• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработан учителем биологии МКОУ «Гимназия № 1 им. К.И.Щелкина» Касьяновой В.В. для школ, гимназией и лицеев с модульной технологией обучения.

6В __________, 6Б__________, 6А______________.

Тема. Движение живых организмов. Почвенное питание растений.

Цель урока: изучить особенности движения живых организмов. Раскрыть содержание понятия "питание", особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.

Обучающие задачи:

актуализировать знания учащихся о абиотических факторах; дать определение движения, о его вида, способах, механизмах; об отличии движений животных и растений.

Развивающие задачи:

формировать умения и навыки работы в группах; повышать общую эрудицию; стимулировать познавательный интерес; развивать память, самостоятельность и креативность мышления.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: мультимедийная техника (ноутбук, проектор, экран); диск с презентацией «Почвенное питание»; дидактические материалы, видео фрагмент.

Базовые понятия и термины: таксисы, рефлексы, тропизмы, настии, нутации.

Межпредметные связи: природоведение, география, химия.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: эвристической беседы; работа в группах; репродуктивный; игровой.

Предметные результаты: знать, что такое движение; уметь назвать черты сходства и отличия движений растений и животных; уметь перечислять и охарактеризовывать виды движения животных; уметь перечислять и охарактеризовывать виды движения растений.

Видеть причины возникновения того или иного вида движения (как приспособления к условиям существования, т.е. абиотическим факторам среды).

Общеучебные результаты:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Метапредметные результаты:

Видеть, что движение - неотъемлемое свойство материи; оно присуще не только живым сушествам, но и неживой природе; происходит как на макроуровне (полёт птицы, рост стебля в сторону света, течение воды в реке), так и на микроуровне (движение молекул и атомов).

Ход урока:

I. Организация класса и актуализация опорных знаний.

Вопросы для беседы (актуализация знаний курса природоведения).

(слова учителя)

- Одно из важнейших свойств живых организмов - способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о движении живых организмов, узнаем как происходит движение у одноклеточных и многоклеточных организмов, а так поговорим о движении растений, грибов и животных, а так же узнаем, что такое почвенное питание.

- Для этого, нам необходимо вспомнить понятия и признаки, связанные с живой природой:

1. Какие признаки свойственны живой природе?

2. Что отличает живую природу от неживой?

3. Есть ли процессы общие для живой природы так и неживой?

2. Что такое окружающая среда?

2. Назовите три группы факторов окружающей среды влияющих на живые организмы.

3. Приведите примеры факторов неживой природы (абиотических).

4. Приведите примеры факторов живой природы (биотических).

5. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека (антропогенных).

- Ребята, прочтите высказывания

1. Жизнь требует движения. (Аристотель)

2. В движении сила растет и мощь набирает. (Вергилий)

3. Действовать, создавать, сражаться, с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным - вот в чем радость, вся жизнь здорового человека. (Э.Золя)

4. Движение есть жизнь. (Сенека)

- Какое высказывание подходит к нашему уроку?

1I. Проблемная ситуация и её решение.

Вопрос первый: Какой процесс изображён ан всех фотографиях слайда №1?

( учащиеся затрудняются определить).

Вопрос второй: Какой процесс изображён на всех фотографиях слайда №1?

(большинство учащихся отвечает - движение).

Учитель. Движение присуще не только живым сушествам, но и неживой природе; происходит как на макроуровне (полёт птицы, рост стебля в сторону света, течение воды в реке), так и на микроуровне (движение молекул и атомов). Движение - неотъемлемое свойство материи.

Но сегодня мы будём говорить о движении живых организмов.

Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.

Цель: изучить особенности движения живых орагнизмов.

Какие задачи мы должны решить на уроке?

