Разработка урока по ФГОС, тема

Урок соответствует требованиям ФГОС. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Форма урока:  урок-исследование Формы работы учащихся: фронтальная общеклассная, индивидуализированная, кооперированно-групповая, работа в паре. Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, мультимедийные  демонстрации. Информационные модулиЭОР№1, ЭОР№2, ЭОР№3, ЭОР№4, ЭОР№5, ЭОР№6, ЭОР№7 Разработка урока предполагает следующие виды деятельности обучающихся:ис...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межина Ирина Васильевна, Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» 2013г

МКОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавскоо района Омской области

Пояснительная записка к уроку

Направление: естественно-научное.

Тема урока: «Состав и значение пищи», 8 класс.

Это первый урок в теме: «Пищеварительная система человека», на которую отводится 7 часов.

В классе 14 обучающихся в общеобразовательной школе..

Урок был проведен в ходе реализации методической темы: «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке как средство развития познавательных УУД».

Форма, используемая на уроке ученикам знакома, дети уже проводили исследования. А организованная деловая игра «НИЛ» -Научно-исследовательская лаборатория, позволила заинтересовать и вовлечь в урок каждого ребенка.

В классе обучаются дети разного уровня обученности, поэтому предоставленный выбор исследования гипотез или выполнение практической работы позволило организовать деятельность детей таким образом, что каждый проводил исследование на своем уровне, в зоне своего развития.

Дифференцированное домашнее задание также способствовало тому, что каждый ученик мог выбрать, что ему нравится и по своим способностям.

Домашнее задание включало:

- обязательный компонент (параграф и ответы на вопросы),

-по желанию (создать презентацию «Старайся-правильно питайся» или создание буклетов о пользе лечебных диет и вреде диет похудения).

В качестве оценивания знаний были использованы самооценка (лист достижения знаний с прописанными критериями знаний по уроку) и работа группы экспертов (способные ребята этого же класса 2 человека). Таким образом, учитель на уроке -не транслятор знаний, а координатор учебной деятельности обучающихся.

Технологическая карта урока

ФИО (полностью)

Межина Ирина Васильевна

Место работы:

МКОУ«ЧерлакскаяСОШ»,Нововаршавского муниципального района Омской области

Должность

Учитель

Предмет:

биология

Класс:

8

Тема и номер урока в теме:

«Пищеварительная система», 1 урок в теме

Базовый учебник

Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный


Приветствие, выявление отсутствующих, обсуждение хода урока, проверка готовности к уроку

Слушают учителя и настраиваются на урок

1 мин

2

Мотивационный

Слайд №1

Видеоролик о процессе питания


Предлагает обучающимся дополнить признаки живых организмов Посмотреть видеоролик.

Рассуждают в группе,

Выполняют задание. Смотрят видеоролик, анализируют увиденное

4 мин

3

Актуализация опорных знаний


Слайд №2
















Предлагает ответить на вопрос: «Могут ли живые организмы обойтись без пищи?», «Влияет ли пища на здоровье?», «С какими ранее изученными системами и как связана?»

Выдвигают версии, отвечают на вопросы,


5 мин

4

Определение темы урока и постановка цели

Слайд3

Задаёт наводящие вопросы

На основе просмотренного видеоролика и вопросов определяют тему урока и ставят цель

2 мин

5

Формирование новых знаний

Слайд4. Задания группам: предлагаемые для исследования гипотезы

«Значение углеводов» ЭОР№1:«Белки растительные и животные» ЭОР№2:«Функции питания» ЭОР№3: «Значение белков, жиров, углеводов» ЭОР№4 : «Состав пищи» ЭОР№5: «Калорийность питания» ЭОР№6: «Таблица калорийности» ЭОР№7

Предлагает обучающимся в группах исполнить роли исследователей и подтвердить или опровергнуть гипотезу,одной группе- исполнить роль «Экспертов приемной комиссии», дать оценку работе ученикам из групп исследователей. Дает задания в группы. Следит за работой групп, корректирует их деятельность по мере необходимости

Образовывают группы, выполняют своё задание-исследуют гипотезу с использованием необходимых ЭОР., определяют спикеров. Одна группа исполняет роль «Экспертов приемной комиссии», дает оценку работе ученикам из групп исследователей.


