Урок по биологии Размножение и развитие птиц

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии Размножение и развитие птицКонспект урока по биологии

Класс: 8

Учитель: Сидоренко Н.В.

Тема: "Размножение и развитие птиц"

Цели урока:

  • Формировать представление о размножении и развитии птиц.

  • Устной речи на основе ответов на вопросы, мышления через обобщение, выводов.

  • Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • Презентация, стихи, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!

  1. Сообщение темы и задач урока.

Мы начинаем урок по теме "Изучение размножения и развития птиц»

Учащиеся записывают тему урока.

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея "Все - из яйца!".

  1. Проверка домашнего задания.

Изображение сердца на доске, учащимся обозначить стрелками направление движения тока крови, нарисовать клапаны, подписать отделы, прокомментировать строение кровеносной системы.

(К доске вызывается один учащийся).

Учитель вызывает к доске второго учащегося и предлагает ему рассказать "Пищеварительная система птиц" - подготовить рассказ.

Опрос класса:

  1. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с полетом? Соблюдая технику безопасности, при ответе вы не встаете.дахание и выделительная система.

Отметки с коммнгтированием.

3.Изучение нового. новой темы.

План (учитель показывает на доску).

План:

  1. Система размножения птиц.

  2. Строение птиц.

  3. Развитие зародыша.

  4. Типы развития птенцов.

Запишите план в свои тетради. Записывают.

С помощью программы Windows Media Plauer просмотрим видео ролики.

Просмотр.

Презентация

Мы переходим ко второму пункту нашего плана.

Рассказ о строении яйца.

Яйца различных птиц отличаются по размерам и форме. В природе они чрезвычайно разнообразны и по цвету, и по размерам.

Чайки, сразу после вылупления птенцов, уносят прочь скорлупу. Зачем они это делают?

Ответ: белая внутренняя сторона скорлупы привлекает внимание хищников на пестром берегу.

Берет в руки куриное яйцо и показывает классу.

Снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой, хрупкой, но прочной.

Ее функции: механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф (Показывает на эпиграф). Все - из яйца!

Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.

слайд №3 <Рисунок3>.

Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо - оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.

Обратите внимание на рисунок внутреннего строения яйца <Рисунок6>.

Рассказывает и показывает на экране.

Сверху скорлупу покрывает кутикула, под скорлупой находятся две оболочки: подскорлуповая и надскорлуповая. У тупого конца яйца она отходит, образуя воздушную камеру. В воздушной камере находится запас воздуха для первого вздоха зародыша.

Белок в яйце - амортизатор при поворотах и сотрясениях, кроме этого он - источник воды для зародыша.

В середине яйца на белковых канатиках - халазах подвешен желток в желточной оболочке. В составе желтка - питательные вещества и вода. В верхней части желтка находится светлое пятнышко - зародышевый диск . Зародыш обеспечен всем необходимым.

На ваших рабочих столах находятся карточки "Строение яйца" (<Рисунок7>). Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради.

Для самостоятельного изучения развития зародыша (показываю на пункт плана) изучите параграф учебника по данной теме. Цель - проследить стадии развития зародыша. <Рисунок8>

На выполнение этого задания вам отводится мину10 минут.

Учащиеся работают с учебником. 2гр. Прочитать заданный абзац.

После истечения времени проводится опрос-закрепление материала.

Приступаем к опросу по пройденным этапам.
Почему не развиваются яйца-болтуны?
Каким образом птенец выходит из яйца наружу?
Что в строении зародыша свидетельствует о родстве птиц и пресмыкающихся?.

Запишем выводы в своей тетради:

  1. Развитие зародыша начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки.

  2. Все развитие зародыша происходит в яйце, где он обеспечен всем необходимым.

  3. Сходство в развитии и размножении доказывает родство птиц с пресмыкающимися<Рисунок4>

Что отличает их друг от друга?

Комментарий учителя

Страусы, воробьиные, куриные выводят выводковых птенцов, а совы, голуби, дятлы, воробьиные - птенцовых. <Рисунок9>.

  1. Закрепление пройденной темы.

Контрольный тест. "Выполнение теста.

  1. Домашнее задание: стр. 101-103 читать, 1гр. ответить на вопросы, 2гр. прочитать абзац, рассказ о внутреннем строении яйца.

  2. Итог урока.

Все задачи урока были выполнены.

Мы достигли цель, поставленную перед изучением темы "Размножение и развитие птиц".

Отметки за урок.

Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.



© 2010-2022