Исследовательская работа. Ампельные растения в школе

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 23

Советского района города Уфы



УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОМНАТНЫХ АМПЕЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОЗЕЛЕНЕНИИ ШКОЛ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ


Автор: Сухарева Софья 7а класс

МБОУ СОШ №23 Советского района ГО г. Уфа

Республики Башкортостан

Научный руководитель:

Идрисова А. М., учитель биологии








Уфа - 2015


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………….…………………………………..3

Глава I. Происхождение и применение ампельных растений……………………...............5

Глава II. Характеристика объектов исследования…………………………….…………….7

2.1. Традесканция

2.2. Хлорофитум

2.1.Сциндапсус

Глава III. Методика исследований………………………………………………………….20

3.1. Влияние стимулятора роста «Корневин» на укоренение черенков

3.2. Влияние внешних факторов на рост хлорофитума

3.3.Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие хлорофитума

3.4. Влияние полива на рост хлорофитума

3.5. Влияние освещенности на рост и развитие хлорофитума

ГЛАВА IV. Экспериментальная часть……………………………………………………..21

4.1. Влияние стимулятора корнеобразования «Корневин» на укоренение

черенков традесканции и сциндапсуса

4.2. Влияние внешних факторов на рост хлорофитума

4.3. Изучение явления пестролистности

4.4. Влияние полива на рост хлорофитума

4.5. Влияние освещенности на рост и развитие хлорофитума

4.6. Влияние минеральных и органических удобрений на рост

и развитие хлорофитума

ГЛАВА iv. использование ампельных комнатных растений при озеленении

школьных помещений……………………………..…………………..……..……………..29

4.1.Современные приемы художественного оформления интерьеров школы

4.2. Использование ампельных комнатных растений в озеленении школы

Заключение…………………………………………………………..……………………..36

Список использованной литературы……………..…………….………….……………..40

Приложение «Памятка по уходу за ампельными растениями»...............…………….....41


ВВЕДЕНИЕ


Чем больше людей по необходимости или по доброй воле переселяются в многоэтажные дома, тем острее их потребность в общении с природой. Где бы мы ни жили - в центре города или в сельской глубинке, комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Созерцание картины или скульптуры доставляют удовольствие, но предметы искусства статичны и никогда не меняются. Растения не только красивы, но и изменчивы, как все живое.

Растения в доме необыкновенно украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а так же могут использоваться как лекарственные растения.

Актуальность - комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках биологии живых растений.

Как правило, они не требовательны к свету, непритязательны к уходу их можно располагать в самых различных местах, в которых другие горшечные растения использовать нельзя.

К ампельным, т.е. свисающим, растениям относятся саксифрага, традесканция, хлорофитум, аспарагус Шпренгера и ряд других, а к лазающим и цепляющимся - слаборослые неприхотливые лианы, такие, как циссус (комнатный виноград), восковой плющ.

Занимая мало места, не загораживая света из окон, эти растения эффектно декорируют помещения.

Тема нашего исследования - «Условия содержания комнатных ампельных растений и их использование в озеленении школ».

Целью работы является изучение биологии и экологии комнатных ампельных растений и возможности их использования для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые определяют структуру работы:

- изучение литературных источников по биологии и экологии комнатных ампельных растений;

- разработка методики экспериментов с использованием ампельных растений;

- организация и проведение экспериментальной работы со по изучению влияния стимуляторов корнеобразования на развитие придаточных корней, а также влияние экологических факторов на рост и развитие ампельных растений;

- подбор вариантов использования ампельных растений в озеленении школы.

Объект исследования - методика определения оптимальных условий для содержания ампельных растений.

Предметом исследования являются практически все ампельные растения, но в экспериментальной части работы использованы наиболее распространенные в озеленении школ растения, такие как сциндапсус, хлорофитум и традесканция.

Глава I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АМПЕЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ


Ампельные растения, или ампели, - это декоративные растения, выращиваемые в подвесных кашпо, горшках, вазонах и корзинах (от нем. Ampel - висящая ваза для цветов, в свою очередь, имеет происхождение от лат. ampulla - маленькая бутылка, фляжка).

Ампельными можно вырастить любые декоративные растения, но, в основном - это вьющиеся вверх растения (в таком случае их направляют и позволяют расти вверх по специальным подставкам или сеткам), либо растения со стелющимися или ниспадающими побегами - в этом случае сосуд устанавливают или подвешивают достаточно высоко над уровнем пола или земли.

Применяются ампельные растения для украшения или зонирования помещений, оконных и дверных проёмов, крылец, веранд, беседок, балконов, для создания отдельно стоящих декоративных цветочных композиций в садах и парках, а также как почвопокровные растения.

Чтобы комнатный сад был разнообразнее и полнее, в нем должно быть отведено место и для вьющихся растений, или лиан. Превосходные породы этих растений водятся по преимуществу в тропических лесах, перебрасывая свои гибкие побеги с одного ствола на другой и достигая с помощью разнообразно устроенных прищепок вершин самых высоких деревьев. К сожалению, любитель комнатного цветоводства, которому приходится считаться с ограниченностью имеющегося у него пространства, незначительной высотой комнат и сравнительно слабым их освещением, должен отказаться от культуры наиболее роскошных пород. Остается сделать выбор среди пород умеренного роста. Мода на ампельные растения в подвесных корзинах пришла из Англии и Америки.

Лианы - это вьющиеся и лазящие растения, которые используют в качестве опоры стволы деревьев и кустарников, а также скалы, заборы - все, что попадается под цепляющийся усик или вьющийся стебель. Такая форма роста характерна для многих обитателей тропических лесов, где самая трудная задача для всех растений - добраться до солнечного света. Тонкий стебель лианы проникнет в верхний ярус леса, затратив значительно меньше ресурсов, чем дерево. Лианой растение может быть как всю жизнь, так и по случаю.

Традесканции в природе - только ползучие формы, а такие общеизвестные ампельные растения, как камнеломка и хлорофитум, просто образуют усы с молодыми розетками подобно землянике. Ну и, наконец, иногда ампельные формы - это просто рукотворные сорта, как у клубневых бегоний, или специально сформированные растения (фуксии).

Ползучие и свешивающиеся растения попали в наши комнаты из самых различных мест - от влажного тропического леса (традесканции) до засушливых степей и пустынь (седумы, церопегии). Поэтому подход к каждому растению свой. Но есть у них и общее. Прежде всего, лианы и ампельные растения затруднительно держать на окне «на общих основаниях». Их длинные побеги легко перекидываются в другие горшки, путаются и переплетаются с живущими на подоконнике, да еще сплошь и рядом норовят укорениться. Для свешивающихся растений подходит полка, подвешенная в проеме окна или на стене рядом, а для лазящих - та или иная опора. Горшок с ампелем, установленный на полке, должен быть надежно закреплен на ней или хотя бы достаточно тяжел и устойчив. Легкий пластмассовый, скорее всего, свалится: стоит быстро растущей кроне сделаться достаточно тяжелой, и она перевесит. Поэтому пластиковая посуда может быть подвесной либо должна каким-то образом крепиться к полке. Большинство лиан и ампельных растений быстро вырастают из небольших черенков.