10 мин

6

Упражнения для отдыха глаз

Предлагает набор упражнений

Выполняют упражнения

1 мин

7

Сообщение из групп

Слайды №5-9

Вместе с экспертами анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

Сообщают изученный материал. Слушают, Задают вопросы.

10 мин

8

Обобщение и первичное закрепление знаний.




Слайд10



Слай11: открытая задача

Предлагает заполнить таблицу, сравнить её с культурным образцом и решить открытую изобретательную задачу.

Заполняют таблицу: «Значение и состав пищи» по материалам докладчиков. Сравнивают с культурным образцом.

Решают открытую изобретательную задачу.

5 мин

9

Формулирование выводов урока

Слайд№12

Предлагает сформулировать выводы урока

Формулируют выводы урока и фиксируют их.

2 мин

10

Подведение итогов урока. Самооценка


Предлагает заполнить индивидуальный лист достижений,

Фиксируют в листе достижений усвоенные критерии знаний, ставят себе оценку за работу на уроке

2 мин

11

Домашнее задание

Слайд 13,14

Объясняет суть домашнего задания, процесс и варианты его выполнения.

Выбирают и записывают домашнее задание(дифференцированное)

1 мин

12

Рефлексия

Задаёт вопросы


Отвечают на вопросы

2 мин

Сценарий урока по теме: «Значение и состав пищи»

Используемые педагогические технологии: проектная, технология ТРИЗ, ИКТ.

Класс: 8 Предмет: биология

Изучаемая тема и номер урока в ней: «Пищеварительная система человека», первый урок в теме.

Цель урока: раскрыть сущность понятий «состав пищи», «пищевые продукты», «питательные вещества» и выявить влияние их на организм человека.

Задачи:

- Воспитательные (личностные) - способствовать развитию умений обосновывать и доказывать зависимость здоровья человека от состава пищи; прививать интерес к творческой и исследовательской деятельности; развивать коммуникативные компетентности.

-Развивающие (метапредметные) - способствовать развитию умений характеризовать состав пищи, устанавливать взаимосвязи между потребляемыми продуктами питания и функционированием организма, анализировать и делать выводы.

-Обучающие (предметные) - способствовать формированию понятий: органические и неорганические вещества пищи, пищевые продукты, питательные вещества, пища растительного и животного происхождения, значение пищи для здоровья человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Формы работы учащихся: фронтальная общеклассная, индивидуализированная, кооперированно-групповая, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, демонстрационный экран, мультимедийные демонстрации. Информационные модулиЭОР№1, ЭОР№2, ЭОР№3, ЭОР№4, ЭОР№5, ЭОР№6, ЭОР№7

Структура и ход урока

1.Этап урока: организационный.

Учитель приветствует обучающихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

2.Этап урока: мотивационный.

Предлагаю обучающимся посмотреть на слайд №1 и ответить на вопрос: «Что за явления обозначены на слайде?», дописать пропущенное слово. (слайд1)

(Ученики определяют, что пропущен процесс питания живых организмов). Далее представляю вниманию школьников видеоролик, в котором показан процесс питания животных.

3.Этап урока: Актуализация опорных знаний.

Предлагаю обучающимся ответить на вопросы: «Могут ли живые организмы обходиться без пищи?» (слайд 2)

«Влияет ли пища на здоровье человека?», «С какими ранее изученными системами организма человека может быть связана пища?». (Ребята отвечают на вопросы)

4.Этап урока: определение темы урока, постановка цели и задач.

Предлагаю ученикам на основе просмотренного видеоролика и вопросов определить тему урока, поставить цель и задачи для изучения данной темы. (слайд3)

(Обучающиеся определяют тему, предлагают версии для постановки цели и задач).

5.Этап урока: формирование новых знаний.

Задаю вопрос детям: «Чтобы достичь поставленной цели урока, какие формы работы можно использовать?» (Называют групповую, индивидуальную работу).

