- Преподавателю
- Биология
- Тема: «Условия прорастания семян»
Тема: «Условия прорастания семян»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришечкина М.И. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Условия прорастания семян»
-
ФИО Полуэктова Антонина Фёдоровна
-
Место работы . МОУ «Сычёвская СОШ»
-
Должность. Учитель биологии
-
Предмет Биология
-
Класс 6
-
Базовый учебник Пономарёва И.Н Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - Издательский центр «Вентана - Граф»,2010 г
-
Тип урока. Комбинированный урок.
-
Образовательная цель урока:
-
познакомить учащихся с условиями прорастания семян, влиянием факторов среды на прорастание семян и практическим значением знаний об условиях прорастания семян;
-
научить ставить опыты, вести наблюдение и делать выводы по полученным результатам, выделять главное в тексте.
-
Задачи -
-
обучающие: сформировать знания об условиях прорастания семян, о правильном посеве семян, о росте и питании проростков о типах прорастания (надземное и подземное), о зависимости глубины заделки семян от их размера.
-
развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение принимать решения и работать с различными источниками информации, формировать практические навыки по выявлению условий прорастания семян.
-
воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе. Уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.
-
Формы организации учебной деятельности:
-Словесная (устная монологическая речь, беседа)
-наглядная (демонстрация опытов)
-проблемно-поисковая (работа с учебником)
- проблемно-иследовательская (постановка опытов)
-
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
-
Оборудование: коллекция семян, таблицы «Строение семян однодольных и двудольных растений», опытные образцы проросших семян поставленных за 7 дней тремя группами учащихся, компьютер.
Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, проросток, глубина заделки семян, холодостойкие и теплолюбивые растения.
Ход урока:
Актуализация знаний.
На предыдущем уроке мы говорили о строении семян двудольных и однодольных растений. Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. На столе лежат тесты в двух вариантах.
I - вариант
а) Дописать предложение или вставить пропущенные слова
1………. орган размножения и расселения растений.
2. Плотный покров семени называется ……….
3. Через …….. внутрь семян попадает вода.
4. Внутри семени находится ……..
5. Особая ткань клетки, в которой содержится много запасных питательных веществ называют …..
6. Проросток вырастает только из семян с ……….. зародышем.
7. Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различные части …… и ……
8. Цветковые растения, имеющие зародыш с двумя семядолями называют……., а с одной семядолею называют …..
9. Совокупность всех корней растения называют ….
б) Соотнесите
семя пшеницы 1. Плотный семенной покров корпуса.
2. Плотный семенной покров
сросшийся с эндоспермом.
3. Семя состоит из кожуры и зародыша.
Семя фасоли 4. Зародыш с одной семядолю.
5. Семя состоит из плотного покрова,
эндосперма и зародыша.
6. Зародыш с двумя семядолями.
7. Семядоля в форме тонкой пластинки
II- вариант
а)
Выберите верные утверждения:
-
Семя - вегетативный орган растения.
-
Семя является зародышем будущего растения.
-
Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.
-
Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы весят до 200грамм.
-
Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.
-
Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен.
-
Эндосперм - особая запасающая ткань растений.
-
Эндосперм присутствует в семенах всех растений.
-
Семена двудольных растений не имеют эндосперма.
-
Фасоль относится к двудольным растениям.
-
Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.
-
Семядоли семени фасоли это первые зародышевые листья будущего растения.
б) Соотнесите
семя ириса 1. Плотный семенной покров корпуса.
2. Плотный семенной покров
сросшийся с эндоспермом.
3. Семя состоит из кожуры и зародыша.
Семя гороха 4. Зародыш с одной семядолю.
5. Семя состоит из плотного покрова,
эндосперма и зародыша.
6. Зародыш с двумя семядолями.
7. Семядоля в форме тонкой пластинки
II Изучение нового материала
Что общего у всех семян?
Какова основная функция семян?
Но, все ли семена прорастают?
Тема нашего урока: «Условия прорастания семян».
(Запись темы в тетради).
Нужно ли нам знать эту тему?
Как распространяются семена?
Что нужно для того, чтобы семена проросли?
И так, какие же условия нужны для прорастания семян?
Сейчас мы узнаем. За 7 дней до урока были поставлены опыты тремя группами учащихся вашего класса.
Опыт 1
Представитель 1 группы рассказывает и показывает постановку своего опыта, но не объясняет результат.
Таблица 1
Номер опыта
1
2
3
Описание
опыта
В пробирку насыпали сухие семена гороха и поставили в тёплом месте
В пробирку насыпали сухие семена гороха, добавили немного воды и поставили в тёплое место
В пробирку насыпали семена гороха, налили воды до краёв и поставили в тёплое место
Результат
опыта
Никаких изменений нет
Семена набухли и проросли
Семена набухли, но не проросли, вода помутнела
Вопросы классу:
Почему семена не проросли в 1 пробирке и в 3 пробирке?
