Эколого-биологическая игра «Брейн-ринг»

Методическая разработка «Эколого-биологическая игра Брейн-ринг» может использоваться как итоговое занятие с целью расширения и углубления знаний в области биологии и экологии Красноярского края; воспитания бережного отношения к природе;    формирования в ходе игры умения работать в команде. Рассчитано на учащихся 6-9 классов, на команды составом от 3 до 5 человек, количество команд - до 10. Занятие может проводиться как в кабинете так и на природе.Состав разработки:цели, оборудование, сценарий с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка: Эколого-билогическая игра «Брейн-ринг»


Цели:

  1. расширение и углубление знаний в области зоологии, ботаники, экологии родного края;

  2. воспитание бережного отношения к природе,

  3. формирование в ходе игры коллективизма.

Оборудование: сигнальные таблички, часы, протоколы жеребьевки, часы, грамоты, медали.

Сценарий:

- Юные экологи и знатоки природы, мы рады приветствовать вас на интеллектуальной экологической игре "Брейн-ринг".

Правила игры таковы: зачитывается вопрос двум первым командам и команда дает на него ответ не позднее чем через минуту после сигнала. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (поднимет карточку). Если ответ правильный - команда получает один балл, если нет - право ответа переходит второй команде. Затем зачитывается вопрос следующим двум командам. В случае подсказки от болельщиков текущий вопрос снимается.

- Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

(Музыкальная композиция)

Тема первого тура: "Растения Красноярского края"

Оценка: 1 балл

1. Цветочные коллекционеры Европы тратят огромные деньги на этих экзотических красавиц. Растение это родом из тропических лесов, его крупные цветы похожи то на бабочек, то на пчел, то на лучистые звезды. В тропиках они растут на деревьях, а в наших лесах в почве произрастает прямой родственник этих цветов. (Орхидея венерин башмачок.)

2. Шишки этого дерева очень любят есть клесты. (Ель)

3. Из древесины этого хвойного дерева изготавливают музыкальные инструменты. По своей способности превосходно усиливать звук она не имеет соперников между другими древесными породами. Такую особенность дает однообразная ширина слоев и отсутствие сучков в древесине. (Ель)

4. У многих хвойных пород шишки гроздями свисают вниз. Но среди хвойных есть и такие у которых шишки, словно свечи, смотрят вверх.(Пихта)

5. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому, что она тонет, так как древесина её очень тяжелая.)

6. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? (Хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно1/7-ю часть хвоинок они меняют ежегодно)

7. Какое хвойное дерево полностью сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)

8. У сосен, растущих в лесу теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна светлолюбивое дерево и поэтому когда её нижним веткам не хватает света - они отмирают. Ель - теневыносливое, поэтому сохраняет и нижние ветки.)

9. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра, поэтому это дерево считается самым шумным и беспокойным. (Осина)

10. Назовите пять хвойных деревьев Красноярского края. (Сосна, кедр, лиственница, пихта, ель)

11. Насекомоядное растение Красноярского края? (Росянка)

12. Какое наше дерево цветет позднее всех? (Липа.)

13. Из древесины какого дерева чаще изготавливают спички? (из осины)

14. Из древесины какого дерева чаще изготавливают лыжи? (из березы)

15. На тонком стебельке - нежный цветок с шестью желтыми или белыми лепестками. В сырую погоду и на ночь закрывается и поникает. Название растение получило за то, что его цветок качается даже от легкого ветерка. (Ветреница.)

16. Медоносное растение с мелкими разноцветными цветами - розовыми и фиолетовыми. (Медуница.)

17. Лиственное дерево с шишечками. (Ольха)

18. Когда-то это растение назвали "следом белого человека" (говоря об испанцах-конкистадорах, которые привезли это растение из Европы в Америку на своих сапогах). У нас это растение тоже очень распространено.

Тема второго тура: "Птицы Красноярского края"

Оценка 1 балл

1. Какая птицы выводит птенцов зимой? (Клест)

2. Название какой птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

3. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)

4. Зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель)

5. Какую птицу называют лесным доктором?(Дятел)

6. Какая птица ходит по стволу вниз головой? (Поползень)

7. У какой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклевывать. (Клест)

8. Первая птица, прилетающая к нам весной. (Грач)

9. Какая птица к зиме белеет?(Куропатка)

10. Почему глухаря называют глухарь? (во время токования птица ничего не слышит)

11. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду?(Стрижи)

12. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей?(Зимородок)

13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

14. Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писателя? (Утка гоголь.)