В конце прошлого века вертикальное озеленение стало знаковым элементом европейского дизайна. Всякого рода кашпо, подвесные корзины, вертикальные клумбы и цветочные башни заполонили большие и малые сады Европы. Особенно хорошо они прижились в городах, где господствует бетон и стекло и так мало места для зелени. Благодаря этому модному поветрию значительно усилился интерес к ампельным растениям со свисающими побегами-плетями. Особенно красиво, когда эти побеги украшены цветами. В вертикальном озеленении особенно ценятся растения с мелкими цветками и пышным обильным цветением. Англичане уже придумали для этой группы растений определение: «заполнители корзин». Ампели можно размещать на стенах - в вазах, кашпо, корзинах, - на этажерках, шкафах, настенных полках, выступах стен, создавая прекрасный водопад великолепных листьев, разнообразных по форме, окраске и опушению. Интересно отметить, что в природе настоящих ампельных растений не так уж и много. Растения со свисающими стеблями, как правило, малотребовательны к свету, просты в уходе, хорошо размножаются. Они удобны, дешевы, неприхотливы, очень декоративны. Вертикальное озеленение с помощью ампельных растений может иметь не только декоративное, но и практическое назначение.

Если цветы на разных уровнях разместить на вертикально поставленных решетках (металлических, деревянных, бамбуковых), то можно с помощью такой зеленой ширмы отделить в комнате уголок для отдыха. А в офисе подобным образом разделить площадь на отделы и вовсе не составит труда. Решетки-ширмы могут быть плотными - от пола до потолка, или закрепленными постоянно, или могут быть легкими, ажурными, наполовину сделанными из сетки. Материалом для нее могут стать тонкие бамбуковые или деревянные рейки, крашеная проволока, капроновый шнур или сетка. На разных уровнях решеток укрепляют держатели и полочки различной формы для установки горшков с цветами, которым дают свободно свисать, виться, ползти по всему сооружению. Для получения живой стены из листьев и цветов нужно немногое: правильно разместить растения и добросовестно, регулярно ухаживать за ними.

Итак, ампельные растения, или ампели, - декоративные растения, выращиваемые в подвесных кашпо, горшках, вазонах и корзинах. Название произошло от немецкого «Ampel» - висящая ваза для цветов (это слово, в свою очередь, имеет происхождение от лат. ampulla - маленькая бутылка, фляжка). Ампельными можно вырастить любые декоративные растения, но, как правило, - это либо вьющиеся вверх растения (в таком случае их направляют и позволяют расти вверх по специальным подставкам или сеткам), либо растения со стелющимися или ниспадающими побегами - в этом случае сосуд устанавливают или подвешивают достаточно высоко над уровнем пола или земли. Некоторые ампельные растут и тем, и другим способом. Ампельными могут быть как комнатные или оранжерейные, так и растения открытого грунта. В последнее время в качестве ампельных стали выращивать не только травянистые растения, но и некоторые кустарники. Применяются ампельные растения для украшения или зонирования помещений, оконных и дверных проёмов, крылец, веранд, беседок, балконов, для создания отдельно стоящих декоративных цветочных композиций в садах и парках, а также как почвопокровные растения. В жилых помещениях и офисах настоящим украшением интерьеров могут быть ампельные растения со свисающими вниз ветвями.

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Комнатные растения - средообразующий экологический фактор в жизни людей. Наличие комнатных растений в помещении имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость - листья испаряют влагу,

что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом - именно днем (на свету), они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но, кроме углекислого газа, многие растения улавливают и обезвреживают ядовитые летучие вещества, частички пыли, газы.

2.1.Традесканция (Tradescantia)

ТИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.радесканция - многолетнее декоративно-лиственное растение из семейства коммелиновых, в роду насчитывают около 90 видов. Родина традесканции - тропики и субтропики Земного шара. Свое название традесканция получила от английского садовника, служившего в XVII веке при дворе короля Карла I, по имени Джон Традескант. Именно он ввел в культуру это абсолютно неприхотливое растение.

Температура и освещение традесканции

Традесканция нетребовательна к условиям содержания, ее можно надолго забыть полить, она переносит длительный недостаток освещения, традесканция одинаково хорошо себя чувствует и в холодных, и в жарких комнатах. Однако, пестролистные формы традесканций нуждаются в солнечном свете, в тени они теряют пестроту окраски.

Полив

Для традесканции лучше, если почва в горшке будет постоянно увлажнена. В жаркие дни традесканция благодарно откликнется на опрыскивание листвы. В холодное время года полив лучше давать умеренный.

Почва и удобрение традесканции

В весенне-летнее время традесканция начинает активный рост побегов и молодых листьев, в этот период необходимо давать ей питание в виде жидких минеральных подкормок удобрениями дважды в месяц. Почва для выращивания традесканций может быть совсем неплодородной, тяжелой или легкой, но лучше всего ее мочковатая корневая система предпочитает смеси листовой земли (или дерновой), перегноя и песка в соотношении 2:1:1. Традесканция белоцветковая больше других любит почвы легкого состава.

РИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.азмножение традесканции

Традесканция быстро стареет, поэтому требует регулярного омоложения. Но отличительной особенностью традесканций является высокая степень легкости размножения стеблевыми черенками - верхушечными или боковыми, а также воздушными отводками, присаженными в соседние горшки. Черенки традесканции можно легко окоренить в воде, или укоренить в почве. Традесканция хорошо размножается и делением кустов, и семенами, которые получают путем скрещивания видов для получения новых форм.

Виды традесканции

У традесканции есть очень близкие и знакомые родственники - садовые виды: триллиумы, гибридные формы вида традесканции виргинской под названием традесканция Андерсона. А известные комнатные растения рео и золотой ус - это представители того же семейства, но относятся уже к другим родам растений, в отдельный род выделены также сеткреазия, сидерасис, цианотис и каллизия.

ТИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.радесканция белоцветковая Tradescantia albiflora, известная в народе под названием «бабьи сплетни» или просто «паучки» - лиана с ярко-зелеными повисающими побегами и продолговато-ланцетными листьями длиной 5-7 см. Поверхность листьев гладка, блестящая или матовая, листочки нежные на ощупь. Изредка цветет небольшими белыми одиночными или по нескольку штук цветками.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.Традесканция приречная

Tradescantia fluminensis - наиболее распространенный вид имеет мелкие зеленые яйцевидные листочки, очень нежные, снизу лиловой окраски. Пестролистная форма этого вида отличается более узкими листьями. Цветет белыми мелкими цветками.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.Традесканция Блоссфельда

Tradescantia blossfeldiana имеет ползучие приподнимающиеся стебли красновато-зеленого цвета, часто слегка опушенные. Листья очередные, сидячие, с трубчатым влагалищем, продолговатые или эллиптические, заостренные на верхушке, темно-зеленые с верхней стороны а основание листа часто имеет красноватый оттенок, нижняя сторона листа фиолетовая. Нижняя поверхность листьев и стебли густо опушены белыми волосками. Цветки белые с нижней стороны и лилово-розовые сверху, в парных завитках с двумя прицветниками, на густоопушенных цветоножках.

ТИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.радесканция силламонтана Tradescantia sillamontana - очень экзотическая суккулентная традесканция, у которой на укороченных стеблях располагаются мясистые сидячие листья яйцевидной формы, слегка складывающиеся по середине, напоминающие по форме листья ладьевидной традесканции, но отличаются мягким белым опушением. Все растение от стеблей и листьев до прицветников и цветков покрыто нежным белым паутинообразным пушком. В пазухах листьев на верхушках побегов появляются цветки фиолетово-лиловой окраски.

Традесканция ладьевидная

Tradescantia navicularis претендует на уход как за суккулентами. У нее мясистые стебли и кожистые, настоящие суккулентные, опушённые по краю листья. Цветки красные. Это медленно растущий вид традесканций, зеленовато-лиловые стебли ее достигают 30-40 см. Листья ладьевидной формы плотно прижаты к стеблю и располагаются поочередно близко друг к другу. При недостатке освещения междоузлия удлиняются, стебли теряют привлекательность, поэтому ее надо содержать на свету. Почвы предпочитает уплотненные, тяжелые, поливы - умеренные.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.Традесканция зебровидная, или зебрина пендула Zebrina pendula. Удлиненные немного мясистые листья темно-зеленого цвета с двумя широкими серебристыми полосками по бокам, поверхность гладкая или с опушением, нижняя часть листовой пластинки красно-фиолетовая. Цветки у этого вида традесканции имеют розово-лиловую окраску. Зебрина требует сильного освещения и полива мягкой водой.

ТИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.радесканция Лоджеса Tradescantia loddigesii - редкий медленно растущий вид традесканций, отличается от родственных видов более компактной формой куста, ее стебли собраны в прикорневую розетку, не образует длинные плети. Листья до 20 см длиной, крупные, также собраны в прикорневую розетку, имеют оливково-зеленую окраску с серебристой полосой вдоль средней жилки. Листья сидят на коротких черешках и густо опушены рыжевато-коричневыми волосками, мягкими на ощупь. Цветет крупными трех лепестковыми цветками сиренево-лиловой окраски. Любит умеренные полив и освещение, рыхлую и питательную землесмесь. Размножается дочерними розетками.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Традесканция толстянковая

TИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.radescantia crassula - пестролистная форма имеет толстые сочные светло-салатовые листья, опушенные, с белыми продольными полосами.

Традесканция виргинская Tradescantia virginiana - невысокое растение с укороченным стеблем, покрытым двурядными, сложенными вдоль средней жилки и сросшимися вверху узкими линейными листьями. У основания листа есть длинные тонкие волоски. Образующиеся на концах прямостоячих ветвистых стеблей цветки сине-фиолетовые. Этот вид очень любит опрыскивание, часто используется в садовой культуре.

2Исследовательская работа.Ампельные растения в школе..2. Хлорофитум (Chlorophytum)

Хлорофитум (лат. Chlorophytum) - род растений семейства лилейных (Liliaceae), ряд авторов относит хлорофитум в семейство асфоделовых (Asphodelaceae) и семейства Агавовые.

Название рода происходит от греческих слов chloros - зеленый и phyton - растение. Около 215 видов многолетних корневищных растений, распространенных в субтропических и тропических районах Южной Америки, Африки, острове Мадагаскар, Южной Азии и Австралии. Хлорофитум - одно из самых распространенных ампельных комнатных растений. Он наиболее подходит для начинающих цветоводов, поскольку погубить его может только полная небрежность

Травянистое растение с пониклыми стеблями. Его длинные линейные листья собраны в прикорневые пучки. Цветки у хлорофитума мелкие, собраны в рыхлую метелку. Стебли дуговидной формы после цветения образуют на своих концах пучки листьев с воздушными корнями. Сильные экземпляры имеют многочисленные свисающие стебли с розетками листьев. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям.

Возможности растения изучены не полностью. Хлорофитум - поглощает формальдегид, угарный газ, выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Ученые установили, что за сутки растение может уничтожить около 80% болезнетворных микроорганизмов, находящихся в непосредственной близости от растения.

Одного хлорофитума вполне достаточно для ослабления воздействия окислов азота в помещении, где происходит горение газа. Поэтому на кухне, которая оснащена газовой плитой и является мощным источником формальдегидов, полезно выращивать хлорофитум. Дополнительное использование фильтров, помещенных в почву, эффективнее ликвидируют вредные примеси в воздухе. Так, например, введенный в горшочек с растением активированный уголь заметно усиливает очистительные свойства хлорофитума.

Температура

Хорошо переносит довольно большой спектр температур, в летнее время хлорофитум можно выносить на открытый воздух, но расположить его следует так, чтобы место, где он стоит, было защищено от ветра и дождя. В зимний период желательно, чтобы температура в помещении не опускалась ниже 10°C.

Освещение

Хлорофитум довольно неприхотливое растение, и выращивать его не сложно. Лучше всего он чувствует себя в светлом или слегка притемненном месте. Его можно отнести и к солнцелюбивым так и к теневыносливым растениям, но в тени у пестролистных форм теряется яркая окраска листьев. В течение нескольких часов в день переносит прямой солнечный свет.

Полив

Поливают с весны до осени обильно, так как во время вегетационного периода хлорофитуму необходимо много влаги. При недостатке воды образует многочисленные клубневидные утолщения. В зимнее время полив сокращают, следя за тем, чтобы между поливами субстрат не пересыхал.

Подкормка

Хлорофитум хорошо реагирует на подкормки, особенно весной. В вегетационный период подкармливают 2 раза в месяц минеральными и органическими удобрениями.

Влажность воздуха

Хлорофитум может мириться с сухим воздухом, но регулярное опрыскивание положительно сказывается на растении.

Пересадка

Пересаживают хлорофитум весной: в феврале - марте, молодые ежегодно, взрослые экземпляры через 2-3 года. Корни у хлорофитума сильно разрастаются, поэтому необходимо брать широкую посуду. Пересаживают растение в субстрат с кислотностью почвы близкой к нейтральному (pH 6-7,5), легкий, рыхлый. Его составляют из дерновой, листовой, перегнойной земли и песка (2:2:2:1) или дерновой, листовой земли и песка (3:2:1). Необходим хороший дренаж.

Размножение

Размножают хлорофитум семенами (хотя это не самый частый способ), делением крупных экземпляров и укоренением дочерних розеток с воздушными корнями. Семенами размножают чаще Хлорофитум крылатый (Chlorophytum amaniense), другие виды хлорофитума проще размножать укоренением воздушных отпрысков или делением куста

Семенами лучше размножать весной (конец февраля - март). Высевают в легкий субстрат (торф + песок, листовая, перегнойная земля +песок либо другие легкие и воздухо- и влагоемкие субстраты). Предварительно их можно замочить в воде на 8-12 часов или 12-24 часа, но необходимо регулярно менять воду. Семена распределяют по поверхности равномерно, слегка вдавливая их в почву, субстрат предварительно увлажняют. Затем емкость с семенами накрывают стеклянной банкой, стеклом или пакетом, но так, чтобы он не касался почвы. Используют нижний подогрев, температура не должна опускаться ниже 21С. Время прорастания семян может быть от 3 недель до 1,5 месяца. Когда семена прорастут, их постепенно приучают к открытому воздуху. При появлении у сеянцев двух - трех листиков их пикируют по одному в небольшие горшочки. Когда сеянцы подрастут, их высаживают в субстрат.

