Конспект урока по теме

Данный материал поможет подготовиться к уроку по теме "Лишайники". особенно полезно для начинающего работать учителя. Предварительная подготовка:ученикам к открытому уроку даётся задание повторить то, что им известно о грибах, вспомнить на какие основные царства принято делить живые организмы и какое строение имеет растительная клетка. Самостоятельно ознакомится с материалом о лишайниках. Один из учеников готовит небольшое сообщение о съедобных лишайниках, давших основу легенде о манне небесной....
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект открытого урока по биологии

7 класс

Тема: «Лишайники».


Учитель:

Диденко Н.С.

Челябинск 2013

Конспект открытого урока

ЛИШАЙНИКИ.



Предварительная подготовка: ученикам к открытому уроку даётся задание повторить то, что им известно о грибах, вспомнить на какие основные царства принято делить живые организмы и какое строение имеет растительная клетка. Самостоятельно ознакомится с материалом о лишайниках. Один из учеников готовит небольшое сообщение о съедобных лишайниках, давших основу легенде о манне небесной.

Цели:

Образовательная: Изучить строение лишайников, ознакомиться с особенностями их жизнедеятельности.

Развивающая: развивать способность быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания.

Воспитательная: воспитывать интерес к биологии.

Оборудование: мультимедийный проектор; изображения и коллекция лишайников; микроскоп и микропрепараты (лишайники); учебник.

Тип урока: Применение и совершенствование знаний.

Ход урока.

I. Повторение изученного.

Сегодня мы познакомимся со строением и особенностями жизнедеятельности представителей ещё одного царства живых организмов - лишайниками. Но сначала давайте вспомним, что нам известно о грибах.

  1. Расскажите, что такое грибница. (Грибница, или мицелий, образует тело гриба. Это тонкие белые нити, которые можно разглядеть под микроскопом.)

  2. На какие две группы делятся грибы по способу питания? Кратко охарактеризуйте эти группы. (Грибы питаются готовыми органическими веществами. Грибы делятся на сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются частицами отмерших организмов, а паразиты питаются за счёт других живых организмов.)

  3. Что вам известно о таком явлении, как симбиоз? Укажите отличия симбиоза от паразитизма. (Симбиоз - это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов. Симбиоз может быть между растениями и грибами, между растениями и бактериями и др. Паразитизм - другая форма существования живых организмов, при нём один организм питается за счёт другого. Нередко паразит приносит вред растению-хозяину.)

  4. Как размножаются грибы? (Есть несколько способов размножения: с помощью почкования, кусочками грибницы, а также с помощью спор. Существуют грибы, которые размножаются путём слияния специальных половых клеток.)

  5. Какие грибы вы знаете? (Ученики называют.)

  6. Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека. (Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Они способствуют формированию плодородного слоя почвы. Грибы используются при изготовлении лекарств (например, пенициллин) и продуктов питания. Из съедобных грибов люди готовят вкусные блюда. Грибы могут приносить и вред. Ядовитые грибы опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят продукты и некоторые вещи. Грибы-паразиты также способны нанести немалый вред сельскохозяйственным культурам.)

II. Работа над новым материалом.

- Лишайник - это не менее интересные организмы, чем грибы. Они очень многообразны по своему внешнему виду. На какие группы можно разделить все лишайники? (Кустистые, листовые и накипные.)

(Учитель демонстрирует изображения или образцы.)

- Как называется тело лишайника? (Тело лишайника называется слоевище или таллом.)

- А теперь посмотрите на схему строения лишайника и попробуйте ответить, из чего оно состоит. (Слоевище лишайника - это симбиоз зелёной водоросли и гриба, которые живут как единый организм.)

- Вы уже знаете, как размножаются многие живые организмы. Попробуйте дать ответ на вопрос: как размножаются лишайники?

Ученик 1. Размножение лишайников во многом сходно с размножением грибов. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, которые образуются внутри слоевища. Когда лишайник сильно разрастается, его тело разрывается и эти клетки распространяются ветром или дождём.

- А теперь давайте подумаем, где растут лишайники?

