- Преподавателю
- Биология
- Программа прикладного курса по биологии для 11-х классов Биология: «Общие закономерности»
Программа прикладного курса по биологии для 11-х классов Биология: «Общие закономерности»
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Байдилдаева Г.У. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Бекітемін:
Утверждаю
Директор
Г.Б. Ижанова
«__»______________
Келісемін:
Согласовано:
зам.директора УР
Оқу ісінің меңгерушісі
К.И.Бексултанова
«____»_______________
Қаралды:
Рассмотрено:
На заседании М/ О
Қаулы №
Протокол №____
«____»_______________ от «__»__________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
по прикладному курсу
«Биология: Общие закономерности»
2014-2015 учебный год
Сынып
Класс: 11
Мұғалім:
Учитель: Байдилдаева Гульзира Утегеновна
Сағат саны:
Количество часов: 34
Аптасына
В неделю: 1 час
Программа прикладного курса по биологии для 11-х классов
Биология: «Общие закономерности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на учащихся 11-х классов, на её изучение предполагается 34 часа.
Основной целью обучения прикладного курса является подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению, способствовать формированию умений учащихся пользоваться интернет-ресурсами, другими источниками информации для нахождения и использования необходимого материала по предмету
В соответствии с целями обучения определены следующие задачи прикладного курса «Общие закономерности»:
-
формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-
обеспечение сознательного усвоения основных биологических идей, понятий, концепций, теорий в их взаимосвязи, становлении, развитии;
-
формирование знаний об основных методах исследования, развитие умений и навыков изучения биологических объектов;
-
применение биологических знаний для оценки антропогенного воздействия в сохранении и равновесии биосферы, решении социальных, экологических и техногенных проблем;
-
воспитание бережного отношения к природе, своему организму и организмам других людей;
-
обучение учащихся самостоятельному поиску естественно-научных знаний.
В итоге обучения по данной программе обучающиеся должны получить представление об основах биологии как науки, законах и закономерностях биологии.
Основные требования к курсу Биология: «Общие закономерности»
Учащиеся должны знать:
-
основные термины и понятия курса;
-
основные законы и закономерности;
-
основные уровни организации живой природы;
-
основные положения клеточной теории; химический состав клетки;
-
роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов;
-
строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
-
хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации;
-
значение видового постоянства числа, формы и размеры хромосом;
-
митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;
-
фундаментальные понятия о биологических системах;
-
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
-
представления об эволюции живой природы;
-
предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина;
-
учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах;
-
формы борьбы за существование;
-
эволюционную роль мутаций;
-
формы естественного отбора;
-
современные представления о видообразовании;
-
свойства человека как биологического вида;
-
свойства человека как биосоциального существа;
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
-
сравнивать строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот;
-
определять митоз и мейоз;
-
распознавать способы размножения организмов;
-
объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;
-
на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;
-
анализировать видовой состав биоценозов;
-
выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
-
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, реферат, конспект;
-
владеть навыками работы с интернет-ресурсами, уметь находить необходимую информацию, используя различные источники;
Содержание программы
Введение (1 час)
Глава 1. Основные свойства и уровни организации живых организмов (10 часов)
Основные уровни живых организмов. Основные свойства живых организмов. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Клетка - элементарная структурная и функциональная единица живого. Эукариотическая клетка. Ядро. Цитоплазма. Клеточная оболочка. Деление клетки. Саморегуляция живых организмов. Гомеостаз.
Контроль: Тестовые задания к главе 1.
Глава 2. Развитие и размножение живых организмов (4 часа)
Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Онтогенез. Филогенез.
Контроль: Тестовые задания к главе 2.
Глава 3. Эволюционное учение (10 часов)
Становление и развитие эволюционных взглядов. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Ч.Дарвин о движущих силах эволюции видов. Приспособленность организмов к условиям среды как результат естественного отбора. Доказательства эволюции органического мира. Микроэволюция. Вид. Популяционная структура вида. Образование новых видов. Макроэволюция. Главные направления и пути эволюционного процесса
Контроль: Тестовые задания к главе 3.