Предлагаю сегодня поработать в научно-исследовательской лаборатории. Сегодня вы-исследователи, будите работать в группах. Одна группа ребят будет исполнять роль экспертов приемной комиссии, которая вместе с учителем будет принимать и оценивать работу исследователей. Исследовать необходимо на основе электронных образовательных ресурсов предложенные гипотезы:

1.Если в пищу употреблять продукты, содержащие только белки, то организм человека не будет функционировать правильно (ресурсы 1,3)

2.Вегетарианцы считают, что если исключить из рациона питания человека пищу животного происхождения, то это не повлияет на состояние организма (ресурсы 2,4)

3.Если в течение 10 дней ничего не есть, это никак не скажется на организме человека (ресурсы 3,5).

Одна группа проводит исследование на основе проведенной практической работы: «Состав пищевых продуктов», где выясняют наличие белков в муке, жиров в семечке подсолнечника, углеводов в картофеле. После проведенного анализа нужно гипотезы или подтвердить, или опровергнуть.

(Ученики группы выбирают по желанию гипотезы, выходят в ИНТЕРНЕТ, работают с указанными ресурсами в течение 15 минут. Для исследования гипотезы ребятам предлагаю инструкции (приложение к уроку). Группа экспертов также изучает все ресурсы, готовит заключение на ответ каждой группы, используя инструкцию для работы экспертов ( приложение)) (слайд4)

После работы с компьютером, для того, чтобы снять напряжение с глаз предлагаю ученикам выполнить упражнения для отдыха глаз.

По методике Уютова, предлагаю детям посмотреть в течение 8 сек. на круг, который находиться посередине доски. Затем посмотреть выше круга, ниже, справа, слева круга. После чего посмотреть друг на друга, улыбнуться и продолжить работу.

Каждая группа выбирает спикера, который сообщает о работе и подтверждает или опровергает гипотезу. Отвечающему или группе могут задавать вопросы на понимание, уточнение все ученики, после чего эксперты дают оценку работе группы. Учитель направляет, если необходимо, ход рассуждения ребят.

6.Этап урока: обобщение и первичное закрепление знаний. На основе изученного и прослушанного материала по вопросам учителя обучающиеся заполняют таблицу (приложение) (слайды5,6,7,8)

(Ученики распределят слова в группы: питательные вещества и пищевые продукты). Эти данные также вносятся в таблицу.

После вопроса «Все ли колонки в таблице заполнены?» предлагаю сравнить ответы с образцом (правильно заполненная таблица) (слайд9)

Далее предлагаю детям поиграть в игру «Пирамида». К доске вызываю пару учеников для совместного выполнения задания, им нужно выбрать поле для игры и выполнить задание за 1 минуту. (слайд10))

Далее для подтверждения полученных знаний по теме предлагаю ребятам решить открытую изобретательную задачу в паре:

Микробы и рахит

Могут ли научные открытия бить по здоровью людей?

Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги Конрада Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство маленьких детей болело рахитом, потому что…» Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?

(Обучающиеся в течение 5 минут выдвигают гипотезы, спорят, выбирают необходимую версию для ответа). К доске в очередной раз вызываю пару учеников и предлагаю выполнить задание на определение правильности утверждений.

На основе проведенных работ предлагаю обучающимся самостоятельно сделать вывод урока, и зафиксировать его в конце таблицы. (Дети записывают вывод урока)

7.Этап урока: подведение итогов урока.

Предлагаю ученикам заполнить индивидуальный лист достижений на уроке по теме (приложение к уроку). (Ребята отмечают в листе усвоенные критерии знаний, ставят себе оценку за работу на уроке).

8.Этап урока: домашнее задание, инструктаж. Домашнее задание дифференцированное, включает в себя обязательное, а также по желанию на выбор обучающегося. Объясняю суть задания, варианты его выполнения. (слайд13)

Рефлексия: Задаю вопросы: -какую цель урока ставили?

- Удалось ли достичь цели урока? -Что помогло достичь цели урока?

-Лично для себя, что значимое возьмете с урока?

