- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черноморова Н.И. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ГМО заместитель директора директор МОУ СОШ № 3
по УР МОУ СОШ № 3
_________Е.С. Крапивина ________Н. В. Кустова ________Б. А. Рязанцев
«___»_________2010 г. «___»_________2010 г. «___»_________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Биология. Человек и
его здоровье»
для 8 класса
основного общего образования
составитель:
учитель МОУ СОШ № 3
Герасимчук Л. В.
Кыштым
2010 - 2011 уч. год
Оглавление.
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для преподавателей биологии и преподавателей других дисциплин программа определяет приоритеты в содержании естественно - научного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ СОШ № 3 программа является основанием для определения качества реализации общего биологического образования.
Категория обучающихся: учащиеся 8 классов МОУ СОШ №3 г. Кыштыма.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация в форме итоговых тестов, контрольных работ по изученным темам.
Итоговый документ: годовая отметка в журнале.
Пояснительная записка.
Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
-
концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства
образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783; -
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год». -
Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2003 г. №01-453;
-
приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004 г. №02-678; «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования»
-
приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009 г. №01-269;
-
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03 августа 2009г. № 103/3431).
-
Учебный план МОУ СОШ № 3 г. Кыштыма на 2009 - 2010 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Программа ориентирована на учебник А.С. Батуева «Биология. Человек». 8 кл. 2009 г., т. к он является лучшим, за что Авторский коллектив учебника удостоен премии Правительства РФ в области образования. Так же данный учебник в перечне единичных учебников, которые пока не входят в завершенную линию, но включен в федеральный перечень учебников, допущенных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще - учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены экскурсии, лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой п/р И.Н. Пономарёвой и Инструктивно-методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году», с учётом возможностей кабинета биологии.
В рабочей программе применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок комплексного применения знаний , урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок актуализации знаний и умений, урок контроля и коррекции знаний и умений.
В программе составлен перечень учебной и учебно - методической литературы для учащихся и учителя, контрольно - измерительных материалов, MULTIMEDIA.
Требование к учащимся 8 класса.
Характеризовать:
- строение, функции клеток человека;
- строение и жизнедеятельность организма человека как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- особенности размножения и развития человека;
- искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.
Обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
-особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;
- вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
Распознавать:
- клетки, ткани, органы и системы органов человека;
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
Делать вывод:
- о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Соблюдать правила:
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
- профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
Содержание курса
«Человек и его здоровье».
Общий обзор организма человека.
Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных.
Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки.
Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм - единое целое.
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Нейрогуморальная регуляция, ее роль в обеспечении связи органов, систем органов, взаимосвязи организма и среды. Железы внутренней секреции, гормоны, их значение в регуляции функций организма, роста, развития.
Нервная система, ее центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение.
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Социальная обусловленность поведения человека. Сон и его значение.
Жизнедеятельность организма.
Основные процессы жизнедеятельности организма человека. Методы их изучения.
Передвижение. Опорно-двигательная система, ее строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на ее развитие.
Транспорт веществ. Система органов кровообращения и ее значение. Внутренняя среда, ее роль в организме. Химический состав крови и ее строение. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Значение переливания
крови. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете.
Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечнополосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение.
Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких.
Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, ее строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желез в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения.
Обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов в нем. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Витамины, их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз. Расход энергии. Рациональное питание.
Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ.
Кожа, ее строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции.
Размножение и развитие.
Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребенка. Подростковый период.
Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности.
Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развития общества. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Защитно-приспособительные реакции организма. Социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье. Адаптация человека к новым условиям.
Личная и общественная гигиена человека. Гигиена умственного и физического труда. Факторы, вызывающие переутомление. Изменение работоспособности в процессе умственного и физического труда. Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности. Учебный труд - разновидность умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.
Роль двигательной активности, режима труда и отдыха, чередования умственного и физического труда в сохранении здоровья человека. Методы самоконтроля за физическим развитием подростка, выявление и предупреждение отклонений в физическом развитии подростка. Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотические вещества, их влияние на обмен веществ, функции нервной системы, высшую нервную деятельность человека, здоровье потомства. Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Аутотренинг.
