- Преподавателю
- Биология
- Программа курса по выбору Занимательная экология
Программа курса по выбору Занимательная экология
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алейникова Е.В. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на
Методическом объединении
КГУ «Первомайская средняя школа»
_____________ Ионина Л.А.
«____» ___________ 20___г.
Утверждаю:
Директор КГУ «Первомайская средняя школа»
_______________ Рыбина Н.Н.
«____» ___________ 20___г.
ГУ «Первомайская средняя школа»
Курс по биологии
«Занимательная экология»
Класс: 6
Автор: учитель Алейникова Е.В.
п. Прибрежный, 2012г
Пояснительная записка
Программа «Занимательная экология» имеет эколого-биологическую направленность. Данная программа актуальна, её главной идеей является экологическое воспитание личности учащегося, так как на сегодняшний день человечество имеет массу последствий неразумного отношения к природе. Это: загрязнение всех сред обитания, что приводит к исчезновению представителей флоры и фауны, ухудшение здоровья людей, появление онкозаболеваний, аллергии и т.д. Следовательно, сама жизнь сегодня требует экологической грамотности всех граждан.
Цель программы: развитие экологического сознания личности ребёнка, формирование готовности к активной природоохранной деятельности, раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
-
Сформировать знания о закономерностях экологии, основных экологических понятиях.
-
Привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований: наблюдение, измерение, эксперимент, мониторинг и др.
-
Научить оформлять результаты работы и защищать ее.
Развивающие:
-
Развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
-
Сформировать творческие и коммуникативные способности учащихся;
-
Развить способность применять теоретические знания на практике;
-
Развить способность самостоятельно добывать, анализировать информацию и делать выводы.
Воспитывающие:
-
Воспитать экологическое мировоззрение и культуру.
-
Сформировать умение работать в коллективе.
-
Воспитать патриотическое и нравственное отношение к природным богатствам родного края.
-
Формировать и пропагандировать здоровый образ жизни
Благодаря хорошо продуманной практической части программа способствует формированию практических умений и навыков воспитанников, т.е. осуществляется практико-ориентированный подход.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в виде разработки и защите проектов и исследовательских работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал ребят.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности учащихся.
Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств воспитанников: через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края.
При реализации содержания программы учитываются здоровьесберегающие аспекты: не ограничивать перемещения воспитанников в помещении, проводить физминутки; соблюдать санитарно-гигиенические правила и нормы; заботиться о психологическом комфорте на занятиях.
Программа отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На ее основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-экономическим особенностям Восточно-Казахстанской области, традициям, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов, населения. В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, рассчитана на среднего и старшего школьника, направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной отзывчивости.
Курс «Занимательная экология» предназначен для детей 6-8классов, рассчитан на 3 года обучения. Занятия предусматриваются 1 раз в неделю по одному часу.
Методы обучения и развития творческих способностей
-
Групповой метод
-
Индивидуальная работа
-
Использование методов проектов и исследований
-
Использование наглядных пособий
-
Общение с «живой» природой
-
Метод экскурсионной и практической деятельности
Прогнозируемые результаты
После изучения материала данного курса учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Должны знать:
-
Основы рационального использования природных богатств.
-
Экологические требования к антропогенной деятельности.
-
Последствия неразумного поведения в природе.
-
Основные заповедные места края и страны.
-
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.
-
Связи человека и природной среды, их значение.
-
Последствия антропогенного воздействия на все оболочки Земли.
Должны уметь:
-
Составлять проекты.
-
Проводить исследования.
-
Работать со справочной литературой.
-
Закладывать и составлять гербарные материалы.
-
Проводить фенологические наблюдения.
-
Работать с определителями растений и животных.
-
Проводить опыты.
Данная программа способствует:
-
пониманию современных проблем окружающей среды;
-
овладению проектно-исследовательскими навыками;
-
наблюдению природных тел и явлений;
-
умению анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе.
