Педагогическое ноу хао

В материале рассказывается, как можно повысить интерес к уроку биологии и вырастить творческих ребят. Как можно использовать практические работы по биологии для создания проектов. Как научить ребёнка беречь окружающую среду, как быть неравнодушным ко всему, что тебя окружает. Многие учителя стоят перед проблемой, что ученики ничего делать не хотят. Мне кажется, что в этой проблеме виноваты и мы , и ученики. Нам не хватает азарта молодости, куража, что бы повести за собой, нам трудно перестроитьс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моё НОУ ХАО.



Честно говоря, я не знаю, что ещё не придумали в образовании. И, тем не менее, изобретают новые слова, а смысл их остаётся прежним. Разве мы не учили практическим навыкам? Сейчас мы называем это компетенциями, учебными действиями.

Мне же хочется поделиться тем, что, по-моему, повышает интерес к учёбе. Это использование на уроке и во внеурочной деятельности исследовательской работы. Ребёнок по своей натуре очень любознательный, ему хочется многое попробовать. Исследовательская деятельность как раз и развивает его интерес первооткрывателя.

Например, проходим в 5 классе на природоведении тему «Вода». Я спрашиваю ребят: « А знаете ли вы, сколько за день расходуете воды?» Мы с ними, составляем таблицу, куда заносим расход воды на разные нужды, сколько по времени открыт кран пока моем руки, чистим зубы, умываемся, моем посуду и так далее. На следующий урок прошу принести результаты. В среднем получается расход по 100-150 литров в день. Затем прошу поднять руки тех ребят, у кого стоят приборы учёта воды. Оказывается у многих из них потребление намного меньше, чем у других ребят. Вот вам и заинтересованность в экономии воды.

В 6 классе проходим лишайники. Как раз осенью, когда многие ребята ещё ездят на дачи загород. Прошу понаблюдать за деревьями, какие лишайники встречаются в городе, а какие за городом. Прошу сфотографировать улицы, где много накипных лишайников. Так мы определяем экологически неблагоприятные районы в городе. Затем пытаемся объяснить причину загрязнения в городе. Выясняем интенсивность потока машин по этой территории, какие предприятия там расположены. Эта работа заинтересовывает ребят. Бывая в других районах города, они уже сравнивают, какие там растут лишайники на деревьях. Вот вам практическое применение биоиндикации. Можно составить план «зелёных» улиц, (экологически чистых) и «красных», где опасная экологическая обстановка.

В 8 классе начинается химия и тут можно добавить в исследование химический анализ. С большим интересом ребята исследуют продукты, которые едят каждый день. Определяют полезные они или вредные. Так можно определить много ли витамина С в соках, купленных в магазине? Что в себе таят чипсы и кока - кола? Старшеклассники уже исследуют состав лекарственных препаратов. А с каким интересом ребята выращивают кристаллы! С какой гордостью хранят их в красивых коробочках! Можно продолжать перечислять исследовательские работы бесконечно. Спасибо интернету, что позволяет найти новые темы для исследования. Занимаясь этой работой, я открыла для себя ребят, которые не всегда могут показать себя на уроке, но занимаясь на кружке исследованием, заинтересовались, выступили перед одноклассниками, их начинают уважать в классе одноклассники, у них повышается самооценка. А это так важно - чувствовать свой успех!

И ещё хочу поделиться одной находкой. Сейчас много в школе наглядного материала, различных стендов. У меня перед кабинетом 2 таких пробковых стенда. Так мы с ребятами каждую неделю готовим новую тему на стенд. Я не просто прошу написать ребят доклад к уроку, подготовить сообщение так, чтобы информация заинтересовала ребят, чтобы было интересно прочитать её на стенде. Поверьте, это не так просто. Мы все знаем, что ребята сейчас мало читают, поэтому наглядная информация помогает расширить кругозор. Ребятам очень приятно, когда ин работы вывешены на стенд. Мы используем настенные календари, где прекрасные иллюстрации, а викторины, конкурсы, шарады, загадки ребята найдут с огромным удовольствием. Только надо заинтересовать. Самому быть активным, гореть идеей, а единомышленники обязательно найдутся.

И ещё, старайтесь участвовать в различных конкурсах: школьных, районных, городских… Некоторые ребята говорят, что сделают исследовательскую работу, но выступать не будут, боятся. Надо вселить уверенность в себе. Сначала пусть расскажут младшим школьникам, потом одноклассникам, на школьной конференции, а к этому времени придёт уверенность и для защиты на районе. Я своих ребят отправляю на различные конкурсы и олимпиады. Это только плюс в развитии ребёнка и заинтересованности в предмете. Бывает, что сложные вопросы заочного тура олимпиады распределяем среди ребят, чтобы успеть подготовить ответы. Чтобы ответить на один сложный вопрос, сколько надо пересмотреть материала, а это так расширяет кругозор. Поэтому, одной из форм работы со старшеклассниками - это участие в олимпиадном движении.

Я думаю, что велосипед я не изобрела. Я просто поделилась приёмами, которые позволяют повысить интерес к учёбе и предмету:

  1. Заинтересованность через исследовательские работы.

  2. Темы стараться брать не абстрактные, а конкретные, жизненные.

  3. Общественное признание успехов ребёнка через наглядную агитацию.

  4. Участие в различных конкурсах и олимпиадах.

  5. Чаще хвалить ребят, но и помогать им добиваться успеха.

  6. Самому идти на шаг впереди.

Анисимова И.В., учитель биологии и химии.



© 2010-2022