Гигиена питания, дыхания, кожи. Количественный и качественный состав пищи, нормы и режим питания. Дыхательная гимнастика. Искусственное дыхание. Защита воздушной среды от загрязнения. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена юноши и девушки.
Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечнососудистых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом, нарушений зрения и слуха, травматизма.
Первая доврачебная помощь при травмах опорно-двигательной системы, кровотечениях, нарушениях дыхания, пищевых отравлениях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.
Демонстрации: микропрепараты клеток ротовой полости человека, торс, скелет человека, коленный и мигательный рефлексы; результаты опытов по образованию и
торможению рефлексов; модели головного мозга, черепа, конечностей, распилов костей, гортани, поясняющей механизм вдоха и выдоха; строение сердца, почки человека; опыты, иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц, свойства декальцинированной и прокаленной кости, содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе, опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания, измерения жизненной емкости легких, оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы, кровотечениях, нарушениях дыхания.
Лабораторные работы
-
Изучение клетки организма человека на готовых микропрепаратах.
-
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов клеток крови лягушки и человека, разных видов тканей.
-
Изучение строения головного мозга по моделям.
-
Действие желудочного сока на белки и действие слюны на крахмал.
-
Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Тематическое планирование.
№
Название раздела
Кол-во часов
Лабораторные,
практические работы
всего
из них, оценоч-ные
1.
Общий обзор организма человека
6
2
--
2.
Нервно -гуморальная регуляция физиологических функций человека.
8
--
--
3.
Кровь. Кровообращение.
10
3
2
4.
Дыхание.
5
--
--
5.
Пищеварение
6
1
1
6.
Обмен веществ.
4
--
--
7.
Выделение.
2
--
--
8.
Кожа.
4
--
--
9.
Опора и движение.
6
2
2
10.
Индивидуальное развитие организма.
4
--
--
11.
Органы чувств.
7
--
--
12.
Поведение и психика.
8
1
--
13.
Итого за курс «Человек»
70
9
5
Календарно - тематическое планирование.
Тема,
Кол-во часов
№
урока
Тема
урока
Дата проведения
Формы учебной деятельности
Р. к.
ОБЖ
ЦОР
Контроль
Д/З
1. Общий обзор организма человека
(6 часов).
1
Введение.
1 неделя сентября
Вводный урок.
ОБЖ
Стр.3-6
2
Строение и химический состав клетки.
1 неделя сентября
Комбинированный урок. Л.р. «Изучение клетки организма человека на готовых микропрепаратах».
Строение и химический состав клетки.
§ 1
3
Физиология клетки.
2 неделя сентября
Комбинированный урок.
§ 2
4
Ткани.
2 неделя
сентября
Комбинированный урок. Л.р. «Изучение микроскопического строения тканей».
Ткани.
§ 3
5
Органы и системы органов. Организм.
3 неделя сентября
Комбинированный урок. Самостоятельная работа
Органы и системы органов.
Оценка за сам. работу.
§ 4
6
Физиологические и психические функции
3 неделя сентября
Урок обобщения и систематизации знаний.
§ 5
2. Нервно -гуморальная регуляция физиологических функций человека.
(8 часов).
1 (7)
Регуляция функций в организме.
4 неделя
сентября
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
§ 6
2 (8)
Строение нервной системы.
4 неделя сентября
Комбинированный урок.
Презентация
§ 7
3 (9)
Рефлекс.
1 неделя октября
Комбинированный урок.
Презентация. Рефлекс.
§ 8
4 (10)
Спинной мозг.
1 неделя октября
Комбинированный урок.
Презентация.
Спинной мозг.
§ 9
5 (11)
Головной мозг.
2 неделя
октября
Комбинированный урок.
Головной мозг.
§ 10
6 (12)
Вегетативная (автономная) нервная система.
2 неделя
октября
Комбинированный урок.