-
Формированию здорового образа жизни
-
Формированию нравственной культуры человека
-
Формированию патриотизма
Для успешной реализации программы необходимо:
-
Оборудованный кабинет (наличие проектора, интерактивной доски, микроскопы).
-
Наглядные пособия.
-
Методическая и обучающая литература.
-
Видеофильмы о природе, экологических катастрофах и о рациональном природопользовании.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
-
Гуманного отношения к природе и человеку.
-
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
-
Непрерывности образования и воспитания.
-
Учета национальных и личностных особенностей.
Формы и методы контроля
Виды контроля
Содержание
Методы
Сроки контроля
Вводный
Области интересов и склонностей, определение базового уровня ЗУН
Беседы, наблюдения, тестирования, анкетирования
1-ый год обучения
Текущий
Освоение учебного материала по темам
Выполнение заданий, составление и разработка творческих работ
По разделам и темам
Оценка практических умений и навыков учащихся
Проектно-исследовательская деятельность, участие в выставках и конкурсах
По разделам и темам
Оценка самостоятельности
Проектно-исследовательская деятельность, игры, наблюдения
1 раз в полгода
Профориентация
Беседы, наблюдения, упражнения, консультации
В течение года
Коррекция
Внесение изменений и поправок по ходу освоения программы
Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле
В течение года
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творчества
Зачетные работы, выполнение проектов и исследовательских работ
Январь, май
Учебно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
1 год
№
Наименование темы, раздела
Количество часов
теория
практика
всего
1
Введение в экологию
2
2
4
2
Определители флоры и фауны.
2
3
5
3
Гербарий растительности
2
3
5
4
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Восточно-Казахстанской области.
2
3
5
5
Особо охраняемые территории Восточно-Казахстанской области
1
4
5
6
Экологические факторы и среды жизни организмов
2
3
5
7
Заключение
2
3
5
Итого:
13
21
34
2 год
8
Биоценоз
2
3
5
9
Экосистемы
2
3
5
10
Популяции
2
3
5
11
Биосфера
2
3
5
12
Круговорот веществ и элементов
2
3
5
13
Ноосфера
2
3
5
14
Заключение
2
2
4
Итого:
14
20
34
3 год
15
Вводное занятие
1
1
2
16
Исследовательская и проектная деятельность
1
2
3
17
Экологический мониторинг
1
2
3
18
Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу
1
1
2
19
Антропогенные воздействия на биосферу
2
2
4
20
Антропогенные воздействия на атмосферу
2
2
4
21
Антропогенные воздействия на литосферу
2
2
4
22
Антропогенные воздействия на биотические сообщества
2
2
4
23
Антропогенные воздействия на гидросферу
2
2
4
24
Заключительное занятие.
2
2
4
Итого:
16
18
34
Всего за 3 года
43
59
102
Содержание программы первого года обучения.
Курс "Занимательная экология"
-
Введение в экологию. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Краткая история экологии. Предмет экологии. Структура экологии.
Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
-
Определители флоры и фауны.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
-
Гербарий растительности
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. На луг, по территории пришкольного участка, по п. Прибрежный. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
-
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Восточно-Казахстанской области.
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных ВКО, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны ВКО.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений ВКО. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны ВКО".
Экскурсии. В лесополосу "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
-
Особо охраняемые территории ВКО Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники ВКО.
Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой. Написание реферата "Флора и фауна ВКО".
-
Экологические факторы и среды жизни организмов Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов.
Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений", "Описание экосистемы аквариума".
Исследовательская. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
-
Заключительное занятие
Подведение итогов года.
Практическая часть. Защита и презентации исследовательских и проектных работ
Календарно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
1 год
Раздел
Тематическое содержание
Теория
Практика
Всего
Дата
1.Введение в экологию.
(4 часа)
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии
2
4
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2
2.Определители флоры и фауны.
(4 часа)
Понятие об определителе флоры и фауны.
1
4
Работа с определителями
1
Экскурсии в парк, на луг, к водоему.
