«Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека»

Данный материал - это конспект урока для 6-го класса средней школы для линейки учебников под редакцией Пасечника, составленный в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения. Особый упор делается на формирование специфических для биологии УУД (универсальных учебных действий). Весь урок жёстко регламентирован по времени, что опробовано на практике в трёх классах с разным уровнем развития детей. Желательно во время урока использовать интерактивную доску. При отсутствии такой доски, можно исполь...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека» разработал учитель биологии

МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» Винтер Григорий Электронович.

Этапы урока

Деятельность

Формируемые УУД и планируемые результаты деятельности учащихся

учителя

обучающихся


Часть I.


Целеполагание









Компоненты урока:

  • организационный;

  • целевой.









Приветствует детей.

Сообщает учащимся тему урока.

Предлагает учащимся самостоятельно поставить цели урока, используя при этом распечатку с кратким смысловым содержанием темы « Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека».


Приветствуют учителя.

Используя распечатку с кратким содержанием темы «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека», формулируют 3-4 основные цели урока.

УУД:

- коммуникативные;

- информационные

(уметь работать с учебной литературой и справочным материалом);

- общекультурные.


Планируемый результат деятельности учащихся:


  • верно поставленные цели.


Предполагаемые цели урока, которые должны быть поставлены учащимися:

1)Изучить строение бактерий;

2) Изучить группы бактерий;

3) Сделать вывод о значении бактерий для различных объектов живой природы и человека.


Время исполнения:


- работа с распечаткой - 4 мин.;

- формулирование целей - 3 мин.

Всего времени, затраченного на целеполагание - 7 мин.

+1 мин. - организацион. момент


Часть II.

Мотивация к учебной деятельности






Компонент урока:

- мотивационный.





Учитель предлагает

учащимся рассказать о строении бактерий и об их основных отличиях от растительной клетки.


Мотивация к учебной деятельности проходит в виде быстрого фронтального опроса уже пройденного материала:

учащиеся с места отвечают о строении бактерий, об их сходстве и различии с уже изученной растительной клеткой.


УУД:

- коммуникативные;

- учебно-познавательные (знать строение растительной клетки, знать строение бактерий);

- рефлексивные;

- сравнительно-аналитические (уметь сравнивать биологические объекты и делать выводы об их сходствах, различиях и особенностях);

- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации);

- общекультурные.

Планируемый результат деятельности учащихся:

- учащиеся демонстрируют знание строения растит. клетки;

- учащиеся демонстрируют знание строения бактерии;

- учащиеся находят основные сходства и различия между растительной клеткой и бактериями.

Время исполнения:

6 минут.

Всего времени с начала урока:

14 минут.



Часть III.


Открытие новых знаний









Компонент урока:

- содержательный.








Вместе с учащимися ставит задачи по изучению содержания логически-смысловой модели «Бактерии» и её переработке в логическую схему с более подробным смысловым содержанием.

Делит класс на группы.


В соответствии с поставленными задачами, даёт учащимся задания на группировку свойств и функций бактерий по способу питания, жизненной форме, способам дыхания, экологическим группам, способам размножения и значению для биологических объектов, в т.ч. человека.









Учащиеся вместе с учителем, используя логически-смысловую модель «Бактерии», ставят перед собой задачи по её изучению и переработке в логическую схему с более подробным смысловым содержанием.


Далее учащиеся работают в 3 группах, созданных для проведения группового эксперимента по поиску и обработке информации в логически-смысловой модели «Бактерии». Находят ответы на поставленные задачи и дополняют

смысловое содержание данной модели с помощью учебника. Результат выполнения поставленных перед рабочей группой задач заносятся учащимися в тетрадь.


Каждая группа фиксируют время выполнения задания, которое заносится на интерактивную доску.

УУД:

- коммуникативные;

- учебно-познавательные (познание нового об экологических группах и особенностях бактерий);

- сравнительно-аналитические (уметь сравнивать, сопоставлять и находить общее смысловое наполнение по теме урока в двух разных информационных источниках);

- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации в единую логическую схему)

- общекультурные.



Планируемый результат деятельности учащихся:

Результаты группового эксперимента по поиску информации в логически-смысловой модели «Бактерии» и её переработке в иную форму с более подробным смысловым содержанием отображаются учащимися в тетради в виде логической схемы, содержащей ответы на задачи, поставленные учителем перед данной временной учебной группой. При выполнении задания учащиеся раскрывают смысловое содержание логически-смысловой модели «Бактерии» с помощью учебника В.В. Пасечника «Биология: бактерии, грибы, растения», М., 2010.


Время исполнения:

- формулирования задач по логически-смысловой модели; «Бактерии» - 3 минуты;

- работа над выполнением группового эксперимента - 10 минут;

- организационные моменты и перенос данных о времени, фактически потраченном на выполнение задания, на интерактивную доску - 2 минуты.

Всего времени с начала урока:

30 минут.




Часть IV.


Выявление места и причины затруднений


Первичное закрепление нового материала во время работы с терминами.




Компоненты урока:

- содержательный;

- рефлексивный.

Учитель спрашивает учащихся, какие биологические термины, используемые в логически-смысловой модели «Бактерии» или в п. №№ 6-7 учебника В.В. Пасечника «Биология: бактерии, грибы, растения», М., 2010, ими оказались непоняты или требуют дополнительного объяснения

Фронтальная работа: перечисляют учителю термины, смысловое содержание которых вызвало затруднения.

Вместе с учителем обсуждают значение терминов.

Выписывают новые термины в терминологический словарь в тетради.

УУД:

- коммуникативные;

- учебно-познавательные (введение в лексикон новых терминов и познание их смыслового содержания);

- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации);

- общекультурные.

Планируемый результат деятельности учащихся:

Полное понимание смыслового наполнения биологических терминов по теме «Бактерии».

Заполнение вышеназванными терминами специального словаря в тетради.

Использование биологических терминов по теме «Бактерии» для проверки правильности выполнения поставленных перед рабочей группой задач.


Время исполнения:

5 минут.


Всего времени с начала урока:

35 минут.



Часть V.



Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Включение в систему знаний и повторение.






Компоненты урока:

- рефлексивный;

- контрольно-оценочный.



На интерактивную доску выводится начало фраз:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне понравилось…

Мне было трудно …

Я не разобрался …

На уроке я понял, что …

После быстрого обсуждения изученного на уроке, предлагает сделать общий вывод с урока.


Учащиеся по выбору отвечают на один из вопросов, выведенных на интерактивную доску.

Рассказывают, где можно применить знания о бактериях, почему эти знания полезны.

Делают общий вывод с урока.

УУД:

- коммуникативные;

- прагматические

(учащиеся рассказывают о пользе лактобактерий и способах предохранения от инфекций, возбудителями которых являются болезнетворные бактерии);

- сравнительно-аналитические ( умение сопоставлять уровни знаний, умение делать вывод);

- рефлексивные.

Планируемый результат деятельности учащихся:


Рефлексия проделанной на уроке работы, выделение «узких» мест, где изучаемый материал понят не полностью, конкретизация практической направленности темы «Бактерии».


Время исполнения:

8 минут.


Всего времени с начала урока:

43 минуты.

Часть VI.

Дифференцированное домашнее задание:

Предлагает три группы заданий, соответствующих различным уровням сложности.

Задания высвечиваются на интерактивной доске.

Записывают задания.

Обсуждают между собой возможность объединения в рабочие группы для выполнения творческих заданий.

Время исполнения:

2 минуты.


Всего времени с начала урока:

45 минут.



Конспект урока «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека» разработал учитель биологии

МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» Винтер Григорий Электронович.

© 2010-2022