- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока Земноводные 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока Земноводные 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коротченко В.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект плана-конспекта урока
по биологии
с позиции системно-деятельностного подхода
по теме: «Класс Земноводные», 7 класс.
Базовый учебник «Биология. Животные»,7 класс
Авторы: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Выполнил:
Коротченко Вера Анатольевна
Учитель биологии
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы № 63 города Тюмени
Тюмень, 2015 г.
Тема урока: Класс Земноводные.
Цель урока: создать условия для осознания уже изученного материала о Хордовых животных и получение новой учебной информации о Земноводных; способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях строения Рыб и Земноводных.
Задачи:
Обучающая: используя проблемный подход раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанных с приспособленностью к обитанию в воде и на суше.
Развивающая: развивать логическое мышление, способность эмоционально откликаться на полученную информацию, владение навыками дискуссии.
Воспитательная: формирование единой картины мира, бережного отношения к земноводным.
Тип урока: открытия новых знаний
Методы: проблемный
Формы: групповая работа, индивидуальная
Оборудование: презентация, влажный препарат «Лягушка», скелет лягушки, скелет костистой рыбы, таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка».
Ключевые понятия: Отряды безногие, бесхвостые, хвостатые.
Размещение обучающихся в кабинете: 5 групп, примерно по 5-6 человек.
3
Планируемые результаты урока Класс Земноводные.
Личностные
результаты
Предметные
результаты
Метапредметные результаты
Стремление к
совершенствованию
своих умений. Сформированность мотивации к целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
-
В познавательной сфере:
1.Давать определение изученных понятий:
Амфибии: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Головастик.
2.Выявлять
отличительные признаки представителей класса Земноводные
3.Называть и приводить примеры отрядов класса Земноводные
4.Описывать
внешний вид земноводных
5. Обосновывать роль земноводных в природе
6. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об многообразии земноводных
-
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование отношения к земноводным, как части живой природы
-
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Выделение ядовитых представителей класса Земноводные.
Регулятивные
Планирование собственной
деятельности, оценка качества
и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой
информации из беседы,
рассказа, предложенного текстового и иллюстративного материала.
Выработка алгоритма
действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество
(умение договариваться,
распределять работу, оценивать
свой вклад в результат общей
деятельности.
Технологическая карта урока
Тема урока: Класс Земноводные или Амфибии.
Этапы
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Приёмы, УУД
Урока
Технологии
1.
Организационный момент
Активация учащихся.
Подготовка учащихся к работе на занятии
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к
окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
2. Постановка
цели и задач
урока. Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Создание условий для
возникновения внутренней
потребности включения в
учебную деятельность.
Учитель подводит учащихся к формулированию темы урока: Изучив кл. Рыбы, вы узнали, что эти животные очень хорошо приспособлены к водной среде, в которой они обитают. Но, в процессе эволюции животные стали осваивать другие среды. Посмотрите на слайд (№1 «Лягушка»), что это за животное и где оно обитает? Как называется группа ходовых животных, обитающих и в воде и на суше? Почему именно они смогли выйти на сушу? Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать?
Обучающиеся: рассмотрев слайд, дают ответы на поставленные учителем вопросы, формулируют тему урока «Земноводные».
Регулятивные: целеполага
ние; планирование.
Познавательные:
Иизвлекать необходимую
информацию,
структурировать знания.
Коммуникат
ивные: инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.
Учащиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цели урока: раскрыть особенности строения и образа жизни земноводных, связанные с приспособленностью к обитанию в воде и на суше.
3.Актуализаци
я знаний.
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации
Выявить уровень знаний и
систематизировать их.
Учитель: Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока?
Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: Почему земноводные смогли «выйти» на сушу?
Личностные: осознание
своих возможностей.
Регулятивные: умение
регулировать свои
действия.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ
Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы.
Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей строения, поведения и процессов жизнедеятельности земноводных, позволивших им проживать и на земле и на суше.
Выдвижение гипотезы
Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания.
Учащиеся формулируют гипотезу: если бы земноводные не имели приспособлений, то смогли бы они выжить в наземно-водной среде обитания.
4. Первичное
усвоение
новых знаний.
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы
Организовать
осмысленное
восприятие
новой информации
Учитель предлагает работу в группах с целью выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы.
Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1):
1. Среда обитания и особенности внешнего строения
2 Особенности внутреннего строения в отличие от рыб
3.Размножение
4.Многообразие
5.Значение земноводных
Познавательные: решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Учебное сотрудничество
(умение договариваться,
распределять работу, оценивать
свой вклад в результат общей
деятельности.
Предметные: давать
определения новым
понятиям темы.
Работа в группах, получение продукта от группы
Координирует, стимулирует работу групп.
Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал в соответствующую строку в начатой на предыдущем уроке таблицу (приложение №2, №5).
Подведение итогов работы в группах, создание общего продукта (таблица)
Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп.
Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы.
Учащиеся обобщают задания в таблицу, дополняя ее по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы своих групп.
Вывод
Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы:
1) полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;
2) поставленная проблема решена или нет.
Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена.
5. Первичная проверка понимания.
Вызвать
эмоциональный
настрой и
познавательный
интерес к теме.
Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайдов (слайды№2-15) через ответы на вопросы (приложение №3) и комментирование
Осуществляют учебные
действия по
намеченному плану
Обсуждают в
группах, обосновывают
выбор своего решения
или несогласие с
мнением других.
Объясняют,
анализируют,
формулируют.
Учащиеся комментируют содержание слайдов.
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению
задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полу-ченные знания.
6 Первичное
закрепление.
Обеспечить
осмысленное
усвоение и закрепление
знаний.
7. Контроль
усвоения,
обсуждение
ошибок и их
коррекция
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Задания (тест) на слайдах № 18-20
Выполняют задания теста. Предъявляют
результаты
самостоятельной
работы в группах,
осуществляют контроль
(применяются формы
самоконтроля),
формулируют
затруднения и
осуществляют
коррекцию,
самостоятельно
адекватно
воспринимают
предложения учителя и
товарищей по
исправлению
допущенных ошибок.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением - контроль,
коррекция, самоооценка
действий.
8. Подведение итогов занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Учитель: подведем итоги нашей работы. Сегодня мы выявили особенности животных, которые приспособлены к жизни в воде и на суше. (слайд № 16,17)
Учащиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно земноводные, на примере лягушки, имеют приспособления к наземной и водной среде, что позволило им освоить сушу. (слайд №8)
Регулятивные: умение соотнести результат своей
деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные: осознавать
успешность своей
деятельности.
9.Информация о дома-шнем задании, инструктаж по его
выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Учитель озвучивает домашнее задание: Изучить § 24, ответить устно на вопросы к нему (стр. 121). Придумать и записать в тетради 3 вопроса - что бы вы еще хотели узнать о земноводных?
Выбирают задание из предложенных
учителем с учётом
индивидуальных
возможностей,
записывают домашнее
задание
Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с
учителем.
10. Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Учитель проводит рефлексию:
-
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
-
Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?
-
Чем вам помогли слайды, таблицы, влажные препараты?
-
Давайте в каждой группе составим буриме по изученной нами теме.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, составляют предложенные группам буриме (приложение№4), читают свои стихи всему классу. Анализируют свою
деятельность на уроке. Осуществляют
самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты,
степень их
соответствия.
Регулятивные: умение соотнести результат своей
деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные: осознавать
успешность своей
деятельности.
Список использованной литературы.
-
Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. - М.: ООО «Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2005. - 128.: ил.
-
Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина / авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Контрольно - измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.
-
Талютина О.А. Путешествие в Страну земноводных/ Талютина О.А.// Биология.- 2004. - № 42.
-
Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс. 2011г.
-
Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.
-
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.
-
biology.ru
-
zemnovodik.ru
-
ecosystema.ru
-
search.icq.com
-
bufodo.apus.ru/index2.html
В работе использованы фотографии и рисунки следующих сайтов:
vet.apteka.uz
gee.ru
Приложение №1
Задания для групп:
1группа. Работает с таблицей, влажным препаратом, учебником
Докажите, какие приспособления имеет лягушка во внешнем строении к среде обитания по плану:
-
Покровы тела, окраска.
-
Форма тела
-
Конечности
-
Части тела, особенности их строения.
Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.
2группа. Работает с учебником, дополнительной справочной литературой, таблицей и влажным препаратом скелетом лягушки и рыб.
Пользуясь текстом параграфа, докажите, что особенности внутреннего строения земноводных позволяют им существовать на суше в отличие от рыб. Объясните зависимость температуры их тела от окружающей среды? Как земноводные переносят понижение температуры?
Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.
3группа. Работает с таблицей, учебником
Докажите, что для размножения земноводных необходима водная среда. В чем сходство личинок (головастиков) и рыб?
Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.
4группа. Работает с таблицей, учебником
Обоснуйте многообразие земноводных - отряды Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, в связи с приспособлением к разным местам обитания. Приведите примеры представителей данного отряда.
Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.
5группа. Работает с таблицей, учебником, дополнительным материалом
Обоснуйте, в чем заключается значение земноводных в природе и жизни человека, используя текст параграфа и дополнительный материал. Приведите конкретные примеры.
Занесите в таблицу соответствующий материал. Подготовьте представителя от группы для выступления по данному вопросу.
Приложение №2
Сравнение класса Земноводные и класса Рыбы.
Сравниваемые признаки
Класс Рыбы
Класс Земноводные
Среда обитания, ее особенности и приспособленность к ней во внешнем строении:
-
Покровы тела
-
Форма тела
-
Конечности
-
Части тела, их строение
Особенности внутреннего строения
Размножение
Многообразие и классификация
-
Отр. Бесхвостые
-
Отр. Хвостатые
-
Отр. Безногие
Значение:
-
В природе
-
В жизни человека
Приложение №3
Вопросы к слайдам:
-
Почему класс Земноводные так называется? (слайд №1)
-
Какие особенности внешнего строения приспосабливают ее к жизни как в воде, так и на суше? (слайды №2,3)
-
Какие особенности дыхания, кровообращения, питания позволяют амфибиям жить на суше? (слайды № 4,5,6)
-
Что земноводных связывает с водой? Могут ли они жить только на суше? (слайд №7)
-
В чем особенности размножения земноводных? Чем они схожи с рыбами? (слайды № 8,9)
-
Сколько отрядов в классе Земноводные? Назовите. (слайд № 10)
-
Дайте краткую характеристику отрядам, используя слайды. Приведите примеры представителей отрядов. (слайды №11,12,13)
-
Каково значение амфибий? Подумаем вместе (слайд №14,15)
-
Сделаем выводы.(слайд № 16,17)
Приложение №4
Составление БУРИМЕ по изученной теме:
1группа : ______________________________________Лягушку
________________________________________Мушку
________________________________________________Икринки
________________________________________________Личинки
2 группа: ______________________________________ кожа
_______________________________________________тоже
_______________________________________________глазки
_______________________________________________окраски
3 группа:______________________________________Бесхвостые
______________________________________________толстые
______________________________________________в воде
______________________________________________везде
4 группа: ____________________________________на суше
____________________________________________уши
____________________________________________тритон
____________________________________________притом
5 группа:___________________________________червяги
___________________________________________коряги
___________________________________________Безногих
___________________________________________многих
Приложение №5
Сравнение класса Земноводные и класса Рыбы (заполненный вариант)
Сравниваемые признаки
Класс Рыбы
Класс Земноводные
Среда обитания и приспособленность к ней во внешнем строении:
-
Покровы тела
-
Форма тела
-
Конечности
-
Части тела, (особенности их строения)
Водная среда;
Чешуя, слизь
Обтекаемая
Плавники
Голова, туловище, хвост
Наземно-воздушная среда
Голая и влажная кожа, богатая железами
Мешковидная
Четыре пятипалые конечности
Голова (ноздри, глаза с веками), туловище, конечности
Особенности внутреннего строения
Дыхание жаберное
1 круг кровообращения, 2-х камерное сердце с венозной кровью,
Дыхание легочное и кожное
2 круга кровообращения, 3-х камерное сердце с венозной кровью
Размножение
Раздельнополые
Наружное оплодотворение
Икра →малек →взрослая особь
Раздельнополые
Наружное или внутреннее оплодотворение
Икра→ головастик →взрослая особь
Многообразие и классификация
Класс Костные рыбы
Класс Хрящевые рыбы
-
Отр. Бесхвостые
-
Отр. Хвостатые
-
Отр. Безногие
Значение:
-
В природе
-
В жизни человека
Важное звено цепей питания;
промежуточные хозяева паразитических червей;
ядовитые рыбы; сырье для промышленности; промысловое значение
Важное звено цепей питания;
Биоиндикаторы
Объект лабораторных исследований.
Объект промысла.