания новых пород животных и сортов растений
2 - создания биосферы
3 - создания агроценозов
4 - создания новых удобрений
А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом
1 - экспериментальным
2 - гибридологическим
3 - генеалогическим
4 - наблюдения
А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
1 - селекционер
2 - цитогенетик
3 - морфолог
4 - эмбриолог
А9. Систематика - это наука, занимающаяся
1 - изучением внешнего строения организмов
2 - изучением функций организма
3 - выявлением связей между организмами
4 - классификацией организмов
Часть В
В1. Укажите три фактора, которые выполняет современная клеточная теория
1 - экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов
2 - прогнозирует появление новых фактов, явлений
3 - описывает клеточное строение разных организмов
4 - систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов
5 - выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов
6 - создает новые методы исследования клетки
Часть С
С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких, как бешенство, сибирская язва и др.
Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?
Признаки и свойства живого
Часть А
А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется
1 - биогеоценотический
2 - биосферный
3 - популяционно-видовой
4 - молекулярно-генетический
А2. На популяционно-видовом уровне изучают
1 - мутации генов
2 - взаимосвязи организмов одного вида
3 - системы органов
4 - процессы обмена веществ в организме
А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется
1 - метаболизм
2 - ассимиляция
3 - гомеостаз
4 - адаптация
А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как
1 - наследственность
2 - изменчивость
3 - раздражимость
4 - самовоспроизведение
А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?
1 - клетка амебы
2 - вирус оспы
3 - стадо оленей
4 - природный заповедник
А6. Отдергивание руки от горячего предмета - это пример
1 - раздражимости
2 - способности к адаптации
3 - наследование признаков от родителей
4 - саморегуляции
А7.Фотосинтез, биосинтез белков - это примеры
1 - пластического обмена
2 - энергетического обмена
3 - питания и дыхания
4 - гомеостаза
А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?
1 - анаболизм
2 - катаболизм
3 - ассимиляция
4 - метаболизм
Часть В
В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни
1 - репликация ДНК
2 - наследование болезни Дауна
3 - ферментативные реакции
4 - строение митохондрий
5 - структура клеточной мембраны
6 - кровообращение
В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались
Адаптациии Условия жизни
А - яркая окраска самцов павианов 1 - защита от хищников
Б - пятнистая окраска молодых оленей 2 - поиск полового партнера
В - борьба двух лосей
Г - сходство палочников с сухими ветками
Д - ядовитость пауков
Е - сильный запах у кошек
Часть С
С1. Какие приспособления растений обеспечивают их размножение и расселение?
С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?
Клетка как биологическая система
Часть А
А1. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией
1 - клетка является элементарной единицей насле6дственности
2 - клетка является единицей размножения
3 - клетки всех организмов различны по своему строению
4 - клетки всех организмов обладают разным химическим строением
А2. К доклеточным формам жизни относятся
1 - дрожжи
2 - пеницилл
3 - бактерии
4 - вирусы
А3. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением
1 - ядра
2 - митохондрий
3 - клеточной стенки
4 - рибосом
А4. Из одной клетки состоят
1 - вирус гриппа и амеба
2 - гриб мукор и кукушкин лен
3 - планария и вольвокс
4 - эвглена зеленая и инфузория-туфелька
А5. В клетках прокариот есть
1 - ядро
2 - митохондрии
3 - аппарат Гольджи
4 - рибосомы
А6. На видовую принадлежность клетки указывает
1 - форма ядра
2 - количество хромосом
3 - строение мембраны
4 - первичная структура белка
А7. Роль клеточной теории в науке заключается в
1 - открытии клеточного ядра
2 - открытии клетки
3 - обобщении знаний о строении организмов
4 - открытии механизмов обмена веществ
Часть В
В1. Выберите признаки, характерные только для растительной клетки
1 - есть митохондрии и рибосомы
2 - клеточная стенка их целлюлозы
3 - есть хлоропласты
4 - запасное вещество - гликоген
5 - запасное вещество - крахмал
6 - ядро окружено двойной мембраной
В2. Выберите признаки, отличающие царство Бактерии от остальных царств органического мира
1 - гетеротрофный способ питания
2 - автотрофный способ питания
3 - наличие нуклеотида
4 - отсутствие митохондрий
5 - отсутствие ядра
6 - наличие рибосом
В3. Найдите соответствие между особенностями строения клетки и царством, к которому эти клетки относятся
Особенности строения Царства
А - клеточные стенки содержат целлюлозу 1 - Растения
Б - клеточных стенок нет 2 - Животные
В - в цитоплазме есть пластиды
Г - способ питания гетеротрофный
Д - в молодых клетках есть большие вакуоли с клеточным соком
Е - запасное вещество клетки - гликоген
Часть С
С1. Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.
