Урок Среда обитания живых организмов

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУрок Среда обитания живых организмовУчебный модуль по курсу «Общая биология».

Тема: Организм и среда. (10 часов).

Структура модуля

Кол - во часов

Форма и содержание уроков

Кол - во минут

Вводная часть

2

Введение. Знакомство со структурой модуля. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

Вводная лекция учителя (с использованием таблиц, наглядных пособий).

Запись опорной схемы с пояснением учителя.

45 минут.

45 минут.

Диалогическая часть

3 - 4

Осмысление и закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником с последующей взаимопроверкой.

90 минут.

5 - 6

Осмысление и закрепление материала.

Индивидуально - групповая форма работы. (Интерактивные формы обучения, КСО)

Защита проектов.

90 минут.

7 - 8

Осмысление и закрепление материала. Индивидуально - разноуровневая работа.

(КСО, интерактивные формы обучения).

90 минут.

Итоговая часть

1

Зачет.

45 минут

1

Тестирование.

45 минут.

Учащиеся должны уметь характеризовать:

  • предмет и задачи экологии;

  • экологические факторы;

  • среды обитания;

  • структуру и принципы функционирования экосистем;

  • антропогенные факторы.

Учащиеся должны уметь объяснять:

  • воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на живые организмы;

  • схемы цепей питания;

  • влияние деятельности человека на природу;

  • последствия воздействия мутагенных факторов окружающей среды.

Учащиеся должны уметь применять:

  • экологические знания для объяснения сменяемости сообществ;

  • правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами;

  • справочные материалы определители, дополнительную литературу.

Основные понятия, термины, ключевые слова:

Биотические факторы, абиотические факторы, среда обитания, флора, фауна, автотрофы, гетеротрофы,продуценты, редуценты, консументы, пищевые цепи, живой организм,водная, почвенная; наземно - воздушная среды обитания, паразиты, аэробионты, свойства среды, экологические группы, биогеоценозы; антропогенный фактор.

Диалогическая часть (5 - 6).Осмысление и закрепление материала.

Модульный урок: Среда обитания живых организмов.

ТЦУ - О - Продолжить формирование понятий о средах обитания живых

организмов. Раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимости

животных в природе.

Р - Развитие умений и навыков работы с таблицами, плакатами,

учебником.

Развитие творческих способностей учащихся.

В - Формирование экологического сознания, мышления, культуры.

Оборудование:таблицы, плакаты, интерактивная доска, препараты.

Тип урока: Урок осмысления и закрепления.

Методы и приемы: эвристическая беседа, частично - поисковый метод, КСО, наглядный способ обучения, презентация, ИКТ.

І. Организационный этап.

Д/з - подготовка учащихся к активной работе на уроке.

ІІ.Актуализация ЗУН учащихся.

Д/з - всестороняя проверка знаний учащихся. (Входной контроль знаний).

І. УВМ. Опорная схема. Природа.

Живая природа Неживая природа

(Свойства живых организмов) (абиотические факторы)

1.питание 1.температура

2.дыхание 2.влажность

3.рост 3.свет

4.размножение 4.загрязняющие вещества

5.развитие 5.излучение.

Взаимосвязь

І.цепи питания ІІ.среда обитания

1.продуценты 1.наземно - воздушная

2.конизменты 2.водная

3.редуценты 3.почвенная

4.живые организмы.

ІІ. УВМ.Тренинг по заданиям (промежуточный контроль знаний)

№1. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медведь, бык, дуб, елка, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, гнилостные бактерии.

№ 2. Заполните пропуски названиями категорий организмов и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы называют (...). Они представлены в основном видами, относящимися к (...) миру.

Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют (...). Они представлены видами, относящимися к (...) и (...). Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют (...). Они представлены в основном видами, относящимися к (...) миру.

№3. Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в описании пищевых цепей:

а) древесина ? дятел;

б) семена ? гадюка аист;

в) трава кузнечик ? уж ?

№4.Соотнесите животных и среды их обитания -

Животные: 1. Речной окунь

2. Синий кит

3. Крот

4. Землеройка

5. Бабочка - капустная белянка

6.Клещ - чесоточный зудень

7. Виноградная улитка

8. Орел

9. Человеческая аскарида

10. Обыкновенная гадюка

11.Медоносная пчела

12. Собачий клещ

13. Дождевой червь

14. Медуза

15. Морская звезда.

ІІІ. Защита творческих проектов.

Д/з - развитие умений и навыков работы с дополнительными источниками.

IV. Блиц - турнир: итоговый контроль знаний (вопрос - ответ).

  1. Среда обитания живых организмов, включающая в себя газообразную и твердую части, называется почвенной средой обитания.

  2. Наземно - воздушная среда обитания в своем составе имеет преимущественно воду с относительно постоянной температурой.

  3. Паразиты существуют в особой среде обитания, которая называется паразитарной.

  4. Только для животных почва является основной средой обитания.

  5. В водной среде обитания существуют такие растительные организмы как камыш и кувшинки.

  6. Необходимость в атмосферном кислороде - особенность паразитов, помогающая им существовать внутри других организмов.

  7. Наиболее опасными для водной среды обитания для всех загрязняющих веществ является двуокись азота.

  8. Экологи подразделяют паразитов на эктопаразитов, эндопаразитов и мезопаразитов.

  9. Плоских паразитических червей относят к экзопаразитам.

  10. Из - за понижения уровня воды исчезли в Аральском море представители класса земноводных.

  11. С точки зрения эволюции, жизнь зародилась в почвенной среде.

  12. Такие факторы, как ветер, почва, солнечный свет относят к антропогенным факторам.

  13. Тип питания, при котором живой организм самостоятельно синтезирует питательные вещества, называется индивидуальным.

  14. Тип питания, при котором живой организм нуждается в готовых органических веществах, называется массовым.

  15. Роды видов растений, животных,грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель, составляют биогеоциноз.

  16. Консументы - это группа организмов в цепи питания, способная синтезировать органические вещества из неорганических.

  17. К продуцентам относятся животные и бактерии.

  18. Редуценты - это группа организмов в цепи питания, питающиеся готовой органической пищей.

  19. Растительноядные животные - это консументы 3 порядка.

  20. К редуцентам относятся бактерии и растения.

  21. Воздушная оболочка Земли - литосфера.

  22. Организмы, обитающие в воде - аэробионты.

  23. Ввел термин «биосфера» Ж.Б.Ламарк.

  24. Основатель науки «почвоведение» В.И.Вернадский.

  25. «Разумная оболочка» - это биосфера.

V. Подведение итогов урока.

VІ. Информация домашнего задания.

VІІ.Оценивание работы детей.







КГУ «Солдатовская средняя школа»


Учебный модуль по курсу «Общая биология» 11 класс

Модульный урок: Среда обитания живых

организмов.




Учитель биологии: Жамбасова Г.М.

2016 учебный год.

«Солдатово орта мектебі» КММ


Тақырып:

Жасушадағы зат алмасу және энергияның айналымы.

10 сынып.


Өткізген:Жамбасова Г.М.


© 2010-2022