План-конспект урока Земноводные 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект плана-конспекта урока

по биологии

с позиции системно-деятельностного подхода

по теме: «Класс Земноводные», 7 класс.

Базовый учебник «Биология. Животные»,7 класс

Авторы: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин





Выполнил:

Коротченко Вера Анатольевна

Учитель биологии

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы № 63 города Тюмени

Тюмень, 2015 г.











Тема урока: Класс Земноводные.


Цель урока: создать условия для осознания уже изученного материала о Хордовых животных и получение новой учебной информации о Земноводных; способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях строения Рыб и Земноводных.

Задачи:

Обучающая: используя проблемный подход раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанных с приспособленностью к обитанию в воде и на суше.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность эмоционально откликаться на полученную информацию, владение навыками дискуссии.

Воспитательная: формирование единой картины мира, бережного отношения к земноводным.

Тип урока: открытия новых знаний

Методы: проблемный

Формы: групповая работа, индивидуальная

Оборудование: презентация, влажный препарат «Лягушка», скелет лягушки, скелет костистой рыбы, таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка».

Ключевые понятия: Отряды безногие, бесхвостые, хвостатые.

Размещение обучающихся в кабинете: 5 групп, примерно по 5-6 человек.











3

Планируемые результаты урока Класс Земноводные.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Стремление к

совершенствованию

своих умений. Сформированность мотивации к целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.


  • В познавательной сфере:

1.Давать определение изученных понятий:

Амфибии: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Головастик.

2.Выявлять

отличительные признаки представителей класса Земноводные

3.Называть и приводить примеры отрядов класса Земноводные

4.Описывать

внешний вид земноводных

5. Обосновывать роль земноводных в природе

6. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об многообразии земноводных

  • В ценностно-ориентационной сфере:

Формирование отношения к земноводным, как части живой природы

  • В сфере безопасности жизнедеятельности:

Выделение ядовитых представителей класса Земноводные.

Регулятивные

Планирование собственной

деятельности, оценка качества

и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой

информации из беседы,

рассказа, предложенного текстового и иллюстративного материала.

Выработка алгоритма

действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество

(умение договариваться,

распределять работу, оценивать

свой вклад в результат общей

деятельности.





Технологическая карта урока

Тема урока: Класс Земноводные или Амфибии.


Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Приёмы, УУД

Урока

Технологии

1.

Организационный момент

Активация учащихся.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к

окружающим.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2. Постановка

цели и задач

урока. Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.


Мотивация учебной

деятельности учащихся.

Создание условий для

возникновения внутренней

потребности включения в

учебную деятельность.

Учитель подводит учащихся к формулированию темы урока: Изучив кл. Рыбы, вы узнали, что эти животные очень хорошо приспособлены к водной среде, в которой они обитают. Но, в процессе эволюции животные стали осваивать другие среды. Посмотрите на слайд (№1 «Лягушка»), что это за животное и где оно обитает? Как называется группа ходовых животных, обитающих и в воде и на суше? Почему именно они смогли выйти на сушу? Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать?

Обучающиеся: рассмотрев слайд, дают ответы на поставленные учителем вопросы, формулируют тему урока «Земноводные».

Регулятивные: целеполага

ние; планирование.

Познавательные:

Иизвлекать необходимую

информацию,

структурировать знания.

Коммуникат

ивные: инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации.

Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.

Учащиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цели урока: раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанные с приспособленностью к обитанию в воде и на суше.

3.Актуализаци

я знаний.










Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Выявить уровень знаний и

систематизировать их.





Учитель: Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока?

Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: Почему земноводные смогли «выйти» на сушу?

Личностные: осознание

своих возможностей.

Регулятивные: умение

регулировать свои

действия.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с

целью выделения

признаков.

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы.

Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей строения, поведения и процессов жизнедеятельности земноводных, позволивших им проживать и на земле и на суше.

Выдвижение гипотезы

Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания.

Учащиеся формулируют гипотезу: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания.

4. Первичное

усвоение

новых знаний.

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Организовать

осмысленное

восприятие

новой информации

Учитель предлагает работу в группах с целью выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы.

Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1):

1. Среда обитания и особенности внешнего строения

2 Особенности внутреннего строения в отличие от рыб

3.Размножение

4.Многообразие

5.Значение земноводных

Познавательные: решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез и их

обоснование; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Учебное сотрудничество

(умение договариваться,

распределять работу, оценивать

свой вклад в результат общей

деятельности.

Предметные: давать

определения новым

понятиям темы.

Работа в группах, получение продукта от группы

Координирует, стимулирует работу групп.

Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал в соответствующую строку в начатой на предыдущем уроке таблицу (приложение №2, №5).

Подведение итогов работы в группах, создание общего продукта (таблица)

Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп.

Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы.

Учащиеся обобщают задания в таблицу, дополняя ее по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы своих групп.

Вывод

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы:

1) полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать

эмоциональный

настрой и

познавательный

интерес к теме.

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайдов (слайды№2-15) через ответы на вопросы (приложение №3) и комментирование

Осуществляют учебные

действия по

намеченному плану

Обсуждают в

группах, обосновывают

выбор своего решения

или несогласие с

мнением других.

Объясняют,

анализируют,

формулируют.

Учащиеся комментируют содержание слайдов.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению

задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

Познавательные: применять полу-ченные знания.

6 Первичное

закрепление.

Обеспечить

осмысленное

усвоение и закрепление

знаний.

7. Контроль

усвоения,

обсуждение

ошибок и их

коррекция

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задания (тест) на слайдах № 18-20

Выполняют задания теста. Предъявляют

результаты

самостоятельной

работы в группах,

осуществляют контроль

(применяются формы

самоконтроля),

формулируют

затруднения и

осуществляют

коррекцию,

самостоятельно

адекватно

воспринимают

предложения учителя и

товарищей по

исправлению

допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением - контроль,

коррекция, самоооценка

действий.

8. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель: подведем итоги нашей работы. Сегодня мы выявили особенности животных, которые приспособлены к жизни в воде и на суше. (слайд № 16,17)

Учащиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно земноводные, на примере лягушки, имеют приспособления к наземной и водной среде, что позволило им освоить сушу. (слайд №8)

Регулятивные: умение соотнести результат своей

деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Личностные: осознавать

успешность своей

деятельности.

9.Информация о дома-шнем задании, инструктаж по его

выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Учитель озвучивает домашнее задание: Изучить § 24, ответить устно на вопросы к нему (стр. 121). Придумать и записать в тетради 3 вопроса - что бы вы еще хотели узнать о земноводных?

Выбирают задание из предложенных

учителем с учётом

индивидуальных

возможностей,

записывают домашнее

задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с

учителем.

10. Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Учитель проводит рефлексию:

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

  • Чем вам помогли слайды, таблицы, влажные препараты?

  • Давайте в каждой группе составим буриме по изученной нами теме.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, составляют предложенные группам буриме (приложение№4), читают свои стихи всему классу. Анализируют свою

деятельность на уроке. Осуществляют

самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят

цель и результаты,

степень их

соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей

деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Личностные: осознавать

успешность своей

деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. - М.: ООО «Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2005. - 128.: ил.

  2. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина / авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Контрольно - измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.

  4. Талютина О.А. Путешествие в Страну земноводных/ Талютина О.А.// Биология.- 2004. - № 42.

  5. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс. 2011г.

  6. Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

  7. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.

  8. biology.ru

  9. zemnovodik.ru

  10. ecosystema.ru

  11. search.icq.com

  12. bufodo.apus.ru/index2.html

В работе использованы фотографии и рисунки следующих сайтов:

vet.apteka.uz

gee.ru







Приложение №1

Задания для групп:

1группа. Работает с таблицей, влажным препаратом, учебником

Докажите, какие приспособления имеет лягушка во внешнем строении к среде обитания по плану:

  • Покровы тела, окраска.

  • Форма тела

  • Конечности

  • Части тела, особенности их строения.

Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.

2группа. Работает с учебником, дополнительной справочной литературой, таблицей и влажным препаратом скелетом лягушки и рыб.

Пользуясь текстом параграфа, докажите, что особенности внутреннего строения земноводных позволяют им существовать на суше в отличие от рыб. Объясните зависимость температуры их тела от окружающей среды? Как земноводные переносят понижение температуры?

Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.

3группа. Работает с таблицей, учебником

Докажите, что для размножения земноводных необходима водная среда. В чем сходство личинок (головастиков) и рыб?

Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.

4группа. Работает с таблицей, учебником

Обоснуйте многообразие земноводных - отряды Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, в связи с приспособлением к разным местам обитания. Приведите примеры представителей данного отряда.

Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.

5группа. Работает с таблицей, учебником, дополнительным материалом

Обоснуйте, в чем заключается значение земноводных в природе и жизни человека, используя текст параграфа и дополнительный материал. Приведите конкретные примеры.

Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.

Приложение №2

Сравнение класса Земноводные и класса Рыбы.

Сравниваемые признаки

Класс Рыбы

Класс Земноводные

Среда обитания, ее особенности и приспособленность к ней во внешнем строении:

  • Покровы тела

  • Форма тела

  • Конечности

  • Части тела, их строение



Особенности внутреннего строения



Размножение



Многообразие и классификация


  • Отр. Бесхвостые

  • Отр. Хвостатые

  • Отр. Безногие

Значение:

  • В природе

  • В жизни человека





















Приложение №3

Вопросы к слайдам:

  1. Почему класс Земноводные так называется? (слайд №1)

  2. Какие особенности внешнего строения приспосабливают ее к жизни как в воде, так и на суше? (слайды №2,3)

  3. Какие особенности дыхания, кровообращения, питания позволяют амфибиям жить на суше? (слайды № 4,5,6)

  4. Что земноводных связывает с водой? Могут ли они жить только на суше? (слайд №7)

  5. В чем особенности размножения земноводных? Чем они схожи с рыбами? (слайды № 8,9)

  6. Сколько отрядов в классе Земноводные? Назовите. (слайд № 10)

  7. Дайте краткую характеристику отрядам, используя слайды. Приведите примеры представителей отрядов. (слайды №11,12,13)

  8. Каково значение амфибий? Подумаем вместе (слайд №14,15)

  9. Сделаем выводы.(слайд № 16,17)

























Приложение №4

Составление БУРИМЕ по изученной теме:

1группа : ______________________________________Лягушку

________________________________________Мушку

________________________________________________Икринки

________________________________________________Личинки

2 группа: ______________________________________ кожа

_______________________________________________тоже

_______________________________________________глазки

_______________________________________________окраски

3 группа:______________________________________Бесхвостые

______________________________________________толстые

______________________________________________в воде

______________________________________________везде

4 группа: ____________________________________на суше

____________________________________________уши

____________________________________________тритон

____________________________________________притом

5 группа:___________________________________червяги

___________________________________________коряги

___________________________________________Безногих

___________________________________________многих

Приложение №5

Сравнение класса Земноводные и класса Рыбы (заполненный вариант)

Сравниваемые признаки

Класс Рыбы

Класс Земноводные

Среда обитания и приспособленность к ней во внешнем строении:

  • Покровы тела



  • Форма тела



  • Конечности



  • Части тела, (особенности их строения)

Водная среда;

Чешуя, слизь

Обтекаемая

Плавники

Голова, туловище, хвост

Наземно-воздушная среда

Голая и влажная кожа, богатая железами

Мешковидная

Четыре пятипалые конечности

Голова (ноздри, глаза с веками), туловище, конечности

Особенности внутреннего строения

Дыхание жаберное

1 круг кровообращения, 2-х камерное сердце с венозной кровью,

Дыхание легочное и кожное

2 круга кровообращения, 3-х камерное сердце с венозной кровью

Размножение

Раздельнополые

Наружное оплодотворение

Икра →малек →взрослая особь

Раздельнополые

Наружное или внутреннее оплодотворение

Икра→ головастик →взрослая особь

Многообразие и классификация

Класс Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

  • Отр. Бесхвостые

  • Отр. Хвостатые

  • Отр. Безногие

Значение:

  • В природе



  • В жизни человека

Важное звено цепей питания;

промежуточные хозяева паразитических червей;

ядовитые рыбы; сырье для промышленности; промысловое значение

Важное звено цепей питания;

Биоиндикаторы

Объект лабораторных исследований.

Объект промысла.
















© 2010-2022