Воздушные отпрыски можно, оделив от материнского растения, укоренить в воде или субстрате. Сильно разросшееся растение можно разделить пополам.

Проблемы выращивания

Кончики листьев коричневеют и имеют более или менее пожелтение - при неправильном поливе, резких перепадах температур и при недостатке или избытке питательных веществ в почве.

Пестрые листья теряют окраску и становятся равномерно зелеными - при недостатке освещенности или когда горшок становится тесен.

Листья зимой бледные и мягкие, желтеют и опадают - слишком высокая температура и недостаточное освещение.

Коричневые пятна на листьях зимой - чрезмерный полив при невысокой температуре, когда растение находится в покое.

Коричневые пятна и края на сморщивающихся листьях - пересыхание почвы у корней. В период роста хлорофитум нуждается в обильном поливе.

Вредители

Щитовки: коричневые бляшки по поверхности листьев и стеблей, высасывают клеточный сок. Листья теряют окраску, сохнут и опадают.

Меры борьбы. Для механической очистки вредителей листья протирают мыльной губкой. Затем растение опрыскать 0,15% раствором актеллика (1-2 мл на литр воды).

Паутинный клещ: появляется при слишком сухом воздухе - в междоузлиях на стеблях появляется паутина, листья становятся вялыми и опадают

Меры борьбы. Растение протереть мыльной губкой и обмывают под теплым душем. Регулярно опрыскивают. При очень сильном поражении хлорофитум можно опрыскать 0,15% раствором актеллика (1-2 мл на литр воды).

Трипсы

Профилактика-поддержание достаточно высокой влажности воздуха вокруг растений, регулярный осмотр всего растения.

Меры борьбы с трипсами - используйте инсектицид против тли при первых же симптомах и повторите обработку еще 4 раза с интервалом в 8 дней. Обрежьте пораженные листья. Опыт показывает, что трипсов отпугивает нафталин. Вы можете положить несколько шариков возле наиболее уязвимых растений.(Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д., 1979.)

Виды и сорта

Род содержит около 200-250 видов, распространенных в субтропических и тропических районах Ю. Америки, Африки, о. Мадагаскар, Ю. Азии и Австралии.

ХИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.лорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum (Thunb.) Jacques). Травянистое растение с укороченным стеблем, от которого пучком отходят дугообразно изогнутые мягкие узколанцетные, голые, светло-зеленые листья. Из середины пучка вырастают длинные, свисающие побеги с редуцированными листьями и мелкими белыми цветками в виде звездочек. На этих побегах после отцветания в пазухах листьев вырастают многочисленные растеньица, каждое из которых имеет розетку листьев и несколько толстых корней. Корни хлорофитума сочные, белые утолщенные иногда клубневидные.

ХИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.лорофитум капский (Ch. capense (L.) Voss. Синонимы: Антерциум крылатый (Anthericum elatum Aiton), Асфоделус капский (Asphodelus capensis L.), Хлорофитум крылатый (Chl. elatum (Aiton) R. Br.). Многолетнее розеточное растение с клубневидно утолщенными корнями. Листья узколанцетные, линейные, постепенно суженные к основанию и верхушке, сверху желобчатые, с низу с неострым килем, длиной до 60 см и шириной до 3 см, светло-зеленые, голые собраны в прикорневую розетку. Цветки белые, мелкие, собраны в рыхлые кисти, на разветвленных цветоносах в пазухах листьев. Плод коробочка.

ХИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.лорофитум крылатый (Ch. amaniense Engl.) Это растение с широкоовально-ланцентными, желобчатыми листьями, темно-зеленого цвета, суживающихся к основанию и верхушке на длинных черешках, выходящих из центра корневой розетки. Черешки окрашены от розового до красновато-оранжевого цвета.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.2.3. Сциндапсус (Scindapsus)

Сциндапсус - распространенное неприхотливое комнатное растение из семейства ароидных, которое относится к группе лиан. Ещё его называют Эпипремнум (Epipremnum aureum), или потос. Родина его - влажные тропические леса Азии, где среднегодовая температура составляет от 25 до 27°С, а влажность воздуха - 80-90%. Сциндапсус - лиана с воздушными корнями, имеет кожистые сердцевидные листья зеленого цвета или испещренные золотистыми узорами. Упругие побеги в благоприятных условиях достигают значительной длины. Сциндапсус можно выращивать, обвив его вокруг трубки со мхом, или как ампельное растение. За один год он может дать прирост более 1 м.

Крупные листья сциндапсуса способны поглощать из воздуха большое количество вредных для человека веществ. Его полезно держать на кухне.

Условия содержания

Главное достоинство сциндапсуса - уникальная теневыносливость. Он способен расти в глубине комнаты, куда лишь изредка проникают скудные лучи, а то и вовсе только при искусственном освещении. Не пугает его и сухой воздух, хотя регулярные опрыскивания очень желательны. Горячий сухой воздух и температура ниже 10°С губительны для него.

Несмотря на такую выносливость, оптимальными условиями для сциндапсуса являются яркий рассеянный свет, умеренная температура зимой и обильный полив с весны до осени. Обильный полив в теплое время года и умеренный зимой производят только после подсыхания верхней трети почвы в горшке. Растение полезно не только опрыскивать, но и протирать листья от пыли и иногда мыть их прохладной водой. Это не только придаст красивый внешний вид растению, но и предохранит его от щитовок и других вредителей.

Пестрота листьев напрямую зависит от интенсивности освещения. При недостатке света листья могут стать абсолютно зелеными. Но и воздействие прямых солнечных лучей не придаст им красоты. В таких условиях листья становятся блеклыми, быстро стареют и осыпаются. Лучшее место для сциндапсуса - в глубине светлой теплой комнаты. Они прекрасно живут в просторных кухнях, что объясняется несколько более высокой воздушной влажностью этих помещений.

Полив

Сциндапсус не любит обильного полива, его следует поливать умеренно, в противном случае листья теряют декоративную ценность (появляются темные пятна) и нередко происходит загнивание корней. Субстрат между поливами должен слегка подсыхать. В летние месяцы поливать очень обильно, а зимой, когда растение «полуспит», образуя тонкие стебли и мелкие листья, полив снижают. Если растение обеспечено опорами для лучшего развития, их нужно постоянно смачивать; низкая влажность обычно ухудшает пестроту листьев. Поливать необходимо отстоянной водой комнатной температуры.

Влажность и температура воздуха

В прохладном помещении нетребовательный, но при температуре выше 20°C необходимо горшок с растением поставить на поддон с влажным гравием выше уровня воды и часто опрыскивать листья и воздушные корни. Для опрыскивания следует использовать только мягкую воду, в противном случае на листьях образуются пятна. Один раз в неделю листья нужно протирать влажной тряпочкой для удаления пыли.