С2. Докажите, что клеточная теория обобщила ряд биологических открытий и предсказала новые открытия.
Неорганические вещества клетки
Часть А
А1. Полярностью воды обусловлена ее способность
1 - проводить тепло
2 - поглощать тепло
3 - растворять хлорид натрия
4 - растворять глицерин
А2. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие
1 - железо
2 - калий
3 - кальций
4 - цинк
А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами
1 - калия и натрия
2 - фосфора и азота
3 - железа и меди
4 - кислорода и хлора
А4. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются
1 - ковалентными
2 - гидрофобными
3 - водородными
4 - гидрофильными
А5. В состав гемоглобина входит
1 - фосфор
2 - железо
3 - сера
4 - магний
А6. Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков
1 - Na, K, O, S
2 - N, P, C, Cl
3 - C, S, Fe, O
4 - C, H, O, N
А7. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают
1 - йод
2 - железо
3 - фосфор
4 - натрий
А8. Клеточное строение имеет:
1- айсберг;
2- лепесток тюльпана;
3- белок гемоглобин;
4- кусок мыла.
А9. Авторами клеточной теории являются:
1- Р. Гук и А. Левенгук;
2- М. Шлейден и Т. Шванн;
3- Л. Пастер и И. И. Мечников;
4- Ч. Дарвин и А. Уоллес.
А10. Какое положение клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?
1- клетка - элементарная единица живого;
2- всякая клетка происходит из другой клетки;
3- все клетки сходны по своему химическому составу;
4- сходное клеточное строение организмов - свидетельство общности происхождения всего живого.
Часть В
В1. Выберите функции воды в клетке
1 - энергетическая
2 - ферментативная
3 - транспортная
4 - строительная
5 - смазывающая
6 - терморегуляционная
В2. Выберите только физические свойства воды
1 - способность к диссоциации
2 - гидролиз солей
3 - плотность
4 - теплопроводность
5 - электропроводность
6 - донорство электронов
Часть С
С1. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?
Ответы
Биология - наука о жизни
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
3
2
1
2
1
3
2
4
В1. 245
Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.
Признаки и свойства живого
1
2
3
4
5
6
7
8
2
2
3
2
4
1
1
4
В1. 153 В2. А - 2 б - 1 в - 2 г - 1 д - 1 е - 2
С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.
С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.
Различие - уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.
Клетка как биологическая система
1
2
3
4
5
6
7
2
4
3
4
4
2
3
В1. 235 В2. 345 В3. А-1 Б-2 В- 1 Г - 2 Д - 1 Е - 2
С1. Элементы ответа: зрелые эритроциты человека, ситовидные трубки растений.
С2. Клет. теория обобщила ряд философских и микроскопических исследований, указывающих на существование элементарн. единицы жизни (открытие клетки Гуком, открытие одноклет. животных Левенгуком, открытие клеточного ядра Броуном и др.). последующие открытия в области цитологии, эмбриологии, генетики подтвердили правоту клет. теории. Были открыты более тонкие структуры, выявлена их роль в жизни организма.
Неорганические вещества в клетке
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
3
1
3
2
4
1
2
2
2
В1. 356 В2 345
С1. Высокая температура кип. предохраняет организм от перегрева. Способность к образованию льда, плотность которого меньше плотности воды в жидком состоянии. Поэтому лед плавает. Слой льда в глубоких, не промерзающих до конца водоемах предохраняет организмы от замерзания. Электропроводность воды обеспечивает передачу нервного импульса в организме. переход воды в газообразное состояние6 позволяет организму испарять тепло. Если бы этого не было, температура футболиста или хоккеиста повысилась бы на 11 0 и т.д.
Ответы
Биология - наука о жизни
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
3
2
1
2
1
3
2
4
В1. 245
Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.
Признаки и свойства живого
1
2
3
4
5
6
7
8
2
2
3
2
4
1
1
4
В1. 153 В2. А - 2 б - 1 в - 2 г - 1 д - 1 е - 2
С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.
С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.
Различие - уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.