§ 11,
Сообщение.
7 (13)
Железы внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
3 неделя октября
Комбинированный урок.
Самостоятельная работа
Р.К.
Презентация
§ 12,§13,
Повт
§ 6 - § 11
8 (14)
Обобщение по теме: «Нервно - гуморальная регуляция».
3 неделя октября
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Контрольная работа.
КИМ №3,
Стр.166.
---
3. Кровь. Кровообращение.
(10часов).
1 (15)
Внутренняя среда.
4 неделя октября
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Презентация.
Внутренняя среда.
§ 14
2 (16)
Плазма крови.
4 неделя октября
Комбинированный урок.
ОБЖ
Презентация.
§ 15
3 (17)
Клетки крови.
1 неделя ноября
Комбинированный урок. Л.р. «Микроскопическое строение крови лягушки и человека».
Презентация. Клетки крови.
§ 15,
§ 16, сообщения
4 (18)
Иммунитет.
1 неделя ноября
Комбинированный урок.
Р.К.
ОБЖ
Презентация.
Иммунитет.
§ 17
5 (19)
Движение крови и лимфы.
2 неделя ноября
Комбинированный урок.
Презентация.
Движение крови
§ 18 творческая работа.
6 (20)
Строение и работа сердца.
2 неделя ноября
Комбинированный урок.
ОБЖ
Презентация.
Строение и работа сердца.
§ 19,
творческая работа.
7 (21)
Давление крови в сосудах.
3 неделя ноября
Комбинированный урок. Л.р. «Подсчет
ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
оценка
Оценка за Л/р.
§ 20
§ 21
8 (22)
Гигиена сердечно - сосудистой системы.
3 неделя ноября
Комбинированный урок.
Р.К.
ОБЖ
Сердечно - сосудистые заболевания
§ 22
9 (23)
Первая помощь при кровотечениях.
4 неделя ноября
Комбинированный урок. Л.р. «Первая помощь при кровотечениях».
ОБЖ
Оценка за Л/р.
§ 23, повт.
§14 - §22
10 (24)
Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение».
4 неделя ноября
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Тест.
КИМ 2, стр.183.
---
4. Дыхание.
(5 часов).
1 (25)
Органы дыхания.
1 неделя декабря
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Самостоятельная работа
Органы дыхания
§ 24
2 (26)
Дыхательные движения и их регуляция.
1 неделя декабря
Комбинированный урок.
Дыхательные движения и их регуляция
§ 25
3 (27)
Газообмен в легких и тканях.
2 неделя декабря
Комбинированный урок.
Газообмен в легких и тканях.
§ 26
4 (28)
Гигиена воздуха. Первая помощь при нарушениях органов дыхания.
2 неделя декабря
Комбинированный урок.
Р.К. ОБЖ
§27,28
Повт
§24 - §26
5 (29)
Обобщение по теме:
« Дыхание».
3 неделя декабря
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Тест.
КИМ №4, стр.20.
---
5. Пищеварение
(6 часов).
1 (30)
Значение и состав пищи. Органы пищеварения.
3 неделя декабря
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Самостоятельная работа.
Органы пищеварения.
Оценка за сам. работу.
§ 29
§ 30
2 (31)
Пищеварение в ротовой полости.
4 неделя декабря
Комбинированный урок. Л.р. «Действие желудочного сока на белки и действие слюны на крахмал».
Оценка за Л/р.
§ 31
3 (32)
Пищеварение в желудке.
4 неделя декабря
Комбинированный урок.
Пищеварение в желудке.
§ 32
4 (33)
Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желёз в пищеварении
2 неделя января
Комбинированный урок.
Поджелудочная железа, печень.
§ 33
5 (34)
Кишечное пищеварение. Всасывание.
2 неделя января
Комбинированный урок.
Кишечное пищеварение.
§ 34
6 (35)
Гигиена питания и предупреждение желудочно - кишечных заболеваний.
3 неделя января
Урок обобщения и систематизации знаний.