Если снизить полив до минимума, потос переносит уменьшение температуры зимой даже до 13-14 С. Оптимальная температура 18-20 С

Подкормка

Сциндапсус не нуждается в большом количестве удобрений. В период активного роста с апреля по октябрь растение подкармливают каждые 2-3 недели жидким удобрением для комнатных растений. Зимой, если растение содержится в прохладном помещении, подкармливать не стоит. Если содержится в теплой комнате, удобряют небольшой порцией 1 раз в месяц.

Пересадка

Молодые растения пересаживают ежегодно весной, затем через каждые 2 года в рыхлую почву, составленную из дерновой и листовой земли, торфа и песка (2:2:1:1). Или используют готовую земляную смесь для декоративно - лиственных растений. Горшки при посадке и пересадке не должны быть большими, так как при излишке неосвоенной корнями земли растение может погибнуть от закисания почвы. На дно горшка устанавливают хороший дренаж для того, чтобы земляной ком не переувлажнялся.

Размножение

Размножение легко осуществляется черенками. Обычно используют части стебля с листочком. Лучшее время для размножения май - июль. Сциндапсус довольно хорошо растет в слабокислой почве. Смесь составляют из торфа, листовой, дерновой земли и песка в соотношении примерно 2:2:1:1. Вместо песка можно добавить немного измельченных сфагнума и сосновой коры. В дренаж или прямо в почву полезно добавить кусочки древесного угля. Растения также можно размножать отводками, помещая рядом с материнским растением заполненный почвой горшок, присыпав в нем поч-вогрунтом один и более узлов ветки и прижав ее шпилькой, когда воздушные корни хорошо укоренится в новом контейнере, стебли можно отсечь и добавить небольшое количество земли, слегка укрепляя ею всходы.

Болезни и вредители

Сциндапсус подвержен многочисленным грибным заболеваниям, а также поражению бактериями и вредителями. Чаще всего сциндапсус повреждают щитовки, трипсы, красные паутинные клещи. Они поселяются с обеих сторон листьев, которые затем деформируются, желтеют и отмирают. Сначала механическим путем удаляют паразитов с помощью смоченного в мыльном растворе тампона, несколько раз обмывают растение сильной струей теплой воды. Затем производят обработку листьев специальными препаратами, например, карбофосом или актелликом (15-20 капель на 1 л воды). Для борьбы с сосущими насекомыми также можно использовать настои чеснока и лука. Берут 1 ч. ложку мелко нарезанного лука или 1/2 ч. ложки чеснока и настаивают в закрытом стакане с водой в течение суток, затем этим настоем обмывают растение.

Возможные проблемы

Желтеют и опадают листья, подгнивает стебель - такое происходит из-за переувлажнения почвы, особенно зимой. Нужно извлечь растение из горшка и осмотреть корни. Если все корни подгнившие, то растение придется выбросить. А если подгнила только часть корней, то нужно обрезать гнилые корни, листья и стебли с признаками гнили. Срезы обработать толченым углем и в течение 2 суток подержать растение без земли. После этого посадить его в свежую почву.

КИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.рая листьев становятся коричневыми, коричневые пятна появляются и на листьях - из-за недостаточного полива в период активного роста.

Кончики листьев высыхают и закручиваются - значит, в помещении слишком сухой воздух. Нужно регулярно опрыскивать кипяченой водой.

Листья вянут, стебли подгнивают - переохлаждение растения. Нужно переставить в более теплое место.

ЭИсследовательская работа.Ампельные растения в школе.пипремнум золотистый (Epipremnum aureus) - декоративная лиана с сердцевидными листьями и воздушными корнями. Листовая пластинка кожистая, глянцевая, светло-зеленая с мраморным желтым или золотистым рисунком. Размер лианы может достигать 10 м. Эпипремнум перистый (Epipremnum pinnatum) - мощная вьющаяся лиана. В природе может достигать до 30-40 м в длину, в культуре не превышает 10 м. Листовая пластинка у молодых экземпляров короткочерешковая, ланцетная. У взрослых - продолговатая, в основании широкосердцевидная. При хороших условиях вдоль центральной жилки листа появляются мелкие и многочисленные дырочки, а пластинка становится перисто-рассечённой.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.Эпипремнум расписной

(Epipremnum pictus) - этот вид также весьма декоративен. Листья кожистые, сердцевидно-овальной формы до 15 см длиной и 8 см шириной, зеленые с белыми или серебристыми пятнами. Также встречается под названиями - Сциндапсус расписной (Scindapsus pictus), Потос расписной (Pothos pictus).


Глава III. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Влияние стимулятора роста «Корневин» на укоренение черенков традесканции и сциндапсуса.

Срезать с материнского растения черенки одинакового размера, дать подсохнуть срезу. Для эксперимента берется по два одинаковых черенка традесканции и сциндапсуса. Приготовить раствор «корневина» согласно инструкции на упаковке. Раствор корневина разлить по 100 мл в химические стаканы. Поместить черенки в раствор «корневина». Выдержать их в растворе при дневном освещении и комнатной температуре в течении 10 часов. Затем переместить черенки в сосуды с водопроводной водой комнатной температуры и культивировать 10 дней. Результаты занести в таблицу.

3.2. Влияние внешних факторов на рост хлорофитума: изучение явления пестролистности (влияние освещенности на число и ширину белых полос хлорофитума.)

При изучении влияния освещенности на число и ширину полос на листьях хлорофитума, один из горшочков нужно поставить в затемненном месте, а другой - на яркий солнечный свет.

Исследования проводить в течение 60 дней, результаты опыта занести в таблицу. Сравнение характера рисунков на листьях подопытных растений производить по числу и ширине зеленых и белых полос.

3.3. Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие хлорофитума.

При исследовании удобрений на рост и развитие растений нужно взять два одинаковых цветка. Контрольное растение подкармливать два раза в месяц, экспериментальное, не подкармливается. Сравнение растений производить каждые двадцать дней, результаты отразить в таблице.

3.4. Влияние полива на развитие хлорофитума.

Для проведения следующего опыта взять два образца. Первое растение поливать через день, а второе гораздо чаще - два раза в неделю. Сравнение растений производить примерно через 15 дней, результаты занести в таблицу.

3.5.Влияние освещенности на рост и развитие хлорофитума.
Для опыта взять два растения: контрольное и опытное. Растение № 1 мы поставить в хорошо освещаемом месте, а опытное растение - в условиях затемнения. Полив растений производить в одно и тоже время, по мере подсыхания поверхности почвы. Сравнивать растения через 10-15 суток, результаты занести в таблицу.

Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель экспериментальной работы:

  1. Изучение ампельных комнатных растений: хлорофитум, сциндапсус, традесканция.

  2. Показать, как условия окружающей среды влияют на рост указанных ранее ампельных растений;

  3. Наглядно убедимся, как стимулятор корнеобразования «Корневин» ускоряют появление корешков и узнать, какое из растений более неприхотливо;

  4. Повысить уровень экологического образования;

  5. Развить любознательность и наблюдательность, аккуратность в процессе ухода за комнатными растениями.

4.1. Влияние стимулятора корнеобразования на укоренение черенков традесканции и сциндапсуса

Для опыта нами были использованы черенки комнатных растений таких как: традесканция и сциндапсус. Нами был подготовлен раствор стимулятора корнеобразования «Корневин».