1
Написание реферата по результатам экскурсий.
1
3.Гербарий растительности (4 часа)
Понятие о гербарии.
1
4
Знакомство с гербариями. Классификация гербариев.
1
Экскурсия на луг, по территории пришкольного участка, по территории поселка для составления гербариев древесно-
кустарниковой и травянистой растительности.
1
Изготовление гербариев кустарниковой растительности
1
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны ВКО.
(5 часов)
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.
1
5
Красная книга. Изучение Красной книги. Виды растений и занесенных в Красную книгу животных.
1
Составление карты ареалов редких видов растений и животных ВКО
1
Экскурсии. В лесопарк "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
1
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры фауны ВКО".
1
5.Особо охраняемые территории ВКО
(5 часов)
Охраняемые территории. Причины организации охраняемых территорий.
1
5
Работа со справочной литературой
1
Просмотр видеофильмов.
1
Работа с Красной книгой
1
Написание реферата "Флора и фауна ВКО".
1
6.Экологические факторы и среды жизни организмов
(4 часа)
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.
1
4
Исследовательская работа. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
1
Исследовательская работа.. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
1
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
1
7.Заключительное занятие (8 часов)
Подведение итогов года. Конференция по выполненным творческим работам.
1
2
8
Защита и презентации исследовательских работ.
1
2
Защита и презентации проектных работ
2
Итого
11
23
34
Содержание программы второго года обучения.
Курс "Занимательная экология"
-
Биоценоз
Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша.
Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Составление экологических пирамид. Составление цепей питания
Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений). Перспективы развития биоценоза в местах затронутых пожарами.
Экскурсии. В лесополосу "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов, к открытому водоему «Водный биогеоценоз», к плодовому саду «Искусственный биоценоз », на поле «Хозяйственная деятельность и видовой состав искусственных биогеоценозов»
-
Экосистемы.
Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практ. часть. Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии. Составление экологических пирамид. Составление гербария с учетом ярусности растений.
Экскурсии. В парк. "Надземная ярусность растительности парка", на луг «Распределение растительности на открытых местах», в лесополосу «Особенности видового состава растений на территории, прилегающей к населенному пункту»
-
Популяции .
Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
-
Биосфера
Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.
Практ. часть. Решение задач. Составление предварительных тем рефератов и начало их реализации. Сообщения на тему «Как живое вещество влияет на климат Земли». Творческое сочинение на тему «Что будет, если…». Просмотр фильмов и решение тематических задач.
-
Круговорот веществ и элементов
Круговорот веществ в природе (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Роль круговорота веществ. Влияние антропогенных факторов на круговорот веществ. Особая роль воды в системе органического мира.
Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. Сообщение на тему «Без воды нет жизни на Земле». Составление проекта «Глобальное потепление», «Таяние ледников»
-
Ноосфера
Открытие ноосферы. Роль ученых в создании теории ноосферы. Современные представления о ноосфере.
Практ. часть. Подготовка и выполнение творческой работы на тему «Что такое ноосфера ». Выполнение художественных работ и сочинений по тематике «Как я представляю ноосферу». Просмотр тематических фильмов. Изучение трудов ученых, внесших вклад в развитие учение о ноосфере.
-
Заключительное занятие
Подведение итогов года, совместное планирование творческих тем на следующий год.
Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.
Календарно-тематический план по курсу «Занимательная экология»
2 год
Раздел
Тематическое содержание
Теория
Практика
Всего
Дата
Биоценоз
(7 часов)
Биоценоз.
1
7
Биогеоценоз и экосистема.
1
Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум).
1
Составление цепей питания
1
Экскурсии. В лесополосу "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов,
1
Экскурсии к открытому водоему «Водный биогеоценоз»
1
Экскурсии на поле «Хозяйственная деятельность и видовой состав искусственных биогеоценозов»
1
Экосистемы. (6 часов)
Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская
1
6
Решение экологических задач.
