Тема: «Условия прорастания семян»

ПЛАН -   КОНСПЕКТ  УРОКАТема:      «Условия прорастания семян»1. ФИО      Полуэктова   Антонина   Фёдоровна2. Место  работы .     МОУ  «Сычёвская   СОШ»3. Должность.   Учитель   биологии4. Предмет   Биология5. Класс     66. Базовый   учебник   Пономарёва И.Н  Биология   6  класс.  Растения,   бактерии,  грибы. Учебник   для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. – Издательский  центр  «Вентана  -  Граф»,2010 г7. Тип урока. Комбинированный урок.8. Образовательная цель урока:  • познакомить  ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Условия прорастания семян»

  1. ФИО Полуэктова Антонина Фёдоровна

  2. Место работы . МОУ «Сычёвская СОШ»

  3. Должность. Учитель биологии

  4. Предмет Биология

  5. Класс 6

  6. Базовый учебник Пономарёва И.Н Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - Издательский центр «Вентана - Граф»,2010 г

  7. Тип урока. Комбинированный урок.

  8. Образовательная цель урока:

  • познакомить учащихся с условиями прорастания семян, влиянием факторов среды на прорастание семян и практическим значением знаний об условиях прорастания семян;

  • научить ставить опыты, вести наблюдение и делать выводы по полученным результатам, выделять главное в тексте.

  1. Задачи -

  • обучающие: сформировать знания об условиях прорастания семян, о правильном посеве семян, о росте и питании проростков о типах прорастания (надземное и подземное), о зависимости глубины заделки семян от их размера.

  • развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение принимать решения и работать с различными источниками информации, формировать практические навыки по выявлению условий прорастания семян.

  • воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе. Уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.

  1. Формы организации учебной деятельности:

-Словесная (устная монологическая речь, беседа)

-наглядная (демонстрация опытов)

-проблемно-поисковая (работа с учебником)

- проблемно-иследовательская (постановка опытов)

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

  2. Оборудование: коллекция семян, таблицы «Строение семян однодольных и двудольных растений», опытные образцы проросших семян поставленных за 7 дней тремя группами учащихся, компьютер.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, проросток, глубина заделки семян, холодостойкие и теплолюбивые растения.

Ход урока:

Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы говорили о строении семян двудольных и однодольных растений. Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. На столе лежат тесты в двух вариантах.

I - вариант

а) Дописать предложение или вставить пропущенные слова

1………. орган размножения и расселения растений.

2. Плотный покров семени называется ……….

3. Через …….. внутрь семян попадает вода.

4. Внутри семени находится ……..

5. Особая ткань клетки, в которой содержится много запасных питательных веществ называют …..

6. Проросток вырастает только из семян с ……….. зародышем.

7. Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различные части …… и ……

8. Цветковые растения, имеющие зародыш с двумя семядолями называют……., а с одной семядолею называют …..

9. Совокупность всех корней растения называют ….

б) Соотнесите

семя пшеницы 1. Плотный семенной покров корпуса.

2. Плотный семенной покров

сросшийся с эндоспермом.

3. Семя состоит из кожуры и зародыша.

Семя фасоли 4. Зародыш с одной семядолю.

5. Семя состоит из плотного покрова,

эндосперма и зародыша.

6. Зародыш с двумя семядолями.

7. Семядоля в форме тонкой пластинки

II- вариант

а)

Выберите верные утверждения:

  1. Семя - вегетативный орган растения.

  2. Семя является зародышем будущего растения.

  3. Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.

  4. Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы весят до 200грамм.

  5. Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.

  6. Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен.

  7. Эндосперм - особая запасающая ткань растений.

  8. Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

  9. Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

  10. Фасоль относится к двудольным растениям.

  11. Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

  12. Семядоли семени фасоли это первые зародышевые листья будущего растения.

б) Соотнесите

семя ириса 1. Плотный семенной покров корпуса.

2. Плотный семенной покров

сросшийся с эндоспермом.

3. Семя состоит из кожуры и зародыша.

Семя гороха 4. Зародыш с одной семядолю.

5. Семя состоит из плотного покрова,

эндосперма и зародыша.

6. Зародыш с двумя семядолями.

7. Семядоля в форме тонкой пластинки

II Изучение нового материала

Что общего у всех семян?

Какова основная функция семян?

Но, все ли семена прорастают?

Тема нашего урока: «Условия прорастания семян».

(Запись темы в тетради).

Нужно ли нам знать эту тему?

Как распространяются семена?

Что нужно для того, чтобы семена проросли?

И так, какие же условия нужны для прорастания семян?

Сейчас мы узнаем. За 7 дней до урока были поставлены опыты тремя группами учащихся вашего класса.

Опыт 1

Представитель 1 группы рассказывает и показывает постановку своего опыта, но не объясняет результат.