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе. Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Были взяты два черенка традесканции и два черенка сциндапсуса. Каждый черенок мы поставили в раствор «Корневина», чтобы узнать на какое из растений раствор влияет лучше. Черенки стояли в растворах 10 часов, потом переставили в простую воду, так как раствор может угнетать черенки. До этого такие же черенки стояли просто в воде в течение 10 дней, но корешки так и не появились. Опыт со стимуляторами был начат двадцать девятого января.

Через 10 дней черенки снова поставили в раствор «Корневина», выдержали 10 часов и переставили в простую воду и продолжили наблюдения.

Первый корешок появился на черенке сциндапсуса, обработанного «Корневином», девятого февраля, у традесканции - двенадцатого февраля. Каждые три дня производились замеры корешков и наблюдения за черенками, не обработанными стимулятором корнеобразования. Результаты наблюдений занесены в таблицу № 1.

Таблица № 1. Влияние стимулятора корнеобразования «Корневин» на укоренение черенков традесканции и сциндапсуса.



Дата

Сциндапсус

Традесканция

№1 (Корневин)

№ 2

№ 3 (Корневин)

№ 4

29.01.

Начало проведения опыта

09.02.

Появился корешок

Без изменений

12.02.

0,4 см.



Без изменений

Появился корешок


Без изменений

15.02.

0,7 см.

0,6 см.

19.02.

1 см., появился второй

1 см., появились еще два

Появился корешок

23.02.

Появился третий

Появился корешок

Три корешка

Появился второй

29.02.

5 корешков

1 корешок

5 корешков

3 корешка

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе. Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

09.02.15. Слева: сциндапсус, обработанный «Корневином»; справа - без «Корневина»

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе. Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

15.02.15. Слева: черенок традесканции, обработанный «Корневином»; справа - контрольные черенки

Вывод: При использовании стимулятора корнеобразования «Корневин» черенки традесканции укореняются медленнее, чем черенки сциндапсуса, но развитие корней традесканции происходит быстрее, чем у сциндапсуса.




4.2. Влияние внешних факторов на рост хлорофитума.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

4.3. Изучение явления пестролистности (влияние освещенности на число и ширину белых полос хлорофитума.)

При изучении влияния освещенности на число и ширину полос на листьях хлорофитума, один из горшочков мы поставили в затемненном месте, а другой - на яркий солнечный свет.

Исследования проводились в течение 60 дней, результаты опыта занесены в таблицу № 2. Сравнение характера рисунков на листьях подопытных растений производилось по числу и ширине зеленых и белых полос.

Таблица № 2. Изучение пестролистности


Дата измерений

Количество зеленых полос

Количество белых полос

Ширина белой полосы

5.12.12

Растение №6 - 2
растение №7 - 2

№ 6 - 1

№ 7 - 1

3 мм

3 мм

24.12.12

№ 6 - 3

№ 7 - 4

2

3

3,5 мм

3 мм

13.01.13

№ 6 - 2

№ 7 - 4

1

3

5 мм

3 мм

23.01.13

№ 6 - 2

№ 7 - 4

1

3

6 мм

2,5 мм

3.02.13

№ 6 - 2

№ 7 - 3

1

3

6 мм

2 мм


Основываясь на полученные измерения мы сделали следующий вывод:
на ярком свету листья хлорофитума резко и равномерно бледнеют, теряют свою декоративность, изменяется ширина белой полосы, она увеличивается.


Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Измерение ширины белой полоски хлорофитума

4.4. Влияние полива на развитие растений.

Для проведения следующего опыта были взяты образцы №1 и №2. Первое растение поливалось через день, а второе два раза в неделю. Через 15 дней на растении №1 появились признаки заболевания: коричневые пятна на кончиках листьев, растение побледнело, затем листья пожелтели целиком и поникли, в итоге розетка листьев стала загнивать, а листья отпадать. Результаты исследований занесены в таблицу № 3.

Таблица № 3. Влияние полива на развитие растения

Дата

Растения

Опытное № 5(через день)

Контрольное № 2 (два раза в неделю)

05.12.12

Здоровое

Здоровое

20.12.12

Бледность листьев, желтизна на кончиках

Здоровое

12.01.13

Листья поникли и пожелтели полностью

Здоровое

23.01.13

Растение стало гнить, листья отпадать

Здоровое

На основании составленной таблицы напрашивается следующий вывод: слишком частые поливы растения зимой, в то время, когда оно находится в покое, приводит к заболеванию и даже гибели растения.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Слева: растение поливалось через день;

Справа: растение поливалось два раза в неделю.

4.5. Влияние освещенности на рост и развитие растения.

Для опыта были взяты растение № 1 (контрольное) и опытное растение № 3. Растение № 1 мы стояло в хорошо освещаемом месте, а опытное растение в условиях затемнения. Полив растений производился в одно и тоже время, по мере подсыхания поверхности почвы. Через десять суток у растения № 4 листья стали мягкими и начали бледнеть, затем листья стали желтеть, вянуть, сохнуть и опадать.

Таблица № 4. Влияние освещённости на рост и развитие растения


Дата

Растения

Опытное № 3

Контрольное № 1

02.12.12

Здоровое

Здоровое

12.12.12

Листья побледнели и стали мягкими

Здоровое

02.01.13

Листья стали еще бледнее, вялые, кончики стали сохнуть

Без изменений

10.01.13

Листья стали желтеть и отпадать

здоровое

Вывод: при недостаточном освещении листья хлорофитума зимой желтеют и отпадают.

На подоконнике, вдали от света

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.



4.6. Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие растений.

Хлорофитум хорошо реагирует на подкормки, поэтому мы выбрали «Гуми Кузнецова» - комплексное удобрение, содержащее полный набор веществ, особенно микроэлементов. Контрольное растение №2 мы подкармливали 2 раза в месяц, а опытное растение № 5 оставалось без удобрений.

Таблица № 5. Влияние удобрений на рост и развитие растений.

Дата

Растения

Опытное № 4

(без подкормки)

Контрольное № 2

(два раза в месяц)

2.12.12

Здоровое

Здоровое

22.12.12

Бледность и мягкость листьев

Здоровое

10.01.13

Бледность и вялость листьев

Здоровое

30.01.13

Очень бледное растение

Здоровое

Вывод: из-за недостатка минерального питания, особенно зимой, у растений листья становятся вялыми и бледными.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Опытные растения февраль 2015 года


АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ.

Выводы: проведя исследования на растениях: хлорофитум, традесканция, сциндапсус, мы выяснили при каких условиях следует их выращивать:

- разумный полив;

- яркий, но рассеянный свет;

- определённая температура воздуха (не ниже 16 °С);

- подкормка минеральными удобрениями 2 раза в месяц в вегетационный период.

Несоблюдение одного из условий приводит к заболеваниям растения или даже к гибели. Частый полив в зимнее время способствует загниванию розетки листьев, появлению коричневых пятен на них. При недостатке освещённости листья становятся тёмно - зелёными и теряют пёструю окраску (у пёстролистных форм хлорофитума), растение теряет привлекательность, листья становятся бледными и мягкими, поникшими, некоторые желтеют и отпадают.

