- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Размножение и развитие птиц
Урок по биологии Размножение и развитие птиц
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидоренко Н.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по биологии
Класс: 8
Учитель: Сидоренко Н.В.
Тема: "Размножение и развитие птиц"
Цели урока:
-
Формировать представление о размножении и развитии птиц.
-
Устной речи на основе ответов на вопросы, мышления через обобщение, выводов.
-
Воспитание любви к природе.
Оборудование:
-
Презентация, стихи, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
-
Орг.момент.
Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.
Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.
Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!
-
Сообщение темы и задач урока.
Мы начинаем урок по теме "Изучение размножения и развития птиц»
Учащиеся записывают тему урока.
Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея "Все - из яйца!".
-
Проверка домашнего задания.
Изображение сердца на доске, учащимся обозначить стрелками направление движения тока крови, нарисовать клапаны, подписать отделы, прокомментировать строение кровеносной системы.
(К доске вызывается один учащийся).
Учитель вызывает к доске второго учащегося и предлагает ему рассказать "Пищеварительная система птиц" - подготовить рассказ.
Опрос класса:
-
Какие особенности внешнего строения птицы связаны с полетом? Соблюдая технику безопасности, при ответе вы не встаете.дахание и выделительная система.
Отметки с коммнгтированием.
3.Изучение нового. новой темы.
План (учитель показывает на доску).
План:
-
Система размножения птиц.
-
Строение птиц.
-
Развитие зародыша.
-
Типы развития птенцов.
Запишите план в свои тетради. Записывают.
С помощью программы Windows Media Plauer просмотрим видео ролики.
Просмотр.
Презентация
Мы переходим ко второму пункту нашего плана.
Рассказ о строении яйца.
Яйца различных птиц отличаются по размерам и форме. В природе они чрезвычайно разнообразны и по цвету, и по размерам.
Чайки, сразу после вылупления птенцов, уносят прочь скорлупу. Зачем они это делают?
Ответ: белая внутренняя сторона скорлупы привлекает внимание хищников на пестром берегу.
Берет в руки куриное яйцо и показывает классу.
Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.
Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.
Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф (Показывает на эпиграф). Все - из яйца!
Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.
слайд №3 <Рисунок3>.
Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо - оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.
Обратите внимание на рисунок внутреннего строения яйца <Рисунок6>.
Рассказывает и показывает на экране.
Сверху скорлупу покрывает кутикула, под скорлупой находятся две оболочки: подскорлуповая и надскорлуповая. У тупого конца яйца она отходит, образуя воздушную камеру. В воздушной камере находится запас воздуха для первого вздоха зародыша.
Белок в яйце - амортизатор при поворотах и сотрясениях, кроме этого он - источник воды для зародыша.
В середине яйца на белковых канатиках - халазах подвешен желток в желточной оболочке. В составе желтка - питательные вещества и вода. В верхней части желтка находится светлое пятнышко - зародышевый диск . Зародыш обеспечен всем необходимым.
На ваших рабочих столах находятся карточки "Строение яйца" (<Рисунок7>). Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради.
Для самостоятельного изучения развития зародыша (показываю на пункт плана) изучите параграф учебника по данной теме. Цель - проследить стадии развития зародыша. <Рисунок8>
На выполнение этого задания вам отводится мину10 минут.
Учащиеся работают с учебником. 2гр. Прочитать заданный абзац.
После истечения времени проводится опрос-закрепление материала.
Приступаем к опросу по пройденным этапам.
Почему не развиваются яйца-болтуны?
Каким образом птенец выходит из яйца наружу?
Что в строении зародыша свидетельствует о родстве птиц и пресмыкающихся?.
Запишем выводы в своей тетради:
-
Развитие зародыша начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки.
-
Все развитие зародыша происходит в яйце, где он обеспечен всем необходимым.
-
Сходство в развитии и размножении доказывает родство птиц с пресмыкающимися<Рисунок4>
Что отличает их друг от друга?
Комментарий учителя
Страусы, воробьиные, куриные выводят выводковых птенцов, а совы, голуби, дятлы, воробьиные - птенцовых. <Рисунок9>.
-
Закрепление пройденной темы.
Контрольный тест. "Выполнение теста.
-
Домашнее задание: стр. 101-103 читать, 1гр. ответить на вопросы, 2гр. прочитать абзац, рассказ о внутреннем строении яйца.
-
Итог урока.
Все задачи урока были выполнены.
Мы достигли цель, поставленную перед изучением темы "Размножение и развитие птиц".
Отметки за урок.
Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.