Глава 4. Происхождение и развитие жизни на Земле (4 часа)
Теории о происхождении жизни на Земле. Современные представления о возникновения жизни. Историческое развитие жизни на Земле. Многообразие живых организмов. Эволюция млекопитающих.
Контроль: Тестовые задания к главе 4.
Глава 5. Происхождение человека (4 часа)
Место человека в живой природе. Движущие силы антропогенеза. Приматы и основные этапы эволюции человека. Человеческие расы.
Контроль: Обобщающий урок.
Используемые литературы:
-
Соловьева А., Ильясова Э. Биология. Пособие для подготовки к ЕНТ и комплексному тестированию. Атамұра, 2013 г.
-
Касымбаева Т., Мухамбетжанов К., Кисымова А. Общая биология. Хрестоматия . Мектеп, 2010 г.
-
Ковшарь А., Соловьева А., Кайым К., Ильясова Э., Шагиахметова Н. Биология. Учебник. Атамұра, 2011 г.
-
Ковшарь А., Соловьева А., Кайым К., Ильясова Э., Шагиахметова Н. Биология. Методическое руководство. Атамұра, 2013 г.
-
Соловьева А. Биология. Мультимедийное электронное учебное пособие. Атамұра, 2013 г.
Дополнительная литература:
-
Сивоглазов В.И. и др. БИОЛОГИЯ Общие закономерности. Учебник Москва. Изд. «Дрофа» 2006 г.
-
Козлова Т.А., Кучменко В.С. БИОЛОГИЯ в таблицах для 6-11 классов.
-
Резанова Е.А. и др., БИОЛОГИЯ в таблицах, рисунках и схемах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИКЛАДНОМУ КУРСУ
«Биология: Общие закономерности» 11 класс
Урок
№
Тема урока
Часы
Сроки
Лит-ра, наглядные
пособия, т.с.о.
Изучаемые понятия
(форма контроля ЗУН)
Корректировка
Введение (1 час)
Введение
1
05.09.2014
Портреты ученых-биологов
Предмет и задачи биологии; историю развития биологии; достижения и связь биологии с другими науками
Глава 1. Основные свойства и уровни организации живых организмов (10 часов)
Основные уровни живых организмов
1
12.09.2014
Наглядные материалы, презентация
Уровни организации жизни:
молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Основные свойства живых организмов
1
19.09.2014
Наглядные материалы, презентация
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность, дыхание, раздражимость, возбудимость, движение, рост и развитие.
Неорганические вещества, входящие в состав клетки
1
26.09.2014
Опорные схемы
Химический состав живого организма: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Органические вещества, входящие в состав клетки
1
03.10.2014
Опорные схемы
Химический состав живого организма: биополимеры, сложные соединения.
Клетка - элементарная структурная и функциональная единица живого
1
10.10.2014
Таблица 13 «Клетка под электронным микроскопом»
Клеточное строение; формы и размеры клеток; основные функции клеток; особенности структурной организации клеток прокариот.
Эукариотическая клетка. Ядро
1
17.10.2014
Таблица 13 «Клетка под электронным микроскопом»
Особенности структурной организации клеток эукариот; строение мембраны; строение и функции органоидов клетки; ядро; хромосомы и гены.
Цитоплазма.
1
24.10.2014
Таблица 13 «Клетка под электронным микроскопом»
Строение и функции цитоплазмы;
функции органоидов имеющиеся в цитоплазме.
Клеточная оболочка
1
31.10.2014
Таблица 13 «Клетка под электронным микроскопом»
Строение и функции клеточной оболочки; значение клеточной оболочки.
Деление клетки
1
14.11.2014
Микрофотографии и видеоролик о делении клетки
Жизненный цикл клетки;
фазы деления митоза;
биологическое значение митоза.
Саморегуляция живых организмов. Гомеостаз
Тестовые задания к главе 1.
1
21.11.2014
Опорные схемы.
Понятие о гомеостазе; значение гуморального регулирования;
роль гормонов; роль нервной системы.
Глава 2. Развитие и размножение живых организмов (4 часа)
Бесполое размножение организмов.