Р.К. ОБЖ
Желудочно -кишечные заболевания.
§ 35
6. Обмен веществ.
(4часа).
1 (36)
Виды обмена веществ.
3 неделя января
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
§ 36.
§ 37
2 (37)
Витамины.
4 неделя января
Комбинированный урок. Компетентностно - ориентированное задание
Р.К.
Витамины
Оценка за КОЗ.
§ 38
3 (38)
Нормы питания.
4 неделя января
Комбинированный урок.
Р.К.
§ 39,
Повт.
§29 - §38
4 (39)
Обобщение по теме:
« Пищеварение», «Обмен веществ».
1 неделя февраля
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Контрольная работа.
КИМ № 3, стр. 134.
--
7. Выделение.
(2часа).
1 (40)
Органы выделения.
1 неделя февраля
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Органы выделения.
§ 40
2 (41)
Образование мочи. Предупреждение заболеваний почек.
2 неделя
февраля
Комбинированный урок.
Р.К.
ОБЖ
Образование мочи.
§ 41
8. Кожа.
(4часа)..
1 (42)
Строение и значение кожи.
2 неделя
февраля
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Самостоятельная работа
Строение и значение кожи.
§ 42
2 (43)
Роль кожи в теплорегуляции.
3 неделя
февраля
Комбинированный урок.
Р.К. ОБЖ
§ 43,
Сообщения
3 (44)
Закаливание организма.
3 неделя
февраля
Комбинированный урок.
Р.К.
ОБЖ
Гигиена кожи, одежды.
§ 44
4 (45)
Гигиена кожи, одежды.
4 неделя
февраля
Урок обобщения и систематизации знаний.
ОБЖ
§ 45
9. Опора и движение.
(6часов).
1 (46)
Опорно - двигательная система. Скелет.
4 неделя
февраля
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Скелет
§ 46
2 (47)
Строение и свойства костей. Типы их соединения.
1 неделя марта
Комбинированный урок.
Строение и свойства костей. Типы их соединения.
§ 47
3 (48)
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах.
1 неделя
марта
Комбинированный урок.
Р.К. ОБЖ
§ 48
4 (49)
Мышцы, их строение и функции.
2 неделя
марта
Комбинированный урок.
Строение мышц.
§ 49
5 (50)
Работа мышц. Утомление.
2 неделя
марта
Комбинированный урок.
П/р. «Выявление влияния статической' и динамической работы на утомление мышцы».
ОБЖ
Оценка за Л/р.
§ 50
6 (51)
Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
3 неделя
марта
Урок обобщения и систематизации знаний.
Л.р.«Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия».
Р.К. ОБЖ
Нарушения осанки и плоскостопие
Оценка за Л/р.
§ 51
10. Индивидуальное развитие организма.
(4часа).
1 (52)
Размножение в органическом мире.
3 неделя
марта
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Половое и бесполое размножение.
§ 52
2 (53)
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
4 неделя
марта
Комбинированный урок.
§ 53
3 (54)
Развитие человека после рождения.
4 неделя
марта
Комбинированный урок.
Презентация
§ 54, сообщения
4 (55)
Наследственные и врожденные заболевания. Венерические заболевания.
1 неделя апреля
Комбинированный урок.
Р.К.
ОБЖ
Презентация
Записи.
Вы-резки из журна-лов
11. Органы чувств.
(7 часов).
1 (56)
Значение органов чувств.
1 неделя апреля
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
§55
2 (57)
Глаз и зрение.
2 неделя апреля
Комбинированный урок.
Строение глаза.
§ 56
3 (58)
Зрительное восприятие.
2 неделя апреля
Комбинированный урок.
ОБЖ
Зрительное восприятие.
§ 57
4 (59)
Предупреждение нарушения зрения.
3 неделя апреля
Комбинированный урок.
ОБЖ
§ 58
5 (60)
Ухо и его функция. Слуховое восприятие. Предупреждение нарушения слуха.
3 неделя апреля
Комбинированный урок.
ОБЖ
Строение уха.