Выяснить:

  • Причины движения организмов

  • Виды и способы движения растений

  • Механизмы движения растений

  • Отличие движений растений от движения животных

  • Способы питания

III. Изучение нового материала.

1. ДВИЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

1. Обзор движений животных (одноклеточных и многоклеточных; не имеющих нервной системы и имеющих НС)

Класс делится на 3 команды. В каждой команде ребята выбирают капитана ( на подготовку и обсуждения 5 мин)

Итак, 1 команда - «Движение одноклеточных организмов» с. 92

2 команда - «Движение грибов и растений» с. 92

3 команда - «Движение животных» с.93

Заслушиваются ответы учащихся.

Работа с к.в. на стр. 93. А так же с раб.тет. стр. 27 № 1-4.

В тетради заполнить таблицу «Способы движения живых организмов».

Водная среда Простейшие.

Организм

Способ движения

амеба

Движение Ложноножек

Эвглена зеленая

Вращательное Движение жгутика

инфузория

Волнообразное Движение ресничек

Водная среда. Многоклеточные.

Организм

Способ движения

рыбы

Движение Плавника киты - хвостовой плавник в горизонтальной плоскасти он дает возможность погружаться в воду

Осьминог кальмар, гребешок

Реактивное движение

Черепаха, лягушки водоплавающие птицы

Движение конечностей с перепонками


Все организмы, живущие в воде, имеют обтекаемую форму тела, покрытую слизью, что позволяет развивать большую скорость в воде.

Воздушная среда

Организм

Способ движения

птица

Движение крыльев

насекомое

Движение крыльев

Белка летяга

Кожная перепонка между задними и передними лапами


Раздаю белый лист бумаги.

Данные организмы совершают полет за счет подъемной силы, эту силу создает крыло и давление воздуха под ним и над ним. Самые лучшие летуны - птицы, которые имеют крупные перья их передних конечностей образуют совершенный летательный аппарат, обтекаемая форма тела, воздушные мешки уменьшают вес тела и обеспечивают хорошее поступление кислорода в легкие.

Вывод.

ДРазработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.вижение

Растения Животные

- Движутся части тела; - тело перемещается в пространстве,

- За счет роста или изменения тургора; движутся части;

- Управляется гормонами. - за счет специальных органов;

- управляется как гормонами, так и

нервной системой.

Ребята, давайте, делая вывод соберем кластер.

жРазработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.гутики реснички плавники

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание. крылья

л

вода

воздухРазработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.ожноножки конечности с перепонками ход. ноги

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

движениекожная складка

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

?Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

?

- Как вы считаете, можно ли применить все эти приспособления в технических целях?

Человек применил данные приспособления в технических целях

БОИНИКА = БИОлогия+ техНИКА

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.


Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

Биологическая физкультминутка.

По названию растения определить его жизненную форму, называются названия растений, а ученики если слышат:


Травы - присесть


Кустарник - руки на плечи, сделать 3 круговых движения.
Дерево - стоя поднять руки вверх.


Учитель называет растения, следит за правильностью выполнения упражнений учащимися.
Калина, клен, шиповник, ромашка, дуб, сирень, подорожник, ландыш.

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

На усмотрение учителя или раздаются карточки всему классу или выходят к доске 3 ученика и вытягивают себя карточку с заданием.

Карточка № 1. " Подпишите пропущенные слова"

А)Поглощение воды и минеральных солей происходит с помощью _____________ .

Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________.

Карточка № 2

Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры.

Карточка № 3

Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему.

Обсуждение.

- А что такое питание? Зачем всем живым организмам надо питаться? (учащиеся отвечают)

- Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

В 1937 году немецкому натуралисту Диттмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. В общей сложности рожь имела 13 835 143 корня суммарной площадью поверхности 225 кв. м и длиной до 600 км

- Зачем озимой ржи столько корней? (для питания).

Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение учащегося по теме "Питание".

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.



Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы). Как мы уже услышали.

Питание -это важнейший признак всех живых существ.

Типы питания живых организмов - автотрофы, гетеротрофы (записываем схему).

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

Растения и некоторые бактерии Грибы, животные, и

бактерии

Работа со схемой.

Разработка модульного урока для 6 -х классов по теме Движение живых организмов. Почвенное питание.

