- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме
Конспект урока по теме
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Диденко Н.С. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по биологии
7 класс
Тема: «Лишайники».
Учитель:
Диденко Н.С.
Челябинск 2013
Конспект открытого урока
ЛИШАЙНИКИ.
Предварительная подготовка: ученикам к открытому уроку даётся задание повторить то, что им известно о грибах, вспомнить на какие основные царства принято делить живые организмы и какое строение имеет растительная клетка. Самостоятельно ознакомится с материалом о лишайниках. Один из учеников готовит небольшое сообщение о съедобных лишайниках, давших основу легенде о манне небесной.
Цели:
Образовательная: Изучить строение лишайников, ознакомиться с особенностями их жизнедеятельности.
Развивающая: развивать способность быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания.
Воспитательная: воспитывать интерес к биологии.
Оборудование: мультимедийный проектор; изображения и коллекция лишайников; микроскоп и микропрепараты (лишайники); учебник.
Тип урока: Применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
I. Повторение изученного.
Сегодня мы познакомимся со строением и особенностями жизнедеятельности представителей ещё одного царства живых организмов - лишайниками. Но сначала давайте вспомним, что нам известно о грибах.
-
Расскажите, что такое грибница. (Грибница, или мицелий, образует тело гриба. Это тонкие белые нити, которые можно разглядеть под микроскопом.)
-
На какие две группы делятся грибы по способу питания? Кратко охарактеризуйте эти группы. (Грибы питаются готовыми органическими веществами. Грибы делятся на сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются частицами отмерших организмов, а паразиты питаются за счёт других живых организмов.)
-
Что вам известно о таком явлении, как симбиоз? Укажите отличия симбиоза от паразитизма. (Симбиоз - это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов. Симбиоз может быть между растениями и грибами, между растениями и бактериями и др. Паразитизм - другая форма существования живых организмов, при нём один организм питается за счёт другого. Нередко паразит приносит вред растению-хозяину.)
-
Как размножаются грибы? (Есть несколько способов размножения: с помощью почкования, кусочками грибницы, а также с помощью спор. Существуют грибы, которые размножаются путём слияния специальных половых клеток.)
-
Какие грибы вы знаете? (Ученики называют.)
-
Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека. (Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Они способствуют формированию плодородного слоя почвы. Грибы используются при изготовлении лекарств (например, пенициллин) и продуктов питания. Из съедобных грибов люди готовят вкусные блюда. Грибы могут приносить и вред. Ядовитые грибы опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят продукты и некоторые вещи. Грибы-паразиты также способны нанести немалый вред сельскохозяйственным культурам.)
II. Работа над новым материалом.
- Лишайник - это не менее интересные организмы, чем грибы. Они очень многообразны по своему внешнему виду. На какие группы можно разделить все лишайники? (Кустистые, листовые и накипные.)
(Учитель демонстрирует изображения или образцы.)
- Как называется тело лишайника? (Тело лишайника называется слоевище или таллом.)
- А теперь посмотрите на схему строения лишайника и попробуйте ответить, из чего оно состоит. (Слоевище лишайника - это симбиоз зелёной водоросли и гриба, которые живут как единый организм.)
- Вы уже знаете, как размножаются многие живые организмы. Попробуйте дать ответ на вопрос: как размножаются лишайники?
Ученик 1. Размножение лишайников во многом сходно с размножением грибов. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, которые образуются внутри слоевища. Когда лишайник сильно разрастается, его тело разрывается и эти клетки распространяются ветром или дождём.
- А теперь давайте подумаем, где растут лишайники?
(Учитель демонстрирует изображения, дающие ученикам возможность догадаться: например, ягель, рядом с которым стоит олень, ствол дерева или камень, покрытый зарослями лишайника, и т.п.