1
Составление гербария с учетом ярусности растений.
1
Экскурсии. В парк. "Надземная ярусность растительности парка"
1
Экскурсии на луг « Распределение растительности на открытых местах»,
1
Экскурсии в лесополосу «Особенности видового состава растений на территории, прилегающей к населенному пункту»
1
Популяции (4часа)
Популяция.
1
4
Решение экологических задач.
1
Составление памятки о правилах поведения в лесу.
1
Составление памятки о рациональном использовании лесных богатств
1
Биосфера
(6 часов)
Биосфера
1
6
Состав биосферы
1
Решение задач.
1
Творческое сочинение на тему «Что будет, если…». Прогнозирование состава биосферы после экологической катастрофы.
1
Решение тематических задач.
1
Просмотр фильмов.
1
Круговорот веществ и элементов (6часов)
Круговорот веществ в природе (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Роль круговорота веществ.
1
6
Влияние антропогенных факторов на круговорот веществ
1
Особая роль воды в системе органического мира
1
Моделирование круговорота воды в природе.
1
Сообщение на тему «Без воды нет жизни на Земле».
1
Просмотр фильма об уникальных свойствах воды
1
Ноосфера
(3 часа)
Открытие ноосферы Современные представления о ноосфере.
1
3
Выполнение художественных работ «Как я представляю ноосферу
1
Изучение трудов ученых, внесших вклад в развитие учения о ноосфере
1
Заключительное занятие
Подведение итогов года, совместное планирование творческих тем на следующий год.
1
2
Конференция исследовательских работ кружковцев.
1
Итого
12
22
34
Содержание программы третьего года обучения.
Курс "Занимательная экология"
-
Вводное занятие
История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера.
Практ. часть. Обзор экологических проблем.
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды".
-
Исследовательская и проектная деятельность
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.
Практ. часть. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".
-
Экологический мониторинг
Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.
Практ. часть. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.
-
Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и бионту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу.
-
Антропогенные воздействия на биосферу
Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).
Практ. часть. Составление экологической карты города. Составление экологического паспорта помещения.
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".
5.1 Антропогенные воздействия на атмосферу
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
Практ. часть. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.
Иссл. работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.
Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха.
5.2.Антропогенные воздействия на литосферу
Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Практ. часть. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье. Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".
5.3. Антропогенные воздействия на биотические сообщества
Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.
Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа с доп. литературой. Решение задач.
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем.
Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны края".
5.4. Антропогенные воздействия на гидросферу (39 часов)
Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, Сплавы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практическая часть. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
-
Заключительное занятие.
Подведение итогов года и курса обучения.
Практическая часть. Защита и презентация проектов и исследовательских работ.
Календарно-тематический план по курсу
«Занимательная экология»
3 год
Раздел
Тематическое содержание
Теория
Практика
Всего
Дата
Вводное занятие
(3 часа)
История развития экологических идей.
1
3
Обзор экологических проблем Казахстана, ВКО
1
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды"
1
Исследовательская и проектная деятельность (3 часа)
Методика исследовательской и проектной деятельности.
1
3
Знакомство с исследовательскими работами.
1
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".
1
Экологический мониторинг (2 часа)
Задачи и методы мониторинга
1
2
Отбор проб воды и определение общих показателей воды
1
Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу (3 часа)
Экстремальные воздействия на биосферу
1
3
Просмотр видеофильмов
1
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу
1
Антропогенные воздействия на биосферу (5 часов)
Антропогенные воздействия на биосферу.
1
Классификация воздействий.
1
Составление экологической карты ВКО
1
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.
1
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".
1
Антропогенные воздействия на атмосферу (5 часов)
Состав воздуха, его значение для жизни организмов
1
5
Основные загрязнители атмосферного воздуха Классификация антропогенного загрязнения
1
Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
1
Решение экологических задач
1
Иссл. работа. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами
1
Антропогенные воздействия на литосферу (6 часов)
Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв
1
6
Экологические последствия загрязнения литосферы
1
Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок.