Эти знания помогли нам вырастить красивые и здоровые растения для озеленения класса и школы, а так же нами была составлена памятка по уходу за ампельными комнатными растениями. (ПРИЛОЖЕНИЕ)


Глава v. использование ампельных комнатных растений при озеленении школьных помещений

5.1. Современные приемы художественного оформления интерьеров школы

За последние годы интерес к искусству интерьерного озеленения значительно возрос. Приемы внутреннего озеленения школьных зданий имеет свою специфику, связанную с их функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом, а так же безопасностью для детей.

Еще совсем недавно комнатные растения, несмотря на их размеры, форму и декоративные качества, выращивали исключительно на подоконниках, но в последнее время, при озеленении помещений цветочными композициями, используются разнообразные стенды, стеллажи, подставки и даже мебель. Расстановка растений дело вкуса, и совершенно не обязательно быть специалистом - фитодизайнером, чтобы создать уют в помещении.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

При помощи фитодизайна украшают интерьеры офисов, холлов и школ. Горшочные растения в озеленении школах играют очень важную роль. Они учат детей заботе, прививают чувство ответственности и воспитывают эстетичность.

При озеленении школьных кабинетов горшочными растениями нужно соблюдать следующие правила:

- оформление кабинета должно располагать учащихся к восприятию окружающего мира,

- комнатные растения не должны затемнять класс,

- обстановка кабинета должна снижать тревожность учащихся, и по возможности, способствовать релаксации во время учебного дня.

В последнее время в современных школах усилился контроль за озеленением школ и детских садов. Нормами САНПИН установлены жесткие рамки и составлен список разрешенных растений. Так же были установлены новые требования оформления классных помещений. В школах, построенных в прошлом столетии, согласно новым требованиям, практически не предусмотрены специальные места для озеленения, но, не смотря на это педагоги все-таки отводят наиболее подходящие уголки для размещения растений. Их размещают на полках, школьной мебели, в подвесных ящиках и подоконниках. Но подоконник не самое подходящее место для многих растений, так как горячий сухой воздух от радиаторов отопления многим противопоказан.

В озеленении школьных кабинетов входит уголок природы, который дополняется кабинетом биологии. В нем находятся только те растения, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6-11 классах, программами внеклассной работы по биологии.

Требования к подбору объектов для уголка природы в школьных кабинетах.

Растения в уголке природы должны подбираться в соответствии со следующими пунктами:

- комнатные растения с декоративными формами;

- дикорастущие травянистые (семенные и споровые);

- растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами;

Среди множества неприхотливых комнатных растений выбирают те, которые являются не ядовитыми, без шипов и колючек, и могут быть неоднократно использованы в разных учебных целях. Это могут быть пеларгонии (герани), бальзамин, фуксия, колеус (крапивка), традесканции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, маммилярия

Зимний сад является самой совершенной формой внутреннего озеленения. Он размещается в специальном помещении с регулируемым климатом, где заранее предусматриваются все необходимые технические параметры для обеспечения жизни растений и отдыха человека. Каждый фрагмент сада с умело подобранной растительностью представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое. Температура воздуха в зимнем саду поддерживается на уровне 16-180С и относительная влажность - 60-65%. (supersadovnik.ru/plant.aspx// )

Однако, зимние сады пока редки. Значительно чаще в практике интерьерного озеленения встречаются зеленые уголки, представляющие собой композиции из растений, которые размещают в самых разных помещениях.

Главной формой озеленения зданий, которые не имеют специальных приспособлений для культивирования растений, являются цветочницы - стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм.

Классическим способом оформления интерьера являются солитерные, отдельно стоящие растения средние или крупные.

В озеленении школьных помещений очень популярны и ампельные растения, так ка это позволяет рационально использовать вертикальную плоскость, максимально насытить помещение зелеными растениями, не занимающими полезную напольную площадь.

Модная черта современного интерьера - подвесы для растений, сплетенные в технике макраме, применение для культивирования эпифитов природных коряг причудливых очертаний и др. материалов. Все это помогает сделать зеленое убранство интерьера интереснее и привлекательнее.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Традесканция в кабинете труда

Итак, методика размещения растений в интерьере и построения художественно-декоративных композиций основана на знании эколого-географических особенностей каждого ботанического вида и законов современного фитодизайна. Групповые посадки растений в общую емкость - наиболее распространенный способ их содержания в интерьере. Главное условие построения устойчивой, длительно функционирующей композиции - правильный подбор видов с точки зрения их экологии, а именно одинаковых требований к режиму полива, освещенности и составу почвы. Текущий уход за композициями состоит в поливе и подкорме с учетом ритма развития растений - чередования периодов покоя и вегетации.

По характеру и размерам растительные композиции чрезвычайно многообразны и составляют непрерывный ряд от настольной миниатюры из одного-трех маленьких растений до крупной объемно-пространственной композиции зимнего сада. Каждому типу интерьера соответствуют свои оптимальные модели композиций. Количество и состав растений в помещении зависит также от того, насколько квалифицированный уход может быть им обеспечен.

Размещение растений в школьных кабинетах и других помещениях должно не только создавать декоративный эффект, но и быть экологичным, не допускать нарушения санитарных правил и норм. Озеленение не должно препятствовать естественному освещению школьного помещения, его уборке, свободному передвижению учащихся в его пределах.


5.2. Использование ампельных комнатных растений в озеленении школы

Важной составляющей работы общеобразовательной школы всегда являлось озеленение школы горшочными растениями. Если растения, грамотно подобранны и размещены со вкусом, то они создают благоприятную психологическую атмосферу, положительно влияют на настроение учащихся, придают помещению уютный вид. Занятия комнатным цветоводством - один из видов творческого отдыха, способ простыми и доступными средствами создать уютную обстановку, часть трудового воспитания школьников.

Для этого необходимо знать некоторые правила озеленения школьных кабинетов, совместимость растений, иметь навыки ухода за ними.

В этих целях была подобрана группа детей из 15 человек среднего и старшего звена средней школы № 23 Советского района города Уфа и реализован проект по ее озеленению.

В некоторых кабинетах школы имелись зелёные насаждения. Но их было недостаточно. В коридорах и фойе школы растений не было вообще.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Во время реализации проекта были выполнены следующие работы:

- озеленение второго и третьего этажей школы;

- посадка черенков зелёных насаждений;

Детьми была изучена методическая литература, содержащая материалы по озеленению школ, приёмы и стили оформления цветочных композиций.

На следующем этапе работы дети выбрали растения для реализации проекта из имеющихся в школе цветов.

Творческая группа набросала несколько эскизов оформления.


Анализ проделанной работы.

Решившись, на первый взгляд, на нелёгкую, требующую много времени и усилий, мы задавались вопросом: « Сможем ли мы»? Но как говорится: « Глаза боятся, а руки делают».

Работать над проектом было интересно, хоть и не очень легко. С посадкой и пересадкой цветочных культур было легче, так как все дети с такой работой уже сталкивались. Работа над проектом нам очень понравилась. Работу по озеленению школы решено продолжить и усовершенствовать.

«Маскировка»
Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.