Ученик 2: Лишайники - очень неприхотливые организмы. Способные жить на скалах, камнях, в пустынях, а иногда они поселяются на крышах домов и даже на стекле. Эти организмы называют первопроходцами, пионерами растительного покрова, т.к. они поселяются в труднодоступных местах.
В жаркий период лишайник высыхают, и кажется, что они погибли. Но это не так - едва пройдёт дождь, и сухие кусочки слоевища оживут. Лишайник могут жить очень долго до 100 лет. Но растут они очень медленно, всего на несколько миллиметров в год.
- Рассмотрите под микроскопом лишайник. Что вы видите? (Нити гриба и одноклеточные водоросли.)
- А теперь вспомните, что вам известно о симбиозе и попытайтесь сделать вывод, как происходит питание лишайников.
Ученик 3: зелёные водоросли, входящие в симбиоз, продуцируют органические вещества, а нити грибницы поглощают воду с растворёнными в ней минеральными веществами. У лишайников существует интересная особенность: если отделить грибницу от водоросли, грибница не сможет жить самостоятельно. А водоросль в подобных опытах нередко продолжала свою жизнедеятельность как самостоятельный организм.
- Как вы думаете, какую роль играют лишайник в природе?
Ученик 4: Лишайники участвуют в образовании почвенного покрова Земли, т.к. выделяют особые вещества, способствующие разрушению твёрдых пород. Всем известно, что лишайник ягель является кормом для оленей, имеющих большое значение в хозяйственной деятельности народов Севера.
Лишайники используют и в некоторых отраслях промышленности при производстве лекарств, красок и реактивов. Однако у лишайников есть ещё одна важная роль - они являются индикаторами состояния окружающей среды. Несмотря на свою неприхотливость, лишайники чутко реагируют на загрязнения атмосферы (чувствителен к сернистому газу). Наблюдая за состоянием лишайников, можно сделать вывод о степени загрязнённости воздуха в данной местности. При значительном загрязнении лишайники погибают. Следовательно, если в конкретной местности растут лишайники, можно с уверенностью сказать, что воздушная среда здесь чистая.
- А теперь давайте рассмотрим слоевища лишайников.
(Учитель раздаёт по 2-3 образца. Желательно, чтобы были представлены кустистые, листовые и накипные лишайники.)
- К какой группе относятся эти лишайники?
(Ученики отвечают.)
- Зарисуйте их и укажите группу , к которой относятся лишайники.
(Подготовленный ученик выступает с докладом.)
Выступление. Манна небесная.
Те лишайники, с которыми мы познакомились, прикрепляются к какой-нибудь поверхности, однако существуют виды. Которые «кочуют», перемещаясь в пространстве под воздействием ветра. Таким лишайником является аспилиция съедобная, распространённая в пустынных районах Азии и Африки. Этот лишайник имеет вид небольших серых комочков. Предполагают, что именно этот лишайник породил библейскую легенду о манне небесной. Знаете ли вы эту легенду?
(Если ученики затрудняются, учитель рассказывает см.)
Когда Моисей вывел свой народ из египетского рабства, их путь пролегал через большую пустыню. У людей закончились запасы пищи; но на следующее утро вся земля оказалась покрыта маленькими комочками, которые оказались съедобными. Бывшие рабы были потрясены этим чудом и решили, что не иначе как с неба послана эта пища.
(Рассказ можно сопровождать демонстрацией изображений, иллюстрирующих легенду, слайдов и т.п.)
III. Подведение итогов.
А теперь давайте подведём итоги. На этом занятии мы познакомились со строением лишайников, узнали об особенностях их жизнедеятельности, питании, размножении, среде обитания и значении в природе и жизни человека. Научились определять, к какой группе следует отнести тот ил иной лишайник. Зарисовали слоевища лишайников. Познакомились с легендой, наглядно демонстрирующей особенность одного из видов лишайников.
Домашнее задание.
Повторить пройденный материал, изучить лишайники, встречающиеся в нашей местности, зарисовать их и дать краткое описание.