(Учитель демонстрирует изображения, дающие ученикам возможность догадаться: например, ягель, рядом с которым стоит олень, ствол дерева или камень, покрытый зарослями лишайника, и т.п.

Ученик 2: Лишайники - очень неприхотливые организмы. Способные жить на скалах, камнях, в пустынях, а иногда они поселяются на крышах домов и даже на стекле. Эти организмы называют первопроходцами, пионерами растительного покрова, т.к. они поселяются в труднодоступных местах.

В жаркий период лишайник высыхают, и кажется, что они погибли. Но это не так - едва пройдёт дождь, и сухие кусочки слоевища оживут. Лишайник могут жить очень долго до 100 лет. Но растут они очень медленно, всего на несколько миллиметров в год.

- Рассмотрите под микроскопом лишайник. Что вы видите? (Нити гриба и одноклеточные водоросли.)

- А теперь вспомните, что вам известно о симбиозе и попытайтесь сделать вывод, как происходит питание лишайников.

Ученик 3: зелёные водоросли, входящие в симбиоз, продуцируют органические вещества, а нити грибницы поглощают воду с растворёнными в ней минеральными веществами. У лишайников существует интересная особенность: если отделить грибницу от водоросли, грибница не сможет жить самостоятельно. А водоросль в подобных опытах нередко продолжала свою жизнедеятельность как самостоятельный организм.

- Как вы думаете, какую роль играют лишайник в природе?

Ученик 4: Лишайники участвуют в образовании почвенного покрова Земли, т.к. выделяют особые вещества, способствующие разрушению твёрдых пород. Всем известно, что лишайник ягель является кормом для оленей, имеющих большое значение в хозяйственной деятельности народов Севера.

Лишайники используют и в некоторых отраслях промышленности при производстве лекарств, красок и реактивов. Однако у лишайников есть ещё одна важная роль - они являются индикаторами состояния окружающей среды. Несмотря на свою неприхотливость, лишайники чутко реагируют на загрязнения атмосферы (чувствителен к сернистому газу). Наблюдая за состоянием лишайников, можно сделать вывод о степени загрязнённости воздуха в данной местности. При значительном загрязнении лишайники погибают. Следовательно, если в конкретной местности растут лишайники, можно с уверенностью сказать, что воздушная среда здесь чистая.

- А теперь давайте рассмотрим слоевища лишайников.

(Учитель раздаёт по 2-3 образца. Желательно, чтобы были представлены кустистые, листовые и накипные лишайники.)

- К какой группе относятся эти лишайники?

(Ученики отвечают.)

- Зарисуйте их и укажите группу , к которой относятся лишайники.

(Подготовленный ученик выступает с докладом.)

Выступление. Манна небесная.

Те лишайники, с которыми мы познакомились, прикрепляются к какой-нибудь поверхности, однако существуют виды. Которые «кочуют», перемещаясь в пространстве под воздействием ветра. Таким лишайником является аспилиция съедобная, распространённая в пустынных районах Азии и Африки. Этот лишайник имеет вид небольших серых комочков. Предполагают, что именно этот лишайник породил библейскую легенду о манне небесной. Знаете ли вы эту легенду?

(Если ученики затрудняются, учитель рассказывает см.)

Когда Моисей вывел свой народ из египетского рабства, их путь пролегал через большую пустыню. У людей закончились запасы пищи; но на следующее утро вся земля оказалась покрыта маленькими комочками, которые оказались съедобными. Бывшие рабы были потрясены этим чудом и решили, что не иначе как с неба послана эта пища.

(Рассказ можно сопровождать демонстрацией изображений, иллюстрирующих легенду, слайдов и т.п.)

III. Подведение итогов.

А теперь давайте подведём итоги. На этом занятии мы познакомились со строением лишайников, узнали об особенностях их жизнедеятельности, питании, размножении, среде обитания и значении в природе и жизни человека. Научились определять, к какой группе следует отнести тот ил иной лишайник. Зарисовали слоевища лишайников. Познакомились с легендой, наглядно демонстрирующей особенность одного из видов лишайников.

Домашнее задание.

Повторить пройденный материал, изучить лишайники, встречающиеся в нашей местности, зарисовать их и дать краткое описание.


© 2010-2022