§ 59
6 (61)
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.
4 неделя апреля
Комбинированный урок.
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства,
обоняния и вкуса.
§ 60, повт.
§55-§59
7 (62)
Обобщение по теме: «Органы чувств».
4 неделя апреля
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Контрольная
работа.
КИМ №3
стр. 178.
--
12. Поведение и психика.
(8 часов).
1 (63)
Рефлекторная теория поведения.
1 неделя мая
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
§ 61,
§62
2 (64)
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь и мышление.
1 неделя мая
Комбинированный урок.
Речь и мышление.
§ 65
3 (65)
Воля и эмоции. Внимание и память.
2 неделя мая
Комбинированный урок. Л.р. «Изучение условий, необходимых для удержания внимания на объекте».
Воля и эмоции. Внимание и память.
§63
§ 64
4 (66)
Биологические ритмы. Сон и его значение.
2 неделя мая
Комбинированный урок.
ОБЖ
Биологические ритмы. Сон.
§ 66
5 (67)
Личность и ее особенности.
3 неделя мая
Комбинированный урок.
6 (68)
Характер, темперамент. Личность.
3 неделя мая
Комбинированный урок.
ОБЖ
Презентация.
§ 67
7 (69)
Изменения работоспособности. Режим дня.
4 неделя мая
Комбинированный урок.
Р.К
ОБЖ
§ 68
8 (70)
Обобщение повторение по разделу: «Организм человека и его строение».
4 неделя мая
Урок обобщения и систематизации знаний. Компетентностно - ориентированное задание
Оценка за КОЗ.
Перечень учебно - методического обеспечения.
Учебник:
1). Батуев а. С. Кузьмина И. С. Биология. Человек. 8 класс, - М.: Дрофа, 2009.
Методические пособия для учителя:
1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие
для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005.
3). Пепелева О.А. Сунцова И.В. «Поурочные разработки по билогии. Человек 8(9) класс. - М.: «ВАКО» 2007.
4). Семенцова В. Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс.- Санкт - Петербург «Паритет» 2002.
5). Парфилова Л. Д. Готовые домашние задания по биологии ( к учебнику А.С. Батуева и др. «Биология. Человек. 9 класс». - М.: Экзамен, 2002.
Дополнительная литература для учителя:
1). Камкнская А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. Учебное пособие для школьников и абитуриентов, - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
2). Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах для учащихся и абитуриентов. - Санкт - Петербург: Виктория, 2009.
Для учащихся:
1). Батуев А.С. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2008;
2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005.
3). Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. :Вентана-Граф, 2006;
4). Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
5). Парфилова Л. Д. Готовые домашние задания по биологии ( к учебнику А.С. Батуева и др. «Биология. Человек. 9 класс»). - М.: Экзамен, 2002.
6). Решения и ответы: К учебнику «Биология. Человек. 9 класс общеобразовательных учреждений», А. С. Батуев и др. - Висангинас: Альфа, 2001.
7). Модестова Т. В. Анатомия, 9 класс. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. - (Серия «Доклады, рефераты, сообщения»).
8). Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах для учащихся и абитуриентов. - Санкт - Петербург: Виктория, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы.
1). Интернет-ресурсы
2). Биология. Человек. 8 класс. Образовательный комплекс. Сонин Н. И. Сапин
М. Р. (электронное учебное издание), ООО «Дрофа» 2008.
3). Биология. Человек. 8 класс. Образовательный комплекс. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Контрольно - измерительные материалы.
1). Пепелева О.А. Сунцова И.В. «Поурочные разработки по билогии. Человек 8(9) класс. - М.: «ВАКО» 2007.
2). Т.В.Иванова. Тесты. Биология. 6 - 11 класс, - М.: «Олимп», 2001.
3). Г.М. Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье, М.: «Просвещение», 1989.
4). И.А. Степанов. Тестовые задания по биологии. Человек. 9 класс. Книга для учителя, - М.: «Просвещение», 2001.
5). Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9 - 11 классы, - М.: «ДРОФА», 2001.