1
Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Проекты утилизации бытовых отходов
1
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье
1
Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях поселка".
1
Антропогенные воздействия на биотические сообщества (42 часа)
Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества
1
6
Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества
1
Просмотр видеофильмов
1
Составление характеристики биотических сообществ Бухтарминского водохранилища
1
Решение задач
1
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем
1
Антропогенные воздействия на гидросферу (5 часов)
Загрязнение вод: Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы
1
5
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема.
1
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема".
1
Написание сообщения по результатам экскурсии
1
Экскурсии. К водоему. "Влияние выбросов промышленных предприятий на экологическое состояние водоема
1
Заключительное занятие.
Защита и презентация исследовательских работ
1
1
Итого
15
19
34
Методические рекомендации
В организации и проведении дополнительных занятий экологического характера возникает много трудностей. Они вызваны тем, что эта работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению. Следует учитывать местные условия, запросы детского коллектива, индивидуальные возможности и интересы учащихся. Наряду с этим занятия дают неограниченные возможности для развития творческой активности школьников.
При реализации программы интерес учащихся будет выступать главной движущей силой в поиске ответов на многие тематические вопросы. Развитие интереса - вот одно из направлений программы, которое включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.
В ходе организации прослеживается метод проектно-исследовательской деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Организованные занятия способствуют тому, что интересы учащихся приобретают очертания склонностей, особенно когда они побуждают к творческому поиску, к практическому применению полученных знаний (например, при проведении опытов, проектных и исследовательских работ, при фенологических наблюдениях).
Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся и ориентироваться при организации занятий на их запросы и склонности, направляя их в нужное русло.
Экологическая направленность занятий способствует укреплению патриотических чувств, а также любви к родному краю
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы объединения «Занимательная экология» становятся защищенные проекты и исследования, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся
-
Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы».
-
Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие к пониманию образы, воплощенные средствами практической деятельности.
-
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
-
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Айала, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика. - М: Мир, 1987.
-
Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 375 с.
-
Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 238 с.
-
Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2001. - 184с.
-
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во БРЭ, 1995.
-
Биология охраны природы / под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. - М.: Мир, 1983
-
Грин. Н, Стаут. У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
-
Дубинин, Н П. Общая генетика. - М.: Наука, 1986. - 559 с.
-
Журнал «Химия и жизнь». 1985-2004 гг.
-
Журнал «Вокруг света». 2000-2004 гг.
-
Журнал «Природа». 1990-1999 гг.
-
Журнал «Знание - сила». 2000-2004 гг.
-
Журнал «Наука и жизнь» 1991-2004 гг.
-
Жизнь животных. Т. 1,4.- М.: Просвещение, 1983.
-
Заяц, Р. Г., Рачковская, И. В., Стамбровская, В. М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. - 510 с.
-
Клауснитцер, Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990. -247с.
-
Константинов, А. С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986.
-
Лобашов, М. Е., Ватти, К. В., Тихомирова, М. М. Генетика с основами селекции. -М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
-
Наумов, Н. П., Карташев, Н. Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.
20. Наумов, Д. Мир океана. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 333 с.
Сайты в Интернете:
lseptember.ru
floranimal.ru
scientific.ru
center.fio.ru
sciteclibrarv.ru
nsu.ru
msu.ru
zoo.rin.ru
acctssnet.ru
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
-
Никольский, Г. В. Экология рыб. - М.: Высшая школа, 1974.
-
Одум, Ю. Экология: в 2 т. - М.: Мир, 1986.
-
Скулачев, В. П. Электродвигатель бактерий / Соросовский образовательный журнал. - 2003.
-
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.
-
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с.
-
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 320 с.
-
Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Энерго-атомиздат, 1987. - 366 с.
-
Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -370.
-
Халидов, А. Б. Насекомые - разрушители грибов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 150 с.
-
Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.
-
Эдхард, Ж.-П., Сежен, Ж. Планктон. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984.