Таблица 1

Номер опыта

1

2

3

Описание

опыта

В пробирку насыпали сухие семена гороха и поставили в тёплом месте

В пробирку насыпали сухие семена гороха, добавили немного воды и поставили в тёплое место

В пробирку насыпали семена гороха, налили воды до краёв и поставили в тёплое место

Результат

опыта

Никаких изменений нет

Семена набухли и проросли

Семена набухли, но не проросли, вода помутнела

Вопросы классу:

Почему семена не проросли в 1 пробирке и в 3 пробирке?

Почему семена проросли во 2 пробирке?

Выводы:

1 Семена в 1 пробирке не проросли, так как не было воды.

2.Семена во 2 пробирке проросли, так как были и вода и воздух.

3. В 3 пробирке семена проросли, так как были и воздух и вода.

Записи в тетради: Для прорастания семян необходимы вода и воздух.

Опыт 2 .Представитель 2-ой группы рассказывает и показывает свою работу.

Таблица 2

Номер

опыта

1

2

3

4

Описание

опыта

Семена гороха, завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в холод.

Семена гороха, завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим тепло.

Семена тыквы, Завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в холод.

Семена тыквы, Завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в тепло.

Результаты опыта

Семена гороха проросли. Проростки слабо развиты.

Семена гороха проросли. Проростки сильно развиты.

Семена тыквы не проросли.

Семена тыквы проросли

Вопросы:

Почему такая разница в развитии проростков гороха?

Почему семена тыквы не проросли в холоде?

Все ли семена можно сеять в одно и то же время?

Самостоятельная работа учащихся с текстом на стр. 45.

Выводы:

Растения есть теплолюбивые и холодостойкие. Холодостойкие растения могут прорастать t +2, а теплолюбивые при t +15 +25 градусов.

Судя по тому, что семена гороха холодостойкие их можно сеять рано весной, а семена тыквы сеют тогда, когда средняя суточная температура выше +15,+20 градусов.

Запись в тетрадях: Для прорастания семян необходима определенная температура.

Что еще нужно для прорастания семян?

Прежде чем ответить на этот вопрос, выслушаем представителя 3 группы.

Опыт 3

Представитель 3 группы рассказывает о своем опыте:

«Влияние запаса питательных веществ на рост и развитие проростка»

Таблица 3

Номер

опыта

1

2

3

Описание

опыта

Взяли целое семя гороха завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.

Половину семени гороха с зародышем завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.

½ семядоли гороха с зародышем завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.

Результат

опыта

Проросток активно развивается.

Проросток медленно развивается.

Проросток очень слабый.

Вопрос:

Какая разница между проростками? Почему?

Вывод:

Чем больше питательных веществ в семени, тем лучше развивается проросток.

Чем крупнее семя, тем больше питательных веществ, а значит и лучше развивается проросток.

(Запись в тетради)

Активность роста проростка зависит от количества питательных вешеств в семени.

На какую глубину сеют семена?

Демонстрация опыта с семенами гороха, посаженными на глубину 2 см, 5 см, 9 см.

Вопросы:

Как развиваются проростки гороха, посаженные на разную глубину?

Все ли семена можно сеять на одинаковую глубину? Почему?

На какую глубину нужно сеять семена мака? А фасоли?

Влияет ли почва на глубину заделки семян? На одинаковую ли глубину нужно сеять семена гороха в глинистой почве и песчаной?

Выводы:

Чем крупнее семена и рыхлее почва, тем глубже их нужно сеять. В плотной почве проростки мелких семян не смогут выйти на поверхность. Их нужно сеять на меньшую глубину.

(Запись в тетради)

На рост и развитие проростка влияет глубина заделки семян и структура почвы.

Рефлексия.

Вопросы:

Зачем нам нужно знать условия прорастания семян?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Для чего нужна вода, тепло, кислород?

Когда, в какое время и на какую глубину сажают семена ваши родители?

Почему для посева выбирают самые крупные семена?

Помогаете ли вы своим родителям ухаживать за растениями?

Как используют эти знания для выращивания сельскохозяйственных культур в крупных организациях?

Какие профессии сельского хозяйства вы знаете? ( механизатор: тракторист, комбайнёр, шофёр), агроном и др.

Знаете ли вы, за что отвечает агроном?

Сообщение учителя: Для улучшения всхожести семян, повышения урожайности, используют предпосевную обработку. Семена можно закаливать чередованием низких и высоких температур, обрабатывать растворами с питательными веществами, применять электромагнитную обработку.

Агроном отвечает и за состав и структуру почвы, за качество семян используемых для посева, за сроки посева и глубину заделки семян. Следовательно, за качество и количество урожая.

Задание на дом:

П. 11 -- пересказ. Провести опыт «Влияние света на прорастание семян» , ход постановки опыта на странице 46.

7


© 2010-2022