Почему семена проросли во 2 пробирке?
Выводы:
1 Семена в 1 пробирке не проросли, так как не было воды.
2.Семена во 2 пробирке проросли, так как были и вода и воздух.
3. В 3 пробирке семена проросли, так как были и воздух и вода.
Записи в тетради: Для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Опыт 2 .Представитель 2-ой группы рассказывает и показывает свою работу.
Таблица 2
Номер
опыта
1
2
3
4
Описание
опыта
Семена гороха, завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в холод.
Семена гороха, завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим тепло.
Семена тыквы, Завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в холод.
Семена тыквы, Завернутые в марлю, помещаем в стакан с небольшим количеством воды и ставим в тепло.
Результаты опыта
Семена гороха проросли. Проростки слабо развиты.
Семена гороха проросли. Проростки сильно развиты.
Семена тыквы не проросли.
Семена тыквы проросли
Вопросы:
Почему такая разница в развитии проростков гороха?
Почему семена тыквы не проросли в холоде?
Все ли семена можно сеять в одно и то же время?
Самостоятельная работа учащихся с текстом на стр. 45.
Выводы:
Растения есть теплолюбивые и холодостойкие. Холодостойкие растения могут прорастать t +2, а теплолюбивые при t +15 +25 градусов.
Судя по тому, что семена гороха холодостойкие их можно сеять рано весной, а семена тыквы сеют тогда, когда средняя суточная температура выше +15,+20 градусов.
Запись в тетрадях: Для прорастания семян необходима определенная температура.
Что еще нужно для прорастания семян?
Прежде чем ответить на этот вопрос, выслушаем представителя 3 группы.
Опыт 3
Представитель 3 группы рассказывает о своем опыте:
«Влияние запаса питательных веществ на рост и развитие проростка»
Таблица 3
Номер
опыта
1
2
3
Описание
опыта
Взяли целое семя гороха завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.
Половину семени гороха с зародышем завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.
½ семядоли гороха с зародышем завернули в марлю и поместили в стакан с небольшим количеством воды.
Результат
опыта
Проросток активно развивается.
Проросток медленно развивается.
Проросток очень слабый.
Вопрос:
Какая разница между проростками? Почему?
Вывод:
Чем больше питательных веществ в семени, тем лучше развивается проросток.
Чем крупнее семя, тем больше питательных веществ, а значит и лучше развивается проросток.
(Запись в тетради)
Активность роста проростка зависит от количества питательных вешеств в семени.
На какую глубину сеют семена?
Демонстрация опыта с семенами гороха, посаженными на глубину 2 см, 5 см, 9 см.
Вопросы:
Как развиваются проростки гороха, посаженные на разную глубину?
Все ли семена можно сеять на одинаковую глубину? Почему?
На какую глубину нужно сеять семена мака? А фасоли?
Влияет ли почва на глубину заделки семян? На одинаковую ли глубину нужно сеять семена гороха в глинистой почве и песчаной?
Выводы:
Чем крупнее семена и рыхлее почва, тем глубже их нужно сеять. В плотной почве проростки мелких семян не смогут выйти на поверхность. Их нужно сеять на меньшую глубину.
(Запись в тетради)
На рост и развитие проростка влияет глубина заделки семян и структура почвы.
Рефлексия.
Вопросы:
Зачем нам нужно знать условия прорастания семян?
Какие условия необходимы для прорастания семян?
Для чего нужна вода, тепло, кислород?
Когда, в какое время и на какую глубину сажают семена ваши родители?
Почему для посева выбирают самые крупные семена?
Помогаете ли вы своим родителям ухаживать за растениями?
Как используют эти знания для выращивания сельскохозяйственных культур в крупных организациях?
Какие профессии сельского хозяйства вы знаете? ( механизатор: тракторист, комбайнёр, шофёр), агроном и др.
Знаете ли вы, за что отвечает агроном?
Сообщение учителя: Для улучшения всхожести семян, повышения урожайности, используют предпосевную обработку. Семена можно закаливать чередованием низких и высоких температур, обрабатывать растворами с питательными веществами, применять электромагнитную обработку.
Агроном отвечает и за состав и структуру почвы, за качество семян используемых для посева, за сроки посева и глубину заделки семян. Следовательно, за качество и количество урожая.
Задание на дом:
П. 11 -- пересказ. Провести опыт «Влияние света на прорастание семян» , ход постановки опыта на странице 46.
7