Благодарю всех за работу (слайд14) и предлагаю послушать песню «Не зря был прожит еще один день»

Приложение к уроку : «Значение и состав пищи»

Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Значение углеводов

Интерактивное пособие

fiz-ra.com/znachenie-uglevodov-v-organizme-cheloveka

2

Белки растительные и животные

Интерактивное пособие с таблицей

fitox.ru/food/news/4087-1

3

Функции питания

Обучающий Модуль

.fcior.edu.ru/card/26584/osnovy-racionalnogo-pitaniya-organizaciya-pitaniya-v-stacionare.html

4

Значение белков, жиров, углеводов

Интерактивная таблица

85.142.23.53/packages/econ/0DF4F734-3F66-4893-BEDA-A971658CE979/1.0.0.1/TECHNO_4.2.1.1i1_FisiologPitan_U.oms

5

Состав пищи

Обучающий Модуль

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c821d40-7829-49bf-bc22-2344c9f32775/%5BBIO8_05-32%5D_%5BPT_01%5D.html

6

Калорийность питания

Обучающий Модуль

fcior.edu.ru/card/26644/principy-racionalnogo-pitaniya-raschet-kaloriynosti-blyud.html

7

Таблица калорийности

Таблица калорийности прод

bio-health.ru/diets/calories.html

Значение и состав пищи (таблица для заполнения обучающимся)

Состав пищи

Значение

Органические вещества

Неорганические вещества

1.

2.

3.

1.

2.

1.

2.

3.

Витамины

Разновидность

пищи

Питательные вещества

Пищевые продукты

1.

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вывод урока:

Значение и состав пищи (образец)

Состав пищи

Значение

Органические вещества

Неорганические вещества

1.Белки

2.Жиры

3.Углеводы

1.Вода

2.Минеральные соли

1.Строительная

2.Энергетическая

3.Регулятивная

Витамины

Разновидность

пищи

Питательные вещества

Пищевые продукты

1.Растительная

1.Животная

1.Белки

2.Жиры

3.Углеводы

4.Витамины

5.Вода

6.Минеральные соли

1.Хлеб

2.Мясо

3.Молоко

4.Овощи

5.Фрукты

6.Яйца

Инструкция к решению задачи:

1.Прочитайте внимательно текст задачи.

2.Выделите главные слова.

3.Поймите смысл задачи.

4.Выдвеньте гипотезы решения задачи.

5.Выберите наиболее подходящую по смыслу к задаче для ответа.

6.Определите выступающего.

Инструкция к исследованию гипотез:

1.Поймите смысл гипотез, выделите ключевые слова и решите, верна гипотеза или нет.

2.Изучите модуль и подберите аргументы или контраргументы гипотезы.

3.Определите выступающего от группы.

Инструкция для работы экспертам:

При оценивании учитывать:

1.Правильно ли поняли гипотезу.

2.Достаточно ли собрали аргументов или контраргументов для опровержения или подтверждения

Открытая изобретательная задача «Микробы и рахит»

Могут ли научные открытия бить по здоровью людей?

Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги Конрада Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что…»

Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?

Эор к уроку: «Состав и значение пищи»

Основы рационального питания

ЭОР 3.fcior.edu.ru/card/26584/osnovy-racionalnogo-pitaniya-organizaciya-pitaniya-v-stacionare.html- функции питания

ЭОР 2.fitox.ru/food/news/4087-1 - белки растительные и животные

ЭОР 4.85.142.23.53/packages/econ/0DF4F734-3F66-4893-BEDA-A971658CE979/1.0.0.1/TECHNO_4.2.1.1i1_FisiologPitan_U.oms - значение белков, жиров, углеводов

ЭОР 1.fiz-ra.com/znachenie-uglevodov-v-organizme-cheloveka -значение углеводов

ЭОР 5.fcior.edu.ru/card/20994/fiziologiya-pitaniya-belki-zhiry-uglevody-vitaminy.html -состав пищи

ЭОР 6fcior.edu.ru/card/26644/principy-racionalnogo-pitaniya-raschet-kaloriynosti-blyud.html -калорийность питания

ЭОР7bio-health.ru/diets/calories.html -таблица калорийности



© 2010-2022