Хлорофитум в интерьере нашей школы

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Фойе второго этажа

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.

Фойе третьего этажа

Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.


Исследовательская работа.Ампельные растения в школе.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной работы, мы ставили перед собой цель: изучить биологию и экологию комнатных ампельных растений, определения оптимальных условий их содержания и возможности их использования для озеленения школ.

Для достижения данной цели нами были изучены литературные источники по биологии и экологии комнатных ампельных растений; разработаны методики экспериментов с использованием ампельных растений; организована и проведена экспериментальная работа со школьниками по изучению влияния стимуляторов корнеобразования на развитие придаточных корней, а также влияние экологических факторов на рост и развитие ампельных растений; так же проведена работа с использованием ампельных растений в озеленении школы.

В результате проведенной работы школьники овладели основными правилами ухода за комнатными растениями. Поняли, что для того, чтобы вырастить красивое, здоровое растение необходимо соблюдать определенные условия:

-умеренный полив в холодный период,

-яркий рассеянный свет,

-определенная температура воздуха (не ниже 16 º),

-подкормка минеральными удобрениями 2 раза в месяц в вегетационный период.

Не соблюдение одного из условий приводит к заболеваниям растения.

Растения на рабочем месте оказывают позитивное влияние на творческий процесс и способность сконцентрировать внимание. Таким образом, растения в школе:

  • абсорбируют вредные вещества;

  • поддерживают уровень влажности;

  • снимают стресс;

  • фильтруют частицы грязи и пыли из воздуха;

  • обладают охлаждающим эффектом;

  • повышают настроение;

  • обеспечивают шумоизоляцию.

Комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.

Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособления организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функции и др. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

Проанализировав множество источников, мы узнали, что не все растения одинаково полезны. Некоторые из них даже являются ядовитыми, но ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в доме, так как в огромном количестве поглощают из воздуха токсины: аммиак, ацетон, угарный газ, хлороформ, пары едких щелочей и кислот, синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей, свинцовую пыль. Собственно, эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. Поэтому исключать совсем их из озеленения класса не стоит.

Нужно только соблюдать осторожность и необходимо держать их в недоступном для контакта месте, чтобы избежать отравления и аллергических реакций, особенно в начальных классах.

В ходе исследования мы выяснили, какие факторы в жизни комнатных ампельных растений являются определяющими.

Фактор света при черенковании играет одну из самых важных ролей. Черенок, у которого нет листьев, лучше дает корни в темноте.

Для укоренения черенка, у которого остался хоть кусочек листа, необходим свет. Но даже при свете в непрозрачной посуде корни образуются гораздо лучше, чем в светлой банке.

Избыток света может быть вреден. В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукорененные черенки. Они должны получать только рассеянный свет.

Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут. Различные растения требуют различной почвы, ее специально составляют из разных компонентов природной почвы. Главными из них являются следующие: дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей), взятые с луга; листовая земля получается через 2-3 года из положенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, липы (кроме листьев дуба, иволги каштана), которые время от времени перелопачивают; хвойная земля состоит из полусгнившей хвои; торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся в болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений; перегной - перепревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, содержит все необходимые микро- и макроэлементы; песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт).

Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение растений водой: от умелого и своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать равно как ее пересушивания, чтобы не допустить гибели растений.

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнатных растений - воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух - они дышат всеми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормозит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекислый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокращается - рост и развитие растения замедляются или вовсе останавливаются. Воздух в помещении следует проветривать, увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздушных потоков. Корни хорошо дышат, если горшок глиняный (имеет моры) и земля в нем рыхлая.

Итак, экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеева А. Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. - М.: Астрель, 2010.

  2. Антонов В.П. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я.-М.: АСТ- Пресс, 2005.

  3. Батманова В. Н. Цветоводство. - Калининград: Кн. изд-во, 1991.

  4. Бибикова В.Ф. и др. Цветоводство. - М.: Высшая школа, 1992.

  5. Ботяковский И.Е. Справочник цветовода. - Минск.: Ураджай, 1985.

  6. Алексеева А.Р. Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. - М.: Астрель, 2010.

  7. 32. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. - М.: Астрель, 2007.

  8. Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры: Дизайн. Цвет. Освещение. Интерьер. - М.: Кристина и К, 1996.

  9. 7.Все, что необходимо знать об освещении в ХХI веке //Интерьер+дизайн. - 2004. - №1.

  10. Герасимов С.О, Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. - М.: Нива, 1992.

  11. Головкин Б.Н. Энциклопедия комнатного цветоводства - М.: Колос, 1993.

  12. Горбачев А.А. Основы эстетического оформления //Библиотекарь. - 1995.

  13. Демешко Е.Г. Растения в интерьере. - Минск: Ураджай, 1997.

  14. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. - М.: Просвещение, 1983.

  15. supersadovnik.ru/plant.aspx// Комнатные растения.

  16. saddoma.com.ua/product_info.phpproducts// Озеленение кабинета биологии.

  17. tipsplants.ru/plant/fikus-bambino// Комнатные растения и цветы.

  18. shkola459.my1.ru/index/zelenyj_ugolok/0-45// Зеленый уголок моего района.

  19. classno.ru/kabinet.php// Озеленение кабинетов в школе.

  20. allwomens.ru/2724-komnatnye-rasteniya-dlya-zdorovya.html.// Какие комнатные растения полезны для здоровья.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка по уходу за ампельными растениями

  1. Для декоративно-лиственных растений будет вполне достаточно света, если их расположить за оконной шторой, но не очень далеко от света, максимум на 20-30 см от окна.

  2. Цветущие ампельные растения лучше всего будут себя чувствовать на восточном или западном окне. Таким образом, прямые солнечные лучи будут попадать к ним только утром или вечером.

  3. При размещении цветов на полках или стояках позаботьтесь о легком горшке (предпочтительно пластмассовом) и высоком дренаже. Пересушка для ампельного растения не так страшна, как его чрезмерный полив. Расположив цветок на высоте, вы тем самым поместили его в условия самого сухого воздуха: периодически опрыскивайте листья цветка водой. Раз в месяц можно хорошенько закрыть полиэтиленом горшок и отправить растение под душ. Не забывайте периодически рыхлить землю и снимать ее верхний слой. Цветущие ампельные растения не переносят беспокойства во время образования бутонов или цветения.

  4. При выращивании цветов в кашпо позаботьтесь о безопасности цветка и своей собственной: убедитесь, что крепления, на которые вы собираетесь вешать кашпо, смогут выдержать его вес в политом состоянии. Если разместить кашпо рядом с окном, дополнительного освещение не потребуется. Старайтесь расположить кашпо таким образом, чтобы можно было постоянно проверять состояние почвы и периодически опрыскивать растения водой.

  5. Если вы расположили в декоративном кашпо горшок с растением, следует сливать лишнюю воду после каждого полива, иначе вы раскуете залить растение.

  6. Периодически поворачивайте цветок разными сторонами к свету. Таким образом, крона формируется равномерно и цветок не будет однобоким.

  7. Пересаживать растения следует ежегодно в новую землю.

  8. В отопительный сезон очень хорошо для растения поставить емкость с водой возле горшка.

2


© 2010-2022