1
28.11.2014
Наглядные материалы, презентация
Формы размножения организма;
способы бесполого размножения; организмы с бесполым размножением;
значения вегетативного размножения.
Половое размножение организмов
1
05.12.2014
Наглядные материалы, презентация
Отличие полового размножения от бесполого; особенности женских и мужских половых клеток животных и растений; оплодотворение.
Онтогенез
1
12.12.2014
Таблица 4 «Дробление и развитие»
Периоды онтогенеза; этапы эмбрионального развития; постэмбриональное развитие.
Филогенез
Тестовые задания к главе 2.
1
19.12.2014
Таблица 11. «Доказательства эволюции»
Понятие о филогенезе;
эмбриональное дивергенция; сущность биогенетического закона.
Глава 3. Эволюционное учение (10 часов)
Становление и развитие эволюционных взглядов
1
26.12.2014
Портреты ученых-биологов. Таблица 1. «Эволюция»
Понятие об эволюции; развитие биологии в додарвинский период; ученые-эволюционисты: К. Линней, Ж.Б.Ламарк.
Эволюционное учение Ч.Дарвина
1
09.01.2015
Портреты ученых-биологов
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; формы отбора;
Ч.Дарвин о движущих силах эволюции видов
1
16.01.2015
Таблица 8 «Развитие органического мира»
Движущие силы эволюции; формы борьбы за существование; сущность естественного отбора; значение учения Дарвина.
Приспособленность организмов к условиям среды как результат естественного отбора
1
23.01.2015
Наглядные материалы, презентация
Приспособленность организмов;
защитные окраски; формы мимикрии;
относительность адаптаций.
Доказательства эволюции органического мира
1
30.01.2015
Таблица 1,11. «Эволюция», «Доказательства эволюции».
Сравнительно-анатомические,
эмбриологические, палеонтологические, биогеографические доказательства
Микроэволюция
1
06.02.2015
Презентация
Понятие о микроэволиции;
Вид. Популяционная структура вида.
1
13.02.2015
Наглядные материалы, презентация
Понятие о виде; критерий вида; популяционная структура вида; понятие о популяции.
Образование новых видов
1
20.02.2015
Презентация
Способы и особенности видообразования.
Макроэволюция
1
27.02.2015
Таблица 8 «Развитие органического мира»
Понятие о макроэволюции; главные направления эволюции.
Главные направления и пути эволюционного процесса
Тестовые задания к главе 3.
1
06.03.2015
Таблица 8 «Развитие органического мира»
Биологический прогресс и регресс; пути достижения биологического прогресса; сущность ароморфоза и идиоадаптации; дегенерация.
Глава 4. Происхождение и развитие жизни на Земле (4 часа)
Теории о происхождении жизни на Земле
1
13.03.2015
Портреты ученых-биологов. Таблица 8 «Развитие жизни на Земле»
Теорию о происхождения жизни;
опыты и эксперименты ученых.
Современные представления о возникновения жизни
1
20.03.2015
Портреты ученых-биологов
Гипотезы и теории о возникновении жизни на Земле.
Историческое развитие жизни на Земле
1
03.04.2015
Таблицы 1,5,8. Схема «Эволюционное развитие животного мира»
Историю развития жизни; развитие жизни в архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрах.
Многообразие живых организмов. Эволюция млекопитающих
Тестовые задания к главе 4.
1
10.04.2015
Схема 14. Таблица «Классификация клеточных организмов»
Клеточные и неклеточные формы жизни; эволюция млекопитающих.
Глава 5. Происхождение человека (4 часа)
Место человека в живой природе.
1
17.04.2015
Опорные схемы
Систематика, рудименты, атавизмы.
Движущие силы антропогенеза
1
24.04.2015
Опорные схемы
Биологические и социальные факторы, общественный образ жизни.
Приматы и основные этапы эволюции человека
1
08.05.2015
Таблица 7 «Происхождение человека» слайды
Эволюция приматов, древнейшие люди, древние люди, современные люди.
Человеческие расы
1
15.05.2015
Презентация.
Морфологические особенности рас, расизм.
Обобщающий урок
1
22.05.2015
Тесты
Контроль знаний.