15. Какая певчая птица может в поисках корма нырять и бегать под водой? (Оляпка-водяной воробей)

16. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождем над землей, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)

17. Какая сова самая маленькая? (Воробьиный сыч)

Тема третьего тура: "Блиц-турнир"

Оценка 0,5 балла

След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

У какого из зверей самцы почти не никогда сами не охотятся? (львы)

Самое маленькое растение? (ряска)

Самый большой медведь? (белый медведь)

Самая высокая трава? (бамбук)

Самое быстрое животное? (гепард)

Наука о растениях. (ботаника)

Наука о животных. ( зоология)

Наука о грибах. ( микология)

Наука о птицах. (орнитология)

Наука о рыбах. (ихтиология)

Животные, строящие плотины. (бобры)

Нижняя сторона листьев этого растения - холодная, а нижняя - теплая и пушистая.(мать-и-мачеха)

Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал)

Где на Земле грибы бывают выше деревьев? (в тундре)

Наука о живых организмах во взаимодействии со средой обитания. (экология)

У рыб - малёк, у тюленей - белёк, а человека - ? (ребёнок).

Недостаток какого витамина можно восполнить при употреблении в пищу шиповника, черной смородины, лимона? (Витамина С).

Что это за трава, которую узнают и слепые? (Крапива)

Растение, которое растет на дорогах? (Подорожник)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Зайчик, который может появиться только в ясный солнечный день.(Солнечный зайчик)

Сильная буря на море.(Шторм)

Самая зубастая и опасная рыба. (Акула)

Самое трудолюбивое насекомое.(Муравей)

Самая певчая птица Красноярского края.(Соловей)

У кого одна нога и та без башмака.(Гриб)

Какой цветок называют звонким.(Колокольчик)

Что теряет лось каждую зиму.(Рога)

Дом для пчел.(улей)

Суп рыбака.(уха)

Овощ, превращенный в карету.(Тыква)

Маленькая лошадь.(Пони)

"Золотое" время года. (Осень)

Птенцы какой птицы не знают своей матери. (Кукушка)

Твердая корка на сену.(Наст)

Самая большая птица. (Страус)

У каких грибов шляпки в любую погоду слизистые.(Маслята)

Сколько на земном шаре океанов.(4)

Растение, которое цепляется к одежде. (Репей)

Берлога это дом для.(Медведя)

Грибы, которые называют "рыжими сестричками".(Лисички)

Сколько ног у осьминога. (Восемь)

Место, где растет много деревьев. (Лес)

Разноцветные грибы. (Сыроежки)

Коллекция из засушенных растений.(Гербарий)

Ягода с которой без ножа не справиться.(Арбуз)

Цветок, на котором гадают. (Ромашка)

Дерево с сережками. (Береза)

Звук во время грозы. (Гром)

Тема четвертого тура: " Экологический калейдоскоп"

Оценка 2 балла

Состоит из решения ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.

1. Как по срубу дерева определить его возраст? (Посчитать годовые кольца)

2. Почему погиб лес, когда вырубили все старые дуплистые деревья? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)

3. Какое дерево можно называть "пионером леса" и почему? (Береза одна из первых завоевывает старые вырубки или участки выгоревшего леса.)

4. Почему березу называют доброй няней ели? (Молодые елочки под березами не гибнут от заморозков и лучей солнца(ель тенелюбивое дерево). Пройдет время и постепенно ель подрастет и береза как заботливая матушка уступит ей свое место.)

5. Почему не в каждом лесу растут лишайники?(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

6. Почему там, где волков осталось мало, они взяты под защиту и даже завозятся? (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных).

7. Назовите змей, обитающих в Красноярском крае. Какие из них ядовиты?(Ядовитые: гадюка, щитомордник; не ядовитые: полоз, уж)

8. Наука о живых организмах во взаимодействии со средой обитания.(Экология)

9. В суровые зимы, когда в озёрах и непроточных водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби).

Тема пятого тура: " По страницам Красной книги"

Оценка 1 балл

1. Крупная хищная птица - "рыболов-профессионал" - среди соколообразных птиц. Обитает вблизи богатых рыбой и чистых водоемов. Питается исключительно рыбой, которую выслеживает в полете над водой.(Скопа)

2. Самый крупный сокол, подлежащий охране.(Балобан)

3. Самая красивая бабочка Красноярского края. Относится к семейству парусников и подлежит охране.(Махаон)

4. Весенний первоцвет у которого в начале цветения нет ни листьев не стебля, а только мохнатый фиолетовый цветок. Существует поверье, что растение обладает усыпляющим действием.(Прострел или сон-трава)

5. Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень - травой считая, что оно одолевает всякую нечистую силу. Растет оно в стоячих водоемах, а сорванный цветок быстро вянет. (Кувшинка белая)

6. Растение с желтыми цветами, обладающее тонизирующим действием. Бесконтрольная заготовка корней этого растения для лекарственных целей сделала его редким. Народные названия - "золотой корень" , "сибирский женьшень".(Радиола розовая)





Оценочный лист эколого-биологической игры "Брейн-ринг"

Название команды

1 тур "Растения Красноярского края"

1 балл

2 тур "Птицы Красноярского края", 1 балл

3 тур "Блиц- турнир", 0.5 балла

4 тур "Экологический калейдоскоп", 2 балла

5 тур "По страницам Красной книги", 1 балл

Итог




































Судья____________________________________



© 2010-2022