Демонстрация опыта с комнатным растением.

Убедимся демонстрацией опыта с комнатным растением бальзамином в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами, что существует почвенное питание. Для этого срежем комнатное растение бальзамин, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. На пенек наденем резиновую трубку длинной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку с высотой 20-25 см, изогнутую так как изображено на рисунке. (Слайд № 10) Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимается и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенёк, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давление способствует поступлению воды из корня в стебель.

Если почву в вазоне полить теплой водой, вода начнет быстрее подниматься по трубке и вытекать из ней. А после полива почвы холодной водой вода перестанет подниматься. Таким образом, поглощение корнем воды зависит от воды. Поэтому не следует поливать растения с холодной водой.

Работа с микроскопами !!! На микроскопах заранее подготовленные микропрепараты поперечного среза корней. Показать по таблице путь передвижения

воды через сосуды (поры в микропрепарате)

Чтобы познакомить учащихся с ролью минеральных элементов в питании растений, использую следующую сказку.

Жила -была в саду старая Яблоня. Каждый год давала она богатый урожай. Хозяин тщательно ухаживал за ней: летом регулярно поливал, осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки, зимой оберегал от мышей.

Но вдруг заметил Хозяин, что, несмотря на все его старания, стала яблоня слабеть: листья какие-то бледно-зеленые, яблоки измельчали, и зиму она еле-еле пережила…

Задумался садовод. В чем причина? Чего в моей яблоне не хватает? (Выслушиваем мнения детей)

Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:

- Я,- говорит Азот (N),- могу помочь этой яблоне. Я же влияю на рост вегетативных органов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными, ярко-зелеными.

-А я,- говорит Калий (K),- влияю на созревание плодов. Я тоже готов помочь.

- И я с вами заодно,- вмешался Фосфор (F),- я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь яблоне, надо садоводу с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть… И братьев наших младших позвать.

Задайте вопросы по тексту.

  1. Что это за лекарства, которые надо раздобыть?

  2. Правильно ли минеральные соли (удобрения) считать лекарствами для растений?

  3. О каких «младших братьях» идет речь в сказке?

Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Биологический диктант

Процесс получения организмом энергии и веществ через пищу мы называем _______ _____ (питанием).

Корневая система растения поглощает из почвы … (воду) и ….(минеральные вещества).

В поглощении воды и минеральных солей участвует зона____________ (всасывания).

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.

Благодаря питанию организмы могут расти, развиваться, воспроизводить себе подобных.

IV. Первичное закрепление.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?...........

Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В. Жак)

V. Закрепление.

Тестовое задание «Волна»

Начертите линию и отметьте на ней 10 отрезков.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение, верно, то волна идет сверху линии, если нет то снизу.

1.Растения являются автотрофами (+)

2. Питание растений бывает только почвенное (-

3.Выделяют 5 зон корня: деления, роста, всасывания, проведения, развития. (-)

4.Зона всасывания находиться между зоной роста и проводящей зоной корня.(+)

5.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня. (-)

6. Корневые волоски - это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.(-)

7. Клетки корневого чехлика недолговечны.

8. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.(+)

9. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.(+)

10. По действием корневого давления водные растворы опускаются вниз (-)

Учитель показывает получившуюся волну.

Ребята, обменяйтесь своими тетрадками и давайте проверим, что же у вас получилось. По окончании проверки, выставляются оценки (результат усвоения новой темы).

V. Рефлексия.

Ребята, мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением

ставят напротив него знак «+».

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над, чем подумать.

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

  5. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки,

которые вы поставили мне за урок.

Закончить урок мне хочется русской пословицей:

"Человек без родины, что дерево без корней"

VI. Домашнее задание.

  • Обязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 92-95 и выучить опорный конспект. В рабочей тетради стр. 27 № 7-8, стр. 28-29 № 28-29

  • Дополнительный уровень -

составить синквейн «РОСЯНКА» или выполнить рубрику «Мои биологические исследования» стр. 94.

© 2010-2022